Сценарий фольклорного праздника "Иван Купала"

  • Культурные мероприятия
  • doc
  • 19.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разнообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы воздействия в системе воспитания, в первую очередь на подрастающее поколение. В каждом празднике проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающего поколения посредством специально организованной системы воздействия. Мы считаем актуальным возрождение народных традиций воспитания в семье и школе, которые будут способствовать эффективному введению воспитательной работы.
Иконка файла материала ivana_kupala (1).doc
Сценарий фольклорного праздника «День Ивана Купалы» Цель: расширение представлений старших дошкольников и младших школьников об  окружающем мире и активизация их познавательных интересов на основе  использования фольклорного материала. Задачи: 1. Образовательные – дать детям первоначальные представления о летних фольклорных  праздниках, о народных традициях и играх, о персонажах русского фольклора. 2. Воспитательные – прививать детям интерес и уважение к истории и традициям русского  народа, своей страны. 3. Развивающие – помочь детям войти в волшебный мир древних поверий, учить их видеть  необычное в обычном, чувствовать красоту окружающего мира и испытывать радость от  совместной деятельности. Герои: Ведущие – 2 чел., Знахарь, Леший, Кикимора, Водяной, Домовой. Реквизит: разноцветные ленты, разные травы, корзинки для трав и для игры с Кикиморой,  простынка, одеяла, пенек, самовар, бублики, большой таз с водой для озера и ведерки для  игры (2 маленьких, 2 больших, муляжи разных овощей, фруктов и сладостей, сачок,  избушка Бабы Яги, голубой платок (или лента, красный цветок, разные венки, брызгалки,  костюмы персонажей. Ход праздника. Звучит песня «На Ивана на Купала красна девица гадала». (Дети собираются на  полянке) Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы отпраздновать  приход лета, как это делали наши предки. И праздник этот называется день Ивана Купалы.  Это праздник солнца, воды и растений. Ведущий 2: И правда, ребята! Посмотрите вокруг! Как ласково светит солнышко.  Поднимите свои личики, потяните свои ручки к нему. Чувствуете, как греет? И деревья, и  цветы – все тянутся к нему! Ведущий 1: Чтобы праздник был веселее, давайте украсим нашу полянку! (Детям раздают разноцветные ленты, они завязывают их на кустах, деревьях,  заборчике.) Ведущий 2: Полюбуйтесь, какая пригожая наша полянка получилась! А теперь  рассаживайтесь поудобнее и послушайте мой рассказ. (Дети рассаживаются на постеленных на травке одеялах.)В ночь накануне праздника Ивана Купалы в цветах и растениях появляется особая  целительная сила. Поэтому знающие люди идут собирать лечебные растения именно в  это день. Некоторые собирают травы ночью в самую полночь, некоторые утром на заре… (Звучит спокойная музыка, на полянку выходит Знахарь.) Знахарь: Здравствуйте, мои травушки­муравушки! Надобно собрать вас сегодня побольше.  Полыни соберу, буду давать деткам, кто плохо кушает, для аппетита! Малинки соберу, чай из ее листьев хорош при простуде… А запах какой у травок! (подходит, дает детям  понюхать). Разложу я травы лесные, летний ветерок их подсушит, станут они  лекарством (раскладывает травы на простынке, возвращается к детям). Знахарь: Много пользы мои травы людям принесут. Только есть у меня одна мечта, ребята! Говорят, в купальскую ночь, ровно в полночь, расцветает цветок папоротника. Ярким  красным огнем горит он. Есть поверье, что кто его увидит, станет сильным, забудет про  болезни. Ведущий 1: Так давайте, дедушка, его поищем! Знахарь: Этот цветок не каждому увидеть суждено. Охраняет его всякая нечистая сила.  Справимся мы с ней? Ребята: Попробуем! (Под веселую музыку дети отправляются в путь по лесной тропинке. Навстречу  им выходит Леший.) Леший: Что это вы делаете в моем лесу? Куда это вы направляетесь? Дети: С праздником тебя, дедушка Леший! Ищем мы цветок папоротника! Помоги нам! Леший: Ишь, чего удумали! Не найти вам этот цветок, ни за что! Я вас сейчас в лягушек  превращу! Ведущий 2: Не надо, не надо! Строгий ты какой! Давай мы станцуем , повеселим тебя! Дети исполняют танец. Леший: Ух ты, какие умелые! Так и быть, идите дальше! (показывает дорогу  прямо) Только вряд ли вы цветок найдете! Ведущий 1: Пойдемте скорее, но в другую сторону! Леший ведь, наверное, запутать нас  хочет! (Дети по веселую музыку заходят за живую изгородь. На пеньке сидит Водяной,  рядом стол, самовар и бублики. Оформлено небольшое озеро. Водяной пьет чай  и поет: «А мне летать охота».) Водяной: Кто это нарушает покой моего царства­государства водяного? Ребята: Ищем мы цветок папоротника! Водяной: Ой, ой, ходят тут всякие, даже чай в тишине не попьешь. А зачем вам цветок  папоротника? Ребята: Чтобы стать сильными и здоровыми! Помоги нам! Водяной: Помочь вам? А сначала вы мне помогите! Нет у меня воды на чай, и сил ее  таскать нету. Наносите ­ ка мне водички! Проводится игра «Кто быстрее наберет ведро воды из озера».Водяной: Ну вот, другое дело, спасибо что помогли! Баранок и чаю не предлагаю, самому  мало, но дорогу вам покажу. Вам прямо, направо, вниз, наверх и назад, совсем немного  осталось! Ведущий 2: Совсем ты, дедушка Водяной, нас запутал, пойдем прямо по дороге. Водяной (ворчит вдогонку): Спасибо скажите, что не заколдовал! (Дети возвращаются на полянку. На полянке сидит Кикимора с сачком, смотрит  на овощи, фрукты, конфеты, шоколадки и т. д.) Кикимора (плачет): Ну, где же вы, давайте прыгайте в сачок, вы мне очень нужны! Ведущий 1: Кикимора, что случилось, кому куда прыгать надо? Кикимора: Слышала я, что на Ивана Купалу в овощах и фруктах целебная сила  появляется, витамины называются, вот сижу, жду, когда они ко мне в сочок запрыгнут. Ведущий 2: Ребята, как вы думаете, так можно витамины поймать? А как мы их можем  поймать? Кикимора, да тут много лишних продуктов, сейчас мы тебе поможем. (Дети разделили все по корзинам, корзины подарили Кикиморе.) Кикимора: Какие молодцы, спасибо, сейчас я все это съем и стану сильной и здоровой! Но  можно мне всего одну конфетку съесть ­ в ней тоже витамины, честно ­ честно. Дети: Нет! Кикимора: Нет, так нет, буду яблоки и груши есть. А куда это вы направляетесь? Дети: Ищем цветок папоротника! Кикимора: О! Хоть вы мне и помогли, но дело важное, просто так не пропущу!  Отгадывайте загадки! 1. Что в руках не удержать, что в решете не унести? (Вода.) 2. По берегу идёт, идет, а до берега дойдёт, тут и пропадёт. (Волна.) 3. Без рук, без ног, всё бежит. (Река.) 4. Над тобою, надо мной пролетел мешок с водой. Налетел на дальний лес, прохудился и исчез. (Туча.) А вы не только ловкие, а еще и умные! Ну, идите вот туда! Авось найдете ваш цветок! (Дети идут дальше и видят избушку Бабы Яги. Зову ее. Выходит Домовой.) Домовой: Нету хозяйки дома! По делам отбыла! Че надо­то? Дети: Сегодня день Ивана Купалы, ищем мы волшебный цветок папоротника! Домовой: Ой, и правда, праздник сегодня, как же я забыл! А потому забыл, что скучно мне  одному, грустно! Повеселите меня? А знаете, что на Ивана Купалу самый длинный день в  году и самая короткая ночь. И в игры в этот день играют про Солнце и Месяц, про Зарю­ заряницу. Хотите научу? Проводится народная игра «Заря­заряница». (Дети становятся в круг. Ведущий ходит внутри круга и читает стихи) «Заря­заряница, Солнцева сестрица! По полю ходила, ключи обронила, Ключи золотые, ленты голубые…»(На последних словах набрасывает платок или ленту на руки двух детей. Они  разбегаются в разные стороны, бегут по внешнему кругу, кто быстрее прибежал,  платок у ведущего забрал, тот и выиграл, теперь он ­ Ведущий.) Домовой: Как с вами играть весело! Ну что, показать, где цветок? (Дети, ведущие, Знахарь и Домовой находят на территории красный цветок,  звучит волшебная музыка.) Знахарь: Вот и сбылась моя мечта, нашел я заветный цветок. Только пока мы его искали, я  понял, что сильным и смелым человека делает не цветок, а дружба. Вы всем, ребята,  помогали и сильными и здоровыми стали! А теперь будем праздник праздновать! Ведущий 1: В день Ивана Купалы был обычай себе друга выбирать с помощью венка.  Девушка плела венок, бросала его в воду. Кто из парней нашел, тот ее и суженый. И мы  попробуем так себе друга выбрать! Проводится игра с венками (девочки водят хоровод, бросают свои венки в траву,  мальчишки находят, одевают венок и становятся в пару с той девочкой, чей  венок). Знахарь: Есть в этот день еще одна традиция – испытать очистительную силу огня или  крапивы! Чтобы весь год не болеть, чтобы беды и напасти миновали. Становитесь в ряд,  будем через крапиву прыгать, кто самый смелый? Я начну, да и вы не испугаетесь! Все парами прыгают через «крапивный костер». Домовой: Был еще один обычай на Ивана Купалу: купаться в реке, чтобы смыть все обиды  и горести, которые за год накопились. Жаль, что здесь нет ни речки, ни озера! (Выбегают Леший, Водяной, Кикимора с брызгалками и брызгают на детей с  криками: Сюрприз! Сюрприз! Вот вам и река, и озеро!) (Ведущие раздают детям брызгалки, все обливаются, веселятся. Гости  прощаются и уходят, конец праздника.) Финальный танец с музыкальными инструментами.