Разнообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы воздействия в системе воспитания, в первую очередь на подрастающее поколение.
В каждом празднике проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающего поколения посредством специально организованной системы воздействия.
Мы считаем актуальным возрождение народных традиций воспитания в семье и школе, которые будут способствовать эффективному введению воспитательной работы.
Сценарий фольклорного праздника «День Ивана Купалы»
Цель: расширение представлений старших дошкольников и младших школьников об
окружающем мире и активизация их познавательных интересов на основе
использования фольклорного материала.
Задачи:
1. Образовательные – дать детям первоначальные представления о летних фольклорных
праздниках, о народных традициях и играх, о персонажах русского фольклора.
2. Воспитательные – прививать детям интерес и уважение к истории и традициям русского
народа, своей страны.
3. Развивающие – помочь детям войти в волшебный мир древних поверий, учить их видеть
необычное в обычном, чувствовать красоту окружающего мира и испытывать радость от
совместной деятельности.
Герои: Ведущие – 2 чел., Знахарь, Леший, Кикимора, Водяной, Домовой.
Реквизит: разноцветные ленты, разные травы, корзинки для трав и для игры с Кикиморой,
простынка, одеяла, пенек, самовар, бублики, большой таз с водой для озера и ведерки для
игры (2 маленьких, 2 больших, муляжи разных овощей, фруктов и сладостей, сачок,
избушка Бабы Яги, голубой платок (или лента, красный цветок, разные венки, брызгалки,
костюмы персонажей.
Ход праздника.
Звучит песня «На Ивана на Купала красна девица гадала». (Дети собираются на
полянке)
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы отпраздновать
приход лета, как это делали наши предки. И праздник этот называется день Ивана Купалы.
Это праздник солнца, воды и растений.
Ведущий 2: И правда, ребята! Посмотрите вокруг! Как ласково светит солнышко.
Поднимите свои личики, потяните свои ручки к нему. Чувствуете, как греет? И деревья, и
цветы – все тянутся к нему!
Ведущий 1: Чтобы праздник был веселее, давайте украсим нашу полянку!
(Детям раздают разноцветные ленты, они завязывают их на кустах, деревьях,
заборчике.)
Ведущий 2: Полюбуйтесь, какая пригожая наша полянка получилась! А теперь
рассаживайтесь поудобнее и послушайте мой рассказ.
(Дети рассаживаются на постеленных на травке одеялах.)В ночь накануне праздника Ивана Купалы в цветах и растениях появляется особая
целительная сила. Поэтому знающие люди идут собирать лечебные растения именно в
это день. Некоторые собирают травы ночью в самую полночь, некоторые утром на заре…
(Звучит спокойная музыка, на полянку выходит Знахарь.)
Знахарь: Здравствуйте, мои травушкимуравушки! Надобно собрать вас сегодня побольше.
Полыни соберу, буду давать деткам, кто плохо кушает, для аппетита! Малинки соберу, чай
из ее листьев хорош при простуде… А запах какой у травок! (подходит, дает детям
понюхать). Разложу я травы лесные, летний ветерок их подсушит, станут они
лекарством (раскладывает травы на простынке, возвращается к детям).
Знахарь: Много пользы мои травы людям принесут. Только есть у меня одна мечта, ребята!
Говорят, в купальскую ночь, ровно в полночь, расцветает цветок папоротника. Ярким
красным огнем горит он. Есть поверье, что кто его увидит, станет сильным, забудет про
болезни.
Ведущий 1: Так давайте, дедушка, его поищем!
Знахарь: Этот цветок не каждому увидеть суждено. Охраняет его всякая нечистая сила.
Справимся мы с ней?
Ребята: Попробуем!
(Под веселую музыку дети отправляются в путь по лесной тропинке. Навстречу
им выходит Леший.)
Леший: Что это вы делаете в моем лесу? Куда это вы направляетесь?
Дети: С праздником тебя, дедушка Леший! Ищем мы цветок папоротника! Помоги нам!
Леший: Ишь, чего удумали! Не найти вам этот цветок, ни за что! Я вас сейчас в лягушек
превращу!
Ведущий 2: Не надо, не надо! Строгий ты какой! Давай мы станцуем , повеселим тебя!
Дети исполняют танец.
Леший: Ух ты, какие умелые! Так и быть, идите дальше! (показывает дорогу
прямо) Только вряд ли вы цветок найдете!
Ведущий 1: Пойдемте скорее, но в другую сторону! Леший ведь, наверное, запутать нас
хочет!
(Дети по веселую музыку заходят за живую изгородь. На пеньке сидит Водяной,
рядом стол, самовар и бублики. Оформлено небольшое озеро. Водяной пьет чай
и поет: «А мне летать охота».)
Водяной: Кто это нарушает покой моего царствагосударства водяного?
Ребята: Ищем мы цветок папоротника!
Водяной: Ой, ой, ходят тут всякие, даже чай в тишине не попьешь. А зачем вам цветок
папоротника?
Ребята: Чтобы стать сильными и здоровыми! Помоги нам!
Водяной: Помочь вам? А сначала вы мне помогите! Нет у меня воды на чай, и сил ее
таскать нету. Наносите ка мне водички!
Проводится игра «Кто быстрее наберет ведро воды из озера».Водяной: Ну вот, другое дело, спасибо что помогли! Баранок и чаю не предлагаю, самому
мало, но дорогу вам покажу. Вам прямо, направо, вниз, наверх и назад, совсем немного
осталось!
Ведущий 2: Совсем ты, дедушка Водяной, нас запутал, пойдем прямо по дороге.
Водяной (ворчит вдогонку): Спасибо скажите, что не заколдовал!
(Дети возвращаются на полянку. На полянке сидит Кикимора с сачком, смотрит
на овощи, фрукты, конфеты, шоколадки и т. д.)
Кикимора (плачет): Ну, где же вы, давайте прыгайте в сачок, вы мне очень нужны!
Ведущий 1: Кикимора, что случилось, кому куда прыгать надо?
Кикимора: Слышала я, что на Ивана Купалу в овощах и фруктах целебная сила
появляется, витамины называются, вот сижу, жду, когда они ко мне в сочок запрыгнут.
Ведущий 2: Ребята, как вы думаете, так можно витамины поймать? А как мы их можем
поймать? Кикимора, да тут много лишних продуктов, сейчас мы тебе поможем.
(Дети разделили все по корзинам, корзины подарили Кикиморе.)
Кикимора: Какие молодцы, спасибо, сейчас я все это съем и стану сильной и здоровой! Но
можно мне всего одну конфетку съесть в ней тоже витамины, честно честно.
Дети: Нет!
Кикимора: Нет, так нет, буду яблоки и груши есть. А куда это вы направляетесь?
Дети: Ищем цветок папоротника!
Кикимора: О! Хоть вы мне и помогли, но дело важное, просто так не пропущу!
Отгадывайте загадки!
1. Что в руках не удержать, что в решете не унести? (Вода.)
2. По берегу идёт, идет, а до берега дойдёт, тут и пропадёт. (Волна.)
3. Без рук, без ног, всё бежит. (Река.)
4. Над тобою, надо мной пролетел мешок с водой.
Налетел на дальний лес, прохудился и исчез. (Туча.)
А вы не только ловкие, а еще и умные! Ну, идите вот туда! Авось найдете ваш цветок!
(Дети идут дальше и видят избушку Бабы Яги. Зову ее. Выходит Домовой.)
Домовой: Нету хозяйки дома! По делам отбыла! Че надото?
Дети: Сегодня день Ивана Купалы, ищем мы волшебный цветок папоротника!
Домовой: Ой, и правда, праздник сегодня, как же я забыл! А потому забыл, что скучно мне
одному, грустно! Повеселите меня? А знаете, что на Ивана Купалу самый длинный день в
году и самая короткая ночь. И в игры в этот день играют про Солнце и Месяц, про Зарю
заряницу. Хотите научу?
Проводится народная игра «Зарязаряница».
(Дети становятся в круг. Ведущий ходит внутри круга и читает стихи)
«Зарязаряница, Солнцева сестрица!
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые…»(На последних словах набрасывает платок или ленту на руки двух детей. Они
разбегаются в разные стороны, бегут по внешнему кругу, кто быстрее прибежал,
платок у ведущего забрал, тот и выиграл, теперь он Ведущий.)
Домовой: Как с вами играть весело! Ну что, показать, где цветок?
(Дети, ведущие, Знахарь и Домовой находят на территории красный цветок,
звучит волшебная музыка.)
Знахарь: Вот и сбылась моя мечта, нашел я заветный цветок. Только пока мы его искали, я
понял, что сильным и смелым человека делает не цветок, а дружба. Вы всем, ребята,
помогали и сильными и здоровыми стали! А теперь будем праздник праздновать!
Ведущий 1: В день Ивана Купалы был обычай себе друга выбирать с помощью венка.
Девушка плела венок, бросала его в воду. Кто из парней нашел, тот ее и суженый. И мы
попробуем так себе друга выбрать!
Проводится игра с венками (девочки водят хоровод, бросают свои венки в траву,
мальчишки находят, одевают венок и становятся в пару с той девочкой, чей
венок).
Знахарь: Есть в этот день еще одна традиция – испытать очистительную силу огня или
крапивы! Чтобы весь год не болеть, чтобы беды и напасти миновали. Становитесь в ряд,
будем через крапиву прыгать, кто самый смелый? Я начну, да и вы не испугаетесь!
Все парами прыгают через «крапивный костер».
Домовой: Был еще один обычай на Ивана Купалу: купаться в реке, чтобы смыть все обиды
и горести, которые за год накопились. Жаль, что здесь нет ни речки, ни озера!
(Выбегают Леший, Водяной, Кикимора с брызгалками и брызгают на детей с
криками: Сюрприз! Сюрприз! Вот вам и река, и озеро!)
(Ведущие раздают детям брызгалки, все обливаются, веселятся. Гости
прощаются и уходят, конец праздника.)
Финальный танец с музыкальными инструментами.