Расширить знания учащихся по истории развития естественно – математических наук,
Повысить уровень математической культуры и интерес к предметам математика; физика.
Развитие логического мышления, интуиции, внимания;
Формирование навыков общения, умения работать в команде.
Оборудование: компьютер, диапроектор, презентация, реквизит для сценок, приборы для измерения объёма.
Математическая игра Колесо истории - Краснова Людмила Николаевна.docx
Познавательная
интерактивная
математическая игра
«Колесо истории» Цели:
Расширить знания учащихся по истории развития естественно –
математических наук,
Повысить уровень математической культуры и интерес к
предметам математика; физика.
Развитие логического мышления, интуиции, внимания;
Формирование навыков общения, умения работать в команде.
Оборудование: компьютер, диапроектор, презентация,
реквизит для сценок, приборы для измерения объёма.
Используемая литература: Е.Ефимовский «След колесницы».
. Колесо истории.
Вед. Существует высказывание «Колесо истории нельзя повернуть вспять».
Но тем не менее мы попробуем это сегодня опровергнуть и отправимся в
путешествие в прошлое. Посмотрим, как шло развитие математической
науки предшествующими поколениями. Окунёмся в атмосферу прошлых
веков. Ведь история всегда хранит много интересного и поучительного.
И так, запустим колесо истории и перенесёмся в прошлое.
3 слайд (колесо крутится) Стоп .
Мы перенеслись в 3 век до н. э.
4 слайд.
Вед. Древние Сиракузы.
Сценка (слайд 5 корона)
Жил в Сиракузах мудрец Архимед.
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались — корона!
Захотелось Гиерону сделать новую корону.
Золота отмерил строго.
Взял не мало и не много — сколько нужно — в самый раз.
Ювелиру дал заказ.
Через месяц Гиерону ювелир принес корону.
Взял корону Гиерон, оглядел со всех сторон.
Чистым золотом сверкает...
Но ведь всякое бывает.
И добавить серебро можно к золоту хитро,
а того и хуже — медь (если совесть не иметь)...
И царю узнать охота:
честно ль сделана работа?
Не желал терпеть урон Гиерон.
И позвал он Архимеда...
Началась у них беседа.
Гиерон :
Вот корона, Архимед.
Золотая или нет?
Архимед :
Чистым золотом сверкает.
Гиерон :
Но ты знаешь, все бывает!
И добавить серебро можно к золоту хитро.
А того и хуже — медь, если совесть не иметь.
Сомневаться стал я что-то: честно ль сделана работа?
Можно ль это, ты скажи, определить? Но корону не царапать, не пилить...
И задумался ученый.
Что известно? ВЕС короны. Ну а как найти ОБЪЕМ?
Думал ночью, думал днем.
И однажды, в ванне моясь, погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода — догадался он тогда,
как найти ОБЪЕМ короны, и помчался к Гиерону.
А могли бы вы повторить опыт Архимеда и объяснить, как определить
объём, какого либо тела? И объяснить, как удалось Архимеду проверить, из
чистого ли золота сделана корона? Вам поможет знание физических законов
и математический расчёт.
На ваше научное открытие отводится 3 мин. У вас есть возможность
привлечь и ваших болельщиков.
(слайд 6) (демонстрация опыта)
Вед. Имя Архимеда и его закон о величине выталкивающей силы при
погружении тела в жидкость, известен многим. А что ещё мы знаем об
Архимеде?
Слайд 7, 8 Вед. читает
Но это ещё не все открытия и изобретения, которые приписывает история
великому Архимеду. Внимание вопрос:
Слайд 9. Вед. читает На обдумывание 1 минута в вашем распоряжении.
Слайд 10 Правильный ответ:
Вед. Покинем Сиракузы и отправимся дальше. ( переход к слайду 3)
Следующая наша остановка 11 век уже н. э.
Слайд 11 ( сценка Омар Хайям)
Вед. В Нишапуре весна ,
В Нишапуре базар
Сын шагает с отцом
По базарным рядам.
— Пять дирхемов тебе на подарок я дам.
Ты доволен, Омар? Отвечай, наконец!
— Дай мне десять динаров. О, мудрый отец
— Ты, наверно, забыл: я не шах и не бей.
Что ты хочешь купить, не пойму, хоть убей!
Ну какому товару такая цена?
Скоро будешь просить у меня скакуна.
Или перстень, в котором сверкает алмаз!
Ты запомни: на роскошь нет денег у нас!
— Видишь, здесь на прилавке, пять свитков — пять книг.
Это имя вряд ли что тебе говорит,
Это древний ученый, великий Эвклид.
Это — мысль, что любого быстрей скакуна.
Ярче всяких алмазов сверкает она.
Нет без линий и чисел мне жизни, отец.
И узнать я хочу то, что понял мудрец. — Стал ты взрослым, сынок!
О, великий Аллах,
Пусть я темен и стар.
Сделай так, чтоб ученым стал сын мой Омар!
Слайд 12 ( без каментариев) Эвклид
Вед. Кто назовёт имя этого выдающегося учёного 11 века, которого так
заинтересовали труды великого Эвклида? (Варианты ответов)
Слайд 13 Вед. читает
Кроме того Омар Хайям был прекрасный поэт, философ. В его стихах и
сейчас мы можем найти много поучительного для себя.
Слайд 14,15,16. Вед. читает стихи.
Но есть и ещё одно изобретение Омара Хайяма.
Внимание вопрос: Внимание, вопрос. Что в чёрном ящике? Слайд 17
Вед. Продолжим наше путешествие.
( переход к слайду 3)
Слайд 18. Пиза 16 век. ( читает)
Сценка Галилей
1-й профессор
Ядра, различные весом, сбросить решил Галилей.
Какое из них, профессор, может упасть скорей?
2-й профессор
Бросайте вы хоть сто тел, хоть с башни, хоть прямо с небес.
Как учил Аристотель, на скорость влияет вес.
1-й профессор
Не может быть, чтоб маленькое тело с громадным вместе до земли летело.
УПАЛИ ВМЕСТЕ разных два ядра.
(Галилей спускается с башни).
Профессора — Вы фокусник, плут, обманщик!
— Вас кафедры надо лишить!
— Чтобы не лазил на башни.
Галилей
Синьоры! Прошу не спешить!
В старой книге ошибка. Оставьте в покое вес.
Упала бы камнем пушинка, если бы воздух исчез...
Ученик
Синьор Галилей, я хотел, чтобы вы еще раз пояснили мне опыт с падением тел.
Галилей
Я открыл, что тела при падении ничего не весят..
Ученик
Как это?
Галилей
Представь, что ты падаешь вниз, сидя на весах... Будут ли эти весы что-нибудь
показывать? Я думаю, что нет: ведь скорость падения весов и твоего тела будет
одинакова, следовательно, во время падения ты не будешь ничего весить! Слай 19 Вед. читает
С ещё одним изобретением Галилея вы хорошо знакомы, но не все знают,
что впервые оно появилось ещё в 16 веке.
Внимание вопрос (черный ящик)
Вот детская загадка «За окном - Ивашка, стеклянная рубашка, на рубашке
метки, не густы, не редки .»
Слайд 20 (ответ)
Путешествуем дальше. ( переход к слайду 3)
18 век. Эпоха Петра I. Слайд 21
Сценка Митрофанушка.
Г-жа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись,
чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.
Митрофан. Ну! А там что?
Г-жа Простакова. А там и женисся.
Митрофан. Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был
последний раз и чтоб сегодня ж быть сговору.
Г-жа Простакова. Придет час воли Божией!
Митрофан. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж
меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.
Цыфиркин очинивает грифель.
Г-жа Простакова. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой!
Софьюшкины денежки было б куды класть…
Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.
Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.
Г-жа Простакова (работая). Ах, Господи Боже мой! Уж ребенок не смей и
избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!
Цыфиркин. За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская
пословица: собака лает, ветер носит.
Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся.
Цыфиркин. Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади
останесся.
Г-жа Простакова. Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что
Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да
и Боже избави!
Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну,
хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое…
Митрофан (пишет). Трое.
Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублев.
Митрофан (пишет). Триста.
Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три – три. Единожды ноль – ноль.
Единожды ноль – ноль.
Г-жа Простакова. Что, что до дележа?
Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.
Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не
делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
Митрофан. Слышь, Пафнутьич, задавай другую. Цыфиркин. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять
рублев.
Митрофан. Десять.
Цыфиркин. Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня
перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять.
Митрофан (пишет). Ну, ну, десять.
Цыфиркин. Сколько ж бы на год?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Нуль да нуль – нуль. Один да
один… (Задумался.)
Г-жа Простакова. Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да
и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег
нет – что считать? Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича хорошохонько.
19
веке.
Слайд22
Вы увидели сцену из бессмертной комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», так
называли юношей, не достигших совершеннолетия.
Слайд 23 Вед. читает
Слайд 24. Вед. читает
Слайд 25 Вед. читает Внимание вопрос
Слайд 27 (задача) В вашем распоряжении 3 мин.
А в это время вопрос для болельщиков: Слайд 28
( переход к слайду 3)
Колесо истории вновь вращается и мы уже в
Россия . Казань.
Сценка. О Лобачевском.
Академик
Недавно мне представили на суд по геометрии... куда как важный труд.
Названье носит — «Новые начала»!
Эвклида нового нам только не хватало!
Журналист
Да, в гении пролезть все норовят.
Вот сочинитель Пушкин.
Этот рад из кожи вон — с Державиным сравниться.
Но знай же свой шесток, как говорится!
Академик Профессор ординарный из Казани!
К тому же ректор университета.
Журналист
У нас теперь дают так просто званья.
Не страшно потерять авторитета.
Вот Пушкин — камер-юнкер!
Это ж честь! Ан нет! Все хочет в гении пролезть!
Профессор! Ректор! Нынче маловато!
Какая ж тема этого трактата?
Академик
О параллелях. Лучшие умы над этим бились.
Но увы, увы... Пытались параллельность доказать.
Журналист А наш казанский, надо понимать, умнее всех и думает иначе?
Теперь нахальство — это тоже сила.
Академик
Отрывок я могу вам почитать:
«Двух тысяч лет ученым не хватило, чтоб разрешить Эвклидову задачу! Решается
ль она на самом деле? И у меня возникли подозренья».
Журналист
И у него! Какое самомненье!
Академик
«Что истину доказывать хотели, с природой нити разорвав живые! Лишь опыт бы
развеял все сомненья, в науке нет науке подтвержденья! Но разве к Солнцу
проведешь прямые!»
Хоть лоб разбей, ни слова не поймешь!
Журналист
Хороший матерьяльчик!
Ну так что ж, не верит в параллельность двух прямых!
Гнетет безделье. О студентах о своих он меньше думает.
Ну ладно, наш журнал всех умников немало задевал...
И о поэте тоже он писал. Спасибо. Вам откланяться хочу.
Я все узнал. Поверьте — не смолчу.
Академик
Он настрочит... Но есть к тому мотив.
А данный труд пойду сдавать в архив!
Слайд 29
(Кто же этот учёный, не понятый и не признанный своими современниками,
но заслуги которого, оценили его потомки?)
Слайд 29,30.( Задача) В вашем распоряжении 3 мин.
Слайд 31 А теперь посмотрим решение.
Слайд 32
( переход к слайду 3)
Колесо истории вновь вращается и мы уже в
Слайд 35 Россия , конец 19 начало 20 века.
Перед нами картина художника Н. Богданова- Бельского, ученика Сергея
Александровича Рачинского.
Имя Рачинского, к сожалению, долгое время было забыто, но сейчас вновь
издаются его труды.
Слайд 36. (читать) ( Вернуться.)
Слайд 35 На картине мы видим учеников лет 11-12, которые с интересом
устно решают какой-то пример записанный на доске. Рассмотрим этот
пример и попробуем его решить устно:
Слайд 37. 1 минута
А теперь посмотрим подсказку. Слайд 38
А вот перед вами решение. Слайд 39
Вот и подошло к концу наше путешествие в историю математики.
И хочется завершить его словами ещё одного известного учёного-
математика
веке.
20 Карла Гауса. Слайд 40.
Сценарий игры "Колесо истории по математике"
Сценарий игры "Колесо истории по математике"
Сценарий игры "Колесо истории по математике"
Сценарий игры "Колесо истории по математике"
Сценарий игры "Колесо истории по математике"
Сценарий игры "Колесо истории по математике"
Сценарий игры "Колесо истории по математике"
Сценарий игры "Колесо истории по математике"
Сценарий игры "Колесо истории по математике"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.