Сценарий классного родительского собрания на тему "Поощрение и наказание" (для 2 - 4 классов). Прилагается к разработке презентация.

  • Мероприятия
  • Работа в классе
  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 01.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Поощрение и наказание.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение
«Средняя общеобразовательная школа  № 13»

 

Учитель начальных классов Кульмухаметова Венера Гильметдиновна

 

 

 

 

Сценарий родительского собрания

 

«Поощрение и наказание

детей в семье»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

2017 г.

 

Наказание – это причинение вреда

причиняющему  вред.

                                                                 Похвала – педагогический домкрат.

В. Кротов.

            Цели собрания:

1.      Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.

2.      Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семье.

3.      Убедить родителей о вреде насилия над детьми.

4.      Обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.

5.      Учиться вести диалог друг с другом.

Класс: 2

Время проведения: 15.03.2017 г.

Форма проведения:  школа родительского  диалога.

Участники: классный руководитель, школьный психолог, родители учащихся.

Организация родительского собрания:

·         Подготовка приглашений для родителей;

·         Подготовка педагогических ситуаций по проблеме;

·         Подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме собрания;

·         Мини-сочинения учащихся по теме собрания: «Если бы я был волшебником …»;

·         Подготовка памяток для родителей;

·         Выступление психолога.

·         Видеоролик «Не бейте детей!».

Проследить, чтобы родители разделись в гардеробной.

Оборудование: электронная презентация, карточки с педагогическими ситуациями, карточки с фигурами, карточка с характеристиками каждой группы,  приложения (анкеты для учащихся, родителей), листы бумаги и ручки, стенгазета, солнышки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход родительского собрания

Подготовительная часть

      Парты в классе  расставлены  попарно так, чтобы получилось 4  стола, за которыми могли усесться по 4-5 родителей. На каждом  столе лежит один из четырёх знаков: квадрат, круг, треугольник, волна, а также листы бумаги и ручки.

     При входе в класс,  родители выбирают один из знаков и садятся за соответствующий стол.

 

 

 


Вводная часть.

1.      Приветствие. Эмоциональный настрой.

Итак, мы начинаем.  Для начала давайте эмоционально настроимся. Я предлагаю вам поприветствовать друг друга необычным  образом.

Квадрат это сделает при помощи руки, треугольник – при помощи голоса, круг – при помощи мимики, волна – кивком головы. А теперь, все вместе.

 Оказывается, по тому, какую фигуру вы выбрали, можно судить о вашем характере. Послушайте несколько слов о себе.

2.      Характеристика знаков. Зачитывает родитель из каждой группы.

Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.

Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.

Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.

Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.

3.      Учитель:

- Наше сегодняшнее собрание будет не совсем обычным. Пройдёт оно в форме школы родительского диалога. Школа родительского диалога - это одна из современных  форм работы. Школа родительского диалога - это модель совместной деятельности для родителей, классного руководителя, психолога.

Основная часть

1.      Вступительное слово учителя.

Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
“Это к счастью, 
Это к счастью!”
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью,
Это сделал я.
“Ты разиня,
Ты растяпа” -
Скажет мне семья.

 - Как вы уже догадались тема нашего родительского собрания "Поощрение и наказание детей в семье".

Слайд 1

 

Эпиграф

 

2. Тема и цели родительского собрания.

 - Тема нашего родительского собрания очень актуальна.

 - Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик.

Слайд 2

Цели родительского собрания:

1.      Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.

2.      Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семье.

3.      Убедить родителей о вреде насилия над детьми.

4.      Обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.

5.      Учиться вести диалог друг с другом.

3.Раскрытие основных понятий «поощрение» и «наказание».

 

 - Хочется отметить, что в семьях, где родители неумело пользуются в воспитании ребёнка наказанием и поощрением, уровень тревожности его гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже.

- Ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы поощрения и наказания.

 

Слайд 3

 - Что означают слова «поощрение» и «наказание»?

 -- Поощрение или похвала – хороший отзыв о ком – нибудь, одобрение.

 - Наказание – мера воздействия против совершившего преступление, проступок.

 

4. Результаты анкетирования, полученные в ходе опроса учащихся.

Чтение и обсуждение откровений детей по теме собрания.

 

Слайд 4

 - А теперь давайте посмотрим, каково мнение ваших детей по данной проблеме. На что они обращают внимание, что их беспокоит.

Анкета для ученика.                                                                        (Приложение 1)

1. Как часто тебя наказывают?

А. Часто.

Б. Иногда.

В. Никогда.

2. Кто чаще всего тебя наказывает?

А. Папа.

Б. Мама.

3. Что может послужить поводом для наказания?

 -

4. Боишься ли ты наказания?

А. Да.

Б. Нет.

5. Что ты делаешь, чтобы избежать наказание?

 -

6. Как часто тебя поощряют?

А. Часто.

Б. Иногда.

В. Никогда.

7. Как тебя поощряют?

 -

8. Что может послужить поводом для поощрения?

 -   

9. Кто из родителей тебя поощряет чаще?

А. Папа.

Б. Мама.

10. Ждёшь ли ты поощрения?

А. Да.

Б. Нет.

(Приложение 2.)

Слайд 5

«Продолжи фразу …»

Меня хвалят, если …

 

Мне дарят подарки, если …

 

Мне дарят деньги, если …

 

Мне разрешают ……           , если …….

 

(Приложение 3.)

Слайд 6

Сочинение

Если бы я был (а) волшебником ….

 

Физпауза для родителей

 

Упражнение: «Перебежки»

 

Встать и поменяться местами тем, у кого один ребёнок;

 

Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;

 

Встать и поменяться местами тем, у кого двое детей;

 

Встать и поменяться местами тем, кто любит своего ребёнка, своих детей;

 

Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребёнком.

 

Встать и поменяться местами тем, у кого трое детей;

 

 - Теперь Вы снова можете сесть на свои места.

 

6.      Чтение и обсуждение анкет родителей по теме.

 - Все мы испытываем потребность похвалить за что-то своего ребёнка, поцеловать, приласкать его, сделать подарок.

 - Давайте посмотрим,  как некоторые из вас «поощряют своих детей».

Слайд 7

 - Как же наказывают своих детей родители нашего класса?  (Приводятся данные анкет).

Слайд 8

 

(Приложение 4.)

Уважаемые родители! В рамках проведения классного родительского собрания по теме «Поощрение и наказание как методы воспитания», пожалуйста, ответьте на все вопросы анкеты и своевременно сдайте.

Примечание: выбираете только один вариант ответов.

Анкета для родителей

1. Считаете ли Вы проблему наказания и поощрения детей в семье важной и актуальной.

А. Да.

Б. Нет.

В. Не думал (а) над этой проблемой.

2. Как Вы относитесь к поощрениям ребёнка в семье?

А. Как к необходимому и значимому атрибуту семейного воспитания.

Б. Как к родительской обязанности.

В. Не задумывался (ась) над этим.

3. Как  Вы относитесь к наказанию детей в семье?

А. Как к обязательному атрибуту семейного воспитания.

Б. Как к одному из важных элементов семейной культуры.

В.  Не задумывался (ась) над этим.

4. Наказывали ли Вас в вашей семье?

А. Да, регулярно.

Б. Иногда, если этого заслуживал (а).

В. Почти никогда.

5. Как Вы поощряете своего ребёнка?

А. Материально.

Б. Морально.

В. Сочетаю различные формы поощрения.

6. Какие формы поощрения из приведённых ниже Вы считаете наиболее значительными?

А. Покупка вещей.

Б. Покупка игрушек.

В. Покупка вещей и предметов, связанных с интересами и увлечениями ребёнка.

Г. Словесные формы поощрения.

Д. Телесные формы поощрения ребёнка (объятие, поцелуй и т. д.).

7. Какие формы наказания ребёнка Вы считаете наиболее приемлимыми?

А. Физическое наказание.

Б. Исключение общения с ребёнком.

В. Лишение ребёнка чего – то.

8. Как Вы думаете, чем может грозить родителям частое использование физического наказания  по отношению к ребёнку?

А. Потерей контакта с ребёнком.

Б. Уходом из дома.

В. Агрессией и жестокостью по отношению к родным и чужим людям.

Г. Изменением нравственной сферы личности ребёнка.

 

7.      Сообщение классного руководителя.

- Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний, словесных оскорблений.

 - Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Его непременно мучает страх. Словесные оскорбления могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

 - Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребёнка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка.

 - Наказание будет эффективно, когда есть поощрение. Поощрять можно и нужно. Особое внимание нужно уделять похвале за совершенное ребёнком усилие.

Слайд 9

- Один из наиболее важных методов  воспитания – это убеждение.Говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

8.      Выступление школьного психолога.

- Выступление школьного психолога Мироновой Светланы Леонидовны.

 - Раздать визитки родителям (режим работы школьного психолога).

 

9.      Коллективное обсуждение родителями педагогических ситуаций по проблеме. Работа в группах.

( Приложение 5.)

-     Предлагаю вам разобраться в вопросах наказаниядетей на примере разных педагогических ситуаций.

1.      Родители долго думали, что подарить дочери – первокласснице к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители купила велосипед!»

 

2.      Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за 5 минут сделает и на улицу. Вечером придёт – начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка.

 

 

3.      Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды, будучи ещё в 4 классе, он сказал отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».

 

4.      В этой семье в конце недели отчитывались по результатам учёбы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей результаты детей не устраивали, они должны выполнять трудовую повинность по дому и даче. Работу можно найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

 - Правильно ли поступали родители, наказывая ребёнка физическим трудом?

 - Была ли подобная ситуация в вашей семье?

 

10.  Рефлексия.

 

1.      Классный руководитель предлагает родителям выполнить задание: поделить лист на 2 части и написать на одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой – которыми ругаете.

- Уважаемые родители! А теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

2. Упражнение « Моё солнышко»

   - Сейчас я раздам вам солнышки, и вы увидите, что они особенные, в центре фотография вашего самого любимого солнышка. На лучиках напишите, пожалуйста, качества, черты характера, какие-то особенности вашего ребёнка.

 А теперь для вас сюрприз переверните солнце и увидите качества, которые про себя написали ваши дети. И теперь зачитайте эти качества.

11.   Подведение итогов собрания. Памятки для родителей.

Упражнение «Хвасталки»

 - «Мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать своего ребёнка.

 - Я хочу пожелать Вам, чтобы Вы, как можно чаще говорили хороших, добрых слов своим детям.

Приложение 6

Памятка №1

Как поощрять ребёнка в семье.

- Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет своими игрушками.

- Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.

- Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребёнка, его поведением.

- Используйте чаще выражение : «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

- Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите принимать их.

- Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, и т.д.

- Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

- Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией у вашего ребёнка.

- Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно.

- Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.

- Позволяйте ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.

- Учите своего ребёнка ценить и понимать поощрения своих родителей.

Памятка №2

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

ПОМНИТЕ!

Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!  Раны  унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

- В заключение нашего собрания, уважаемые родители, предлагаю посмотреть видеоролик «Не бейте детей!».

Видеоролик «Не бейте детей!»