Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове
Оценка 4.8

Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
русская литература
7 кл—11 кл
14.02.2018
Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове
Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове для подготовки к празднику Поэта для школьников 7-11 классов "Горница". В школе можно провести праздник, посвящённый юбилею Н.М.Рубцова, пригласить любей, знавших его, чтобы поделились воспоминаниями. Театральная студия готовит данную композицию. Конкурс чтецов (школьный этап) также может начаться с этой постановки.Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове "Горница"для подготовки к празднику Поэта для школьников 7-11 классов .
ГОРНИЦА.doc
Литературно­музыкальная композиция «Горница» Цель: 1) познакомить зрителей – учеников школы №1 им. М. Горького с  богатством тематики и проблематики лирики   вологодского поэта­земляка; 2) воспитывать чувство гордости за прекрасный родной язык и литературу,  созданную с помощью богатого, меткого и могучего русского языка; 3) формировать эстетический вкус, любовь к поэзии и выразительному  чтению. Материалы: 1) декорации ­ русская изба, её красный угол; половики,  старинные фотографии в рамке; на стене – икона, убранная полотенцем; окно  с занавесками; бумажные самолётики; 2) презентация; 3) фрагмент видео –  читает сам поэт. Память возвращается, как птица,  В то гнездо, в котором родилась…  Н. Рубцов В зале медленно гаснет свет, зажигаются свечи, звучит песня            «В горнице» в исполнении двух учениц 5 и 6 класса В горнице моей светло, Это от ночной звезды. Матушка возьмет ведро, Молча принесет воды... Дремлет на стене моей Ивы кружевная тень. Завтра у меня под ней Будет хлопотливый день! Красные цветы мои В садике завяли все. Лодка на речной мели Скоро догниёт совсем. Буду поливать цветы, Думать о своей судьбе. Буду до ночной звезды                                                   Лодку мастерить себе... 1­й ведущий. Николай Рубцов... При жизни имя его было дорого лишь узкому кругу ценителей поэзии; даже в среде профессиональных литераторов реальную ценность его творчества осознавали очень немногие. Но, начиная с середины семидесятых годов, за предельно короткий срок поэзия Н. Рубцова обрела поистине всенародное признание. 2­й       ведущий.   Самый,   пожалуй,   неоспоримый   признак   истинной поэзии ­ её способность вызывать ощущение самородности, нерукотворности, как будто эти стихи никто не создавал, поэт только извлек её из вечной жизни слова. сказал Толстой о пушкинской рифме: кажется, что эта рифма так и существовала от века. Как­то     1­й     ведущий. Это характерно не только для пушкинской, но и для подлинной поэзии вообще. И лучшие стихи Н. Рубцова обладают этим редким свойством. Читаешь некоторые его строки и трудно представить себе, что 30 лет назад эти строки не существовали, что на их месте в русской поэзии была пустота. 2­й  ведущий. По определению П. Флоренского, сделанные предметы блестят, а рожденные ­ мерцают. В поэзии             Н. Рубцова есть это живое мерцание.                             Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,                  Неведомый сын удивительных вольных племен!                 Как прежде скакали на голос удачи капризной,                Я буду скакать по следам миновавших времен...  1­й ведущий                  Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье                  И тайные сны неподвижных больших деревень.                   Никто меж полей не услышит глухое скаканье,                  Никто не окликнет мелькнувшую легкую тень.  2­й ведущий. Талант ­ всегда чудо. И потому всегда неожидан. Читая Николая  Рубцова, невольно  думаешь:  как  мог  на  такой  скудной  почве,   на заглохшем и невспаханном поле, да еще под затянувшееся ненастье, вырасти и созреть   такой   удивительный   колос.   Или   уж   талант   и   в   самом   деле неумирающее семя, способное прорасти даже и под тяжелым камнем трудной судьбы и, сдвинув его, пробиться на свет...Рубцов – поэт долгожданный и в то же время ­ неожиданный.                      1­й   ведущий.  С молоком матери впитал маленький Коля сокольский   фольклор,   слушая   колыбельные   песни,   частушки,   присловья, которые певали  ему бабушка, мама, тетя Соня. Не суждено было  детству поэта быть безоблачным. Началась война. На семью обрушились несчастья, когда  Николаю исполнилось 6 лет.            Мать умерла. Отец ушел на фронт. Соседка злая не дает проходу.  Я смутно помню  Утро похорон  И за окошком  Скудную природу. Чтец Стихотворение «Аленький цветок» читает  первоклассник 2­й   ведущий.   Детский   дом,   а   точнее   сельский   приют,   который теснился в обычном для вологодского села бревенчатом доме. Здесь, в селе Никольском   Тотемского   района   Вологодской   области,   и   суждено   было провести Коле Рубцову целых 7 лет ­ детство и отрочество. Никольское для Рубцова ­ родная деревня. Чтец                Хотя проклинает приезжий  Дороги моих побережий,  Люблю я деревню Николу,  Где кончил начальную школу! Бывает, что пылкий мальчишка  За гостем приезжим по следу  В дорогу торопится слишком:  ­ Я тоже отсюда уеду! (выкрикивает ученик) Среди удивлённых девчонок  Храбрится, едва из пеленок:  ­ Ну что по провинции шляться?  В столицу пора отправляться! (выкрикивает ученик) Когда ж повзрослеет в столице,  Посмотрит на жизнь за границей,  Тогда он оценит Николу,  Где кончил начальную школу… 1­й   ведущий.   Из   воспоминаний   учителей   и   школьных   товарищей Николая Рубцова: «Каким он был в те годы? Был очень ласков и легко раним, доброжелателен.   Бесхитростный   и   откровенный.   Тихий,   задумчивый, скромный,   то   дерзкий,   колючий,   на   перемене   резкий   и   шустрый.   Любил мечтать, любил «тайны», споры, драки. Много мечтал. Учился хорошо, был прекрасным математиком».  2­й ведущий.  Дружно и, наперекор войне, весело жили ребятишки в детском доме. У самой спальни была горка, зимой с неё в большом котле катались   по   несколько   человек   сразу   ­   с   шумом,   гамом.   Или   на   больших санках ­  дровнях.  Коля   такие   шумные   игры  не  любил, проводил   время  за чтением   книг.   Зато   летом   любил   строить   шалаши,   лес   любил,   с   птицами пересвистывался. Слушал, все слушал, как деревья шумят. Ч т е ц. Я люблю, когда шумят березы,  Когда листья падают с берез.  Слушаю, и набегают слёзы  На глаза, отвыкшие от слёз. 1­й   ведущий.   Еще   в   детстве   Коля,   начитавшись   книг   о   море, путешествиях, буквально бредил морем. Но в Рижское  мореходное училище не   приняли   юного   романтика,   так   как   не   хватало   года   до   15   лет.   Но   он многому научился в эти дни, сделал для себя много открытий, и не только географических,   но   и   житейских.   Учился   в   нескольких   техникумах   и   ни одного   не   закончил.   Работал   на   нескольких   заводах   и   в   Архангельском траловом флоте. В то время Николай Рубцов ­ молодой, ищущий, несколько беззаботный. 2­й ведущий.  Осенью 1955 г. Николая Рубцова призвали на службу. Его   определили   на   флот   в   заполярном   городе   Североморске.   Служба   на боевом корабле продолжалась целых 4 года.   Из письма Рубцова Валентину Сафонову (писатель, в конце 50­х гг. служил с Рубцовым на Северном флоте): «Ночами   часто   предаюсь   воспоминаниям.   Хочется   посмотреть   на   давно знакомые   места,   послоняться   по   голубичным   болотам,   по   земляничным полянам, посидеть ночью в лесу у костра». 1­й ведущий.  Николай после армии приехал в Москву и поступил в Литературный институт, начал публиковать стихи в районных и областных газетах. Платили ему за эти публикации гроши, однако Рубцов умел относиться к жизненным трудностям с юмором. Чтение самого Н. Рубцова под гитару (фрагмент видео) и танец «Элегия» ­ так назвал он шутливое стихотворение о своих невеселых ученика материальных делах. Стукнул по карману ­ не звенит.  Стукнул по другому ­ не слыхать.  В тихий свой, таинственный зенит  Полетели мысли отдыхать. Но очнусь и выйду за порог  И пойду на ветер, на откос.  О печали пройденных дорог  Шелестеть остатками волос.  Память отбивается от рук,  Молодость уходит из­под ног,  Солнышко описывает круг – Жизненный отсчитывает срок. Стукну по карману ­ не звенит,  Стукну по другому ­ не слыхать.  Если только буду знаменит,  То поеду в Ялту отдыхать... 1­й ведущий.  Летом 1964 г. Николай Рубцов чувствовал себя на взлете. Счастливый, уезжал он в деревню, где ждали его жена и дочь. «Я снова в своей Николе, ­ писал  Николай  своему другу Сергею Багрову. ­ Живу я здесь уже месяц. Погода, на мой взгляд, великолепная, ягод в лесу полно ­ так что я не уны­ ваю». Сапоги мои ­ скрип да скрип Под березою, Сапоги мои ­ скрип да скрип Под осиною, И под каждой березой ­  гриб, Подберезовик, И под каждой осиной ­ гриб, Подосиновик!  2­й   ведущий.  В то лето он был буквально переполнен стихами. Он был счастлив в то   лето.   А   осенью   он   уехал   в   Москву,   чтобы   продолжить   учебу   в Литературном институте, но его исключили, и поздней осенью он возвратился назад, в свою вологодскую деревню. У него были друзья, знакомые, которые могли помочь ему. Он не остался. 1­й ведущий Мудрость и светоносность рубцовских стихов берут начало в любви к матери, отчему   краю и травам, цветам, к человеку и   неповторимой жизни.  «Душа хранит» Из   воспоминаний   о   Н.Р.   Глазами   С.Викулова   мы   видим   Р,   студента Литературного   института:   на   нём   «дешёвенький   и   уже   не   новый   костюм, валенки и ­ что особенно привлекало внимание­ шарф на шее, серенький, не новый который он не снимал в помещении. Был он невысоким ростом и очень худ, с тонкими чертами лица. И щёки и лоб … были бледны, глаза глядели сосредоточенно и одновременно застенчиво, робко, мягко … и  настороженно говорил   негромко,   отрывисто,   как   это   бывает   с   нервно   организованными натурами».  Эпизод­сценка с бумажными самолётиками 1­й  ведущий     «Он был стойким и мужественным, но мог опустить руки из­за неудачи. Он часто мечтал о семейном уюте, о спокойной творческой работе и в тоже время всегда   оставался   «Скитальцем   по   самой   своей   сути»,   ­   вспоминал     В. Кожинов. А   вот   каким   остался   Р.   в  памяти   В.  Коротаева:   «Повышенная   ранимость, застенчивость и целомудрие уживались в нём с безоглядной Руссой удалью, доверчивость, открытость души соседствовали с замкнутостью. Но вот как становится ясным и добрым как солнечное утро. Ходил по улицам, улыбаясь знакомым, разговаривал с детьми, дарил им конфеты или жёлтые листья. И дети, безошибочно чувствуя доброту, тянулись к нему.  1­й   ведущий. Именно в такую минуту ­ оскорбления и унижения ­ должна была слиться его поэтическая судьба с судьбою народной... И как результат... обретение права плакать её слезами, петь её голосом, звенеть её эхом...                (В. Белову)             Тихая моя родина! Ива, река, соловьи...  Мать моя здесь похоронена  В детские годы мои. ­Где же погост? Вы не видели?                            Сам я найти не могу. ­ Тихо ответили жители: ­Это на том берегу. Тихо ответили жители,  Тихо проехал обоз.  Купол церковной обители  Яркой травою зарос.  Там, где я плавал за рыбами,  Сено гребут в сеновал:  Между речными изгибами  Вырыли люди канал. Тина теперь и болотина  Там, где купаться любил...  Тихая моя родина,  Я ничего не забыл. Новый забор перед школою,  Тот же зеленый простор.  Словно ворона веселая,  Сяду опять на забор! Школа моя деревянная!.. Время придет уезжать – Речка за мною туманная  Будет бежать и бежать. С каждой избою и тучею,  С громом, готовым упасть,  Чувствую самую жгучую,              Самую смертную связь.  2­й ведущий.  Глухой, нетронутый уголок никольской земли , откуда, как с холма на равнину, открывается широкий горизонт... Видно и небо, и землю в знакомых подробностях   крестьянского   быта...   Высокое   встречается   с   обыденным, становится   повседневным.   Роль   поэта   ­   охватить   взглядом   весь   этот   мир простодушной  жизни, оставшийся родным, несмотря на то, что запечатлен прощальным взором человека, ставшего горожанином. Чтец «Старик» 2­й ведущий.  Рубцов  был   наделен   немалым   музыкальным   талантом.  Он   пел   свои стихи. Нет, он  не  играл  на гитаре  в  общепринятом   понимании ­  он  пел  с гитарой дуэтом. Струны звенели, ревели, дребезжали, вздрагивали и затихали в унисон движениям и голосу певца: душа и пальцы работали в удивительном согласии: Песня в исполнении ученика под аккомпанемент гитары Я буду долго гнать велосипед,  В глухих лугах его остановлю,  Нарву цветов и подарю букет  Той девушке, которую люблю. Я ей скажу: «С другим наедине  О наших встречах позабыла ты  И потому, на память обо мне,  Возьми вот эти скромные цветы». Она возьмет, но снова, в поздний час,  Когда туман сгущается и грусть,  Она пройдет, не поднимая глаз,  Не улыбнется даже, ну и пусть! Я буду долго гнать велосипед,  В глухих лугах его остановлю,  Я лишь хочу, чтобы взяла букет  Та девушка, которую люблю! 1­й ведущий.  Анатолий   Чечетин,   однокашник   Рубцова   по   Литературному институту,   вспоминает:«Я   много   раз   видел,   как   Коля   слушает   по   радио классическую   музыку.   Деликатно,   не   отрываясь   от   собеседника,   он погружался в этот мир, куда уводили его нежные и печальные звуки скрипки. Гений   композитора   витал   над   ним   в   то   мгновение.   <...>   Было   такое впечатление, что он со стороны воспринимает звуки, а они в нем, внутри его самого, вселяют нечто красивое и гармонически стройное». 2­й ведущий.   Литературу Рубцов, как и жизнь, брал сердцем, душой находил то, что   ему   нужно   в   данный   момент.   Находил   каким­то   прирожденным избирательным   чувством.   Что   волнует   поэта,   о   чем   он   пишет?   Он   сам говорил: «Люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали». Мир поэзии Рубцова просторен, холодноват и чуть призрачен. Необычен и подчас неожидан этот мир.  Взбегу на холм и упаду в траву.  И древностью повеет вдруг из дола!  1­й   ведущий.   В   атмосфере   рубцовской   лирики   свободно   и   вольно дышится. Она грустна по преимуществу, но грусть легка и возвышена. Здесь господствует   чувство,   что   приходит   в   минуты   раздумий   о   главном,   и   все мелкое, суетное отступает, исчезает, а остаются ­ один на один ­ человек и мир Инсценирование стихотворения «Русский огонёк»                                                                                                    2­й ведущий. Мы перечитываем сегодня его стихи, вдумываемся в его судьбу,   вслушиваемся   в   его   хрипловатый   голос   (остались   записи   его собственного исполнения своих стихов) и понимаем, что трудно постигнуть до конца этого человека. Чтец. Стих­е «До конца, …» 2­й ведущий. Вот только бы исполнился главный рубцовский завет:  «Россия! Русь! Храни себя, храни!». Николай Рубцов успел написать немного, чуть больше двухсот стихотворений. Но все его стихи ­ это огромный мир,  манящий, притягивающий, не отпускающий. Утверждения   в   сердцах   людей   любви   к   Родине,   добра,   светлого отношения к жизни ­ таково завещание Рубцова.  2­й ведущий.  Загадочной   выглядит   взаимосвязь   поэзии   Рубцова   и   его   жизни.   Многие настоящие поэты угадывали свою судьбу, легко заглядывали в будущее, но в Р. провидческие способности были развиты с такой необыкновенной   силой, что, когда читаешь написанные им незадолго до смерти стихи, то охватывает жутковатое чувство нереальности:    Я умру в крещенские морозы 2­й ведущий.  Я умру, когда трещат березы… ­напишет он в 1970г., а уйдет из жизни действительно в крещенские морозы­ 19 января 1971г.     Как   строит   душу   ребенка   народная   сказка,   как   обновляет   землю   первый радостный   дождь,   так   в   наше   страшное   бездуховностью,   ожесточением   и цинизмом время способна пробудить нас и очистить, вернуть данное нам от природы и нередко рано потерянное чувство прекрасного светлая родниковая поэзия Н. Р. М. б, более всего  в ней нуждается юность, которая осознанно или нет ищет свой берег добра или зла на реке жизни. На реке поэзии Н. Р. есть только причалы добра. Идите за горящей звездой Н. Р и она спасет ваши души. Использованные ресурсы: 1.  http://rubtsov.id.ru/ 2. http://www.booksite.ru/rubtsov/life16.htm 3. http://www.nrubtsov.ru/ 4. http://plus.gambler.ru/tavlei/lit/poetry_2.htm 5. http://www.rospisatel.ru/muzei-rubzova-10.htm 6. https://ru.wikipedia.org/ 7. http://cf17.hc.ru/~area7ru/metodic-material.php?1256

Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове

Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове

Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове

Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове

Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове

Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове

Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове

Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове

Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове

Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове

Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове

Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове

Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове

Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове

Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове

Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове

Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове

Сценарий литературно-музыкальной композиции о Н.М.Рубцове
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018