Сценарий мероприятия для родителей детей с функциональными нарушениями зрения.
Тип мероприятия: родительское собрание
Тема: «Как видят дети с нарушением зрения»
Цель: повышение уровня компетенции родителей в вопросах развития ребенка и коррекции зрения.
Здравствуйте, уважаемы родители!
Сегодня вашему вниманию будет представлена мультимедийная презентация на тему: «Как видят дети с нарушением зрения»
Слайдовая презентации содержит разделы:
1. Распространенные диагнозы, с которыми приходят дети в группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения: миопия, гиперметропия, амблиопия, косоглазия, астигматизм;
2. Офтальмологические аппараты в ДОУ;
3. Офтальмологические тренажеры в ДОУ; 4. Развивающая среда в ДОУ;
5. Коррекционная работа.
Что такое совсем не видеть, представить себе достаточно легко – нужно просто закрыть глаза. Закрыв глаза, вы на время станете «слепым со светоощущением», так как сможете определить, например, включен или выключен в комнате свет. Но как видят дети с миопией, гиперметропией или астигматизмом?
Наиболее распространенные диагнозы, с которыми приходят детки к нам в группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения, это: миопия, гиперметропия, косоглазие, амблиопия, астигматизм.
Миопия - нарушение рефракции, при которой происходит понижение остроты зрения вдаль. При миопии ребенок быстро утомляется, при работе на близком расстоянии возникает боль в глазах, в области лба и висков. Требует постоянной оптической коррекции, поскольку, появившись, остается навсегда.
Гиперметропия – нарушение рефракции, при которой происходит понижение остроты зрения как вдаль, так и вблизи. Детям тяжело работать вблизи, не любят рисовать и работать с мелкими деталями. В результате такого нарушения зрения находящиеся вблизи предметы кажутся нечеткими, расплывчатыми; при этом, чем ближе находится предмет, тем хуже он различим.
Астигматизм. Астигматизм - это сочетание в одном глазу различных видов рефракции или различных степеней одного вида рефракции. При астигматизме происходит понижение зрения, видение предметов искривленными. При работе происходит быстрое утомление глаз и головная боль.
Косоглазие - нарушения глазодвигательного аппарата, которое характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Характеризуюется нарушением бинокулярного зрения. При косоглазии сочетанное движение глаз нарушается, поэтому способность видеть мир в трехмерном измерении теряется. Чтобы компенсировать имеющиеся нарушения, мозг начинает «игнорировать» изображение, получаемое от косящего глаза, вследствие чего со временем глаз исключается из зрительного процесса (развивается так называемая «амблиопия»).
В нашем детском саду функционируют 4 группы для детей с нарушением зрения, где воспитываются и получают психолого-педагогическую и коррекционную помощь 60 детей.
Педагоги, работающие с детьми с функциональными нарушениями зрения, реализуют Программы специальных образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией профессора Плаксиной Любови Ивановны Плаксиной.
Содержание программы предусматривает учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения; комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям; дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира; создание офтальмогигиенических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка.
В детском саду оборудован офтальмологический кабинет, где врачофтальмолог и медсестра-ортоптистка проверяют состояние функций зрения, проводится аппаратное лечение.
Аппараты способствуют:
- формированию бинокулярного характера зрения;
- стимуляции сетчатки глаза, зрительного нерва; - лечению амблиопии и нарушений рефракции; - укреплению мышц глаза:
- расширению поля зрения;
- тренировке макулы и амблиопичного глаза.
Для укрепления зрения в группах, там, где это целесообразно размещены на стенах офтальмотренкажеры.
Изучив методические рекомендации Базарного В.Ф., Григоряна Л.И., мы разработали материал по использованию офтальмотренажеры, различного направления, целью которых является:
— снижение психической и зрительной утомляемости,
— повышение остроты зрения,
— развития зрительно-двигательной координации,
— упражнение детей в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете,
— повышение общей активности детей во всех видах деятельности.
Зрительные гимнастики проводятся не менее 2-х раз в день в течение 2-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер.
Расположение мебели и игрушек в групповой комнате осуществляется так, чтобы дать возможность детям организовывать игры и занятия по интересам как индивидуально так и подгруппами в удобном для них месте.
Тифлопедагогами и воспитателями детского сада разрабатываются и используются дидактические игры и пособия для проведения коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия, формированию навыков ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировке.
Оказание индивидуальной и дифференцированной помощи предлагает комплексное всестороннее обследование детей разными медицинскими и педагогическими специалистами.
В ходе проведения коррекционных занятий тифлопедагоги и воспитатели групп учитывают активность ребенка и темп выполнения заданий, таким образом, выстраивается индивидуальная работа с каждым ребенком.
Подгруппы детей формируются с учетом периода восстановительного лечения: во время плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения, детям предлагают упражнения на нанизывание бус, выкладывание рисунков из мозаики. В зависимости от остроты зрения детям дают разные размеры пособий.
В период ортоптического лечения по исправлению косоглазия и выработки фузии предлагают упражнения на совмещение двух изображений, составление из частей целого предмета, прокатывание шаров и другие задания.
Детям, испытывающим трудности при выполнении заданий оказывается индивидуальная помощь.
Практическая часть.
Зрительные гимнастики улучшают циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, способствуют к хорошему качеству зрения на разных расстояниях, снимают зрительное напряжение, повышают зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.
Общие правила проведения зрительной гимнастики:
• фиксированное положение головы. Необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;
• длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах;
• выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объемом интеллектуального напряжения, объемом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.
• После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
Виды зрительных гимнастик:
• с использованием художественного слова;
• с опорой на схему;
• с сигнальными метками;
• с индивидуальными офтальмотренажерами; с настенными и потолочными офтальмотренажерами; электронные зрительные гимнастики.
(Педагог показывает правильность выполнения зрительных гимнастик. Затем совместно выполняют с родителями).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.