Сценарий открытого литературно – музыкального мероприятия, посвящённого 110-летию М.А.Шолохова
Оценка 5
Мероприятия
docx
русская литература
9 кл—11 кл
08.05.2017
Сценарий открытого литературно – музыкального мероприятия, посвящённого 110-летию М.А.Шолохова предназначен для проведения мероприятия среди учащихся 9-11 классов.
Сценарий знакомит учащихся с жизнью и творчеством М.Шолохова, бытом донского казачества. На мероприятии прозвучат казачьи песни, пересказы отрывков и инсценировки из разных произведений позволят соприкоснуться творениями певца Тихого Дона.Сценарий открытого литературно – музыкального мероприятия, посвящённого 110-летию М.А.Шолохова предназначен для проведения мероприятия среди учащихся 9-11 классов.
Сценарий знакомит учащихся с жизнью и творчеством М.Шолохова, бытом донского казачества. На мероприятии прозвучат казачьи песни, пересказы отрывков и инсценировки из разных произведений позволят соприкоснуться творениями певца Тихого Дона.
Сценарий открытого литературно – музыкального мероприятия, посвящённого 110-летию М.А.Шолохова.docx
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Городское управление образованием г. Избербаш
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« СОШ №1»
1
Сценарий открытого литературно –
музыкального мероприятия,
посвящённого 110летию
М.А.Шолохова
Автор: учитель русского языка и
литературы МКОУ «СОШ №1» 2
Абакарова Зарема Магомедовна
Цели и задачи:
дать учащимся представление о личности М.А.Шолохова и значении его
произведений;
воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова;
развивать творческие способности учащихся;
воспитывать любовь и уважение к литературе.
Оборудование:
Компьютер; мультимедиа проектор; презентация; фрагменты из фильма
«Тихий Дон»; фонограммы казачьих песен; газета, посвящённая 110летию
М.А.Шолохова.
Оформление:
Стол со старинной скатертью, деревянная посуда, самовар, казанок;
лавка, домотканные половики,
Ход мероприятия
(Слайд 1,2)
На фоне декораций, изображающих берег реки, сидит бывалый казак.
Он задумчиво смотрит на реку. За сценой звучит
старая казачья песня. Кажется, что она звучит в его душе.
(Песня приглушается, выходит чтец)
Чтец:
Ой ты, Дон, ты, наш кормилец
Многоводная река!
Не твои ли, Дон родимый,
Зеленеют берега?
Не твои ли это воды
Голубые небеса
Заливают половодьем
Пашни, темные леса?
Не на них ли это ивы
Наклонились до воды,
Не на них ли стройный тополь
Протянулся до звезды?
И колышутся, как море,
Молодые зеленя…
А при таборе, во поле, Оседлал казак коня…
3
(На фоне песни)
Неожиданно к казаку подбегает девочка, прервав его раздумья.
Внучка: Вот ты где, дедуня! Я тебя уже обыскалась. Бабушка ужин давно
приготовила. А тебя все нет. Что ты здесь делаешь?
Дед: Смотри, внучка, красотато какая. Не шуми, а то спугнешь.
(Читает стихотворение)
Доносятся звуки песни.
Откуда Дон берет начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет
Изпод травы земли Московской
С Ивана – озера течет.
Внучка: Да, дедуль, очень красиво.
«Гляжу на Дон, а по нем зыби, и от солнца он чисто серебряный, так и
переливается весь, аж глазам глядеть на него больно. Повернусь кругом,
гляну… красота то какая!»
Дед: Ох, и умница ты, деточка! Хорошо гутаришь, будто казак вольный.
Внучка: Да это не я придумала. Так сказал писатель Михаил
Александрович Шолохов о Доне.
(Слайд3)Слово учителя:
Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости!
24 мая 2015 года исполнилось 110 лет со дня рождения Михаила
Александровича Шолохова – великого русского писателя, автора всемирно
известных произведений, страстного публициста, человека большой души и
беспокойного сердца. Имя М.А.Шолохова стало национальной гордостью.
Весь мир знает его как писателя лауреата Нобелевской премии,
а также других зарубежных и советских премий и почетных званий. Многим
он известен как общественный деятель, орденоносец, человек во многих
отношениях примечательный. А между тем почти вся жизнь его прошла не в 4
столице и даже не в городе, а в небольшой станице Вешенской, на берегу
тихого Дона.
(Слайды 48)
Ведущий1: Родился М. А. Шолохов на юге России, в Ростовской области, на
хуторе Кружилине станицы Вешенской. Мать его, Анастасия Даниловна; отец,
Александр Михайлович.
Чтец: Я родился на Дону, рос здесь, учился, формировался как человек и
писатель... И, будучи патриотом своей могущественной Родины, с гордостью
говорю, что являюсь и патриотом своего родного Донского края».
Ведущий 1: Семья часто переезжала. Миша учился сначала дома, потом в
начальном училище в станице Каргинская и в нескольких гимназиях. Учебу
прервала революция 1917 года и гражданская война.
Ведущий 2: В годы гражданской войны Михаил Шолохов состоял в части
особого назначения ЧОН. Будущий автор «Тихого Дона» и его товарищи
преследовали белогвардейцев в степях Верхнего Дона.
Сценка (Слайд 9)
Появляется старик, кланяется, садится рядом.
Мельник: Откуда это ты, Макарыч!
Старик: Из Вешек.
Мельник: Али от Шолохова?
Старик: От него самого.
Мельник: Какая нужда носила?
Старик: Нужда не нужда, а у каждого человека свое горе случается, свои
думки наплывают, а он, Лександрыч, против каждого горя слово имеет.
Мельник: Что же это за слово?
Старик: Оно волшебное. Ты видел дубто, что у Зыбучего Бугра? Эге, паря,
это не простой дуб. Он бессмертный. Ему столько веков, сколько воды унес в
море Тихий Донбатюшка. Он все слышит, все чует, где что делается, —
корни его по всей земле расплелись. Он и видит все — голова его под самыми
облаками. Много добра и зла повидал он за свою жизнь, много мудрости
набрался, потому и стал бессмертным. Хочешь, милчеловек, расскажу тебе о
дубе том сказкубыль, а ты — хочешь верь, хочешь — не верь.
Мельник: Расскажи…
Старик (вздыхая): Охохо. Давно это, паря, было. Гуляли в ту пору по Дону
отбившиеся от белых и не приставшие к красным банды. Житья от них
мирному люду не было. Собрался тогда из трудового люда отряд — и
навстречу банде. Сошлись на Зыбучем Бугре, шашки скрестили. Да так, что 5
остался от отряда того одинодинешенький молодой боец, парнишка лет 15.
Чудом, стало быть, уцелел. Пошел он к дубу, сел под ним и обхватил голову
руками. Слышит, дуб чтото шепчет, спрашивает:
— Что ты приуныл, паря, какие у тебя думки в голове?
— Командира моего зарубили бандиты, весь наш отряд уничтожили. Как
теперь могу я своему бедному люду помочь?
И тогда еще ниже склонился дуб своими ветвями к парнишке, зашептал:
— Вижу, мать дала тебе хорошее, доброе сердце, светлый ум, а я тебе дам
волшебное слово. Бери его и неси людям. Для врага оно будет страшнее
шашки и длиннее пики, для друзей — студеным родником, игристым донским
вином, что бодрит сердце и утоляет жажду. С тех пор и стал приходить
парнишка к тому дубу. И стал он певцом донского казачества.
( Слайды1016, звучат донские мотивы; демонстрируются слайды или
репродукции.)
Ведущий 1: Впечатления детства и юности оказали едва ли не решающее
воздействие на писательскую судьбу. Молодое сердце жадно впитывало красоту
степей и лугов Придонья, неповторимый казачий мир с его красками, запахами,
песнями и легендами.
Ведущий 2: Шолохов много читает, ездит по станицам и хуторам, собирает
народные песни и предания, изучает архивы и рукописи, слушает рассказы
стариков о былых походах... И оживает прошлое: слышится в песне и казацкая
удаль, и топот конских копыт, и горечь матери, не дождавшейся сына из дальних
краев...
Ведущий 1: В 1922 г. Шолохов едет в Москву с намерением пополнить
образование и попробовать силы в литературе. Вместе с Михаилом Светловым,
Александром Фадеевым и другими он активно участвует в работе литературного
объединения «Молодая гвардия». Рассказы, написанные Шолоховым в это
время, составили в 1926 г. два сборника «Донские рассказы» и «Лазоревая
степь». Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная
классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в
деревне.
Чтец: (отрывок из рассказа «Родинка») (Слайды17 23)
«…От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и
родинку, такую же, как у отца…на левой ноге, выше щиколотки. Отец пропал в
Германскую… А Николка до 15 лет мыкался по работникам, а потом ушел к
красным в полк… 6
…Повернул атаман коня, а на него, раскрылатившись скачет один и шашкой
машет…«Неук, сосун, горяч и смерть его тут налапает» думал атаман…
Махнул шашкой, тело обмякло и скользнуло наземь… Соскочил атаман,
бинокль с убитого сдёрнул, глянул на сапоги, оглянулся и присел сапоги снять
хромовые с мертвяка. …Снял один сапог быстро и ловко..., а другой не
скидается. Дёрнул, злобно выругавшись, сорвал сапог и на ноге, повыше
щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо… Медленно повернул
холодеющую голову и сказал глухо: «Сынок! Николушка! Родной! Кровинушка
моя»… Чернея, крикнул: «Да скажи же хоть слово! Как же это, а?» К груди
прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына …»
(Слайд 24,25)
Ведущий 2. С 1925 г. Михаил Александрович переехал жить в станицу
Вешенскую. Теперь это название связано у нас с именем Шолохова, как
Михайловское связано с Пушкиным, а Ясная Поляна со Львом Толстым.
Здесь, в Вешенской, в 1926 г. Шолохов начал работу над главным своим
произведением, над романом «Тихий Дон». Первые книги романа вышли в свет
в 1928 г. Работа писателя над «донским эпосом» продолжалась 15 лет.
Завершающая, 8я часть романа была опубликована в 1940 г. «Тихий Дон» —
одно из самых известных произведений М.Шолохова. ... В нём
Шолохов рассказывает прежде всего о том, как Гражданская война затронула
жизнь обычных людей.
(Сценка по роману «Тихий Дон»)
(Слайд 26)
Ведущий1: Уже в тридцатые годы Шолохов приступил к работе над новым
романом. Его сюжетной канвой стали события всеобщей коллективизации.
Чтец: «Я писал «Поднятую целину» по горячим следам, в 1930 году, когда еще
были свежи воспоминания о событиях, происходящих в деревне и коренным
образом перевернувших ее... Ликвидация кулачества как класса, сплошная
коллективизация, массовое движение крестьянства в колхозы...»
(Сценка по роману «Поднятая целина»
Андрей:
Здорово, Макар!
Макар:
Ты чего пришел?
Андрей: 7
Зашел погутарить. Помешал?
Макар:
Помешал – не помешал, а садись, не выгонять же тебя.
Андрей:
Чего это ты читаешь?
Макар:
Занятие одно нашел.
Андрей:
Чему же это ты обучаешься? Каким таким наукам?
Макар:
Чему обучаюсь? Английскому языку.
Андрей:
Чемууу?
Макар:
Английскому языку. Эта книжка и есть самоучитель.
Андрей:
Что же ты… Уже можешь гутарить поэтому, поихнему?
Макар:
Нет, гутарить ишо не могу, это не сразу дается, а так, ну, одним словом, по
печатному начинаю понимать. Я ить четвертый месяц учусь.
Андрей:
Трудная штука?
Макар:
Трудная, до невозможностев. Я за эти месяца толечко… восемь слов выучил
наизусть. Но сам собою язык даже несколько похожий на наш. Много у них
слов, взятых от нас, но только они концы свои к ним поприделывали. По
нашему, к примеру, «пролетариат» и поихнему так же, окромя конца, и то
же самое слово «революция» и «коммунизм». Они в концах какоето шипение
произносют, вроде злобствуют на эти слова, но куда же от них денешься? Эти
слова по всему миру коренья пустили, хошь не хошь, а приходится их
говорить.
Андрей:
Таак. Вот оно что, учишься, значит. А к чему, Макар, тебе этот язык
спонадобился?
Макар:
Чудно ты спрашиваешь, Андрюха! Диву можно даться о твоей
непонятливости… Я ночи насквозь спать не буду, последнего здоровья
лишуся, но… язык этот выучу! На английском языке буду без нежностев
гутарить с мировой контрой! Пущай гады трепещут заранее. От Макара
Нагульнова им, кгм… Это им не ктонибудь другой! От него помилования не
будет. «Пил кровя из своих английских рабочих классов, из индейцев и из
разных других угнетенных нациев? Ксплуатировал чужим трудом? Становися, 8
кровяная гадюка, к стенке!» Вот и весь разговор! Эти слова я первонаперво
разучу. Чтобы мне их без запинки говорить.
(Нагульнов уткнулся в самоучитель)
(Слайд 27,звучит песня «Вставай страна огромная»)
(Слайд2830)
Ведущий2: 1941 год. Началась Великая Отечественная война. Шолохов ушел
на передовую военным корреспондентом газеты «Правда»..С фронта он писал
репортажи, с июля 1941 по декабрь 1945 Михаил Александрович написал 10
публицистических статей, рассказ «Наука ненависти», главы романа «Они
сражались за Родину». Память об этих жестоких днях навсегда осталась в
сердце писателя.
Ведущий 1. Герои книг военного периода – это, прежде всего, люди с чистой
совестью, с открытой душой. Убежденность – победа будет за нами не
покидает их ни на час. Тревожная мысль Родина в опасности! ведет их
вперед. В мае 1943 г. «Правда» начала печатать главы романа «Они сражались за
Родину». Это уникальное свидетельство об одном из самых драматических
моментов войны о лете 1942 года на Дону.
(Сценка по роману « Они сражались за Родину»)
(Сердитая на вид женщина возится по хозяйству. Лопахин уверенно, будто у
себя дома, входит во двор)
А что, мамаша, не добудем ли мы у вас ведро и немного соли? Раков
наловили, хотим сварить.
Соли вам? Мне вам кизяка вот этого поганого дать жалко, не то что соли!
За что же такая немилость к нам?
А ты не знаешь за что? Бесстыжие твои глаза! Куда идете? За Дон
поспешаете? А воевать за вас кто будет? Может, нам, старухам, прикажете
ружья брать да оборонять вас от немца? Третьи сутки через хутор войско
идет, нагляделись на вас вволюшку! А народ на кого бросаете? Ни стыда у
вас, ни совести, у проклятых, нету! Чтоб вас на том свете солили, да не
пересаливали! Не дам! Ступай отсюдова!
Ну и люта, же ты, мамаша!
А не стоишь ты того, чтобы к тебе доброй быть. Уж не за то ли мне тебя
жаловать, что ты исхитрился раков наловить? Медальто на тебя навесили
небось не за раков?
Ты мою медаль не трогай, мамаша, она тебя не касается. 9
Меня, соколик ты мой, все касается. Я до старости на работе хрип гнула, все
налоги выплачивала и помогала власти не за тем, чтобы вы сейчас бегли как
оглашенные и оставляли бы все на разор да на поруху.
Это все мне без тебя известно, мамаша! Но ты напрасно так рассуждаешь…
А как умею, так и рассуждаю…Годами ты не вышел меня учить.
Наверное, в армии у тебя никого нет, а то бы ты иначе рассуждала.
Это у менято нет? У меня три сына и зять на фронте, а четвертого,
младшего сынка, убили в Севостополегороде, понял? Сторонний ты, чужой
человек, потому я с тобой помирному и разговариваю, а заявись сейчас сыны,
я бы их и на баз не пустила.
Ну, что ж… мамаша, извините, дело наше спешное, пойду в другом дворе
добуду ведро.
Эй, служивый, погодика! (Старуха пошла следом за ним. Вынесла ведро и
соль.)
Посуду тогда принеси, все так же строго сказала старуха.
Что ж, мы люди не гордые. Можно взять… Спасибо, мамаша! и почемуто
вдруг низко поклонился.
(Слайды 3133)
Ведущий2: Рассказ «Судьба человека» (19561957) стал заметным явлением в
литературе . В рассказе Шолохов показывает Человека и Войну, несовмес
тимость мира и фашизма. Эта сложная, историческая основа определила и
поэтику рассказа. Судьба Андрея Соколова воплощает не только страшное
зло войны, но сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа — вера в доброе,
человеческое, утверждение подвига.
Даже в жестоких врагах, в которых фашизм выжег все человеческое, вызывает
уважение достоинство и самообладание русского солдата.
(Сценка по повести «Судьба человека»)
За столом все лагерное начальство. Пять человек сидят, шнапс глушат и
салом закусывают. На столе у них початая здоровенная бутыль со шнапсом,
хлеб, сало, моченые яблоки, открытые банки с разными консервами.
Мигом оглядел я всю эту жратву, и не поверишь так меня замутило, что за
малым не вырвало. Я же голодный, как волк, отвык от человеческой пищи,
а тут столько добра перед тобою... Коекак задавил тошноту, но глаза
оторвал от стола через великую силу.
Прямо передо мною сидит полупьяный Мюллер, пистолетом играется,
перекидывает его из руки в руку, а сам смотрит на меня и не моргнет, как 10
змея. Ну, я руки по швам, стоптанными каблуками щелкнул, громко так
докладываю:
Военнопленный Андрей Соколов по вашему приказанию, герр
комендант, явился.
Он и спрашивает меня:
Так что же, русс Иван, четырекубометра выработки это много? –
Так точно, говорю, герр комендант,много.
А одного тебе на могилу хватит?
Так точно, герр комендант,вполне хватит и даже останется.
Он встал и говорит:
Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова.
Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и распишешься.
Воля ваша, говорю ему.
Он постоял, подумал, а потом кинул пистолет на стол и наливает полный
стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это
подает мне и говорит:
Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия.
Я было из его рук и стакан взял, и закуску, но как только услыхал эти
слова, меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: "Чтобы я, русский
солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А коечего ты не
хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты
пропадом со своей водкой!"
Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю:
Благодарствую за угощение, но я непьющий.
Он улыбается:
Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель.
А что мне было терять?
За свою погибель и избавление от мук я выпью, говорю ему. С тем взял
стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько
вытер губы ладонью и говорю:
Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдемте,
распишете меня".
Но он смотрит внимательно так и говорит:
Ты хоть закуси перед смертью.
Я ему на это отвечаю:
Я после первого стакана не закусываю.
Наливает он второй, подает мне. Выпил я и второй и опять же закуску не
трогаю, на отвагу бью, думаю:
Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться.
Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает:
Что же не закусываешь, русс Иван? Не стесняйся!
А я ему свое: 11
Извините,герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать.
Надул он щеки, фыркнул, а потом как захохочет и сквозь смех чтото
быстро говорит понемецки: видно, переводит мои слова друзьям. Те тоже
рассмеялись, стульями задвигали, поворачиваются ко мне мордами и уже,
замечаю, както иначе на меня поглядывают, вроде помягче.
Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от
смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба,
остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя
я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у
меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня
не превратили, как ни старались.
После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди
два железных креста, вышел изза стола безоружный и говорит:
Вот что, Соколов, ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я
тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К
тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели
Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю
тебе жизнь. Ступай в свой блок, а это тебе за смелость", и подает мне со
стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.
Прижал я хлеб к себе изо всей силы, сало в левой руке держу и до того
растерялся от такого неожиданного поворота, что и спасибо не сказал, сделал
налево кругом, иду к выходу, а сам думаю: "Засветит он мне сейчас промеж
лопаток, и не донесу ребятам этих харчей".
(Слайд 34)
Заключительное слово учителя:
Творчество М.А.Шолохова – бесспорный факт общечеловеческой ценности.
Великий сын России, лауреат Нобелевской премии по литературе, академик
АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда. Гений с мировым
именем. Сколько сказано о нем как о Писателе и о Человеке! Сколько еще
будет написано в России и во всем мире…
Отлетят в небытие желтыми осенними листьями донские ранние рассказы.
Ничего удивительного не будет в том, если горькой степной полынью зарастет
читательская тропа к «Поднятой целине» и другим произведениям: такое
случается нередко.
Но «Тихий Дон»! Вот то божественное творение Михаила Шлохова, над
которым не властно время!
Пройдут годы, проплывут столетия, будут уходить и приходить целые
поколения и народы… Но короткое слово «Шолохов», высеченное на
гранитной глыбе, что лежит на могиле писателя в станице Вешенской, будет
вечно будоражить умы, согревать сердца и очищать души людей. И никто не будет спрашивать: «Это какой Шолохов?!» Как не спрашивают в
наши дни: какой Гомер, какой Шекспир, какой Пушкин…
Шолохов всегда будет Шолоховым.
(Слайд 35, звучит песня « Не для тебя»)
12
Сценарий открытого литературно – музыкального мероприятия, посвящённого 110-летию М.А.Шолохова
Сценарий открытого литературно – музыкального мероприятия, посвящённого 110-летию М.А.Шолохова
Сценарий открытого литературно – музыкального мероприятия, посвящённого 110-летию М.А.Шолохова
Сценарий открытого литературно – музыкального мероприятия, посвящённого 110-летию М.А.Шолохова
Сценарий открытого литературно – музыкального мероприятия, посвящённого 110-летию М.А.Шолохова
Сценарий открытого литературно – музыкального мероприятия, посвящённого 110-летию М.А.Шолохова
Сценарий открытого литературно – музыкального мероприятия, посвящённого 110-летию М.А.Шолохова
Сценарий открытого литературно – музыкального мероприятия, посвящённого 110-летию М.А.Шолохова
Сценарий открытого литературно – музыкального мероприятия, посвящённого 110-летию М.А.Шолохова
Сценарий открытого литературно – музыкального мероприятия, посвящённого 110-летию М.А.Шолохова
Сценарий открытого литературно – музыкального мероприятия, посвящённого 110-летию М.А.Шолохова
Сценарий открытого литературно – музыкального мероприятия, посвящённого 110-летию М.А.Шолохова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.