Вначале Чуковский работал журналистом, с 1901 года писал статьи для “Одесских новостей”. Выучив самостоятельно английский язык, Николай получил работу корреспондента в Лондоне – писал для “Одесских новостей”.
Два года он прожил в Лондоне вместе со своей женой – Марией Борисовной Гольдфельд, затем вернулся в Одессу.
И все же, биография Чуковского как писателя началась много позже, когда он переехал из Одессы в финское местечко Куоккала, где познакомился с художником Ильей Репиным, который и убедил Чуковского всерьез заняться литературой.
Еще в Лондоне Чуковский всерьез увлекся английской литературой – прочел в оригинале Теккерея, Диккенса, Бронте. Впоследствии литературные переводы У. Уитмена помогли Чуковскому завоевать себе имя и добиться признания в литературной среде.
После революции псевдоним Корней Иванович Чуковский становится настоящим именем писателя. Корней Иванович пишет книгу воспоминаний “Далекое Близкое” начинает издавать собственный альманах “Чукоккала” – эдакая смесь названия места Куоккала и фамилии Чуковский. Этот альманах Чуковский издавал до конца жизни.
Сценарий окрытого урока по Чуковскому.docx
Ход урока:
Организационный момент.
Дети стоя приветствуют гостей
1.
Прозвенел и смолк звонок
Начинаем мы урок,
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели и спокойно тихо сели.
2.Учитель:
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти!
Ребята, а кто мне скажет как надо вести себя на уроке?
1 уч.:
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень
На уроке не зевать
А работать и читать
2 уч: На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать
Прозвенел звонок для нас.
Молодцы,девочки,но я хочу и остальных послушать,знают ли они правила
поведения на уроке?
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным Говорите четко, внятно
Чтобы было все понятно
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
Молодцы,вижу с правилами вы хорошо дружите.Ребята , а продолжить наш урок я
хотела бы с пословицы (слайд 1)
(На экране пословица)
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»
Вы со мной согласны?Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Дети: (Мы узнаем чтото новое, чтото интересное)
Сегодня у нас гости. И как гостеприимные хозяева устроим чаепитие. В
зависимости от этапа нашей работы мы будем прикреплять иллюстрации к доске.
А сейчас давайте позовем в гости главного участника нашей встречи
Что раньше стояло во главе стола при чаепитии? Послушайте, пожалуйста,
загадку:
Он округлый, но не шар,
Медный не монета,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнил даром!
Ведь зовут его в веках
Люди…(самовар) Сейчас мы прикрепим иллюстрацию самовара и прочитаем, какой этап
работы нас ждет.У кого карточка номер 1?Прочти пожалуйста с чего мы
начнем свою работу?
1 ребенок: «Определение автора произведения»
У вас было домашнее задание узнать побольше об авторе,творчество которого
мы сегодня будем закреплять.
Дети рассказывают:
1 ученик:
Родился 31 марта 1882г в Петербурге в бедной семье. Понастоящему его
звали Николай Иванович Корнейчуков.. Писатель очень любил детей,
дружил с ними, писал для детей. Дети ласково называли его дедушка
Корней, дядюшка Чукоша. Владел несколькими языками, переводил.
Чуковский перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”,
“Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхаузена”.
Отличался большим трудолюбием)
2 ученик:
К.И.Чуковский писал стихи, был критиком. А сказочником он стал
случайно. Заболел его сын. Мальчик все время плакал, не мог уснуть.
Чуковский чтобы его отвлечь начал рассказывать:
Жил да был крокодил
Он по улицам ходил.
Крокодил, крокодил, Крокодилович.
Это первые строчки его сказки «Крокодил». Сын успокоился и стал
слушать . На следующий день он все рассказал отцу по памяти.
3 ученик:
А вот другой случай. Корней Иванович Чуковский работал в своем
кабинете, как услышал, что плачет младшая дочь, не желая мыться. Он
вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно случайно для себя
сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам.
Так появилась другая сказка «Мойдодыр»
4 ученик:
К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и
веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь:
трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один
такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г.
Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а
взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какойто запылённый
бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму
о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В
этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал
оба".
Ну,кто мне скажет о каком авторе идет речь? (слайд 2)
Молодцы с домашним заданием вы справились, много узнали о жизни
Чуковского,а теперь давайте вспомним его произведения и кто нам прочтет
2 наш этап работы?
Ребенок читает 2 (названия произведений)
Сейчас я буду читать отрывки из произведений К.И. Чуковского, а вы
называть это произведение. (слайд 3)
1. «Сапоги скрипят,
Каблуки стучат.
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра.» (МухаЦокотуха)
2. «Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист.(Мойдодыр»)
3. Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили. (Путаница) 4…И со слезами просил:
– Мой милый, хороший
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше(Телефон)
Скажите ребята,а какой жанр чаще встречается в произведениях К.И.Чуковского?
Небылица
А кто может сказать,что такое Небылица? (ответы детей) (слайд 4)
Следующий этап под номером 3
(5слайд).Работа в группах.
Составить строчки из сказок (разрезаны на отдельные слова), узнать из каких
произведений эти отрывки.
1) Ох, не лёгкая эта работа
из болота тащить бегемота. (Телефон)
2) Надо, надо, умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам стыд и срам! (Мойдодыр)
3) Пошла муха на базар
И купила самовар (МухаЦокотуха)
4) Приходи к нему лечится
И корова, и волчица (Доктор Айболит)
5)Долгодолго крокодил
Море синее тушил (Путаница)
6) Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд (Тараканище)
Физминутка (слайд6) Следующий этап это ,кто мне скажет, у кого карточка номер 4 ?
4. (название произведения)
На листочках, на столах записаны цифры, перевернув их мы, получи буквы, из
которых соберем название сказки, с которой познакомимся сегодня. Но чтобы
узнать его, нам нужно отгадать шифр. Посмотрите, на доске записан код, с
помощью которого мы узнаем шифр.
6 3 7 1 2 8 4 1 5 1 2 3
Ф е д о р и н о г о р е
О 1
И 8
Н 4
Д 7
Ф 6
Е 3
Р 2
Г – 5
_Итак,сегодня мы с вами закрепим наши знания о произведении
К.И.Чуковского «Федорино горе» ,
Сегодня мы познакомимся со сказкой “Федорино горе”. Послушайте как
создавалось это произведение:
Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные
фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от
глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с
удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было
вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”.
Внимательно послушайте сказку и скажите, какое горе случилось с
Федорой?
Прежде чем мы начнем читать сказку, нам нужно разобрать слова, которые
могут вызвать затруднения. . Следующий 5 этап нашей работы это Словарная работа (слайд 7)
Какие слова были для вас не знакомы?
Слова:корыто, растопырила глаза, кочерга, расфуфырили, помои,
прусаки,кочерга,
Карточка 1.Определи значения трудных слов:
1.Большой продолговатый открытый сосуд для стирки;
2.Широко раскрыла;
3.Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в
печи;
4. Сделали пушистыми;
5.Вода с пищевыми отходами, после мытья посуды;
6.Рыжий таракан
Чтение текста по цепочке
А, давайте произведем понравившийся вам отрывок ? (Дети показывают
инсценировку)
Федора:
"Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подитека немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"
Скалка: "Мне Федору жалко".
Чашка: "Ах, она бедняжка!"
Блюдца: "Надо бы вернуться!"
Утюги: "Мы Федоре не враги!" Федора:
"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
Кастрюля:
"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"
Давайте пойдем дальше,а дальше у нас этап под номером 6
Выставляется блюдце с чашкой (анализ текста)
Ребята,будьте внимательны, берегите время,старайтесь говорить
хорошо,давая полные ответы
Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого
бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?
(Чтобы было интереснее потом).
А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей
посуде.
стр. 13.
Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово
"держи"? Как вы думаете, почему?
(он хочет предать очень быстрое движение стремительное бегство посуды).
Какой звук повторяется?
Слышите повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.
Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж.
Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это
передано в тексте.
Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают?
(так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).
Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не
могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы). А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14
Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем
звук [з] ?
Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не
только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.
Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от
неряхи?
Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?
А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?
(ленивая, неряшливая – заботливая)
Жалко ли вам Федору?
Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)
Чем закончилась сказка? (Федора исправилась.Посуда вернулась.)
Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по
отчеству “Федора Егоровна!”
(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)
Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?
(Шутливая, но есть и серьезный смысл).
Чему учит писатель?
(Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку).
О жанре.
Молодцы! А почему это стихотворение названо сказкой?
(все, что там было, в жизни не бывает.
Там еще коты разговаривают и курица.
И посуда тоже разговаривает.)
Об образах.
Очень хорошо. А кто персонажи в этой сказке? (Федора, животные, посуда.)
Да, в сказке персонажами являются не только Федора, животные , но и домашняя
утварь – посуда, мебель...
А как ведут себя эти предметы?
(Как люди.)
Игра «Брейнринг»
Карточка 2.Тест
1.Как звали главную героиню сказки?
А)Мария Николаевна
Б)Федора Егоровна
В)Елизавета Васильевна
2.Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?
А)Корова
Б)Коза
В)Свинья
3.Как кто скакали тарелки?
А)как зайцы
Б)как белки
В) как кенгуру
4.Кто остался в доме у Федоры?
А)кошки
Б)тараканы
В)попугай
5.Что делала Федора, когда звала посуду домой?
А)читала стихи
Б)пела тихую песню
6.На чем стоял самовар в конце сказки?
А)на столе с белой скатертью
Б)на подоконнике
В)на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке
Итог урока
Понравилась ли вам сказка? Что вы взяли для себя? Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
Дом. задание
С.1322 выразительное чтение сказки, выбрать отрывок, который понравился
больше всего .
Встаньте, пожалуйста, те ребята, у кого до конца урока сохранилось
замечательное настроение.
Спасибо всем за урок!
Сценарий открытого урока по Чуковскому
Сценарий открытого урока по Чуковскому
Сценарий открытого урока по Чуковскому
Сценарий открытого урока по Чуковскому
Сценарий открытого урока по Чуковскому
Сценарий открытого урока по Чуковскому
Сценарий открытого урока по Чуковскому
Сценарий открытого урока по Чуковскому
Сценарий открытого урока по Чуковскому
Сценарий открытого урока по Чуковскому
Сценарий открытого урока по Чуковскому
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.