– План работы по самообразованию
Тема «Духовнонравственное развитие детей
посредством чтения художественной литературы»
Пояснительная записка.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в
этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни.
Именно коллизии многих художественных произведений помогают им
разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и
ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям
познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С
их помощью развивается чувственноэмоциональная сфера ребенка, его
способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и
грустить вместе с ними.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к
художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички,
приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и
объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и
взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и
воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная
литература играет большую роль. С помощью детской художественной
литературы у воспитанников формируются нравственные качества:
умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;
применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со
старшими;
умение сопереживать и сочувствовать героям художественных
произведений.
Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет
заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач
художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно
литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство
познавательно речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и
заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать
огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В
положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на
необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим
ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие
ценности очевидна.
Ознакомление детей с художественной литературой способствует
постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить
прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности. Актуальность
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем,
которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То,
что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все
начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство очень важный этап в
становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил
свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних
этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации.
Родители первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди
находятся под сильным влиянием идей материализма, у них
Цель:
Развитие нравственных норм поведения,
взаимоотношений у
дошкольников посредством детской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание
текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для
литературного произведения.
2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
3. Прививать интерес к положительным героям произведений.
4.
рассматривать
иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять
желание «прочитать» произведение еще раз.
Поощрять желание слушать произведение,
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за
развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного
(радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3.Воспитывать литературнохудожественный вкус,
способность
понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность,
звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие
1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о
существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и
драматизировать народные сказки.
Приемы:
Словесные:
Беседы; Игрыбеседы;
Рассказ;
Чтение художественной литературы;
Использование игровых ситуаций;
Игры беседы с персонажами сказок;
Сочинение историй;
Групповые выставки;
Рассматривание иллюстраций;
Наглядные:
●
●
Практические:
Игры – драматизации;
Игры – инсценировки;
Игры – забавы;
Подвижные игры;
Пальчиковые игры;
Упражнения подражательно исполнительского и творческого
характера;
Моделирование и анализ заданных ситуаций;
Рисование;
Занятие по художественной литературе;
Индивидуальная работа с ребенком;
Коллективные работы;
Тематические занятия;
Пальчиковая гимнастика;
Дидактические игры;
Физкультминутки;
Драматизация.
Формы организации:
Методы ознакомления с художественной литературой.
1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.
2. Рассказывание воспитателя.
3.Инсценирование.
4.Заучивание наизусть.
5. Игрыдраматизации (игры имитации, двигательные импровизации по
ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
6. Театрализованные игры: игрыдраматизации и игры с фигурками
разных видов настольного кукольного театров.
Сотрудничество с родителями.
Важным условием результативности воспитания у детей нравственных
качеств посредством детской художественной литературы является работа с
семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные
качества.
Содержание работы:
а) Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на
просветительском уровне.
б) Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный
момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие.
При этом родители выступают в роли слушателей. Задача воспитателя
состоит в том, чтобы направить при необходимости взаимодействие
«родитель – ребенок» в процессе беседы по прочитанному произведению.
Анкетирование
Оформление папок – передвижек
Консультации
Различные мероприятия совместно с детьми
Индивидуальные беседы
Рекомендации
Демонстрация наглядного материала
Формы работы с родителями.
Cрок реализации плана: 2 года (2015 2017)
.
1.
книгой».
2.
Консультации для родителей: тема «Как подружить ребенка с
Анкетирование: «Поделиться вашей точкой зрения о роли книги
в воспитании ребенка».
2.
Совместная деятельность с детьми:
Чтение и пересказ
детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».
Дидактическая игра: «Угадай сказку».
Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из
сказок в режимных моментах.
Октябрь.
1. Консультации для родителей: тема «Книги — наши верные друзья, а
без книг нам быть никак нельзя!»
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок.
Дидактическая игра:«Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?».
Настольно – печатные игры по мотивам сказок(разрезные картинки, лото).
Ноябрь.
1. Консультации для родителей: тема «Сказки помогут справиться с
детским непослушанием»
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение детям сказки: «Три
медведя». День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я
люблю».
Игры – забавы Декабрь.
1. Консультации для родителей: тема «Что читать детям»
2. Совместная деятельность с детьми: Игрыдраматизации по мотивам
любимых художественных произведений.
Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
Январь.
1. Консультации для родителей: тема «Как подружить ребенка с
книгой».
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок по желанию детей.
Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с
русскими народными сказками, дисками.
Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки».
Февраль
1. Консультации для родителей: тема: «Особенности чтения сказок о
животных».
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок русских писателей
Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»
Конкурс рисунков «Вот и сказочке конец» (фантазируют придумывают
свою концовку сказки»
Март
1. Советы родителям: " О пользе чтения книг или что и как читать
детям
5 – 7 лет»
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение произведений о
женщинах, мамах.
Выставка «Портрет моей мамочки»
Презентация « »
Апрель
1. Консультации для родителей о пользе домашнего чтения. «Книга
лучший друг»
Совместная
Проведение
мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам».
Прослушивание аудио сказок.
деятельность
с детьми:
2.
Май.
1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания
и ответственности через сказку».
2. Вечер памяти. Чтение произведений о Родине,
Отечественной войне, её героях.
Великой
Июнь – август.
Планирование деятельности и перспектив развития. Составление плана
работы на следующий год по теме самообразования.
Перспективный план на 20162017 год Сентябрь.
1.Консультация для родителей «Роль сказок в развитии детей».
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение художественной
литературы. Рассматривание иллюстраций, беседы, обсуждения.
Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Октябрь
1. Консультация для родителей: «Почитай мне, мама!! » (о домашнем
чтении вслух)
2.
Совместная деятельность с детьми: Чтение рассказов о
природе. Презентация «Я люблю тебя, России». (обсуждение, обмен
мнениями)
Ноябрь.
1. Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса
2. Совместная деятельность с детьми: Чтение и обсуждение
прочитанной сказки современных писателей. Словотворчество.
Декабрь.
1. Конкурс «Сказочная книга» (изготовление книжкималышки
родителидети)
2. Совместная деятельность с детьми: Беседа на тему «Добро и зло в
сказке и в нашей жизни».
Экскурсия в библиотеку.
Январь.
1.Консультация для родителей: «Почитай мне сказку, мама».
Индивидуальная беседа с родителями ребенка на тему: «Как
подружить ребенка с книгой»
Совместная деятельность с детьми:
2.
Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья» (обложка
любимой семейной книги)
Февраль.
1.
Консультация
трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
для родителей: «Воспитание
Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».
2.
Чтение сказок А. С. Пушкина. Выставка рисунков по сказкам А.С.
Совместная деятельность с детьми:
Пушкина.
Игра «Что? Где? Когда? По сказкам А.С. Пушкина
Март.
1.
Памятка для родителей: «Как выбрать полезную сказку для
малыша».
В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как
беседовать с детьми после чтения».
2.
Совместная деятельность с детьми: Чтение стихов о красоте природы, О Родине.
Конкурс стихотворений о Родине, маме.
Апрель.
1.
Совместная деятельность с детьми: беседа о космосе,
космонавтах.
Выставка рисунков «Этот загадочный космос»
2.
Добавить материал в театральный уголок, изготовление масок
совместно с детьми.
Список литературы:
1.
Сценарий праздника : "Живая память"
Сценарий праздника : "Живая память"
Сценарий праздника : "Живая память"
Сценарий праздника : "Живая память"
Сценарий праздника : "Живая память"
Сценарий праздника : "Живая память"
Сценарий праздника : "Живая память"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.