Сценарий представления казахской культуры
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Сценарий представления казахской культуры

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Культурные мероприятия +2
docx
Междисциплинарный 3
Все классы
07.08.2018
Сценарий представления казахской культуры
Праздник посвящен культуре казахского народа, его можно провести в рамках недели национальной культуры. В сценарии приведена статистика наибольшего количества казахов Саратовской области, рассказывается о быте, традициях, обычаях казахского народа, о великих людях. Стихи и песни казахского народа. В ходе праздника демонстрируются национальные блюда, проводятся национальные игры.
000c0bf3-1d8ecb20.docx
Звучат фанфары. Выходят ведущие. Ведущий: Қайырлы күн! Ведущий: Добрый день, уважаемые ребята, учителя, гости! Нам очень приятно видеть вас на нашем мероприятии, посвященном дню Казахсой культуры. 16 декабря - это день Независимости Республики Казахстан. Эта независимость была достигнута благодаря единству народов, проживающих на казахской земле. Как и все независимые государства Казахстан имеет свой флаг, герб, гимн По традиции все праздники начинаются с гимна республики. Просим всех встать и прослушать Гимн республики Казахстан. Спасибо Сто наций, сто народов, сто племён, Всем вам «рахмет» и низкий вам поклон! Пусть дружба, о которой пел Абай, Как солнце освещает мирный край! Ведущий 2 Народов много кочевых осело в нашем крае Почти все помнят родовые традиции, сказанья. А мы поведать вам хотим о дружной и родной Народности - Казахской, самой коренной. песня «Ассалам алейкум» Вед: У каждой нации есть свои традиции и обычаи Вед : И мы сегодня хотим вас пригласить в удивительное путешествие и познакомиться с традициями и обычаями казахского народа Казахи начали расселяться в Саратовском Заволжье с конца XVIII века, потомки принадлежали к Букеевской Орде. Казахи в Саратовской области расселены в основном в её заволжской части. Наиболее многочисленно казахское население в Александрово-Гайском (где казахи составляют абсолютное большинство населения 52 %), Озинском (28 %),Новоузенском (25,2 %), Перелюбском (10,2 %), Дергачёвском (20,8 %), Краснокутском (13,0 %), Питерском (9,6 %], Ершовском (9 %), Фёдоровском (10,6 %), Краснопартизанском (9,9 %), Марксовском (почти 5 тыс. чел., 7 % населения), Энгельсском (2,0 %), Ровенском (18,5 %) районах. Суровым испытанием для всего советского народа стала Великая Отечественная война, и казахи тоже внесли свою лепту в дело Победы. Казахская диаспора самоотверженно работала в тяжелые годы. Так, работники колхоза имени Жидкова Новоузенского района при ирригационных работах показали высокую производительность. Отличились звенья Сапушева Дауда, Дунгасарова Кондрата и Ажбаева Давмода, которые выработали 4-5 куб.м, земельных работ вместо 1,5 куб.м на – человека по норме. Колхозник колхоза “Красная наука” Марксовского района Делимов Кват внес на строительство боевого самолета 100 тысяч рублей. Известны и другие имена, которые помогали в тылу: Бауржан Мамыш Улы, Маншук Мамедова, Алия Молдагулова Ведущий: Раньше казахские поселения были не многочисленны, в силу того, что казахи вели в большинстве своем кочевой образ жизни. И остановились на кочевьях аулами. Жилищем казахам, служила юрта, состоящая из деревянного остова, обтянутого войлоком. Она легко собиралась и устанавливалась. Взрослый человек мог установить ее за несколько часов. Внутреннее убранство юрты было простым: в центре устанавливался очаг, над очагом у юрты откладывался войлочный полог. Пол внутри юрты застилался кошмой, на стене юрты вывешивались ковры или особым образом обработанная кошма. По периметру юрты раскладывались корпешки (не большие подушки) для удобства и установились сундуки. Шанырак — это верхняя часть юрты, от которой в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры). Появление образа шанырака уходит в далекое прошлое. Шанырак символизирует отчий дом, а в более широком смысле, всю вселенную. Образ шанырака — это образ общего дома, всех людей, проживающих в Казахстане. Если шанырак — это дом, а уыки — это народы, то благополучие в нем зависит от каждого из нас, потому что мы все — народ Казахстана. Радушие к гостям отмечают многие казахские поэты. Бахытжан Канапьянов описывает приём чабана: В юрту вхожу- Пахнет кошмой и чаем. Чабан добрым взглядом встречает: «Путник, входи, У порога не стой, Открыта тебе моя юрта!» Для всех гостей звучит песня «Кызыл гулемай» в исполнении гр. «Кудалар» Ведущий 1 : Известный казахский поэт Султанахмет Торайгыров широкий и всегда накрытый для друзей, гостей, путников и вообще всех прочих дастархан сравнивал со светлой и открытой душой казахов, возведших обычай гостеприимства в ранг закона. Казахская национальная кухня в полной мере отражает суть народа, его историю, культуру и традиции. Гостеприимство с давних времен было отличительной чертой казахского народа, гостям в доме всегда оказывают должный приём и отводится почётное место. Казахи едят за низким столом- дастарханом. Самое популярное блюдо у казахов-бешбармак, баурсаки.. Это главное блюдо национальной кухни. Бешбармак в переводе с казахского означает «пять пальцев» из-за манеры есть это блюдо руками После трапезы каждому гостю в пиале подают горячий бульон (сорпу), приговаривая при этом: « Ет етке, сорпа бетке». Эта старая казахская пословица переводится как «Мясо к телу, бульон к красоте» Ведущий 2: Баурсаки — обязательное угощение в каждой казахской семье. Сейчас не только казахи их готовят и едят. Подают их к чаю, перед едой, к кумысу, к закускам, к сорпе. Это и праздничное и повседневное блюдо, любимое всеми от мала до велика. Само название произошло от казахских слов «баурласу, баурласуга, баур», что в переводе на русский язык значит «стремление к объединению, родству, братству». Казахи шутят: «Утром пьём чай с баурсаком, в обед пьём чай с куырдаком, вечером пьём чай с бешбармаком». Стих «Я – казашка» для вас прочитает Мухамбетова Неля Ведущий: Гость радуется песенному гулу Не чувствуя не стужи, не жары У нас, мой друг, не сыщешь ни аула, Ни даже просто дома без домбры. И предки наши яркие картины В напевах проносили сквозь года Ведь две струны, как горы и равнины. Как жизнь и смерть Как радость и беда. На зов домбры друзья спешат с вестями, Звучат слова радушны и добры, Но беден дом с почетными гостями И песнями, и счастьем без домбры. Ведущий 1: много разных инструментов придумал человек. А вот казахи всю свою радость, печаль, горе выражали в игре на домбре. Удивительный этот инструмент- он может передать все переживания человека. О домбре вам расскажет (песня) Гармонь также любима казахами, послушайте наигрыша казахских песен в исполнении Нуржанова Сергалея Ведущий. Обратите внимание на выставку. Здесь вы видите прекрасные образцы казахской культуры: украшения, одежду, посуду и орнаменты, замечательные блюда казахской кухни. Национальная одежда казахов вобрала в себя все лучшее, что смогли создать искусство и талант народных умельцев на протяжении веков. на традиционный костюм казахов большое влияние оказал, прежде всего, кочевой образ жизни. Народные «дизайнеры» создавали одежду такой, чтобы она была удобна для езды на коне, согревала в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом. Для изготовления одежды, обуви, головных уборов использовались следующие ткани и материалы: - кожа - мех - сукно (самодельное); - войлок (тонкая шерсть, выделанная в домашних условиях); - хлопчатобумажная ткань Украшали комплекты вышивкой, меховой отделкой, различными аксессуарами. Для окраски ткани варили смеси красителей – желтые, красные, оранжевые и другие. Женская казахская национальная одежда очень красивая. Основные составляющие наряда для девушек и женщин: - камзол или кемзал – легкое платье, с рукавами (бешмет) либо без, спадающее по фигуре и расширенное к низу. Ткань (чаще всего бархатная) на камзолы бралась яркая для молоденьких девушек, а старшие отдавали предпочтение приглушенным, спокойным тонам; - койлек – платье или длинная нательная рубаха из цельного куска простой ткани (как повседневная одежда), из дорогого материала (нарядная). Покрой нестандартный – широкие прямые рукава, глухой ворот, позже стоячий воротник, несколько рядов оборок; - штаны – обязательный элемент одеяния, поскольку верховая езда требовала соответственного Казахская национальная одежда мужская также имеет свои определенные традиции: - жейде – рубашка-туника, которую одевают под низ; - шалбар (штаны) – легкие нижние и верхние из разных тканей, учитывая зажиточность владельца; - камзол; - шапан – халат, верхняя одежда, подчеркивает обеспеченность, материальное положение человека; - тулуп; - ишык (шуба); - купе. Неотъемлемый аксессуар – кожаный/тканевой пояс, иногда из бархата. Окраска одеяния носит символистическое наполнение: белый цвет означает радость, черный – землю, красный – огонь, солнце, зеленый – молодость, желтый – знание. Для вас звучит Песня кудалар Ведущий 2. А сейчас мы вам покажем интересный обряд, который до сих пор имеют место в семейном укладе казахов. Бесікке салу — традиционный казахский обряд, связанный с рождением ребенка. Это торжественное мероприятие устраивают, когда младенца первый раз кладут в «Бесік» - колыбель-качалку. У казахов «Бесік» считается золотым гнездом младенца, и обряд «Бесікке салу» - является одним из самых значимых и почитаемых. Приглашаются гости, накрывается праздничный дастархан, поэтому обряд «Бесікке салу» еще называют «Бесік той». Красивая колыбель, новые красивые одеяльца, подушки, перинки, ленточки и завязки — все это смотрится очень привлекательно и нарядно. По обычаю, «Бесік» ребенку готовит и привозит бабушка, со стороны матери. Уложить младенца в «Бесік» в первый раз очень почетно и поручают это образцовой, опытной, имеющей большой авторитет бабушке или "киндик шеше" - пожилой женщине По казахскому поверью, «Бесік» сначала окуривают дымом, изгоняя злых духов, затем проводят интересный обряд - «Тыштырма». Ведущий 1. Для этого, через отверстие для горшочка в днище колыбели, пропускают конфеты, курт, сладости приговаривая: «Тышты! Тышты!». Это поверье означает, что родившийся ребенок принесет в дом благополучие и богатство. Гости стараются поймать сладости и раздают детям. После этого ребенка пеленают в «Бесік» и поют колыбельную песню «Бесік жыры»: (посмотрите фрагмент этого обряда) (ученик читает молитву и говорит имя на ухо «младенцу», затем девочки в костюмах раздают тыштырма гостям в зале) Вед.2 А теперь послушайте песню «Арман», в этой песне мама поет о своём маленьком сынишке, чтобы он вырос большим и крепким. (песня Арман) Вед.2. настало время для танцев. Самые известные народные танцы –Камажай и Кара жорга. Свое название танец получил от народной песни «Камажай», под которую он исполняется. В песне воспевается красота девушки, ее изящество и непосредственность. Сейчас Табанова Альбина исполнит танец «Камажай». Национальные казахские игры до сих пор не утеряны и во многих семьях их передают из поколения в поколение. Мы рады представить вам игру Ассык, как играть в эту игру вам покажет Нуржанов Сергалей. Песня «А я опять поеду в Казахстан» исп. Гр. «Кудалар» Вед.1. К сожалению, невозможно рассказать обо всех традициях и обычаях нашего народа и охватить всю культуру и быт за короткое время. Но мы надеемся, что хоть немного у вас появилось представление о культуре казахского народа. Вед.2. спасибо за внимание.

Сценарий представления казахской культуры

Сценарий представления казахской культуры

Сценарий представления казахской культуры

Сценарий представления казахской культуры

Сценарий представления казахской культуры

Сценарий представления казахской культуры

Сценарий представления казахской культуры

Сценарий представления казахской культуры

Сценарий представления казахской культуры

Сценарий представления казахской культуры

Сценарий представления казахской культуры

Сценарий представления казахской культуры
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей