Сценарий проведения литературно-географического классного часа в День рождения лицея 19 октября: «Карта путешествий Пушкина».
Оценка 4.9

Сценарий проведения литературно-географического классного часа в День рождения лицея 19 октября: «Карта путешествий Пушкина».

Оценка 4.9
Культурные мероприятия +2
doc
география +1
Детсад—10 кл
15.04.2018
Сценарий проведения  литературно-географического классного часа  в День рождения лицея  19 октября: «Карта путешествий Пушкина».
В разработке представлен фактологический материал путешествий великого классика золотого века России А.С. Пушкина. Иллюстрации к вопросам помогут школьникам составить образ места пребывания А.С.Пушкина в различных уголках Российской Империи: от Михайловской ссылки до Южной ссылке, Подсчитано количество "вёрст полосатых" в сравнении с длиной экватора Земли ...Разработка урока (занятия во внеурочное время) на тему: "Карта путешествий А.С. Пушкина"
кл.час Карта путешествий Пушкина.doc
Тема проведения литературно­ географического классного часа  в День  рождения лицея  19 октября: «Карта путешествий Пушкина». Цель:  доказать, что для писателя и поэта  А.С.Пушкина путешествия всегда являлись  источником вдохновения к созданию новых  образов и новых прекрасных творений.  «Тогда, душой беспечные невежды, мы жили все и легче, и смелей». А.С.Пушкин «На пороге наших дней, в перепутьях общежитий  Ты наш друг, ты наш Учитель, славный пушкинский лицей!  Под твоей бессмертной сенью научиться бы вполне  Безоглядному веселью,  Бескорыстному доверью,  Вольнодумной глубине».                                              Ю.Ким.  1811 – год рождения Царскосельского Лицея.                                                              1991 – год рождения МОУ «Лицей» г. Протвино. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…Бескорыстная  мысль, что внуки будут уважены за имя, нами переданное, не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца».  А.С.Пушкин. 1828 г.  «В те дни – во мгле дубравных сводов Близ вод, текущих в тишине, углах лицейских переходов Являться муза стала мне». А.С.Пушкин В Ребята, посмотрите на фотографии. Знакомы места? Да, это Царское г.Пушкин.  эти  ли вам эти  село, а ныне  А это рисунок лицеиста А.Пушкина Царскосельского лицея.  После окончания Лицея указом Александра I А.С.Пушкина зачисляют на службу в  Коллегию иностранных дел и он переезжает к родителям в Петербург в 1817 г.   Вопрос 1:    Кто автор этой картины?  А теперь мы отправляемся вслед за Пушкиным, дорогами его «вёрст полосатых». И в этом нам поможет карта.  Путешествие на Запад. Спустя три недели с начала службы Пушкин подаёт прошение о выезде до осени в  Псковскую губернию в родовое имение своей матери село Михайловское.   По дороге на  Псковщину он проезжает небольшие неказистые городки: Гатчину,  Лугу, Порхов, Бежаницы, Новоржев.   Задание 1:  Проследите по карте Северо­запада РФ в атласе путь А.С.Пушкина, отметьте на контурной карте эти города.  Южный край.  «Забытый светом и молвою,                        Далече от брегов Невы,                                Теперь я вижу пред собою                           Кавказа гордые главы.                                 Над их вершинами крутыми,                      скате каменных стремнин                            Питаюсь чувствами немыми                       чудной прелестью картин                            Природы дикой и угрюмой…»   1820 – 1826 г.г. Южная ссылка.  На И   Санкт­Петербург ­   Луга, Порхов, Великие Луки, Золотоноша, Кременчуг, Киев и  Чернигов. Далее с Раевским через Екатеринослав по маршруту: Мариуполь,  Таганрог, Новочеркасск, Ростов­на­Дону, Ставрополь, Георгиевск, Горячие Воды,  Железноводск и Кисловодск, крепость Усть­Лабинская, затем в Екатеринодар,  Темрюк и, наконец, они достигают берега моря в Тамани.   Затем Крым – Керчь,  Кефа и Юрзуф, Ялта, Бахчисарай, Симферополь. Далее через Перекоп, Херсон,  Николаев в Одессу. Тирасполь – Кишинёв.   Задание 2 . На карте атласа Южная Россия проследите маршрут Пушкина. У вас  затруднения?   Какие города сменили  свои названия?  Путешествие в Арзрум во время похода 1828 года.  Россия вызволяла из­под турецкого господства новые территории за Кавказским хребтом – древние земли Армении.  В своих «записках» А.С.Пушкин так описывает маршрут  этого путешествия:   «…Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орёл, и сделал  т.о.  200 вёрст лишних; зато увидел Ермолова». Далее Пушкин упоминает Елец и «воронежские степи», Ставрополь, Георгиевск, Горячие Воды,  Екатериноград – оттуда начиналась военная Грузинская дорога. После Владикавказа  «мы отправились с пехотой и казаками. Кавказ принял нас в своё святилище. Мы  услышали глухой шум и увидели Терек… Мгновенный переход от грозного Кавказа к  миловидной Грузии восхитителен. Тифлис находится на берегах Куры в долине,  окружённой каменистыми горами…Самое его название (Тбилис­Калар) означает  Жаркий город. Наутро поднялся на Безобдал, гору отделяющую Грузию от  древней  Армении. Зной вдруг уменьшился: климат был уже другой.» После Эривани, т.е.  Еревана произошла ещё одна по­своему знаменательная встреча. «Солнце всходило. На ясном небе белела снеговая, двуглавая гора.  Это Арарат. …Жадно глядел я на  библейскую гору, видел ковчег, причаливший к её вершине с надеждой обновления и  жизни…»  Пушкин – путешественник и писатель.  «Утро было прекрасное. Солнце сияло. Мы ехали по широкому лугу. Перед  нами блистала речка, через которую должны мы были переправиться:  «Вот и Арпачай»,­ сказал мне казак. Арпачай! Наша граница! Это стоило  Арарата. Я поскакал к реке с чувством неизъяснимым. Никогда ещё не  видел я чужой земли. Граница имела для меня что­то таинственное; с  детских лет путешествия были моею любимою мечтою. Долго вёл я  потом жизнь кочующую, скитаясь то по Югу, то по Северу, и никогда ещё не вырывался из пределов необъятной России. Я весело въехал в заветную реку,  и добрый конь вынес меня на турецкий берег.»                       Путешествие в Арзрум.  Глава 2. А.С.Пушкин.  Где и когда Пушкин написал эту  пленительную элегию ? «Погасло дневное светило;                                                        На море синее вечерний пал туман.                                         Шуми, шуми послушное ветрило                                             Волнуйся подо мной игривый океан.                                       Я вижу берег отдалённый,                                                         Земли полуденной волшебные края;                                       С волненьем и тоской туда стремлюся  я,                               Воспоминаньем упоенный» . Далее нас ждёт путешествие на юго­восток­восток.  НАЧАЛО БОЛДИНСКОЙ ОСЕНИ 31 августа 1830 года Пушкин выехал из Москвы в сторону Нижнего Новгорода в  имение родовой вотчины отца Большое Болдино через Владимир, Муром, Арзамас и  Лукоянов.   «Ах, мой милый!­ спешил он поделиться с Плетнёвым. – Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе  наготовлю всячины, и прозы и стихов».   Сентябрьский перечень произведений точной датировки: 7­го – «Бесы»,                                                                                                                              8­го – «Элегия»,                                                                                                                          9­го – повесть «Гробовщик»,                                                                                                      13­го завершена «Сказка о попе и о работнике его Балде»,                                                    14­го – повесть «Станционный смотритель»,                                                                           20­го – повесть «Барышня и крестьянка»,                                                                                25­го – 8 глава романа «Евгений Онегин»,                                          26­ го ­ Пушкин написал стихотворение «Ответ анониму». ­ Как путешествовал    Пушкин ? Вот как он сам на этот вопрос отвечает: «Долго ль мне гулять на свете                                        То в коляске, то верхом,                                                                      То в кибитке, то в карете,                                                                   То в телеге, то пешком?»                                             Стихотворение «Дорожные жалобы». 1829 г. А.С.Пушкин.   Какие были дороги ? ­спросите вы и вновь услышите ответ из его письма: «Вообще,- писал Пушкин,- дороги в России (благодаря пространству) хороши и были бы ещё лучше, если бы губернаторы менее о них заботились. Например, дёрн есть уже природная мостовая, зачем его сдирать и заменять наносною землёю, которая при первом дождике обращается в слякоть. Поправка дорог одна из самых тягостных повинностей, не приносит никакой пользы и есть большею частью предлог к утеснению и взяткам». ­ Сколько же наездил километров наш гений ?           До ссылки (до 1820 г.) – 2250 км  Из Москвы в Петербург, 2 раза в Михайловское и пр.  В ссылке (1820­1826) – 9000 км  Т.е. в Екатеринославле, на Кавказе, в Крыму, в Бессарабии и обратно в Михайловское. Путешествие в Арзрум (Турция) в 1829 г. – 5200 км.  Поездка на Восток для сбора материала о Пугачёве – 3300 км.        ИТОГО: 19750 км                          +  20 поездок в Москву, в Болдино, в Боровичи, в Торжок, в Старицу, на Полотняный  завод под Калугу – в среднем около 750 км на каждую поездку, то это даст ещё 15 000  км.   19750 + 15000 = 34750 км  Сравните! Окружность земного шара = 40075 км  ­ Сравните и сделайте вывод! Знаменитый путешественник Н.М Пржевальский за свои центрально­ азиатские странствия совершил  за 30 лет около 30000 км. Сравните две карты­ 1 и 2 Ответьте на вопросы:   1. Какая из них содержит более полную географическую и хронологическую  информацию ?  2. На какой карте представлена более точная и подробная картографическая  информация? Приведите примеры найденных отличий.  Путешествие в Оренбургский край. В начале осени 1833 г. Пушкин отправился в Уральск для сбора материалов об истории  Пугачёвского бунта.   Восточный маршрут:   Москва – Ярополец – Владимир – Муром – Нижний Новгород – Васильсурск – Чебоксары – Свияжск – Казань – Великие Булгары – Тетюши – Симбирск – Бузулук – Оренбург – Татищево – Уральск (Яицкий городок).  Выполните задания:  Существует по данной карте 8 версий, т.к. никаких точных данных не найдено.  1. + отмечены сохранившиеся до нашего времени поселения, некоторые из них выросли и стали столичными городами. Назовите их и те субъекты РФ, к которым они принадлежат.  2. Какой пункт маршрута Пушкина  оказался за рубежом и почему?  3. Какой город изменил своё имя и почему?  4. Назовите произведения Пушкина, написанное на материалах этого путешествия.  ­ Каким был маршрут возвращения поэта из «восточной» поездки ? Правильные ответы Оцените свою работу самостоятельно, за каждый правильный ответ – 1 балл.   1. Саратов, Самара, Пенза, Ульяновск (Симбирск) – областные центры.   2. Уральск находится на территории Казахстана, который стал независимой  республикой в 1991 г. (распад СССР).  3. Симбирск – родина В.И.Ленина ( Ульянова) вождя социалистической  революции 1917 г. в России и главы государства до 1924 г. (Переименован в его честь).   4. Капитанская дочка. Повести Белкина.    История Пугачёвского бунта.      Спасибо за работу! С уважением О.А. Сухих – учитель географии МОУ  «Лицей» г. Протвино Московской области.

Сценарий проведения литературно-географического классного часа в День рождения лицея 19 октября: «Карта путешествий Пушкина».

Сценарий проведения  литературно-географического классного часа  в День рождения лицея  19 октября: «Карта путешествий Пушкина».

Сценарий проведения литературно-географического классного часа в День рождения лицея 19 октября: «Карта путешествий Пушкина».

Сценарий проведения  литературно-географического классного часа  в День рождения лицея  19 октября: «Карта путешествий Пушкина».

Сценарий проведения литературно-географического классного часа в День рождения лицея 19 октября: «Карта путешествий Пушкина».

Сценарий проведения  литературно-географического классного часа  в День рождения лицея  19 октября: «Карта путешествий Пушкина».

Сценарий проведения литературно-географического классного часа в День рождения лицея 19 октября: «Карта путешествий Пушкина».

Сценарий проведения  литературно-географического классного часа  в День рождения лицея  19 октября: «Карта путешествий Пушкина».

Сценарий проведения литературно-географического классного часа в День рождения лицея 19 октября: «Карта путешествий Пушкина».

Сценарий проведения  литературно-географического классного часа  в День рождения лицея  19 октября: «Карта путешествий Пушкина».

Сценарий проведения литературно-географического классного часа в День рождения лицея 19 октября: «Карта путешествий Пушкина».

Сценарий проведения  литературно-географического классного часа  в День рождения лицея  19 октября: «Карта путешествий Пушкина».

Сценарий проведения литературно-географического классного часа в День рождения лицея 19 октября: «Карта путешествий Пушкина».

Сценарий проведения  литературно-географического классного часа  в День рождения лицея  19 октября: «Карта путешествий Пушкина».

Сценарий проведения литературно-географического классного часа в День рождения лицея 19 октября: «Карта путешествий Пушкина».

Сценарий проведения  литературно-географического классного часа  в День рождения лицея  19 октября: «Карта путешествий Пушкина».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018