«Сущность жизни – любовь» (Л.Н.Толстой)
Оценка 5

«Сущность жизни – любовь» (Л.Н.Толстой)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
21.02.2017
«Сущность жизни – любовь» (Л.Н.Толстой)
Урок литературы в 10 классе по роману Виталия Закруткина «Матерь Человеческая». Урок проводится после изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Приобщение к философским взглядам великого художника слова 19 века наблюдается и в творчестве многих писателей 20 века. Одним из них стал Виталий Александрович Закруткин.Урок литературы в 10 классе
Сущность жизни - любовь.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сущность жизни – любовь» (Л.Н.Толстой)

Урок внеклассного чтения в 10 классе по роману

Виталия Закруткина «Матерь Человеческая».

(После изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Цель урока: выявить идейный смысл повести; вовлечь учащихся в размышления о смысле жизни; исследовать духовные истоки героизма, нравственные основы личности. Развивать умения анализировать эпическое произведение, работать с художественными деталями.

 

Оборудование урока:

1.Лики Богородицы различных художников.

2.Фотографии матерей учащихся с детьми на руках.

 

 

 

 

                                                                               …Каждый человек сопричастен

                                                                                   вечному и великому… через

                                                                                   жизнь и смерть, страдания и

                                                                                               рождение, любовь и природу

                                                                                      Анна Александровна Саакянц

 

 

 

 

Обратите внимание на тему урока. Эти слова – жизненное кредо Л. Н. Толстого, писателя, с чьим творчеством мы уже хорошо знакомы.                                    

Приобщение к философским взглядам великого художника слова 19 века наблюдается и в творчестве многих писателей 20 века. Одним из них стал Виталий Александрович Закруткин – писатель, житель станицы Кочетовской на Дону. «Когда я по-настоящему начал читать художественные творения великого мастера-учителя, мне стало казаться не литература, не роман, повесть или рассказ, а нечто иное, настолько высокое, мудрое, человеколюбивое, беспощадно строгое к самому себе, что ты уже не читаешь, а как будто… внемлешь голосу пророка, учащего людей добру, любви, правде».

Родился В. Закруткин 27 марта 1908 года в семье учителя, настоящего интеллигента-демократа.

Сначала юноша Закруткин пошел по отцовской стезе: окончив школу, был учителем-словесником, преподавал язык и литературу на Дальнем Востоке.

В 1932 году экстерном окончил педагогический институт в Благовещенске. Через год поступил в аспирантуру Ленинградского института имени Герцена. Он досконально знал отечественную литературу 19 века, интересовался западно-славянскими литературами.

Не расставаясь с наукой и преподаванием, решил пробовать силы в художественной литературе.

В самом начале войны Закруткин пошел добровольцем на фронт. Он был корреспондентом армейских и фронтовых газет, участвовал в кровопролитных боях.

 «Скажу честно,- писал В. Закруткин,- вначале, в первые месяцы войны, я не верил, не хотел верить, что гитлеровская армия, состоявшая из немцев, народа, который я уважал, ценил и считал талантливым… могла дойти до состояния маразма, превратиться в скопище изуверов, убийц и мерзавцев. Так я думал до  29 ноября 1941 года, пока не увидел все, что натворили гитлеровцы за одну неделю в Ростове. Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными ростовчанами, разграбленные дома, городские кварталы, сожженные от начала до конца,- все это казалось мне кошмарным сном, каким-то болезненным видением в бреду.

Потом в других городах и селах мне довелось видеть сотни виселиц, истерзанные тела людей, страшные призраки узников Майданека, Бухенвальда, Освенцима.

В то же время я не мог не понимать того, что далеко не все немцы стали палачами и грабителями. За годы войны я много говорил с пленными немецкими солдатами и офицерами, иногда, с разрешения начальства, просиживал с ними целые ночи. Передо мной проходили разные люди: храбрившиеся бахвалы, до слепоты верные воинскому уставу нерассуждающие солдаты, дрожащие за свою шкуру трусы, развращенные цинизмом тупые ублюдки, но немало было и таких, которые, оказавшись в плену, со страхом, болью и ненавистью рассказывали обо всем, что происходит в Германии, и совершенно искренно обращались по радио к своим однополчанам с призывом обратить оружие против нацизма».

После войны Закруткин поселился в станице. Он органически вошел в жизнь своих односельчан, сроднился с ними. Сельская жизнь и война – вот темы произведений, написанных Закруткиным в это время.

Одна из замечательных повестей о русской женщине в лихую годину войны, повесть «Матерь Человеческая», будет проанализирована сегодня на уроке.              

История работы над повестью растянулась почти на четверть века. Началась она в 1943 году. Советские войска прорвали фронт, освободив Таганрог, и двинулись в направлении Мариуполя. «Эмка» Закруткина въехала в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого: ни человека, ни собаки, ни птицы, ни дерева. Машина уже приближалась к выезду из руин, как вдруг из какой-то     темной норы  выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина. Увидев людей и машину, она остолбенела от страха, но, рассмотрев на фуражках красные звезды, упала на колени и,    захлебываясь от рыданий, стала целовать полы шинелей.

Женщина рассказала, что немцы угнали всех хуторян, а ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Она поселилась в чьём-то уцелевшем погребе и в полном одиночестве прожила среди руин больше года.

Тогда же, в перерывах между боями, Закруткин написал об этой женщине рассказ, который назывался «О живом и мертвом». В 1944 году он был напечатан в Ростове.

 

После войны Закруткин перечитал рассказ, видно, судьба женщины навсегда вошла в душу писателя. «Перечитал и пришел в ужас: настолько плохо, косноязычно, с какими -то идущими от «модной» литературы претензиями он был написан. Мне стало стыдно за себя, и чем дальше шло время, тем большие укоры совести я чувствовал».

Прошло много лет и, повинуясь укоризненному голосу совести, Закруткин стал писать повесть «Матерь Человеческая».

В 1971 году за повесть «Матерь человеческая» Закруткину была присуждена Государственная премия РСФСР им. Горького.

 

 

 

 

Основное содержание урока: аналитическое перечитывание повести.  

 

? Какова особенность композиции повести?

 

Прочитаем обрамление в начале повести.- Какова роль такого вступления?

?С какой целью писатель начинает (и завершает) повесть острым и резким контрастом?

Он готовит читателя к восприятию истории жизни не Марии – легендарной «Матери Божьей», католической Мадонны с кукольными глазами и раскрашенным личиком, а Марии – простой деревенской русской женщины, принявшей в годы войны нечеловеческие страдания и победившей их силой живого человеческого сердца.

 

Прослушивание отрывка № 1(Со слов «В эту сентябрьскую ночь небо вздрагивало,билось…» до слов «… пошли мне смерть, прошу тебя, боже…»).

?Какова роль пейзажа, открывающего повествование о судьбе героини? Какой цветовой фон является основой произведения?

«В эту сентябрьскую ночь небо вздрагивало, билось в частой дрожи, багряно светилось,отражая полыхавшие внизу пожары…». – Обратите внимание на метафору и инверсию.Какова роль этих изобразительно-выразительных средств?

Инверсия привлекает внимание к словам «небо билось,вздрагивало,..багряно светилось…».

?Чьими глазами мы видим небо?

 

Пейзаж выполняет роль эмоциональной параллели, созвучной переживаниям героев.

 

Прослушивание отрывка №2 (от «Карательная команда немцев появилась на хуторе…» до «… обессилев, она притихла, вытянулась на кровати и лежала, глядя в потолок невидящими глазами».)

 

? Что же происходит? Почему Марии, героине повести, не хочется жить?

 

Прослушивание отрывка №3 («Хутор догорал…» до «Осталась я на белом свете одна…»).

?Зачем писатель изобразил страшную сцену смерти девочки? Какою увидели вы в этой сцене главную героиню? Что понимает Мария, глядя на умирающую Саню? Как оценивает своё горе?

 

Запись на полях в тетрадях слов Марии:  Санечка, деточка моя,..открой глазки, дите мое бедное, сиротиночка моя…

 

Прослушивание отрывка №4 (Разбитая, обессиленная она прилегла» до «Разбудило Марию стрекотание сорок»)

Напряженность и драматизм повествования создаются своеобразием композиции: временными смещениями из настоящего в прошлое (ретроспектива).

? Почему Мария снова и снова возвращается мысленно в мирное время?

 

Читая повесть, мы замечаем, что описание внешности героини лишено индивидуальных черт.- Почему? Что подчеркивает автор в портрете Марии? «Маленькая ладная Мария… За малый рост Иван называл её кнопочкой, а за смешные, едва заметные веснушки на переносице – конопулей».

Автор верит в духовные силы этой маленькой женщины, хотя самой Марии хочется умереть, жизнь была разбита, сожжена пожаром войны.

 

Прослушивание отрывка № 5( «С детства не веря в бога...» до «…он хочет жить!»).

? Что же рождает молитву в душе Марии? Что заставляет её отогнать мысль о смерти?

 

В поле, где спряталась Мария, бродили коровы и злющий цепной кобель хуторского чабана. Свирепого пса боялся весь хутор. «Резко повернувшись, Мария бросилась бежать… Собака и коровы бежали следом». – Как понять такое поведение животных?   Дружок! Иди, собачка, ко мне! Иди покушай! Ты ж, небось, тоже голодный!.. Как же вы, бедняжки, намучились!- сказала она, обеими руками почесывая рыжие коровьи лбы.

 

Охваченная страхом, одиночеством и горем, Мария не ушла с сожженного хутора. – Как вы считаете, почему? «… мне некуда идти. Тут остались Ваня и Васятка. Тут похоронены отец с матерью…».

 

 

Прослушивание отрывка № 6 а («Мария решила: буду жить в погребе…» до «…держак остро отточенных вил сжала так, что побелели пальцы»).

 

?Какая художественная деталь в описании немца наиболее яркая? Почему она так важна в описании немецкого солдата? (Тонкая мальчишеская шея, тонкая белая шея, мальчишка, недоросток…). – Как поступит Мария?   

 

Прослушивания отрывка №6 б ( до слов «…Мария молча плакала»)

 

? Что остановило Марию? (…святое, жалостное слово «мама», мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлебывающийся крик).

Мария решила, что хоть она не знает немецкого языка, можно разговаривать «пальцами, головой, глазами». – Какая мысль скрыта за этими словами? (Всегда можно понять друг друга).

Ухаживая за немцем, Мария начинает осознавать масштабы трагедии. «Никому не нужная, неприметная, малая порошинка,-думает она о мальчишке.- Разве тебе нужна была война и ты хотел воевать?.. Взяли тебя, запхали в мясорубку, и на этом кончилась твоя куцая жизнь, которую ты так и не узнал… И помрешь ты, бедняга, в нашем хуторе, и мне доведется тебя схоронить… Кому нужна была твоя смерть на чужой земле…».

Люди в этой войне – пушечное мясо. Об этом размышляли и герои Л. Толстого, видя изуродованную землю, покрытую человеческими трупами.

На улице хутора Мария увидела убитого солдата-немца, толстого, с темной щетиной на одутловатых щеках. У него была размозжена голова.

-Не гоже тебе лежать,- сказала Мария,- ты ведь человек, и дети, должно быть, не раз по тебе заплачут.

? Что руководит Марией, движет её поступками?

«В чистой синеве неба кружились голуби. …кружились над пожарищем, снижались там, где ещё совсем недавно стояла их голубятня…

-Сиротиночки мои бедные,- ласково зашептала Мария,- некуда вам приклонить свои головочки…

 

 

Прослушивание отрывка № 7 («По привычке подоила коров…» до «… тихо шептал: «Мама… мама..»).  Сыночек мой, Васенька! Песчиночка моя бедная!

? Что вы чувствуете, читая (слушая) эти строки?

? Почему Мария назвала немца сыночком? 

Она чувствует себя матерью целого поколения, обреченного на безотцовщину, на смерть в юные годы.

 

Чувствует Мария и ответственность за несобранный урожай на полях перед своей бригадой, перед всеми хуторянами:

 - Сколько людского труда прахом пошло… Сколько сил вложила бригада в эти покинутые людьми поля… Сколько ночей недосыпали трактористы, шоферы, возчики, доярки, пастухи… Я знала всех этих людей…

Я одна выжила из всех, одна за всех и должна работать, должна выстоять.

 

 

Незаметно на страницах повести встаёт проблема ответственности за свое жизненное поведение, проблема гражданского долга, чести. Личное отходит на второй план.

Перед тем как выйти в поле, Мария идет на кладбище, обходит все могилы, поминает всех, кого знала и не знала – Зачем?

Дела и судьбы прошлого «участвуя» в сегодняшних делах и судьбах,умножают нравственный опыт. Это опора, основа жизни.

В поле Мария пела песни, которые пела её мать:

 

 

Вьётся ласточка сизокрылая

Под окном моим одинешенька.

Над окном моим, над косящатым,

Есть у ласточки тепло гнездышко,

Ждет касаточку белогрудую

В теплом гнездышке её парочка…

Слезы горькие утираючи,

Я смотрю ей вслед вспоминаючи,

У меня была тоже ласточка,

Белогрудая душа-пташечка,

Да свила судьба ей уж гнездышко

Во сырой земле вековечное…

 

 

? Разве такая песня может помочь в работе? Что значила песня в жизни народа?

 

Прослушивание отрывка № 8 («Она потеряла счет дням…» до «… и могилы твоей никто не найдет»).

? Что меняется в тональности пейзажных зарисовок? Почему? Солнце не ярко, но светит. Блестит позолоченный солнцем лед.

Мария называет солдата «милое моё дитя». Так может говорить старая женщина, а Марии 29 лет.

Послушайте письмо матери политрука. Что чувствует Мария, читая это письмо чужой женщины?

«Дорогой сынок Славочка! Вот уже второй год пошел с того дня, как ты по своему добровольному желанию оставил нас и ушел на фронт. С той поры нет дня, чтобы я не думала о тебе и не плакала. Я теперь осталась совсем одна. Отец воюет где-то под Ленинградом, пишет, что был ранен, полтора месяца лежал в госпитале. Следом за отцом ушел ты, и я надеялась, что Клава, сестричка твоя, а моя дорогая дочечка, останется со мной и мы вместе с ней будем дожидаться вас, наших бойцов. Но я не знала и не ведала, что Клава тайком от меня ходила по вечерам на курсы медицинских сестер. И вот месяц тому назад она уехала на фронт, и я не получила от неё ни одного письма. Может, её уже и нет в живых. Как ты там живешь, как воюешь, родной сыночек? Очень прошу тебя, Славик, выполни одну-единственную просьбу матери: береги свою молодую жизнь, ты ведь совсем ещё ребенок!.

Не кидайся первым навстречу смерти, будь осторожным. Знай, что я не переживу твоей гибели. Пиши мне почаще, милый мой мальчик. Я тебя целую тысячу раз. Твоя мама…» Материнское письмо Мария читала сквозь слезы.

? Что чувствует Мария, читая письмо чужой ей женщины?

Весь окружающий Марию мир-это продолжение её самой, частичка её жизни. Стерлась грань между своим горем и чужим.

? С какой целью автор говорит о молодости политрука? Почему после его смерти Мария вспоминает мальчика-немца?

 

Устами Марии автор задает вопрос читателю: Каким будешь ты, человек?

 

Нельзя не ощутить, читая повесть, как происходит усиление нравственно-психологической линии повествования.

 

Прослушивание отрывка № 9 («Вдруг Марии почудилось…» до «… поплакали и пошли дальше»).

Дети очень скоро стали звать Марию мамой.- Почему? Голубяточки мои…

 

Мария чувствовала, что слово мать – звание, её назначение. Оно обязывало жить. Жить для найденных детей, для сына, который торопился прийти в мир.

 

? Как изменились пейзаж и интонация повествования?

«Прошел ещё месяц. Апрельские дожди омыли землю, игривыми ручьями просверкали по речным водомоинам, стала выходить из берегов, помутнела малая речушка у хутора, и поплыли по ней клочья затвердевшей от крови ваты, грязные бинты, щепки-все, что скопилось на пологих её берегах в минувшую осень. Зазеленело речное займище. Даже мертвое хуторское пожарище, покоряясь весне, изменилось: теплые западные ветры и тихие дожди снесли с печных труб, с повалившихся стен черную сажу, она стекла вниз, просочилась в землю, и всюду светло-зелеными стрелками стали выклёвываться ростки молодых трав.

Именно в это время и появился на свет ребёнок, сын Марии. И когда он лежал возле неё, ровно дышал, она почувствовала, что в этом младенческом дыхании рожденного ею человека заключается вся её жизнь, все помыслы, надежды, все, что есть у неё на испепеленной, искромсанной, изуродованной войной земле.

 

…Неожиданно зацвела обожженная пожаром яблоня. На ней ещё не было зеленых листьев, только робко распускались редкие почки, ещё чернели оголенные, тронутые пламенем полумертвые ветки, а уж белые, с красноватой сердцевиной лепестки цветов засияли, нежно и трепетно красуясь на утренней заре».

? Какое значение имеет этот образ для понимания общего пафоса произведения?

 

 

 «Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. Вокруг нее сгрудились дети, коровы, овцы, куры. Вверху носились белокрылые голуби».

? Какой библейский мотив напоминает эта сцена?

 

«Командир полка сошел с коня, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жесткой руке…». Это заключительная сцена в истории о Марии. – Объясните поведение командира Красной Армии.

 

Обратим внимание на слова из повести, записанные в тетрадях. Как помогают они понять название повести – «Матерь Человеческая»?

 

Мария – сама сирота войны, а не может пройти мимо чужого сиротства.

Мария переосмыслена автором в Матерь всех живущих на земле. Образ Матери Человеческой – образ нетленной веры, надежды и вечной любви, возрождающей к жизни. (Связь с образом Богородицы).

 

Дополнительное задание: рассматривание  репродукций  с изображением ликов Богородицы.

?В чем красота и одухотворенность Богородицы? Почему она не смотрит на младенца Иисуса?

 

 

 

Домашнее задание: ответить (письменно) на вопросы.

1.Что объединяет В. Закруткина, писателя 20 века и Л. Толстого, писателя 19 века?

2. Состоялось ли счастье Марии?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сущность жизни – любовь» ( Л.Н

Сущность жизни – любовь» ( Л.Н

Цель урока: выявить идейный смысл повести; вовлечь учащихся в размышления о смысле жизни; исследовать духовные истоки героизма, нравственные основы личности

Цель урока: выявить идейный смысл повести; вовлечь учащихся в размышления о смысле жизни; исследовать духовные истоки героизма, нравственные основы личности

Скажу честно,- писал В. Закруткин,- вначале, в первые месяцы войны, я не верил, не хотел верить, что гитлеровская армия, состоявшая из немцев, народа, который я…

Скажу честно,- писал В. Закруткин,- вначале, в первые месяцы войны, я не верил, не хотел верить, что гитлеровская армия, состоявшая из немцев, народа, который я…

После войны Закруткин перечитал рассказ, видно, судьба женщины навсегда вошла в душу писателя

После войны Закруткин перечитал рассказ, видно, судьба женщины навсегда вошла в душу писателя

Что же происходит? Почему Марии, героине повести, не хочется жить?

Что же происходит? Почему Марии, героине повести, не хочется жить?

Какая художественная деталь в описании немца наиболее яркая?

Какая художественная деталь в описании немца наиболее яркая?

Незаметно на страницах повести встаёт проблема ответственности за свое жизненное поведение, проблема гражданского долга, чести

Незаметно на страницах повести встаёт проблема ответственности за свое жизненное поведение, проблема гражданского долга, чести

Очень прошу тебя, Славик, выполни одну-единственную просьбу матери: береги свою молодую жизнь, ты ведь совсем ещё ребенок!

Очень прошу тебя, Славик, выполни одну-единственную просьбу матери: береги свою молодую жизнь, ты ведь совсем ещё ребенок!

Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами

Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2017