Рабочая программа по географии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ч.5 ст.12, п.1ч.1ст.48)
2. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089
3. Программы для общеобразовательных учреждений по географии (6-11 классы). Составитель Е.В. Овсянникова. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта. Дрофа. Москва. 2009. Авторская программа А.И. Алексеева (стр. 11).На изучение курса по федеральному базисному учебному плану выделен 1 час в неделю, т.е. 36 часов в год. Рабочая программа не модифицирована.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Иткульская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» «Утверждаю»
Педагогический Совет Директор МКОУ Иткульская
МКОУ Иткульская средняя средняя общеобразовательная
общеобразовательная школа школа
_______/__________________/ ________/_________________/
ФИО ФИО
Протокол №_____ Приказ № _____
от «_____»___________201__г. от «______»___________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
для 10 класса
Уровень: базовый
Учитель: Патрахина С.В.
Квалификационная категория: первая
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной
программы по географии для общеобразовательных школ
Составитель Е.В. Овсянникова. Соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта. Дрофа. Москва. 2009. Авторская программа
А.И. Алексеева2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основании следующих нормативно
правовых документов:
1. Федерального закона №273ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской
2.
Федерации» (ч.5 ст.12, п.1ч.1ст.48)
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования по географии, утверждённого приказом Минобразования России от
05.03.2004г. №1089
Овсянникова.
3. Программы для общеобразовательных учреждений по географии (611 классы).
Составитель Е.В.
Соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта. Дрофа. Москва. 2009. Авторская программа А.И.
Алексеева (стр. 11).
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и
путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его
объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный
подходы для описания и анализа природных, социальноэкономических, геоэкологических
процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями
и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам
и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни
разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической
информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для
правильной оценки важнейших социальноэкономических вопросов международной жизни;
геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира,
тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в
условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование
общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и
развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы
общей географии и комплексного географического страноведения.Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о
современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников
познавательный курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на
формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение
воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
.Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира,
которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы,
воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического
разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных
явлений и процессов, разных территорий.
На изучение курса по федеральному базисному учебному плану выделен 1 час в
неделю, т.е. 36 часов в год. Рабочая программа не модифицирована.
Рабочая программа реализуется при работе с УМК:
1. Учебник под редакцией Ю.Н. Гладкого, В.В. Николиной. География. Современный мир.
1011 кл. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2014.
2. Географический атлас. 10 класс. М.: Дрофа, 2014.
3. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс. М.: Дрофа, 2014.
Дополнительная литература:
1. Кузнецов А. П. Население и хозяйство мира / А. П. Кузнецов. М.: Дрофа, 2006.
2. Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2х т. / В. П. Максаковский. М.:
Дрофа, 2006.
3. Максаковский В. П. Рабочая тетрадь / В. П. Максаковский. М.: Просвещение, 2007.
4. Учебные электронные издания. 10 класс.
5. Интернет – ресурсы.
Формы промежуточного контроля:
топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
тестовый контроль, проверочные работы,
Содержание программы
№ Название раздела
К/ч по рабочей
программе
П/р и Л/р по
рабочей программе
1. Раздел I. Человек и ресурсы
Земли
2. Раздел II. География населения
3. Раздел III. География культуры и
цивилизаций
4. Раздел IV. Политическая карта
мира
5. Раздел V. География мировой
10
5
4
4
11
3
3
1
1
4экономики
6. Повторение и обобщение
ВСЕГО:
2
36
12
Требования к уровню подготовки учащихся
1. Называть и показывать:
все объекты, упоминающиеся в учебнике.
2. Определять:
а) абсолютные и относительные масштабы:
численности населения, естественного движения населения, механического движения
населения (миграций), городского и сельского населения, уровня и качества жизни
населения;
б) по отдельным странам мира:
масштабы их хозяйства, структуру хозяйства, уровень их экономического развития,
темпы развития экономики, уровень «открытости» их экономики, конкурентоспособность
на мировых рынках,
в) ресурсную базу для жизни и хозяйственной деятельности человека:
природные ресурсы, трудовые ресурсы, материальные ресурсы.
3. Описывать:
географию заселения человеком Земли;
«вертикальную» и «горизонтальную» структуру мирового хозяйства;
изменения в географии мирового хозяйства в эпоху НТР;
географические субрегионы Европы и Азии;
культурногеографические субрегионы Америки и Африки;
географию крупнейших современных мировых цивилизаций (культурных миров);
географию сельского и городского образа жизни в различных регионах и странах мира
типичные хозяйственные ландшафты в различных регионах мира.
4. Объяснять:
периодизацию географической истории человечества;
географические особенности возникновения и распространения религий;
географическую историю развития первичных, вторичных и прочих видов
хозяйственной деятельности человека;
современную географию важнейших производств в первичной, вторичной и других
видах хозяйственной деятельности человека;
особенности географического наследия и географической специфики регионов мира;
положение отдельных регионов и крупнейших стран мира в международном
географическом разделении труда;
географические аспекты экономической интеграции и деятельности ТНК;
географическую сеть глобальных проблем современности;
географические аспекты традиционной, рыночной, государственной и переходной
экономики.
5. Прогнозировать:
сдвиги в структуре и размещении населения и хозяйства в мире, регионах и отдельных
странах;
изменение места России в мировом хозяйстве;
сдвиги в международном географическом разделении труда; положение России в международном географическом разделении труда;
пути решения современных глобальных проблем человечества.№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
От древности до наших дней
Современное освоение планеты
Природные ресурсы и
экономическое развитие
Ископаемые ресурсы
Земельные ресурсы
Водные ресурсы
Лесные ресурсы
Ресурсы Мирового океана
9.
10.
Другие виды ресурсов
Природопользование и устойчивое
развитие
11.
12.
Рост населения Земли
Этническая и языковая мозаика
Устный опрос
Работа с картами учебника
Знать:
Раздел II. География населения (5 часов)
Тема урока
Вид контроля, измерители
Требование стандарта
Домашнее
задание
Раздел I. Человек и ресурсы Земли (10 часов)
Знать:
особенности размещения основных
видов природных ресурсов, их
главные месторождения и
территориальные сочетания.
Уметь:
определять и сравнивать по разным
источникам информации
географические тенденции развития
природных, социально
экономических и
геоэкологических объектов,
процессов и явлений; оценивать и
объяснять ресурсообеспеченность
отдельных стран и регионов мира.
§ 1
§ 2
§ 3
§ 4
§ 5
§ 6
§ 7
§ 8
1. Выявление изменения
характера связей человека с
окружающей природной средой на
протяжении истории
Устный опрос
2. Определение
ресурсообеспеченности стран
(страны по выбору)
Работа с атласом и к/к
Анализ физ. и почвенной карты
Анализ текста учебника, физ.карты и
карт атласа
Устный опрос
Анализ и сопоставление
тематических карт
Сообщение
3. Подбор информации о
направлениях рационального
использования природных ресурсов
из материалов периодической
печати, Интернета
§ 9
§ 10
§ 11
§ 1213.
14.
Возрастнополовой состав и
занятость
Расселение: жители городов и
деревень
4. Анализ и сравнение
половозрастных пирамид развитой и
развивающейся стран
5. Сравнение показателей
качества населения отдельных стран,
взятых из различных источников
информации
§ 13
§ 14
численность и динамику населения
мира, отдельных регионов и стран, их
этногеографическую
специфику; различия в уровне и
качестве жизни населения, основные
направления миграций;
проблемы современной
урбанизации.
Уметь:
определять и сравнивать по разным
источникам информации
географические тенденции развития
природных, социально
экономических и геоэкологических
объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять
демографическую ситуацию, уровни
урбанизации и территориальной
концентрации населения.
15.
Миграции населения
6. Обозначение на контурной карте
крупнейших агломераций и
мегалополисов мира
§ 15Раздел III. География культуры и цивилизаций (4 часа)
16.
17.
Что изучает география культуры
География религий
Устный опрос
Презентация
Знать:
культурноисторические центры
мира, ареалы распространения
мировых религий, крупнейшие
цивилизации мира и их
особенности.
Уметь:
составлять реферат, презентацию;
участвовать в обсуждении
проблемных вопросов, включаться
в дискуссию; работать с
различными видами текста,
содержащими географическую
информацию.
18.
Цивилизация Востока
Цивилизация Запада
7. Описание одного из памятников
Всемирного культурного наследия
(по выбору)
Сообщение
Раздел IV. Политическая карта мира (4 часа)
19.
20.
21.
Формирование политической
карты мира
Государство — главный объект
политической карты
Работа с атласом
С/р
Знать:
этапы формирования
политической карты мира, формы
§ 16
§ 17
§ 18
§ 19
§ 20
§ 2122.
Типы государств
8. Составление классификационной
таблицы «Крупнейшие страны мира
по формам правления»
правления, государственный строй,
типологию стран на политической
карте мира.
Уметь:
составлять развернутый план доклада,
сообщения, строить диаграммы,
таблицы, графики на основе
статистических данных и делать на
их основе выводы; составлять
презентации; участвовать в
обсуждении проблемных вопросов.
§ 22
§ 23
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Политическая география и
геополитика
Географический диктант
Раздел V. География мировой экономики (11 часов)
Мировая экономика: её состав,
динамика, глобализация
Научнотехническая революция
Международное разделение труда:
кто что производит?
Горнодобывающая
промышленность
Энергетика
Обрабатывающая промышленность
Сельское хозяйство. Земледелие
Сельское хозяйство.
Животноводство
Устный опрос
С/р
Презентация
9. Характеристика отрасли
промышленности мира (по выбору)
по плану
10. Обозначение на контурной карте
мировых центров
производства важнейших отраслей
продукции промышленности (по
выбору)
Презентация
Работа с атласом и к/к
Знать:
географические особенности
отраслевой и территориальной
структуры мирового хозяйства,
размещение его основных отраслей.
Уметь:
оценивать и объяснять
территориальную концентрацию
производства, степень природных,
антропогенных и техногенных
изменений отдельных территорий.
§ 24
§ 24
§ 25
§ 26
§ 26
§ 27
§ 28
§ 2832.
Транспорт
Сфера услуг
Мирохозяйственные связи и
интеграция
11. Подготовка сообщения
«Развитие
промышленности и
экологические проблемы»
12. Проложение по контурной карте
маршрута международного туризма
(по выбору)
Повторение и обобщение (3 часа)
33.
34.
35.
36.
География мировой экономики
Итоговый урок
Устный опрос
Тест
§ 29
§ 29
§ 30
к/к
тест