Актуальность психологической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена, как ОГЭ И ЕГЭ для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания занятий, позволяющих помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.
Сценарий развивающего занятия
по теме
«КАК УПРАВЛЯТЬ НЕГАТИВНЫМИ ЭМОЦИЯМИ»ЗАНЯТИЕ
«Как управлять негативными эмоциями»
создание условий для обучения способам избавления от
Цель:
негативных эмоций.
Задачи:
Способствовать развитию способности самостоятельно избавляться от
негативных эмоций; формировать представление о влиянии негативных
эмоций на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в
процессе избавления от негативных эмоций.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Дети садятся на стулья.
2. Приветствие
Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть на нашем очередном занятии. Я
надеюсь, что сегодняшняя наша работа будет очень плодотворна и
полезна, и те знания, которые вы сегодня получите, вы сможете
применить на практике.
3. Сообщение темы, цели занятия.
Сегодняшнее занятие мы начнем с прослушивания аудиофрагмента.
Внимательно послушайте и ответьте на вопрос
Что вы чувствовали, когда слушали аудиофрагмента?
какие эмоции вы испытали?
Как вы думаете, какова тема нашего занятия?
2 Тема нашего занятия: «Как управлять негативными эмоциями».
И так, как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
Как вы это понимаете?
Скажите, пожалуйста, а актуальна ли тема нашего занятия в
преддверии сдачи ваших экзаменов?
А могут ли негативные эмоции в некоторых случаях полезны?
варианты ответов.
3. Минилекция: «Как управлять своими эмоциями»
Негативные эмоции мешают нам приступить к работе, либо продолжить
работу, мешают собраться с мыслями.
Чтобы избавиться от влияния негативных эмоций, вначале необходимо
научиться видеть и распознавать их, а затем — переживать и проживать.
Ведь проглатывание и игнорирование своих эмоций чревато не только
деструктивным поведением в адрес окружающих, но и проблемами с
личным здоровьем.
Как же можно помочь себе в ситуации, когда Вы уже испытываете эти
эмоции?
Можно разрядить свои эмоции, поговорив с теми людьми, которые
поймут и посочувствуют.
Если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое
полотенце – это поможет расслабиться, так как обычно при негативных
эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части
рук и в пальцах.
Произвести любые спонтанные звуки – напряжение может быть «заперто»
в горле.
Можно использовать такой прием, как дыхание уступами: тричетыре
коротких выдоха подряд, затем такое же количество коротких вдохов.
А сейчас мы выполним несколько упражнений на снятие эмоционального
3напряжения:
Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем.
Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак.
Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз.
Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми
глазами, что удваивает эффект.
Слегка помассируйте кончик мизинца.
Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите
полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все
время выдоха долгое «Аааааа». Представьте себе, что при этом из
Вас «вытекает» ощущение напряжения, усталости. А на вдохе
представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и
радостные мысли. На каждом выдохе повторяйте звук «Ааааа»
все громче и громче, пока неприятные ощущения не покинут Вас
полностью.
На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную
сирену машины «Скорой помощи». Положите руку себе на голову
и произнесите громкий высокий протяжный звук «Иииии».
Постарайтесь почувствовать, как Ваша голова начинает дрожать
от этого звука. А теперь попробуйте прокричать этот звук
подобно сигнальной сирене – произносите его то выше, то ниже
(30 сек.)
Вы заметили, что сохранили свои силы?
4. Упражнение «Стряхни»
Учащимся сообщается: «Я хочу показать вам, как можно легко и просто
привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы
носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много
сил. Например, комунибудь из вас может прийти в голову мысль: «Опять
у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзамену».
4Ктото настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу
ошибок и обязательно получит двойку. А ктото может сказать себе: «Я
не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?»
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните
отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все
неприятное плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самих
себе – слетает с Вас как с гуся вода.
Потом отряхните свои ноги с носков до бедер. А затем потрясите
головой.
Будет еще полезнее, если Вы будете издавать какието звуки. Теперь
потрясите лицо и прислушайтесь, как смешно меняется Ваш голос, когда
трясется рот.
Представьте, что весь неприятный груз с Вас спадает, и Вы становитесь
все бодрее и веселее.
После проведения упражнения – обсуждение самочувствия.
Дополнительное. Упражнение «Письмо».
6. Подведение итогов занятия
Рефлексия результатов занятия: «Новое и важное для меня».
Что нового узнали?
Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились?
Я надеюсь, что наше сегодняшнее занятие оказалось для вас полезным. И
все то, чему мы научились, будете применять на практике.
5