Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)
Оценка 4.7

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
28.01.2017
Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)
Сценарий написан по повести Б.Васильева "В списках не значился". Спектакль может быт поставлен на школьной сцене. Зрителями могут быть учащиеся 5-11 классов. Можно использовать для усиления впечатления отрывки из одноименного художественного фильма . Можно использовать и презентацию, сопровождающую спектакль. Материал апробирован в 2012 и 2014 году во время проведения мероприятий ,посвященных 9 Мая. Актерами выступали старшеклассники.сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Великой Победе.
Сценарий школьного спектакля.docx
Сценарий школьного спектакля , посвященного 70­ летию Великой Победы «Я – русский солдат» ( по произведению Б. Васильева «В списках не значился») Сценарий и постановка учителя высшей квалификационной категории  Облачновой  Ирины Владимировны. МОУ «СОШ №53»г. Рязани Цель: Патриотическое и нравственно­эстетическое воспитание детей. Задачи: 1. Прививать детям интерес к русской литературе. 2. Побуждать любовь к Родине. 3. Учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова. Оформление: Пространство разделено на две зоны. Для решения этого вопроса есть 2  варианта. 1 вариант – первая зона(основное действие) ­ на сцене, вторая (сон героя, мирная  жизнь) – под сценой. 2 вариант – если сцена большая , ее можно условно разделить на две  части. Если есть технические возможности, то освещать героев. Данное мероприятие рассчитано на детей от 10 лет до 17 лет и старше Спектакль сопровождается кадрами из презентации. Длительность спектакля 1 час Действующие лица : Николай Мирра Рувим Солдат 1 Солдат 2 Солдат 3 Солдат 4 Солдат 5 Старшина Командир 1 Командир 2 Валя Вера Мать Николая Мать Офицер Друг Николая Зина Катя Ведущий 1 Ведущий 2 Чтец 1 Чтец 2 1 Сценарий спектакля «Я – русский солдат» Голос за сценой ( микрофон) 2 чтеца 1 чтец. Тем. Кто шел в бой за Родину. Выстоял и победил. 2 чтец. Тем, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей. 1 чтец. Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей. 2 чтец. Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну. 1 чтец. Тем, кто на века безымянные канул в фашистском плену. 2 чтец. Тем, кто ради правого  дела сердце отдать готов. 1 чтец.  Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов. 2 чтец.  Всем, кто ушел в бессмертие и тем, кто победил. 1 чтец. Посвящается спектакль «Я – русский солдат» На сцену выходят  2 чтеца 1 чтец. На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. Совсем недалеко от Москвы: меньше суток идет поезд. И не только туристы — все, кто едет за рубеж или возвращается на родину, обязательно приходят в крепость. 2 чтец. Здесь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни. Сдержанные экскурсоводы сопровождают группы по местам   боев,   и   вы   можете   спуститься   в   подвалы   333­го   полка,   прикоснуться   к оплавленным огнеметами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами бывшего костела. Не спешите. Вспомните. И поклонитесь. (расходятся) Сцена 1 ( Действие происходит во второй зоне. Мирное время.) Музыка(Вальс «Амурские волны»). Идет юноша с двумя девушками под ручку, веселые.  Появляется Плужников. Юноша. О Николай. Плужников! Что , братишка, с окончанием тебя военного училища. Николай. Да Юноша. Знакомься ,Катя. Мы вместе учимся в музыкальном училище. А это Зина. Ну ты,  наверно, знаешь? Зина.  Зина.  Дочь начальника вашего училища. Товарищ лейтенант, а вы здесь при училище останетесь? Николай. Нет . я отказался. Зина . Почему?  Николай. Я считаю, что каждый командир должен сначала послужить в войсках,  только в войсковой части можно стать настоящим командиром.  И поэтому я  попросился в любую часть и на любую должность.  Зина. Жаль. Юноша. Куда едешь? Николай. Западный округ. Граница. Брест. Юноша. Удачи. На границе опасно.  Катя. А вы какого года рождения? Николай. Я родился двенадцатого апреля тысяча девятьсот двадцать второго  года . Катя. Мы ровесники. (звучит песня «Если завтра война») Юноша .А если действительно завтра война? Зина. Неужели ты боишься? Наша армия самая мощная в мире, так говорит мой папа, а ему можно верить , ведь он командир полка. Юноша. Если завтра война, я пойду первым на фронт и покажу врагу, на что способен  комсомолец. Катя. Но как же твоя музыка. Ведь ты музыкант , а не военный. (обращаясь к Николаю)А  вы думаете , будет война? Неужели будет война? Николай. У нас с Германией договор о ненападении. Слухи о концентрации  немецких войск у наших границ ни на чем не основаны и являются результатом  происков англо­французских империалистов. А если что… На вражеской  территории мы нанесем врагу сокрушительный удар. Мне пора. Юноша. Ну, удачи тебе.  Зина. Охраняйте границу нашу хорошо. Катя. Берегите себя. (Расходятся. Николай берет чемодан и поднимается на сцену) Сцена 2 (действие перемещается во вторую зону(на сцену) Николай выходит с чемоданом в сопровождении офицера. Офицер. Ну что , говоришь , Николай Плужников. Значит тезка ,с назначением в крепость  тебя. А у нас тут тревожно. Вчера летчикам отпуска отменили, а пограничники говорят ,  что каждую ночь за рекой моторы ревут. Танки, тягачи. Николай.  Веселый разговор. Офицер. Недавно с той стороны священник перешел, говорит, немцы готовят войну. Николай. Но ведь ТАСС официально заявил… Офицер.  ТАСС – в Москве, а здесь Брест. Ну ладно, не будем спорить. Поживешь здесь –  сам поймешь все. А теперь извини, тороплюсь. (звучит скрипка .Мендельсон. Николай садится на чемодан, слушает) Рувим. Вам нравится.? Я Рувим Свицкий, скрипач. Если Рувим играет на свадьбе, невеста  обязательно будет счастливой, а если на похоронах… Запомните: самоучка Рувим  Свицкий. А скажите, пожалуйста, что у вас говорят про германцев?  Николай. Про германцев? Ничего. То есть у нас с Германией мир…  Рувим. Очень странно. Знаете, я вам скажу прямо: как пришли восточники… То есть советские, ваши. Да, с той поры, как вы пришли, мы отвыкли от темноты. Мы отвыкли от темноты и от безработицы тоже. Это удивительно, что в нашем городе   нет   больше   безработных,   а   ведь   их   нет!   И   люди   стали   праздновать свадьбы,   и   всем   вдруг   понадобился   Рувим   Свицкий!..   Это   прекрасно,   когда   у музыкантов   много   работы,   если,   конечно,   они   играют   не   на   похоронах.   А музыкантов   теперь   у   нас   будет   достаточно,   потому   что   в   Бресте   открыли   и музыкальную   школу,   и   музыкальное   училище.   И   это   очень   и   очень   правильно. Говорят,   что   мы,   евреи,   музыкальный   народ.   Да,   мы   —   такой   народ;   станешь музыкальным,   если   сотни   лет   прислушиваешься,   по   какой   улице   топают солдатские сапоги и не ваша ли дочь зовет на помощь в соседнем переулке. Нет, нет,   я   не   хочу   гневить   бога:   кажется,   нам   повезло.   Кажется,   дождички действительно  пошли по четвергам, и евреи вдруг  почувствовали  себя  людьми. Ах, как это прекрасно: чувствовать  себя  людьми! А еврейские  спины никак  не хотят   разгибаться,   а   еврейские   глаза   никак   не   хотят   хохотать   —   ужасно! Ужасно,   когда   маленькие   дети   рождаются   с   печальными   глазами.   Помните,   я играл   вам   Мендельсона?   Он   говорит   как   раз   об   этом:   о   детских   глазах,   в которых   всегда   печаль.   Это   нельзя   объяснить   словами,   это   можно   рассказать только скрипкой… ( появляется Мирра, в руках ветка сирени)А это Миррочка —   это   моя   племянница   —   уже   год   работает   поваром   в   столовой   для командиров,   У   нее   —   талант,   настоящий   талант.   Она   будет   изумительной хозяйкой, наша Миррочка… Проводи дорогуша, командира в часть. Мирра. Хотите я вам город покажу. Николай. Нет уж, спасибо, Мне к дежурному по полку надо: я обязательно  должен прибыть сегодняшним числом. А то я еще в списках не значусь. (подумав) Вы не подскажете , как пройти к крепости.? Мирра . Да вот же она. Николай. Это крепость?! Я ведь думал  ­ стены да башни. Мирра. (нюхая ветку сирени, задумчиво)Сирень. Уже отцвела, а как пахнет?(пауза) А что  в Москве о войне слышно? Николай. О войне? О какой войне? Мирра. У нас все говорят , что скоро начнется война. Люди покупают соль и спички, в  магазинах почти пусто Николай. Чепуха какая­то, ну при чем здесь соль и спички. Это пусть немцы запасаются  солью. А мы будем бить врага на его территории. Мирра.  А враг­то об этом знает. Сцена 3. (Взрывы. Николай мечется.Выбегают  2солдата) Солдат1  Война! Война это , товарищи!.Стой, лейтенант! Куда? Николай. Пустите! Пустите меня! Пустите! Я в полк должен! В полк! Я же в списках еще не значусь! В списках не значусь, понимаете?! (Все замерли на сцене)(Солдат 1 выходит на край сцены) Солдат 1.Кругом все горело. Горела кольцевая казарма, дома возле церкви, гаражи на берегу  Мухавца.   Горели  машины   на  стоянках,  будки   и  временные  строения,  магазины, склады, овощехранилища — горело все, что могло гореть… Мирра.  (подходя к краю сцены)  А что не могло — горело тоже, и в реве пламени, в грохоте взрывов и скрежете горящего железа метались полуголые люди. Тяжко вздрагивал каземат, все вокруг выло и стонало.  Николай. (подходя к ним) И было 22 июня 1941 года: 4 часа 15 минут  по московскому  времени. (уходят со сцены, взрывы, появляется командир, солдаты и Николай) Командир1  По   моей   команде.   Не   останавливаться,   не   отвлекаться.   Только   вперед! Ворваться в клуб и ликвидировать автоматчиков врага. Задача ясна? Все. Ясна!  Солдат 2.  А ликвидировать чем?  Винтовки без штыков, а у меня так и вовсе нету. Командир 1.   Зубами рви! Кирпич вон захвати: зачем глупые вопросы? Главное — всем вместе, дружно, с громким «ура!». И не ложиться! Бежать и бежать прямо в клуб. Солдат 2. Как в кино!  Командир 1.  У кого нет винтовок, вооружиться лопатами, камнями, палками — всем, чем можно проломить фашисту голову. Солдат 2. Она у него в каске!  Командир 1.  Значит, бей сильней!  Бей, как хороший хозяин грабителя бьет. Пять минут на сбор оружия. В атаку идти всем! Кто останется — дезертир...  (Увидев Николая)Какого полка, товарищ лейтенант? Николай. Я в списках не значусь. Вот командировочное... Командир 1.  Документы потом. Полковой комиссар приказал мне лично возглавить атаку. Николай. Конечно, конечно! Я — в вашем полном распоряжении... Все уходят  Ведущий2.Никто не помнил, сколько часов продолжался обстрел. А когда затихло и они  выползли из­под обломков, низкий гул повис в воздухе, и на крепость с неудержимым,  выматывающим воем начали пикировать бомбардировщики. И опять они вжались в стены,  опять застонала земля, опять посыпались кирпичи и закачался, грозя обвалом, костел,  сложенный триста лет назад. И нечем было дышать среди пыли, дыма, смрада и гари, и  давно уже не было сил. Сознание меркло, и только тело еще тупо, без боли воспринимало  удары и взрывы. . Он уже не чувствовал ни страха, ни времени… Выходят солдаты, Николай. Перевязанные ,уставшие Николай. Живы? Это хорошо. А патронов больше нет. Солдат 3 .Сколько людей?. Солдат 2.Пятеро, двое раненых. Николай. Горит все…Оставь воду , в пулеметы. Солдат 3 .Так патронов нет. Солдат1. Достанем Солдат 2. А если я к реке сбегаю? Солдат 3. Не сбегаешь. Немцы отсеки у ворот заняли. Солдат1. Что­то наши запаздывают. Где же армия? Николай. Может ночью прорвутся или скорее всего утром. Солдат 1. Сила у него, Сегодня в атаку перли — жуткое дело. Николай.  У нас тоже сила. Солдат 1. Колечко у нас тесное, лейтенант. Может, рванем отсюда следующей ночью? Николай . А приказ? Есть такой приказ, чтобы оставить крепость? Солдат   1.    Это   уже   не   крепость,   это   —   мешок.   Осталось   завязать   потуже   —   и   не выберемся. Николай. Мне дали приказ держаться. А приказа бежать мне никто не давал. И тебе тоже. Солдат 1 . А самостоятельно соображать ты после контузии разучился? Николай.   В армии исполняют приказ, а не соображают, как бы удрать подальше. Солдат 1.  А ты объясни мне этот приказ! Я не пешка, я понимать должен, для какой стратегии я тут по кирпичам ползаю. Кому они нужны? Фронта уж сутки как не слыхать. Где наши сейчас, знаешь? Николай . Знаю, Там, где надо. Солдат 1. Ох. пешки! Вот потому­то нас и бьют, лейтенант. И бить будут, пока... Николай. Мы бьем!  Это мы бьем их, понятно? Это они по кирпичам ползают, понятно? А мы... Мы... Это наши кирпичи, наши! Под ними советские люди лежат. Товарищи наши лежат, а ты... Паникер ты!  (уходят в разные стороны) Ведущий 1. Так кончился первый день его войны, и он, скорчившись на грязном полу  костела, не знал и не мог знать, сколько их будет впереди. И солдаты, вповалку спавшие  рядом , тоже не знали и не могли знать , сколько дней отпущено каждому из них. Они жили  единой жизнью, но смерть у каждого была своя. Ведущий 2. Но смерть у каждого была своя. Сцена 4 (На сцене  на табурете сидит командир с перевязанной головой) Ком андир 1.Не вижу! Ничего не вижу! Почему? Где лейтенант? Николай (подбегая).Здесь я. Здесь, товарищ капитан. Командир 1. Патроны, лейтенант, где хочешь, достань патроны. Я не вижу, ничего не вижу! Николай. Достану. Командир 1. Стой! Положи меня за пулемет. Все. Нету моих глазонек. Все. Патроны. Где  хочешь , патроны достать.. Приказываю… Ты еще здесь, лейтенант? Документы мои  зароешь вот здесь. А пистолет  возьми : в нем еще 7 патронов останется.(Николай уходит,  командир пистолет к виску) Николай.(поворачиваясь)Товарищ капитан! Не сметь!(выстрел) Ведущий  1. Чем ближе подходил Плужников к глухому и далекому подвалу, куда  стаскивали всех безнадежных, тем все сильней и сильней становились стоны. Здесь лежали  умирающие – с распоротыми животами, оторванными конечностями­ а единственное  лекарство было немецкая водка да руки тихого фельдшера., на котором кожа от жажды и  голода висела тяжелыми складками. Здесь , в подвале, заполненном ранеными с мертвыми  вмеремежку, глоток воды был преступлением. И фельдшер медленно и мучительно умирал  от жажды, Он не пил никогда. (Медленно идет фельдшер, садится на табурет, опустив голову и руки)(Входит  Николай) Фельдшер.  Воду принес? Николай. Нет.. Приказано уходить. Кто сможет. Фельдшер. Прощаться пришел? Им не говори, не надо. Николай. Я понимаю. Фельдшер. Ничего ты не понимаешь… Понимал бы , мне не сказал. Николай. Приказ и тебя касается. Фельдшер. А их? Их, что, кирпичами завалим? Даже и пристрелить нечем. А приказа…  Приказы меня уже давно не касаются: я сам себе пострашнее приказ отдал… Вот если  каждый, каждый, понимаешь, сам себе приказ отдаст и выполнит его, сдохнет немец. Сдохнет. И война сдохнет. Кончится война. Вот тогда она и кончится…. Иди… Я устал. (Медленно уходит со сцены) (Из глубины сцены идет мать в черном) Мать. Мать шла, спотыкаясь о трупы, сухими, уже тронутыми безумием  глазами  вглядываясь  в фиолетовый отблеск ракет. И никто не окликнул ее и не остановил, потому  что она шла по участку ,уже оставленному нашими, вздыбленному многодневной  бомбежкой. Взошла на мост , еще скользкий от крови, еще заваленный трупами и упала  здесь, среди своих, в трех местах простреленная случайными пулями. Упала как шла:  прямая и строгая, протянув руки к детям, которых уже давно не было в живых.(Подходит к кулисе) Сцена 5 (На сцене солдат ест из котелка, Мирра шьет, в углу мать) (Вбегает Николай) Николай. Вы? Как? Мирра. Нас завалило в подвале в самом начале. Николай(глядя на солдата).  Сытые? Сытые, чистые, целые?.. А там, там братья ваши,  товарищи ваши, там, над головой, мертвые лежат, неубранные, землей не засыпанные. И мы  — мертвые! Мертвые бой ведем, давно уж сто раз убитые немцев руками голыми душим.  Воду, воду детям не давали, — пулеметам. Дети от жажды с ума сходили, а мы —  пулеметам! Только пулеметам! Чтоб стреляли! Чтоб немцев, немцев не пустить!.. А вы  отсиживались?..  Сволочи! Расстреляю! За трусость, за предательство! Я теперь право  имею! Я право такое имею: именем тех, что наверху лежат! Их именем!..(Наставляет  пистолет на солдата, подходит мать) Мать. Успокойся, сынок, успокойся. Вот ты и вернулся. Домой вернулся, целым вернулся. Отдохни, а там и решать будем. Отдохни, сыночек.(Мать выводит Николая на край сцены, он ложится и засыпает) Сон.(Звучит   нежная   музыка)   Действие   переносится   на     первую зону, стол , три стула) Мать Николая. Колюшка, Вали не помнишь? Она же не вылезала от  нас. Верочка говорила, что Валюша была в тебя влюблена.  Тогда она еще  девчонкой была, а теперь — настоящая красавица. Наша Верочка тоже хороша,  но Валя — просто красавица. А Верочка хочет быть актрисой, Коленька. Вера (выбегая с подругой Валей)Ну и что? Это запрещено, да?  Наоборот, это прекрасно. Мать Николая. Ну, хорошо, хорошо. Окончишь десятый класс на пятерки. Поступай куда  хочешь.. Было бы желание. Валя. И талант. Знаешь, какие там экзамены. Выберут какого­нибудь десятиклассника  поступающего и заставят  с ним целоваться. Вера .Ну и пусть заставят. Пусть! А я так сыграю, так сыграю, что они поверят, что я  влюблена. Валя .А я бы ни за что не стала целоваться без любви. Вера. Надо же различать , где жизнь, а где искусство. Валя.Я не про искусство, а про экзамены говорю. Вера .А смелость? Мать Николая.  Господи! Какие вы еще дети, девочки! Коля, пей чай, не обращай на них  внимание. Я так рада , что ты дома. Валя. Жаль только, что ненадолго. Мать Николая. Ох! Вера . Мамулечка, не расстраивайся. Наш Коленька – вон какой молодец. Он скоро в  отпуск приедет. Коля, а правда там, под Брестом, много аистов. Я читала, что они живут  прямо на крышах домов. Как ласточки И никто их не обижает , потому что они приносят  счастье. Белые, белые аисты. Ты обязательно должен их увидеть. Напиши , какие они? Мать Николая. Пиши, пиши, сынок , почаще. Мы будем ждать. Не забывай.. Валя. Вера. ­ Не забывай. Не забывай. (Мать и девушки уходят; нежная музыка  исчезает, взрывы) Николай. Мама! Мама! Мать. Он проснулся в  холодном поту, сколько он спал, час, 10 минут? Он понимал, что  пока он жив только потому , что кто­то погибал за него. Он сделал это открытие, не  понимая, что это закон войны: если ты уцелел, значит, кто­то погиб за тебя. Сцена 6 (На сцене командир, солдаты , Николай, уставшие) Командир 2 .Уходите, оставьте мне гранату и уходите. Солдат 4. А вы? Командир 2. А я немцев подожду. Будет чем встретить : граната и шесть патронов. (Звучит песня «Степь да спеть кругом» На ее фоне голос с акцентом) Голос. Доблестные защитники Брестской крепости. Немецкое командование приказывает  вам прекратить бессмысленное сопротивление. Красная Армия разбита. Солдат 5. Врешь, сволочь! Брешешь, жаба фашистская. Командир 2. Войну не перекричишь. Она выстрел слышит, а голос – нет. Не горячись! Голос. Всем , кто в течение получаса  выйдет из подвала без оружия, немецкое  командование гарантирует жизнь и свободу по окончании войны. Вспомните о своих  семьях, о невестах, матерях. Они ждут вас, солдаты! Командир 2.  О матерях вспомнили. Значит, не ожидал немец такого поворота. Солдат 3.  Не могу! Не могу! Маманя песню эту… Командир 2. Молчать! Они же на это и бьют, сволочи, на слезы наши! Ведущий 1. Музыка все еще звучала ,и сквозь нее Плужников уловил странный гул. (Звучит «Интернационал» сначала тихо, потом нарастает) Ведущий 2. Где­то в подвалах, хриплыми, пересохшими глотками нестройно и страшно  пели «Интернационал». Все.(Встают, сжимают кулаки, строятся) Это есть наш последний и решительный бой Ведущий 1. Они пели громко, так громко, как никогда в жизни. Они кричали свой гимн Ведущий 2. Слезы ползли по черным лицам, но они их не стеснялись, потому что это были  не те слезы, на которые рассчитывало немецкое командование. (Бойцы уходят с песней и строем) Сцена7. (Мирра перевязывает Николая) Солдат 2. Вот пленного взяли. Солдат 3. Рабочий он,  Видите, руки показывает? Николай. Лянгзам,  Битте, лянгзам.  Солдат 2.  Испуганный человек,  Дрожмя дрожит. Мирра. Он говорит, что он не солдат, Он — охранник. Николай.  То есть как так — не солдат?  А что он в нашей крепости делает? Немец. Нихт зольдат! Нихт зольдат, нихт вермахт! Солдат 3. Дела,  может, он наших пленных охраняет? Мирра. Им приказано охранять входы и выходы из крепости. Они — караульная команда. Он   —   настоящий   немец,   а   крепость   штурмовали   австрияки   из   сорок   пятой   дивизии, земляки самого фюрера. А он — рабочий, мобилизован в апреле... Николай.  Как же он — рабочий, пролетарий, — как он мог против нас...  Ладно, об этом не спрашивай. Спроси, есть ли в крепости боевые части или их уже отвели. Мирра. В крепости остались настоящие солдаты: саперы, [267] автоматчики, огнеметчики. Их   вызывают,   когда   обнаруживают   русских:   таков   приказ.   Но   он   —   не   солдат,   он   — караульная служба, он ни разу не стрелял по людям. Немец (показывая на фотографию). Киндер! Майн киндер! Драй!  Николай. (толкает немца, фотографии падают) Комм!— Форвертс!  Солдат 2. Карточки свои забыл! Обожди. Николай.  Шнель! Шнель!(останавливаясь) Лезь!..Беги отсюда! Беги в свою Германию. Не возвращайся.(Немец убегает) Николай. (подходя к Мирре) Знаешь, оказывается, я не могу выстрелить в человека. Мирра . За что нам это? За что, ну за что? Что мы сделали плохого? Мы же сделать ничего еще не успели, ничего! Николай.  Ну, что ты, сестренка? Зачем? Мирра. Я боялась. Боялась, что ты застрелишь этого старика. —Спасибо тебе, спасибо, спасибо.  Николай. Ты когда­нибудь видела аистов? Мирра.  Аистов? Каких аистов? Николай.  Говорят, они белые­белые. Мирра.  Не знаю.  Почему ты вдруг опросил о них? Николай. Так. Вспомнил.. А поверху ходят немцы, по нашей с тобой крепости. Знаешь, они что­то замышляют: начали расчищать площадку возле Тереспольских ворот. И сейчас мы встанем, и я пойду наверх.  Мирра. Коля, милый, не надо. Еще день, один только денечек без страха за тебя. Николай.   Нет, Миррочка, надо. Надо, а то они и вправду решат, что стали хозяевами в нашей крепости. Мирра. Значит, мне опять считать секунды и гадать, вернешься ты или... Николай.  Я вернусь. Я просто ухожу на работу. Ведь уходят же мужья на работу, правда? Вот и я тоже. Просто у меня такая работа. Мирра. Воевать? Один против всех? Ну что можешь сделать один? Николай.  Победить. Победить, потому что человека нельзя победить, если этого не хочет  он. Убить можно, победить нельзя. А фашисты не люди, значит, я должен победить. А ты  сегодня должна уйти с женщинами , которых немцы приводят на работы. Ты должна  выжить. А я солдат. И должен воевать. (Уходят в разные стороны) Николай. (Стоит у кулисы) Она вышла на следующий день . Было хмурое утро. На неее не обратили внимание. И она стала с остальными разбирать завалы. Плужников ушел в подвал, чтобы выйти ночью и убивать фашистов. Мирра.(стоит у другой кулисы)  Когда ее ударили — ударили прикладом, с размаху, со всей мужской злобой, — она не почувствовала боли. Она почувствовала толчок в спину, от которого странно дернулась голова и рот сразу наполнился чем­то густым и соленымУже теряя сознание, уже плывя в липком и холодном предсмертном ужасе, она еще слышала удары, что сыпались на ее плечи, голову, спину. Но ее не били, а — еще живую, торопясь, — заваливали кирпичом в неглубокой воронке за оградой Белого дворца. Мать.  Низкие тучи, что столько дней висели над самой землей, лопнули, разошлись, в прогалину выглянуло бледное небо, и далекий отсвет давно закатившегося солнца нехотя высветлил кое­как выровненную дорогу, угол разбитого здания, кусок разрушенной ограды и наспех заваленную воронку. Высветлил и исчез, и небо вновь затянуло серыми, осенними тучами. Сцена 8 (Звучит мрачная музыка, старшина в телогрейке сидит на стуле) Николай. Кто? Старшина.  А ты­то кто? Николай. Свой! Старшина. Ну, а я еще больше свой. Сколько вас? Николай. Один. Старшина. Последний? Николай.  Не считал. Да где ты тут? Старшина. Обожди, свет зажгу. Свечей мало осталось, берегу, но ради такого случая... Николай.  Да, похоже мы здесь одни с тобой. Знаешь, если бы  каждый  сам себе приказ  отдал и выполнил его ­ война бы еще летом кончилась Старшина. Не свой приказ выполнять надо, а присягу. Вот и ступай присягу исполняй.  Убьешь немца – возвращайся. Чтоб знали: крепость жива. Почему не спрашиваешь, почему  я тобой командую? Право я такое имею. Имею право на смерть посылать.(Николай  подходит к краю сцены) Ведущий 1.  Он потерял счет дням и поэтому не удивился , когда увидел снег. Весь  следующий день он чистил оружие. Он давно не охотился на немецкие патрули и готовился к вылазке. Он был жив и по­прежнему ощущал себя хозяином притихшей под снегом  Брестской крепости. Старшина.  Если я стонать буду­ разбуди. Не буду просыпаться – пристрели. Николай.Ты что это, старшина? Старшина. А то, что я даже мертвым к немцам права попасть не имею.Не позволяй  убивать себя раньше, чем умрешь. Только так, солдат. Смертию смерть поправ. Только так. Николай. Сил нету больше.. Старшина.  Сил нет? Сейчас я тебе силы дам. Грудь мне расстегни. Сунь руку. Чуешь  силу? С первого дня на себе ношу. Знамя полка на мне, лейтенант. Его именем приказывал  тебе. Его именем сам жил, смерть гнал до последнего. Теперь твой черед. Умри, но немцам  не отдавай. Повторяй. Клянусь. Николай. Клянусь. Старшина. Никогда ни живым, ни мертвым Николай. Никогда ни живым, ни мертвым Старшина. Не отдавать врагу знамени родины Николай.  знамени родины. Старшина. Когда умру, на себя наденешь Николай. Сегодня я двоих убил. Старшина. Не сдали мы крепость, не сдали. Николай.  Не сдали и не сдам Под сценой выходят Валя, Вера, Мать Николая Валя. Он думал о том, что уже ничего не боится: ни немцев, ни голода , ни смерти. Он  ощущал себя звеном между прошлым и будущим Родины.  Вера  .А на верху мела метель. Белым ковром укрывала землянки и тропы, заносила  притихшие пепелища и деревни. Валя. Но уже горели партизанские костры. И немцы страшились темноты и этого  непонятного народа.    Вера. Еще не было Хатыни, и еще не погиб в Белоруссии каждый четвертый. Но этот  каждый четвертый уже стрелял.  Мать Николая..   Метель мела от Бреста до Москвы. И другие лейтенанты поднимали в  атаку роты и , ломая врага, вели их на запад. К нему. К непокоренному сыну непокоренной  Родины. Сцена 9 Николай. Стой! Стреляю! Рувим.  Не стреляйте!  Я — не немец! Пожалуйста, не стреляйте! Они послали меня! Николай.  Освети лицо. Рувим.   Не стреляйте, Они послали сказать, чтобы вы выходили. Они сожгут вас огнем, а меня расстреляют, если вы откажетесь... Николай. Кто ты? Рувим. Кто я? Я — еврей. Николай.  Переводчик? Рувим. Какая разница? Какая разница, кто я? Я забыл, что я — еврей, но мне напомнили об этом. И теперь я — еврей. Я — просто еврей, и только. И они сожгут вас огнем, а меня расстреляют. Николай.  Они загнали меня в ловушку,  Я стал плохо видеть на свету, и они загнали меня в ловушку.. Где наши? Ты что­нибудь слышал, где наши? Рувим.    Понимаете,   ходят   слухи.     Ходят   хорошие   слухи,   что   германцев   разбили   под Москвой. Очень сильно разбили. Николай.  А Москва наша? Немцы не брали Москву? Рувим.  Нет, нет, что вы! Это я знаю совершенно точно. Их разбили под Москвой. Под Москвой, понимаете? Николай. Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза. Помоги мне, товарищ. Рувим.   Товарищ!   Вы сказали — товарищ?.. Боже мой, я думал, что никогда уже не услышу этого слова!  Николай.  Пойдем. Не зажигай свет: я вижу в темноте.  Скажешь нашим... Скажешь нашим, когда они вернутся, что я спрятал. ... Нет, ты скажешь им, что крепости я не сдал. Пусть ищут. Пусть как следует ищут во всех казематах. Крепость не пала. Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я — последняя ее капля... какое сегодня число? Рувим. Двенадцатое апреля. Николай.  Двадцать лет.  Рувим. Какие двадцать лет?  Мать. У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста  человек. Он  был без шапки, Длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись,  высоко подняв голову, и не отрываясь смотрел на солнце ослепшими глазами. Рувим. И все молчали. Молчали офицеры, молчали немецкие солдаты и генерал. Голос.Назовите ваше имя, звание. Николай. Я – русский солдат. Что , генерал, теперь вы знаете , сколько шагов в русской  версте? Ведущий 1  Он шел строго и прямо, ничего не видя, шел один, с трудом переставляя  распухшие ноги Ведущий 2 .И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно выкрикнул команду ,и  солдаты,  щелкнув каблуками , четко вскинули « на караул» Ведущий 1.А он молча шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас все мыслимые и  немыслимые почести.  Ведущий 2. Но он не видел ничего. Он был выше славы, выше жизни и смерти.  Николай. Он упал на спину, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко  открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертью смерть поправ. Сцена 10 Ведущий 1. На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. Совсем недалеко от Москвы: меньше суток идет поезд. И не только туристы — все, кто едет за рубеж или возвращается на родину, обязательно приходят в крепость. Ведущий 2. Здесь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни.  Старшина. Не спешите. Вспомните. И поклонитесь. Мать. И вы непременно остановитесь возле знамени — единственного знамени, которое пока   нашли.   Но   знамена   ищут.   Ищут,   потому   что   крепость   не   сдалась,   и   немцы   не захватили здесь ни одного боевого стяга. Командир1. Крепость не пала. Крепость истекла кровью.  Николай.  Историки   не   любят   легенд,   но   вам   непременно   расскажут   о   неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. На десятом, в апреле 1942 года. Почти год сражался этот человек. Год боев в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат.  Солдат1.Сквозь кровь и пот, через огонь и воду, Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад. Отстаивая право на свободу, К Победе шел, Россия, твой солдат. Солдат 2.И не сломила сердце, не сгубила, И душу не растлила им война Видать, нечеловеческая сила ему, Солдату русскому, дана!  Список литературы Б.Васильев «В списках не значится» М., 2009г

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)

Сценарий спектакля "Я- русский солдат" (внеклассная работа по предмету)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017