В документе представлен сценарий театральной постановки "После бала" по одноименному рассказу Л.Н. Толстого. Текст сценария максимально приближен к оригиналу произведения. Вся постановка включает в себя музыкальное оформление и танцевальные номера. Сценарий можно использовать как для культурно-массового мероприятия, так и для открытого урока по литературе.
После бала.docx
«После бала» Л.Н. Толстого
10 класс
Персонажи:
Иван Васильевич (осанистый молодой человек в костюме, главный герой)
Варенька (возлюбленная)
Полковник (отец Вареньки)
Татарин
Двоетрое из конвоя солдат
Придворные дамы, гости
Сцена 1
Музыка
На сцене три человека. И.В. стоит в образе старика (в плаще или по типу, с
тростью, согнувшись) лицом к зрителям и двое неизвестных (накрыты плащами их
наряды) сидят на стульях спинами к зрителям
И.В.: Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что
дурно, что все дело в среде, что среда заедает. Вся моя жизнь сложилась так, а не иначе, не
от среды, а совсем от другого.
Гость 1: От чего же?!
И.В.: Да это длинная история. Чтобы понять, надо много рассказывать.
Гость 2: Вот вы и расскажите.
Иван Васильевич задумался, покачал головой.
И.В.: Да. Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра.
Гости: (хором) Да что же было?
И.В.: А было то, что был я сильно влюблен.
Музыка
Смена декорации, И.В. медленно сбрасывает плащ, при этом продолжая говорить,
преображается в молодого. Один из гостей уносит стулья, другой – забирает плащ и
трость. Уходят гости и сразу же сцену заполняют гости бала. Проходят вальяжно,
спокойно. Варенька становится в центр. Описывая её, главный герой указывает на нее,
как на экспонат, пока она якобы позирует зрителям.
И.В.: Влюблялся я много раз, но это была самая моя сильная любовь. Это была
Варенька. В свои восемнадцать лет она была прелестна: высокая, стройная, грациозная и
величественная. Держалась она необыкновенно прямо, откинув немного назад голову, и это давало ей царственный вид. Он бы отпугивал, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и
блеск прелестных глаз.
Я же в то время был студентом, был я очень веселый и бойкий малый, да еще и
богатый. Танцевал я хорошо и был не безобразен.
Дама из гостей: Как же, не безобразен! Вы были завидный красавец!
И.В.: (равнодушно) Ну, может и красавец, не в этом суть.
Сцена 2
Бал (вальс)
Гость 1: Какой чудесный бал устроил губернский предводитель!
И.В.: Варенька, вы прекрасны. Так после ужина кадриль моя?
Варенька: Разумеется, если меня не увезут.
И.В.: Я не дам.
Варенька: Дайте же веер.
И.В.: Жалко отдавать.
Варенька: Так вот вам, чтоб вы не жалели (оторвала перышко от веера и дала мне)
И.В. спрятал перышко в перчатку. В это время на сцену выходит почти незаметно
Полковник
Варенька: Смотрите, папа просят танцевать.
Гость 3: Варенька, уговорите отца потанцевать с вами.
Гость 4: Ну, пожалуйста, Петр Владиславович.
Полковник: Я же совсем разучился танцевать… (натянул замшевую перчатку на
правую руку)
Танец с полковником под тихую музыку, больше похож на смену танцевальных
фигур, И.В. говорит во время танца, указывая на пару и обращаясь в зал
Музыка
И.В: Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них.
Особенно умилили меня его сапоги — хорошие, но не модные, с четвероугольными носками
и без каблуков. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог»,
— думал я.
Полковник становится на колено, Варенька проходит вокруг него, а все
аплодируют. Полковник мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел ее к И.В.
И.В.: Я не ее кавалер.
Полковник: Ну, все равно, пройдитесь теперь вы с ней.
Полковник уходит
Варенька: Ах, вы непременно должны на днях заехать к нам!
И.В.: Всенепременно. (целует руку, уходит. Варенька остается)
Гость 4 предлагает выбрать зрителям, на каком инструменте ему сыграть
(гитара, фортепиано, аккордеон). Исполняет композицию
Сцена 3
И.В.: С бала я уехал в пятом часу, уже светало. В душе у меня все время пело, и
изредка слышался мотив мазурки. Но вдруг прозвучала какаято, другая, жесткая,
нехорошая музыка. Пройдя шагов сто, я изза тумана стал различать много черных людей.
Музыка
Танец солдат под барабаны.
На сцену вышли татарин, Полковник. Татарина ведут солдаты и бьют палкой.
И.В.: Это были солдаты. На моих глазах солдаты остервенело избивали сбежавшего из
под стражи татарина. Угадайте, кто ими командовал?
Татарин: Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте!
Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат.
Полковник: (гневно) Я тебе помажу. Будешь мазать? Будешь?
Полковник сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного солдата за
то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.
Полковник: (крикнул) Подать свежих шпицрутенов!
Полковник проходит мимо И.В. и делает вид, что не знает его.
И.В. становится стыдно, и он опускает глаза
Сцена 4
И.В.: Я не мог понять, зачем он это сделал. А, не поняв, не мог поступить в военную
службу, как хотел прежде. Я нигде не служил и никуда не годился.
Гости возвращаются на экспозицию, ставят стулья и одевают плащи.
Гость 1: Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились. Не прибедняйтесь – вы, по
прежнему, великий человек. (Гость возвращает плащ герою на спину) И.В.: Ну, это уж совсем глупости.
Гость 2: Ну, а любовь что?
И.В.: Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль и сошла на нет. Так вот какие
бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека. А вы говорите...
Музыка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.