Сценарий урока по Основам православной культуры
Оценка 4.8

Сценарий урока по Основам православной культуры

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
21.11.2017
Сценарий урока по Основам православной культуры
Сценарий урока по Основам православной культуры. На этом урокеу чащиеся пополнят свои знания о православии и христианстве, узнают о Библии и Евангелия; познакомятся с библейской притчей «Суд царя Соломона»; усовершенствуют умения и навыки использования речевых средств, навыки смыслового чтения учебных текстов, построения рассуждений, обогатят свой лексический запас. В конце урока дети выполнят тренировочные проверочные работы.
курсовая работа ОРКС.docx
ВВЕДЕНИЕ Современное российское общество обеспокоено упадком нравственности во   всех   сферах   жизни.   Об   этом   говорят   и   политики,   и   представители различных конфессий, и педагоги, и родители.  В   современной   России   отсутствует   согласие   по   многим   вопросам прошлого   страны,   нет   чётких   общественных   и   духовно­нравственных ориентиров. Важным   фактором,   влияющим   на   содержание   образования,   являются потребности общества и социальный заказ государства, поставленный перед образованием.   На   сегодняшний   день   духовно­нравственное   воспитание школьников является одной из приоритетных задач.  Как   отмечено   в   Концепции   духовно­нравственного   развития   и воспитания личности гражданина России, духовно­нравственное воспитание – «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых   национальных   ценностей…   носителями   этих   ценностей   являются многонациональный   народ   Российской   Федерации,   государство,   семья,   традиционные   российские культурно­территориальные   сообщества, религиозные объединения (христианские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество». Стандарты нового поколения для начальной и основной школы ввели в содержание образования предметную область «Основы религиозных культур и светской этики». Основная цель  изучения данного предмета заключается в приобщении младших   школьников   к   культурному   наследию   народов   нашей   страны,   к общечеловеческим   ценностям   предшествующих   поколений,   воплощенным   в религиозных   верованиях,   фольклоре,   народных   традициях   и   обычаях (нравственном   опыте   поколений),   в   искусстве;   воспитание   духовно­ нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию. Задачи изучения курса ОРКС: ­ расширение   и   систематизация   знаний   и   представлений   младших школьников   о   культуре   и   духовных   традициях   народов   России,   о нравственных   ценностях,   полученных   при   изучении   окружающего   мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; ­ формирование   первоначальных   представлений   о   традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества; ­ формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной; ­ воспитание   патриотических   чувств;   уважения   к   истории,   языку, культурным   и   религиозным   традициям   своего   и   других   народов   России, толерантное отношение к людям другой культуры; ­ развитие   информационной   культуры   младших   школьников   (об источниках   информации,   её   отборе   и   применении),   возможностей   для   их активной самостоятельной познавательной деятельности. Тема урока         Базовый учебник Библия и Евангелие Кураев А.В. Основы религиозных  культур и светской этики. Модуль  «Основы православной культуры» ­  М.: Просвещение, 2016. 4 класс. Цели урока: создать условия для изучения основных понятий Библии и Евангелии. Задачи урока:   углубить представлений учащихся о христианстве;  познакомить школьников с содержанием и особенностями Библии и Евангелия;  формировать   у   детей   уважительное   отношение   к   священным книгам христиан;  формировать активный интерес к предмету. Планируемые результаты:  Учащиеся пополнят свои знания о православии и христианстве, узнают о Библии и Евангелия;   Познакомятся с библейской притчей «Суд царя Соломона»;  Усовершенствуют   умения   и   навыки   использования   речевых   средств, навыки смыслового чтения учебных текстов, построения рассуждений, обогатят свой лексический запас. Формы организации познавательной деятельности учащихся:  Индивидуальная;  Групповая;  Коллективная. Виды   деятельности:  беседа,   комментированное   чтение,   работа   в группах,   взаимооценивание,   работа   с   иллюстративным   материалом, самостоятельная   работа   с   источниками   информации,   участие   в   учебном диалоге. Основные   термины   и   понятия:  Библия,   Евангелие,   Ветхий   Завет, Новый Завет, Священное Писание, пророк, апостол, христианин, откровение. Оборудование: учебник, компьютер, медиапроектор, экран, раздаточный материал. Сценарий урока I этап. Вводный (мотивационно­организационный) 1. Организация деятельности учащихся. ­   Друзья,   начинаем   урок.   Я   очень   рассчитываю   на   сотрудничество,   на взаимоуважение, ведь главная цель каждого урока – это овладение знаниями и развитие каждого из нас.  2.  Обсуждение   результатов   выполнения   домашнего   задания. Актуализация опорных знаний. ­  Кому вы читали текст из учебника? ­ Выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» (несколько учащихся). ­  Почему стихотворение называется «Молитва»?  ­  Какое настроение испытывает лирический герой? Какие слова помогли вам  это понять? ­ Что вы узнали важного из текста, описанного в рубрике «Это интересно». II этап. Основной (информационно­аналитический) 1. Постановка учебной проблемы. Целеполагание. Слайд 1. Название  Знаешь ли ты, что обозначают слова, вынесенные в название урока? ­ кто такие христиане? ­ что вы знаете о Библии? ­ что такое Евангелие? ­ Сегодня мы рассмотрим вопросы связанные с этими понятиями.  «Открытие» детьми новых знаний.   Чтение и обсуждение материала учебника с 21­22.  Слова учителя ­   В   России   существует   много   религиозных   традиций   и   организаций. Большинство   граждан   нашей   страны   называют   себя   православными христианами. ­   Что   означает   слово   «Православие»?   Правильно   славить   Бога.   Т.е. благодарить   и   прославлять   Бога   своими   чистыми   и   добрыми   помыслами, словами и делами. ­ Кто учил так славить Бога?   Сын Божий ­ Иисус Христос. Слайд   2.    Икона   Спас   Вседержитель  (Одна   из   древнейших   и известнейших икон Христа Вседержителя из монастыря св. Екатерины на Синае.     Исполнена   в   технике   энкаустики   (восковой   живописи). Датируется икона у различных авторов по­разному: от периода основания монастыря (IV в.), до начала VI века). (по щелчку  ­ проповеди Иисуса Христа (библейские иллюстрации Джеймса Тиссота).  Христианин  –   это   человек,   который   принял   учение  Иисуса   Христа. Христианство – это учение Христа. А жил Иисус две тысячи лет назад… Слайд 3. + учебник с. 21 Рождество Христово (картина Павла Попова). От   дня   Его   Рождества   начался   новый   отсчет   земного   времени,   новое летоисчисление.   Дата   любого   события       говорит   о   том,   в   какой   год   от Рождества Христова оно произошло. А когда мы говорим — «до нашей эры», это означает – «до Рождества Христова».  ­ Как вы думаете от чего надо спасать человека и зачем?  От власти зла (греха) внутри человека, чтобы он встретился и воссоединился с Богом. Путь   спасения   (избавления   от   греха)   должен   был   показать   Мессия, посланный   Богом.   Поэтому   люди   в   древности   очень   ждали   рождения Мессии – Христа. Слайд 4. Значение имени Иисус Христос  Слово  Христос  означает «Божий избранник, отмеченный Божией печатью­помазанием» (по щелчку – Моисей   помазывает   Аарона   первосвященником;   Самуил   помазывает Давида на царство. В библейской древности возливали масло на голову царя при его возведении на трон. Это считалось знаком Божьего благословения. Но ожидали особого Помазанника (Христа). Правда, одни полагали, что Христос просто   будет   великим   правителем.   А   другие   надеялись,   что   Христос приблизит людей к Богу.  Слайд 5. Библия – Книга о Спасителе и спасении человека.  Есть книга,   рассказывающая   о   том,   как   люди   ждали   рождения   Христа,   как   Он родился, как жил и чему Он учил людей. Эта книга называется Библия.   Слайд 6. Библия – Книга книг.    Слово  библия  в древнем греческом языке – это обычное слово и означает оно «книги» (отсюда происходит слово библиотека) (по щелчку ­ картинка Библии на горе книг). Но когда это слово пишется с большой буквы, то в современных языках оно   означает   одну,   священную   книгу   христиан.   Правда,   сама   эта   Книга состоит из 77 книг (по щелчку ­ иллюстрация из Кодекса Амиатинус: «Ездра, работающий над обновлением Библии» ­ начало 8 века).  Обобщение учителем информации о Библии (Священном писании).   Продолжение работы над темой урока. Рассказ учителя. 77 библейских книг были написаны в течение целой тысячи лет людьми  разных поколений. Слайд 7. Ветхий Завет. Первая и большая часть Библии состоит из 50 книг. Вместе они называются «Священное Писание Ветхого Завета».  Слайд 8.       Договор (Завет) Бога с Авраамом.  Слово  завет  означает «союз,  договор».  Имеется в виду союз  Бога  и  человека.  Этот  союз  нужен людям для того, чтобы с уверенностью встречать невзгоды и испытания. Даже если   человеку   было   очень   тяжело,   он   вспоминает   о   том,   что   Бог   –   его союзник, и не сходил с пути добра.  Слайд 9. Пророк Исаия (миниатюра). Книги Ветхого Завета написали пророки.   Считалось,   что   это   люди,   которые   имели   особый   дар   –   умение слышать,   что   говорит   им   Бог.   Такой   дар   называется  «пророчество»,  а человек, имеющий этот дар от Бога, ­ пророк. Пророчество открывает людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее. Завет Бога с пророками называется Ветхим, то есть «древним» или «старым». Слайд 10. Новый Завет (Живаго С. А. Тайная вечеря). Спустя несколько столетий после жизни тех пророков, которым был дан Ветхий Завет, через явившегося в мир Иисуса Христа был дан Новый Завет.    Комментированное   чтение   фрагмента   «Евангелие»   из   текста учебника с.24­25, далее рассказ учителя. Слайд 11. Евангелие – «добрая весть».  Жизнь, слова и дела Иисуса Христа   описаны   в   книгах,   которые   называются  Евангелие.   В   переводе   с греческого евангелие означает «добрая весть».  Слайд 12. Священное Писание Нового Завета.  Евангелие и другие книги учеников Христа составляют «Священное Писание Нового Завета» и состоит из 27 книг. Слайд   13.   Миниатюра   из   Евангелия   –   Апостол   и   Евангелист Матфей).  Новый   Завет   написан   первыми   учениками   Иисуса   Христа   ­ апостолами (буквальное значение слова апостол – посланник).  Слайд   14.   Миниатюры   с   символами   евангелистов   из   Евангелия Хитрово конца XIV века (приписывают авторство прп. Андрею Рублеву).  Чтение и обсуждение детьми рубрики «Это интересно» с. 25 В состав Библии входят 4 Евангелия. Их авторы ­ апостолы Матфей, Марк, Лука, Иоанн. У каждого из них есть свой знак: У   евангелиста   Луки   ­   телец   (в   его   книге   подчеркивается жертвенность Христа, а телец ­ это образ жертвы); Иоанна ­ орел (символ высоты мысли); Матфея – человек (в его книге особо подчеркиваются человеческие страдания Христа); Марка – лев (в этом Евангелии много говорится о чудесах Христа, то есть о Его высшей царской власти над миром). Слайд 15. Язык Библии (по щелчку ­ Свитки из пещеры у Мертвого моря (Кумранские свитки) – самая древняя Библия. Книги   Ветхого   Завета   написаны   на   древнееврейском   языке,   а   книги Нового Завета – на древнегреческом. Библию  христиане  читают  и  в храме  и  дома. Многое  в ней  поначалу непонятно. Ведь для того, чтобы понять святые слова, и самому надо быть хоть немного святым (есть древнее правило: «подобно познается подобным»). Кроме того, для всестороннего понимания библейских текста, надо хорошо знать историю древних народов, а также их языки. (по щелчку ­ фрагмент самой древней Библии ­ Кумран). Сложность чтения Библии еще и в том, что в древних рукописях не было ни   пробелов   между   словами,   ни   знаков   препинания,   ни   различий   между заглавными   и   маленькими   буквами.   Кроме   того,   древнееврейский   текст записывал только согласные буквы. Читатель сам должен догадываться, какие гласные буквы куда надо вставить.  (по щелчку – пророк Моисей  (Статуя Микеланджело и Завьялов Ф.С. Предсмертное завещание Моисея)).   В Библии много притчей. По сюжету это вроде бы бытовые, житейские истории, но в каждой из них надо найти нравственный урок.  Слайд 16. Суд Соломона       Чтение и обсуждение детьми рубрики «Это интересно» Суд царя Соломона учебник с 23. ­   Как   вы   думаете,   какая   женщина   была   настоящей   матерью,   любила своего ребенка? Почему вы так решили? Какие слова в притче помогли вам это понять?  Рассказ учителя. У каждого в жизни бывают такие моменты, когда что­то очень важное и ранее   недоступное   вдруг   становится   для   нас   очевидным.  Такие моменты называют Откровением. Иногда людям вдруг открывается красота природы. Иногда   люди   открываются   друг   другу.   Поэты,   писатели   и   художники создавали   свои   лучшие   произведения   в   состоянии   вдохновения,   то   есть   в состоянии, когда им открывалось что­то прекрасное.   Откровение.    Слово «Откровение». Слайд 17.   Слайд 18.   Слово «открывать» буквально означает «снимать покрывало», и это его значение   точно   соответствует   значению   греческого   и   еврейского   слов, которые использует Библия. Корень слова – кров ­ произошел от слова крыть. Значения   слова  кров:   крыша,   навес,   укрытие,   защита,   покров,   приют). Значения   слова  крыть:  крывать   что,   закрывать,   покрывать,   накрывать, укрывать;   класть   плашмя   одну   вещь   на   другую;   прятать,   хоронить,   таить, скрывать. (по щелчку – список слов) Выберите из списка слова, родственные слову «откровение»: откровенный, открыть, открытка («открытое письмо»), открутить (отделить крутя), окоротить (от краткий), отрок (от рек – не имею права говорить; слуга, работник ­ младший), открытие, отречение (от рек – говорить), покров, открыться, короткий (от краткий).   Божественное откровение. Слайд 19.   Христиане же говорят об откровении Бога людям: (по щелчку) Бог может открываться людям через совесть.  (по щелчку)  Бог может открываться через других людей, которые вовремя что­то подсказали или отчего­то предостерегли. (по   щелчку)  Бог   может   открываться   через   красоту   мира:   ведь   если   так прекрасен наш мир, то, значит, прекрасен и его Творец. (по щелчку)  Бог может открываться через обстоятельства жизни. Скажем, человек   очень   хотел   приобрести   что­то,   но   каждый   раз   желаемая   цель ускользала. В таких случаях говорят «значит, не судьба» или – «нет на то воли Божией».   Библия ­ это записанное Божественное откровение. Слайд 20.   Но   было   и   такое   откровение   Бога   к   людям,   которое   через   одного человека было обращено ко всем, и поэтому оно должно было быть записано.  Таким   «откровением   Божиим»   у   христиан   считается   Библия.   Рассказ Библии разворачивается от повествования о создании мира до пророчества о его конце. Слайд 21.    Иисус Христос.          Самые важные и самые сложные страницы Библии   говорят   о   жизни   и   учении   Христа.  (по   щелчку   ­   Лебедев   К.В. Проповедь Иисуса Христа)  Христиане считают Иисуса Христа не просто пророком, но тем Господом, который вдохновлял пророков. Молитву «Отче наш» дал людям именно Господь Иисус Христос, поэтому у неё есть второе название – «Молитва Господня». Апостолы, услышав эту молитву от Иисуса, записали её в Евангелии. Слайд 22.     Живопись. Ни одна другая книга в мире не вызывала такого интереса художников. Величайшие живописцы иллюстрировали ее сюжеты и   По   ней   сняты   тысячи   документальных   фильмов, мысли. художественных, и даже мультфильмы.   сотни  Самостоятельная работа по группам. Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника с. 26.  Первая группа готовит ответы на три первых вопроса;  Вторая группа готовит ответы на три последних вопроса.  Обсуждение результатов самостоятельной работы. III этап. Заключительный (оценочно­рефлексивный).  Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. ­ Кого называют христианином? Почему? ­ Что вы можете рассказать о Библии, Евангелии семье, друзьям? ­ Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста и сказанного на уроке?   Закрепление   основных   понятий   урока:   запись   новых   слов,   их определения, запись в тетради с печатной основой. (Приложение 1)   Работа   с   материалами   электронного   приложения   «Контроль»   и «Тренажер». (Приложение 2)   Чтение   и   обсуждение   стихотворения   В.Я.   Брюсова   «О,   книга, книг!» (Приложение 3) ­ понравилось вам стихотворение? ­ как вы поняли о чем оно? ­ почему в названии стихотворения восклицательный знак? ­ какие чувства поэта звучат уже в названии? ­ отметьте слова, которые придают стихотворению возвышенность, торжественность.  Задание на дом: рассказать членам семьи и друзьям о Священном Писании, ответить на вопросы и выполнить задания в учебнике с. 26. Приложение 1 1. Пользуясь текстом учебника, закончи предложения Урок 5      Библия и Евангелие Христианин – это ___________________________________________________ __________________________________________________________________ Библия – это _______________________________________________________ __________________________________________________________________ Библия состоит из _____ книг. 2. Выпиши из текста на с. 22­23 учебника 2­3 предложения, в которых  идёт речь о Священном Писании Ветхого Завета. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Выпиши из текста на с. 24 учебника 2­3 предложения, в которых  идёт речь о Священном Писании Нового Завета. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4. Дополни    текст. В Ветхом Завете описано ожидание людьми ___________ 1) а) Спасителя                 б)Пророка                  в)Судии Ветхий Завет заканчивается ____________, и начинается Новый  2) Завет.  а) Рождеством Христовым    б) Дарованием заповедей        в) Концом    света   3)  а) Старого                б) Нового                в) Ветхого 4) Евангелие описывает события ___________ Завета 5. Приходилось ли тебе читать или слушать библейские рассказы. Приложение 2 Валерий Брюсов Библия О, книга книг! Кто не изведал, В своей изменчивой судьбе, Как ты целишь того, кто предал Свой утомленный дух — тебе! В чреде видений неизменных, Как совершенна и чиста — Твоих страниц проникновенных Младенческая простота! Не меркнут образы святые, Однажды вызваны тобой: Пред Евой — искушенье Змия, С голубкой возвращенной — Ной! Все, в страшный час, в горах, застыли Отец и сын, костер сложив; Жив облик женственной Рахили, Израиль­богоборец — жив! И кто, житейское отбросив, Не плакал, в детстве, прочитав, Как братьев обнимал Иосиф На высоте честей и слав! Кто проникал, не пламенея, Веков таинственную даль, Познав сиянье Моисея, С горы несущего скрижаль! Резец, и карандаш, и кисти, И струны, и певучий стих — Еще светлей, еще лучистей Творят ряд образов твоих! Какой поэт, какой художник К тебе не приходил, любя: Еврей, христианин, безбожник, Все, все учились у тебя! И сколько мыслей гениальных С тобой невидимо слиты: Сквозь блеск твоих страниц кристальных Нам светят гениев мечты. Ты вечно новой, век за веком, За годом год, за мигом миг, Встаешь — алтарь пред человеком, О Библия! о книга книг! Ты — правда тайны сокровенной, Ты — откровенье, ты — завет, Всевышним данный всей вселенной Для прошлых и грядущих лет! Приложение 3 Контроль 5 урок Основы православной культуры Библия и Евангелие 1. Как соотносятся между собой Библия и Евангелие?  Библия входит в состав Евангелия  Это две совершенно разные отдельные книги  Евангелие входит в состав Библии 2. Ветхий завет – это обещание Бога человеку, что…   В мир должен прийти спаситель  Прощения человеческому роду не будет  Близится конец света 3. Евангелие в переводе означает «Благая весть». О чем эта «Благая весть».  О том, что в мир пришел Спаситель Иисус Христос  О рождении святых людей  О том, что добро победило зло 4. Что наиболее важное для христианина описано в Новом Завете?  Интересные истории и притчи  То, что подвиг Христа открыл человеку Небесное Царство  Обещания Богом Спасителя Тренажер 1. Разделите на 2 группы Грехопадение,   Воскресение   Христово,   Нагорная   проповедь   Христа, дарование людям закона Моисеева, Рождество Христово, крестная смерть Спасителя, крещение Христа в Иордане, великий поток, сотворение мира, искушение Христа в пустыне События Ветхого Завета События Нового Завета 2. Заполни пропуск подходящим по смыслу словом. Пророка, судии, Спасителя В Ветхом Завете описано ожидание людьми _______________________. 3. Заполни пропуск подходящим по смыслу выражением Рождеством Христовом, дарованием заповедей, концом света Ветхий Завет заканчивается ____________________ , и начинается Новый Завет.   В   нем   христианину   даны   правила   и   нормы   поведения,   которые важны до сих пор. 4. Заполни пропуск подходящим по смыслу словом. Нового, Старого, Ветхого Евангелие описывает события _______________________ Завета. ФИ ____________________________

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры

Сценарий урока по Основам православной культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2017