Данное внеклассное мероприятие преследует цель формирования патриотизма на основе фактов из истории освоения космического пространства, героических подвигов ученых, инженеров, космонавтов. Мероприятие предполагает соревновательную деятельность между двумя командами, которым необходимо дать ответы на вопросы о космическом пространстве, его освоении, показать свои знания в области истории развития космонавтики в целом. В сценарий включены стихотворения патриотического содержания. Время проведения 60 минут.Текстовый файл, содержащий сценарий мероприятия
текст.docx
Космос далекий и близкий. Знаем, помним.
Цель: Способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма,
гордости за страну на основе исторической правды о подвигах ученых,
конструкторов, космонавтов. Углубить знания о космосе в целом,
космических объектах, истории развития космонавтики. Развивать устную
речь, способности доказательно выражать мысли, убеждать собеседников,
производить отбор материала для сообщений.
Тип: викторина с творческим заданием. (Для учащихся 7 классов)
Оборудование: проектор, компьютер, экран.
Оформление кабинета: выставка рисунков и книг на тему «Космос». В
центре кабинета стоят столы для двух команд. Болельщики размещаются по
периметру класса. Отведено место для жюри.
(Звучит музыка на космическую тему)
Слайд 1. Человеческий взор издревле был прикован к небу. Люди мечтали,
глядя на звездное небо, строили планы, удивлялись красоте и недоступности
звезд. При помощи звезд они предсказывали судьбы. Превращали небесную
сферу в сказку, мысленно рисуя на ней различных животных, представляя
богов.
Слайд 2. Вселенная манила неизвестностью. (Учащиеся читают стихи)
Слайд 3. Созвездия
Звезды, звезды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчанье долгом
Человек в простор ночной –
То со страхом,
То с восторгом, То с неясною мечтой.
И тогда, с мечтою вместе
сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.
С той поры живут на небе,
Как в ночном краю чудес,
Андромеда,
Цефей, Овен,
Рысь, Жираф и Геркулес.
Ю. Синицын
(Беседа с участниками). И еще много других созвездий, которых, кажется, не
счесть. Но, на самом деле:
Сколько созвездий на звездном небе? (88)
На сколько участков разделена звездная карта? (89)
Почему такое противоречие? (Змея: голова и хвост занимают два участка)
Молодцы. Еще не изучая астрономию, вы много интересного знаете о звездной
карте. Что же знают наши команды о Космосе и космических объектах?
Итак, в игре принимают участие (представление команд):
7А – Название (хором), девиз (хором), эмблема
7Б Название (хором), девиз (хором), эмблема
Состав команд:
Представление судей:
Команды будут отвечать на 4 серии вопросов по соответствующим темам:
Первоначальные представления о космосе.
Космос, космические объекты
История развития астрономии и космонавтики
Выдающиеся люди, покорители космоса.
В каждой теме по четыре вопроса. Стоимость вопроса 1 балл. Командам
предоставляется тема, а номер вопроса они выбирают сами.
Вопросы командам:
Первоначальные представления о космосе. 1. Назовите фамилию философа, автора особой системы мироздания,
учению которого в течение многих столетий не мог противостоять
никто. Те, кто пытался мыслить по другому, объявлялись еретиками и
подвергались сожжению. (Птолемей)
2. Какая система мироздания получила название геоцентрической.
(Система мира, в центре которой находится Земля, а все планеты
движутся вокруг нее)
3. Какая система мироздания получила название гелиоцентрической
(Система мира, в центре которой находится Солнце, а все планеты
системы движутся вокруг него)
4. Назовите автора гелиоцентрической системы мира (Николай Коперник)
Пока жюри подводит итоги, первого тура попытаемся сложить воедино то,
что мы узнали из ответов на вопросы команд. (презентация)
Слайд 4. Клавдий Птолемей, египетский философ.
Слайд 5. Создатель геоцентрической системы мира. Именно его авторитет
был незыблем долгие годы.
Слайд 6. А посмел усомниться в его учении польский астроном Николай
Коперник,
Слайд 7 который и стал создателем геоцентрической системы мира.
Слово жюри
Слайд 8. Говорят, что космос безмолвный. Так ли это? Оказывается, что
нет. Аппарат «Вояджер» попытался записать звук межзвездного
пространства. Дадим нашим командам настроится под звуки такого
далекого и такого близкого космоса и послушаем сами его голос. Ведь
следующая серия вопросов касается темы «Космос, космические
объекты». (запись звучания космоса). Слайд 9, 10, 11.
Итак, вопросы командам по теме: «Космос, космические объекты».
1. Оказавшись на какой планете мы будем видеть небо днем черным,
синим, классным (Меркурий – изза того, что нет атмосферы, небо
черное; земля – атмосфера , небо голубое; Марс много железа, даже в
атмосфере – небо красное)
2. Какие из элементов таблицы Менделеева самые распространенные?
(водород и гелий)
3. Какая планета Солнечной системы является щитом для всех планет
Земной группы и почему. (Юпитер – самая массивная планета,
способная на себя оттягивать метеориты) 4. Назовите планету Солнечной системы на которой сутки больше года.
(Меркурий: сутки – 176 земных суток; год – 88 земных суток)
А пока жюри подводит итоги, я предлагаю проявить себя болельщикам.
Что такое Космос» (тоже самое, что и Вселенная, в буквальном
переводе «Порядок»)
Сколько планет в Солнечной системе (8)
У нас космонавты, а в Америке (астронавты)
Назовите самую горячую планету Солнечной системы (Меркурий)
Назовите самую холодную планету Солнечной системы. (Нептун)
Слово жюри.
А нас ждет следующая серия вопросов на тему: «История развития
астрономии и космонавтики»
1. Назовите дату запуска первой космической ракеты пилотируемой
человеком (12 апреля 1961 года)
2. Назовите дату запуска первого искусственного спутника Земли (4
октября 1957 года)
3. В какой стране были изобретены первые ракеты (Китай)
4. Кто изобрел первый телескоп (Галилео Галилей)
Это сейчас мы многое знаем о космосе. Мы хотим ворваться во
Вселенную и сами не осознаем того, что являемся частицей огромного
загадочного мира. А возможно, в мире есть существа, для которых мы
являемся загадкой. С чего все начиналось?
И пока жюри готовится провозгласить результаты очередного конкурса,
я предлагаю отправиться в исторический экскурс по страницам
космонавтики.
(Презентация «История развития космонавтики», которую учащиеся
готовили, как дополнительное сообщение)
Слайд 12. Запомните эти имена. Жуковский Николай Егорович,
Циалковский Константин Эдуардович, Кибальчич Николай Иванович,
Кондратюк Юрий Васильевич, Королев Сергей Павлович, Янгель
Михаил Кузьмич. У каждого из них была сложная судьба. Были
тюрьмы, ссылки, скитания, мучения в поисках истины, идеи, и вот,
наконец… признание! Познакомьтесь с их судьбами в литературе. Вы
почерпнете много интересного. Удивительные люди, сумевшие много
преодолеть, многих простить и все ради нее – ради родины, высокой
идеи и желания служить людям.
И вот, свершилось! Человек покорил его – КОСМОС!
(фильм о Гагарине. 8 минут) Итак, каковы результаты конкурса? (Слово жюри)
Юрий Алексеевич Гагарин своим полетом открыл новую эру –
космическую. Вот как об этом писали поэты
Иная эра (стихотворение читают учащиеся)
Рассвет. Еще не знаем ничего.
Обычные «Последние известия».
А он уже летит через созвездия.
Земля проснется с именем его.
Земля ждала, как ожидала слова,
Когда еще никто не говорил,
А он уже обнялся с Королевым,
А он уже прощался и шутил.
В предчувствии неведомой отваги
Ракета серебрилась, как мороз.
Земля ждала. В степи алели маки.
Друзья молчали. Он улыбку нес.
В нехоженонелетанное счастье
Он гнал ракетных, огненных коней,
Высокого события участник,
Которое с Земли еще видней.
В скафандре, по рабочему, как был,
У Волги на виду, ему знакомой,
На вспаханную землю он вступил,
И зашагал растаптывая комья.
На перелески, пашни посмотрел.
Земля! И вид ее не изменился.
Сегодня в космос он с нее взлетел,
Сегодня ж на нее и возвратился.
Все также низко облака бегут, Все также небо сосны стерегут.
Все тот же день, часов все та же мера…
Прошло лишь сто,
Сто с небольшим минут.
А на земле уже иная эра,
Которую космической зовут.
А мы объявляем решающий гейм – «Выдающиеся люди, покорители
космоса».
1. Назовите имя космонавта, который первым покинул пределы
космического корабля и вышел в открытый космос. (Алексей
Леонов)
2. Назовите имя человека, который первым ступил на Луну (Нил
Армстронг)
3. Назовите имя первой женщины – космонавта (В. Терешкова)
4. Кто стоял у истоков создания советской ракетнокосмической
техники? Кто был создателем первого пилотируемого космического
корабля?
(Сергей Павлович Королёв)
Слайд 13. Вот они, Алексей Леонов и Нил Армстронг
Команды закончили соревнование и жюри подводит итоги. Но
вопросы к болельщикам еще не закончились. Итак, уважаемые
болельщики:
Кто из женщин первой вышла в открытый космос?
( Первой женщиной, вышедшей в открытый космос, была Светлана
Евгеньевна Савицкая. Выход состоялся 25 июля 1984 года с борта
орбитальной космической станции «Салют7».) Слайд 14
Очень интересно, есть ли среди летчиков – космонавтов наши
земляки?
( Ляхов Владимир Афанасьевич (Луганская область)
Кизим Леонид Денисович (Красный Лиман)
Волков Александр Александрович (Горловка Донецкая область)
Кто из летчиков – космонавтов окончил, как и Николай Прокофьевич
Жердев, Луганскую (Ворошиловградскую) школу военных летчиков
имени пролетариата Донбасса?
( Береговой Георгий)
Как вы думаете, были ли космонавты патриотами? Кто такой патриот?
В Википедии сказано, что это человек, тот, кто любит своё отечество, предан
своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.
Задание командам
Командам будет дано всего 5 минут на то, чтобы сконструировать ракету
добра, совести, долга и чести. На этой ракете нужно будет написать, в чем
ваш патриотизм, в чем ваш долг, кто такой гражданин. Желающие болельщики
тоже могут помочь своей команде. Они могут передать фигурки, на которых
напишут свое мнение.
(На вырезанных звездах необходимо написать те качества характера, которые
присущи патриоту, человеку, любящему свою Родину, готовому отстаивать ее
интересы. На молниях необходимо написать те качества характера, от
которых нужно избавиться настоящему человеку, который стремиться
творить добро. Все это нужно наклеить на «Ракету» (макет) и защитить свой
проект. (время отведенное на работу 5 минут))
А для того, чтобы помочь нашим командам мы продолжим беседу.
А страшно Человеку быть первым?
Что заставляет человека совершать подвиг?
Всякий ли способен на подвиг?
Как вы думаете , какие чувства испытывал Ю. Гагарин, когда
ступал на борт корабля Восток?
Что значит для любой страны, быть первой?
Как вы думаете, для чего люди изучают космос?
Сегодня мы услышали, что сделали для своей Родины ученые, космонавты,
конструкторы. А что можете сделать для родины вы? Ведь вы же любите свою
родную землю, семью, свой город… В чем может быть ваш маленький подвиг?
В чем может быть ваше служение той земле, на которой вы родились?
Защита проекта. Капитаны команд и их помощники по очереди
называют качества патриота, а затем те качества характера, от
которых нужно избавляться, которые мешают жить честно и
достойно.
А в заключении мне хотелось бы вам прочитать стихотворение
Евгении Трушиной. (Слайд 14) Cлавных лиц в России много:
Тех, кто край родной любя,
Укреплял державу строго,
Не жалел в трудах себя.
Тот эскадру вел отважно,
Тот солдат, тот славный князь.
Дел узор вплетали важный
В историческую вязь.
В сердце каждого потомка
Оставляли яркий след
Честной службой, битвой громкой,
Славой доблестных побед.
И открытием научным,
И правлением с умом,
И стихом красивым, звучным,
Светлой жизнью со Христом.
Нить истории прекрасна
Златом добрых славных дел.
Жизнь того лишь не напрасна,
За Отчизну кто радел.
Слайд 15
Весь педагогический коллектив желает вам добрых дел. Учитель МОУ «Школа № 93
им. Н.П. Жердева г. Донецка
Антоненко Н.В.
Таблица для жюри
Вопрос
Первоначальные представления о космосе.
7А
7Б
1 2
Космос, космические объекты
1
2
История развития астрономии и космонавтики
1
2
Выдающиеся люди, покорители космоса
1
2
итог
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.