Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…” (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)
Оценка 4.6

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…” (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
классное руководство
6 кл
01.04.2018
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…”  (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)
Любое событие живо до тех пор, пока о нем помнят. Память о событиях Великой Отечественной войны – особая память. Нет ни одной семьи, которой не коснулась бы эта жестокая война. 70-летие со дня Победы – священнейшая дата для всех нас. Необходимо донести до сердец 11–12-летних ребятишек- то, что в тяжкую годину пришлось пережить многим тысячам их сверстников, правдиво воссоздать жизнь детей военной поры, рассказать о подвигах пионеров-героев. Вечер памяти “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…” предполагает знакомство учащихся с темой сиротства во время Великой Отечественной войны. Выражение “сын полка” появилось в русском языке задолго до Великой Отечественной войны. Оно, очевидно, связано с названием комической оперы итальянского композитора Гаэтано Доницетти “Дочь полка” (1840). Позднее Редьярд Киплинг написал рассказ “Дочь полка”. Бесспорно, тема “Дети на войне” стала постоянным лейтмотивом в системе школьного литературного образования. К каким произведениям следует обращаться для раскрытия этой темы – вопрос неоднозначный. С одной стороны, повесть Валентина Петровича Катаева “Сын полка” наполнена различными конъюнктурными реалиями (именно за это произведение В.П.Катаев удостоен Сталинской премии). С другой стороны, история военного сиротства для той поры была не просто злободневной, она была всенародной драмой. Не стоит забывать и о том, что, к сожалению, сегодняшняя жизнь не стала менее жестокой, а детская бесприютность, обездоленность приобретает колоссальные масштабы. Учащиеся услышат официальное обращение по радио министра иностранных дел Вячеслава Михайловича Молотова, сообщившего о нападении Германии на СССР. Именно В.М.Молотов в полдень 22 июня 1941 года объявил о начале Отечественной войны. И только через некоторое время этот текст повторил Ю.Левитан, который на протяжении Великой Отечественной войны 1941-1945г сообщал сводки военных действий на фронтах и приказы Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина. Цель данного внеклассного мероприятия: создать условия для формирования нравственной компетенции через стимулирование у школьников интереса к изучению истории своей семьи, своей страны, воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, привитие общечеловеческих ценностей, уважения к достижениям и традициям своей семьи; освоение умения раскрывать проблемы, положенные В.П.Катаевым в основу повести “Сын полка”, развитие умений учащихся анализировать прочитанный художественный текст и сопоставлять с экранизацией повести, что будет способствовать воспитанию вдумчивого читателя, воспитанию умения ценить такие качества личности, как сострадание, бескорыстие, безмерное уважение к тем, кто жертвовал собой ради будущего. Поставленные цели решаются на протяжении всего мероприятия посредством использования ИКТ.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе.doc
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе "Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…"  (по повести В.П. Катаева "Сын полка") с использованием ИКТ Форма мероприятия: вечер памяти. Аннотация Любое   событие   живо   до   тех   пор,   пока   о   нем   помнят.   Память   о   событиях   Великой Отечественной войны – особая память. Нет ни одной семьи, которой не коснулась бы эта жестокая война. 70­летие со дня Победы – священнейшая дата для всех нас. Необходимо донести до сердец 11–12­летних ребятишек­ то, что в тяжкую годину пришлось пережить многим   тысячам   их   сверстников,   правдиво   воссоздать   жизнь   детей   военной   поры, рассказать о подвигах пионеров­героев. Вечер памяти “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…”   предполагает   знакомство   учащихся   с   темой   сиротства   во   время   Великой Отечественной войны. Выражение “сын полка” появилось в русском языке задолго до Великой Отечественной войны. Оно, очевидно, связано с названием комической оперы итальянского   композитора   Гаэтано   Доницетти   “Дочь   полка”   (1840).   Позднее   Редьярд Киплинг   написал   рассказ   “Дочь   полка”.   Бесспорно,   тема   “Дети   на   войне”   стала постоянным   лейтмотивом   в   системе   школьного   литературного   образования.   К   каким произведениям следует обращаться для раскрытия этой темы – вопрос неоднозначный. С одной   стороны,   повесть   Валентина   Петровича   Катаева   “Сын   полка”   наполнена различными конъюнктурными реалиями (именно за это произведение В.П.Катаев удостоен Сталинской премии). С другой стороны, история военного сиротства для той поры была не просто злободневной, она была всенародной драмой. Не стоит забывать и о том, что, к сожалению,   сегодняшняя   жизнь   не   стала   менее   жестокой,   а   детская   бесприютность, обездоленность  приобретает колоссальные масштабы. Учащиеся услышат официальное обращение   по   радио   министра   иностранных   дел   Вячеслава   Михайловича   Молотова, сообщившего о нападении Германии на СССР. Именно В.М.Молотов в полдень 22 июня 1941 года объявил о начале Отечественной войны. И только через некоторое время этот текст повторил Ю.Левитан, который на протяжении Великой Отечественной войны 1941­ 1945г   сообщал   сводки   военных   действий   на   фронтах   и   приказы   Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.  Цель   данного   внеклассного   мероприятия:  создать   условия   для   формирования нравственной   компетенции   через   стимулирование   у   школьников   интереса   к   изучению истории   своей   семьи,   своей   страны,   воспитание   у   подрастающего   поколения   чувства патриотизма,   привитие   общечеловеческих   ценностей,   уважения   к   достижениям   и традициям   своей   семьи;   освоение   умения   раскрывать   проблемы,   положенные В.П.Катаевым в основу повести “Сын полка”, развитие умений учащихся анализировать прочитанный художественный текст и сопоставлять с экранизацией повести, что будет способствовать   воспитанию   вдумчивого   читателя,   воспитанию   умения   ценить   такие качества   личности,   как   сострадание,   бескорыстие,   безмерное   уважение   к   тем,   кто жертвовал собой ради будущего. Поставленные   цели   решаются   на   протяжении   всего   мероприятия   посредством использования ИКТ. Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно­коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…”  (по повести В.П.Катаева “Сын полка”) С целью создания особой эмоциональной атмосферы звучит песня из  художественного фильма “Офицеры” в исполнении Е.Аграновича.  Учитель  Сменяют друг друга весны. Время неумолимо бежит вперед. Вот уже 70­ая весна, когда радостно поют птицы, земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, и наступает святой для нашего Отечества день – день Победы. Давайте оглянемся назад, в далекий 1941 год и постараемся представить, каким был первый день войны.  А было воскресенье… 22 июня… Выходной… Обычный теплый летний день… Люди   занимались   привычными   делами.   Старшеклассницы   уже   давно   отутюжили   свои первые бальные платья, ведь завтра у них такое событие – выпускной вечер. Девчонки помладше строили шалаши и играли в "дочки­матери", непоседливые мальчишки скакали верхом   на   деревянных   лошадках,   представляя   себя   красноармейцами.   И   никто   не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и миллионы жизней перечеркнет одно страшное слово – война.  Звучит   аудиозапись   обращения  к   советскому   народу   министра   иностранных   дел В.М.Молотова (от слов “Граждане и гражданки Советского Союза…” до слов “… наши города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас”).  Звучит отрывок из песни “Священная война” в исполнении ансамбля песни и пляски имени Александрова (музыка А.В.Александрова, стихи В.И.Лебедева­Кумача).  Б.Окуджава “До свидания, мальчики”. Ах, война, что ж ты сделала, подлая: Стали тихими наши дворы, Наши мальчики головы подняли ­ Повзрослели они до поры, На пороге едва помаячили И ушли, за солдатом – солдат... До свидания, мальчики! Мальчики,  Постарайтесь вернуться назад. Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, Не жалейте ни пуль, ни гранат И себя не щадите, И все­таки Постарайтесь вернуться назад. Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: Вместо свадеб – разлуки и дым, Наши девочки платьица белые Раздарили сестренкам своим. Сапоги – ну куда от них денешься? Да зеленые крылья погон... Вы наплюйте на сплетников, девочки. Мы сведем с ними счеты потом. Пусть болтают, что верить вам не во что, Что идете войной наугад... До свидания, девочки! Девочки, Постарайтесь вернуться назад. Учитель. Они очень старались. Они безумно хотели вернуться назад. Туда, где их ждали, туда, где о них молились. Но жестокая  война смешала  с землей, развеяла  пеплом, разбросала  по госпиталям, разлучила миллионы жизней.  Слышите, это крик неродившегося младенца. Он не родился – помешала война.  Вслушайтесь, это мучительный стон истекающего кровью. Он умер – его забрала война.  Вглядитесь   в   красивые   лица   этих   юных   девушек.   Они   никогда   не   наденут   свадебные платья, их венчальным нарядом стал погребальный саван.  Преклонитесь перед этой Женщиной. Она осталась одна, отдав войне 9 своих сыновей.  Почтим память тех, кто уже никогда не засмеется, не прижмет к своей груди ребенка, не обнимет любимую, весной не бросит зерна в теплую землю… Объявляется   минута   молчания   в   память   о   павших.   (аудиозапись   звука метронома) Учитель. Детство целого поколения поглотила война…  А.Румянцев “В наш городок сибирский, дальний…” В наш городок сибирский, дальний Полк на постой пришел с войны. В нем был особый взвод солдатский, Наш брат бедовый – пацаны. То были стреляные волки – Сыны полка. Сойти с ума: Их знали Сталинград и Волга, Да и Германия сама. Их записали в нашу школу. И вот мы ждали в первый раз: Придут отчаянные шкоды, Куда отчаяннее нас. Пришли. За парты сели сзади, В зеленом с головы до пят, Как будто ряд окопов занял Замаскированный отряд. И только празднично сверкали Под жестким светом строгих лиц Нам недоступные медали За взятье западных столиц. В нас зависть жалкая кричала. И лишь спасало от тоски, Что парни двойки получали И по подсказке отвечали Негромким эхом у доски… И все ж, когда у стен затертых, Средь коридорной полутьмы, Они стояли в гимнастерках – Тихи, подтянуты, прямы И настораживали уши, Кося в окошечный провал, Как будто бы боясь прослушать Приказ негромкий иль сигнал, – То знали мы: до школы шумной Они уже прошли одну, Где учат быть готовым к штурму, Не верить в эту тишину. И мы их бережно толкали. На кучу падая малу, И только звякали медали Под нашим братом на полу. И тут они – куда им деться – Кидались в гущу кутерьмы. Ребята возвращались в детство, К их славе приобщались мы. Просмотр клипа “Маленькие солдаты большой войны”  Учитель  На флоте их называли юнгами, в партизанских отрядах – ласково  сынками, а в сухопутных войсках – сынами   полка. Сколько им было? 11, 12, 13 лет? Пожалуй, не больше. Из самых отдаленных деревень, станиц, хуторов, больших и маленьких городов дорогами   войны   пробирались   мальчишки   на   передовую,   к   “своим”.   Изголодавшиеся, промерзшие, в изодранной одежонке, они были похожи на маленьких старичков. Они были настолько голодными, что откармливали их неделями, они были настолько грязными, что отмывать   их   нужно   было   часами,   они   были   настолько   испуганными,   что   не   одно солдатское   сердце   распахивалось,   чтобы   отдать   свою   душевную   теплоту   этим потерявшим все и всех мальчишкам. Не выдерживали даже самые суровые, чего только не повидавшие   командиры.   Нарушали   инструкции   и   по   настоянию   бывалых   солдат сдавались. Да и как можно было оттолкнуть парнишку, куда? В тыл, в детский дом?  Не для забавы шили двенадцатилетним мальчикам гимнастерки и маленькие сапоги – началом судьбы сыновей полка была непременно большая беда. В 1981 году на Свердловской киностудии Григорий Кузнецов снял фильм “Сын полка” по одноименному произведению В.П.Катаева. К фрагментам из него мы сегодня еще   обратимся.  Книга   "Сын   полка"   была   издана   в   1945   году,   а   написана   в   1944,     и удостоена одной из высших наград нашей страны ­ в те годы это была Сталинская премия. В   2015   году,   как   и   Великая   Победа,   книга   отмечает   свое   70­летие.   — Ребята, скажите пожалуйста, интересно ли вам было читать эту повесть? Почему, что понравилось? Давайте вспомним, как Ванюшка попал к разведчикам.  Просмотр фрагмента  из художественного фильма “Сын полка” (Свердловская киностудия, 1981г,  режиссер  Г.Кузнецов)  Да, судьба Вани Солнцева похожа на судьбы многих мальчишек военной поры.  Мальчишки огненных лет…Они рано стали взрослыми. Вместо школьной парты у них был окоп,   вместо   книг   и   учебников   –   оружие.   Они   видели   рядом   смерть   и   приходилось убивать самим. Эти мальчишки, пережившие и познавшие за свой недолгий век столько, чего никогда не знали и, возможно, не узнают целые поколения. Их психология навсегда отравлена ядом войны, им не надо объяснять, что такое голод, лишения, смерть; цену добра и зла они изведали на собственном опыте. Ещё не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказались достойными орденов и медалей. В   Указах   Президиума   Верховного   Совета   СССР   о   награждении   ребят   никогда   не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых, потому что их воинская доблесть стояла в одном строю с мужеством взрослых. Среди награжденных были даже дети 6­8 лет. Даже  такие малыши героически сражались на   фронте   и   в   партизанских   отрядах   и   удостаивались   медалей   и   орденов. Как   сражались   маленькие   солдаты?   «На   передовую   старались   не   посылать,   работы хватало,   но   порой   приходилось   и   мотать   катушку   связи,   ползти   под   огнем   –   где   не пройдет взрослый, выручали мальчишки». Война! Твой страшный след Живёт в архивах пыльных, В полотнищах побед И в нашумевших фильмах. Война! Твой горький след — И в книгах, что на полках. Учитель  Порой бойцы даже не знали фамилий своих воспитанников, и детей, попавших в действующие   части,   называли   просто   –   “сынок”.   В   фильме   “Сын   полка”   есть   эпизод встречи   Вани   Солнцева   с   парнишкой,   называющим   себя   ефрейтором     гвардейской кавалерии, которого   зачислили на все виды довольствия. Майор Вознесенский записал мальчишку   на   свою   фамилию,   ведь   он   круглый   сирота.   Случалось   и   такое.   Еще   раз посмотрим   этот   эпизод.  Обратите   внимание,  как   просто   казачок   объясняет   Ванюшке, почему он стал сыном полка: “Стало быть, ты им не показался, раз они тебя за сына принять не захотели…” Просмотр фрагмента  из художественного фильма “Сын полка” (Свердловская киностудия, 1981г,  режиссер  Г.Кузнецов)  Историю  Вани Солнцева рассказал фронтовик В.П. Катаев. Он знал не понаслышке, что эта судьба – одна из многих.  Валентин Петрович Катаев  — русский советский  писатель,  драматург  и  поэт. Валентин Петрович Катаев (1897­1986)  прожил долгую жизнь, почти 90 лет. Родился и вырос он на Чёрном море, в Одессе. О мальчишках той поры он написал повесть “Белеет парус одинокий” — вы её обязательно прочитаете. Он начал писать будучи гимназистом и создал много произведений для детей, в том числе и сказок. Катаев учился в гимназии, но началась   Первая   мировая   война,   и   семнадцати   лет   он   вступил   добровольцем   в действующую армию. Был артиллеристом, его дважды ранило, однажды он стал жертвой отравляющих газов, которые тогда стали применяться как оружие массового поражения, страшное изобретение науки ХХ века. В годы Великой Отечественной войны Валентин Катаев, уже известный писатель, а по возрасту немолодой человек, вновь надел военную форму, стал фронтовым корреспондентом. Пройдя три войны, увидев безмерное людское горе, испытав собственные несчастья, Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей, где показал трагедию войны, её противоестественность… Но самая известная из них — повесть «Сын полка», напечатанная впервые в феврале победного 1945 года во взрослом   журнале   «Октябрь»   и   одновременно   публиковавшаяся   в   детском   журнале «Дружные ребята». Отрывки из неё печатали другие журналы и газеты. — Как вы считаете, почему эту повесть печатали в изданиях и для взрослых, и для детей? О том, как появилась эта книга, писатель сказал: “Тему я нашёл в 1942 году. Встречался с подобными   мальчуганами   неоднократно.   Понял,   что   это   —   явление”.  История, положенная в основу повести,  произошла в 1943 году в одну из глухих осенних ночей. Больше суток, выполняя боевое задание,  разведчики провели в полесской чаще. Там они и обнаружили изможденного, полуживого мальчика.   Давайте вспомним, как это было. Можно пользоваться текстом повести.  (Учащиеся зачитывают фрагменты повести В.П.Катаева “Сын полка”) Учитель  Действительно, “…три года жил Ваня как бродячая собака, без дома, без семьи. Он боялся людей, все время испытывал голод и постоянный ужас…, …позади было три   года   нищеты,   унижения,   постоянного   гнетущего   страха,   ужасной   душевной подавленности и пустоты”. Давайте   попробуем   выразить   те   чувства,   которые   пришлось   испытать   Ване, скитаясь   по   бескрайним   дорогам,   опустошенным   войной,   в   форме   синквейна (пятистишия).  Синквейн (пятистишие): 1 строка – существительное, отражающее тему высказывания. 2 строка – два прилагательных, описывающих тему. 3 строка – три глагола, характеризующих действия по данной теме. 4 строка – четыре любых части речи, выражающих ваше отношение к проблеме. 5 строка – одно слово (любая часть речи) – вывод. Учитель  А знаете ли вы, что прототипом (прототип – это реальное лицо как источник для создания художественного образа, героя) Вани Солнцева был реальный человек, умерший совсем   надавно.     Звали   его   Исаак   Платонович   Раков­Солнцев.   Брянскую   область   не обошел голод 1933 года, во время которого умерла его мать, а отец погиб в том же году. Чужие люди сдали мальчонку в детдом, привязав к ручке записку: “Не дайте умереть…”. Фамилию   мальчику   дала   нянечка.   Отмывая   подкидыша,   она   воскликнула:   “Какой хорошенький, конопатенький, будто солнышко ясное!”. Вот и записали в документах – Иван Солнцев.  В детдоме жилось хорошо, но воли было маловато: туда – нельзя,  сюда – нельзя… И вот однажды вместе с дружком, Володькой Вознесенским (эта фамилия вам о чем­ нибудь говорит? В.П.Катаев дает эту фамилию майору, ставшему названым отцом казачку),    мальчишки     решили   убежать   в   лес,   выкопать   землянку   и   жить   там,   как разбойники. Стащили кое­что из продуктов: картошку, хлеб... ...В   момент   сборов   их   настигла   страшная   весть   –   началась   война!   Детдом собирались отправить на Урал. Поездка не входила в планы сорванцов. Поздней ночью, под вой сирен, под лучами прожекторов, пробрались они  на Белорусский вокзал, залезли в товарняк. В ящиках для топлива сделали дырки, чтобы было чем дышать. И поехали... бить фашистов. По дороге мальчишки вели записи – прямо   на полях “Букваря” они записывали свои впечатления от увиденного. (Вот еще одна деталь, взятая на заметку Катаевым – “Букварь”).  В лесу под Бобруйском их нашли разведчики. У разведчиков мальчонка пас коней, помогал на кухне. Переодетый простым пастушком, он ходил в разведку.  Тяжелые   бои   шли   в   Белоруссии,  многие   остались   там   навечно…    На   одном   из участков фронта перед разведчиками поставили задачу: найти лазейку, через которую фашисты постоянно получают подкрепление. Искали­искали – не нашли. А Ване  повезло: он  отыскал в камышах понтонный мост, по которому переправлялись немцы. После этого наши его сразу взорвали...  Такова реальная история.  Похоже,   не   зря   фамилия   нашего   героя   оказалась   такой   светлой   и   радостной. Разведчики – бывалые  воины – подобравшие  мальчишку, глядя на него, вспоминали свое детство, когда они сами, совсем еще маленькие, пасли коров. Вот почему Ваню стали называть   на   батарее   по­отечески   ласково   Пастушком.   И   даже   старый   генерал   в Суворовском училище, глядя на спящего Ваню, на несколько минут забыл обо всем на свете, доставая из глубин памяти обрывки своего детства, когда он, будучи мальцом, перегонял стада, наслаждаясь обыденным мальчишеским счастьем. Откройте XXVII главу, найдите этот эпизод.  Выразительное чтение эпизода повести от слов: “На рассвете, незадолго перед подъемом, старый генерал, начальник училища, который всегда просыпался раньше всех…”   до   слов:   “…вдруг   опустил   голову,   погладил   себя   по   сивым   усам   и   нежно улыбнулся”. Другим из них стал Лев Александрович Гицевич, в 13 лет сбежавший на фронт в 1941 году. Осенью этого года, еще не дойдя до линии фронта, он оказался в глубоком немецком   тылу.   Он   не   знал,   что   несколько   дней   назад   германские   механизированные корпуса   под   Вязьмой   прорвали   фронт.   Эсэсовцы,   проводившие   зачистку   местности, схватили его, жестоко избили, а потом в толпе местных жителей погнали на расстрел. Во время расстрела его, 13­летнего паренька, закрыла собой русская женщина. Автоматные пули, пройдя сквозь ее тело, уже на излете попали в Льва Гицевича и только ранили его в руку. Через несколько часов его полумертвого вытащили из канавы и спасли солдаты отступающей   33­й   Советской   армии,   338­й   стрелковой   дивизии,   1134­го   стрелкового полка. Именно в этой части Лев Гицевич стал сыном полка. В его составе он прошел всю войну от Москвы до Берлина. А потом побывал и на войне с Японией. Герой книги "Сын полка" Ваня Солнцев сбежал на фронт всего один раз, когда его попытались отправить в тыл. А Льва Гицевича отправляли с фронта в тыл 7 раз в течение всей войны. И все семь раз он сбегал на фронт и возвращался в свою часть. В последний раз с фронта Львенка отправлял сам маршал Г. К. Жуков. Это произошло после того, как Лев Гицевич без приказа, один пробрался на передовую к немцам и стащил у них повозку с лошадью. В повозке были ящики с гранатами и мелкими снарядами, а главное, с сигаретами. Львенок специально украл их, чтобы обрадовать куревом советских бойцов, которые уже много дней сидели без махорки. На беду Львенка в это время на этот участок фронта приехал маршал Жуков, который узнал об этой истории. Объявив строгий выговор командирам дивизии и полка, Жуков сам решил доставить мальчика в тыл. В Москве Георгий Жуков взял   Львенка   с   собой   на   прием   и   на   обед   к   самому   Сталину,   который   очень заинтересовался многократными побегами Гицевича на фронт. Жуков заставил Львенка дать   честное   слово   Верховному   Главнокомандующему,   что   на   этот   раз   он   поедет   в Суворовское   училище   и   не   сбежит   на   фронт.  Лева   Гицевич   такое   слово   дал,  правда, скрестив пальцы руки за спиной, как тогда делали все мальчишки во дворах во время игр, когда   хотели,   чтобы   данное   честное   слово   считалось   недействительным,   а   вранье   не считалось   враньем.   После   этого   Львенок   через   несколько   часов   вновь   сбежал   из Суворовского училища, куда его доставили по приказу Сталина и Жукова, и уже через части. две фронте недели своей был   на         в Еще   один   мальчишка   –  Володя   Тарновский,   которому   за   два   дня   до   начала   войны исполнилось 11 лет. Отчим Володи ушёл на фронт в первые дни войны. Мама осталась с двумя сыновьями. Младшему Толику было всего 2 года. А в октябре Донбасс заняли фашисты.   Один   из   первых   приказов:   зарегистрироваться   евреям   и   коммунистам. Володину маму ­ члена партии ­ арестовали по доносу и увели. Больше сыновья её не видели. Мальчишек разобрали родственники. Володю к себе взяла тётя, а у неё самой было   два   сына,   и   мальчик   чувствовал   себя   нахлебником.   Время   было   голодное, приходилось ходить в село и менять оставшиеся от мамы вещи на продукты. В 1943 году началось   наступление   нашей   армии,   Славянск   вначале   освободили,   а   потом   армия вынуждена была отойти. Вместе с ней он и ушёл ­ не хотел оставаться с немцами, да и хотелось отомстить за маму ! Так Володя стал посыльным 229­й стрелковой бригады. Относились к нему солдаты хорошо ­ многие видели в нем оставшихся дома сыновей. Товарищи перешивали для мальчишки не только штаны и гимнастёрки, но и сапоги ! Во время   освобождения   Донбасса   Володю   представили   к   первой   медали   :   за   блестяще выполненное боевое задание ­ доставить в полк машину с горючим. Вскоре последовала вторая награда ­ первый в полку орден Славы. Им мальчишку наградили за спасение командира   дивизиона.   Пришлось   ночью   сопровождать   раненного   по   передовой.   Но гораздо страшнее ему тогда было проделать часть пути по тёмному кладбищу. Потом было много жутких моментов ­ и проход по минному полю, тяжёлые бои и доставка в штаб пленного фашиста. Пленный был здоровяк двухметрового роста, а его конвоир от силы "метр с кепкой". Проходящие мимо солдаты не могли удержаться от хохота, видя эту парочку. Но когда дорога опустела. Маленькому конвоиру стало не до смеха. Весь остаток   пути   он   шёл   со   взведённым   автоматом,  но   задание   выполнил.   Третья   боевая награда за взятие Берлина ­ Красная звезда. Вместе с 1­м Белорусским фронтом его полк освобождал Польшу, а потом Германию.  Вместе со своим полком Владимир Тарновский брал берлинский почтамт, Гестапо и имперскую канцелярию. Победители расписывались на   стенах   Рейхстага,   оставил   свой   автограф   и   Володя   Тарновский.   А   потом   Володю отправили   в   Суворовское   училище.   Но   без   метрики   и   справки   из   школы   боевого разведчика туда не приняли. Вернулся в родной Славянск, сел за школьную парту 5­го класса. Окунулся в школьную жизнь. Жил сначала у дяди, но в голодный 1946 год, когда люди ели даже улиток, оказался в детском доме среди таких же, как он, сирот, детей вдов и  многодетных   семей,  где   многие   дети   спаслись   от   голодной   смерти.  Володя   быстро наверстал   упущенное   и   окончил   школу   с   золотой   медалью.   Потом,   после   окончания Одесского   института   инженеров   морского   флота,   по   распределению   попал   в   Ригу.   В   1980   году   Тарновского   отправили   в   командировку   в   Германию.   В   город   Висмар   ­ старшим приёмщиком судов, которые строили там для нашего рыболовецкого флота. При первом   же   официальном   знакомстве   с   руководством   завода   и   представителями общественных   организаций   в   нём   признали   того   мальчишку,   который   расписался   на Рейхстаге! Оказалось, накануне показывали фильм, снятый к юбилею Победы, где один из сюжетов был посвящён его судьбе. И при встрече с героем   пожилые немцы подходили и говорили: мы чувствуем себя виноватыми, в том что допустили фашизм. И никогда не русскими. сможем смыть перед   свою     вину     Вот такая невероятная история трех мальчишек, которые хотели сражаться с врагом и победить его, приблизив победу над немецкими захватчиками нашей страны. И примеров подобных   историй   можно   найти   огромное   множество,   ведь   около   70   тысяч   детей участвовали   в   боях   в   годы   Великой   Отечественной   войны,   были   «сынами   полков» Песня «Отзовитесь герои» Учитель Работа в группах           1­я группа:  Портрет Вани (слушание рассказа "Ваня Солнцев") 2­я группа: Жизнь Вани до встречи с разведчиками.   3 –я группа: Жизнь у разведчиков.  РАЗВЕДЧИКИ Работа в группах. ВАНЯ самостоятельный добрые надеется на себя смелый уверенный в себе осторожные любят детей смышленый вежливый способны понять и оценить хорошего человека ­ Какие взаимоотношения сложились у героев? общительные мужественные ВАНЯ   ­­­­­­­­­­­­­­­­    РАЗВЕДЧИКИ уважал, старался быть нужным            заботились, жалели               по отцовски любили, Анализируя взаимоотношения героев, делаем вывод: какие бы трудности не возникли  на твоем пути, нужно их достойно преодолевать, прикладывая определенные усилия.  Хорошо когда рядом с тобой люди, которые могут поддержать в трудный момент и  всегда прийти на помощь. Учитель Давайте вспомним, какие эпизоды повести указывают на то, с какой любовью и трепетом относились воины к Ванюшке. (Учащиеся отвечают) Нам сейчас трудно представить, как можно хранить больше 2 лет на дне вещмешка кусок   душистого   мыла.   Биденко   и   Горбунов   радовались   как   дети,   отмывая   своего дорогого Пастушка в 5 водах в приспособленной под баньку землянке. Лихо размахивали березовым   веничком,   терли   мальчонку   специально   раздобытой   для   такого   случая мочалой.  Об этом можно долго говорить, давайте лучше смотреть.  Просмотр фрагмента  из художественного фильма “Сын полка” (Свердловская киностудия, 1981г,  режиссер  Г.Кузнецов) Учитель  Давайте   обратимся   и   к   другим   страницам   повести   В.П.Катаева   “Сын   полка”. Предлагаю вам небольшую викторину по повести. (Работа с визуальной информацией) 1. Почему Ваня остался один и почему оказался у линии фронта? (стр.30) (“..отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не  хотела отдавать корову. Мать убили. Бабка и маленькая сестрёнка померли с  голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумой собирать куски. Где­ то попался полевым жандармам. Отправили в какой­то ихний детский изолятор. Там заразился паршой, поймал чесотку, болел сыпным тифом... Потом убежал, два  года бродил, прятался в лесах, всё хотел через фронт перейти.”) 2. Что случилось с семьёй капитана Енакиева? (стр.31) (мать, жена, сын погибли по дороге в Минск, когда на беженцев налетели немецкие  штурмовики) (прочитать, как Енакиев представлял гибель семьи. Стр.32) 3. Кто из героев Катаева соответствует описанию: “ На нём была полная  походная форма гвардейской кавалерии: шинель ­ длинная, до пят, как юбка;  круглая кубанская шапка чёрного барашка с красным верхом; погоны с  маленькими стременами, перекрещёнными двумя клинками; шпоры и ,  каквенец всего этого воинского великолепия. ярко ­алый башлык, небрежно  закинутый за спину”? (сын полка ефрейтор Вознесенский (стр.79)) 4. Как удалось Ване вернуться к разведчикам после второго побега от ефрейтора 5. Биденко?  (рассказал офицеру, не зная, что говорит с капитаном Енакиевым, свою историю,  свою обиду и Енакиев решил оставить мальчика у себя)  Что делал Ваня в своей первой разведке? (Ваня идя со своей лошадью изучить местность, вернуться и доложить свободен ли  путь. Вместо этого он карандашом наносил  в букваре ориентиры и цели, составлял  план местности. За этим занятием его и застал немецкий патруль) 6. Как фашисты убедились, что в букваре именно Ваня рисовал схемы?  (У Вани язык был синий из­за карандаша) 7. Разведчики и капитан Енакиев любили Ваню. Чем отличалась любовь  разведчиков от любви Енакиева? (разведчики любили Ваню как младшего брата, внёсшего разнообразие в их суровую боевую жизнь. Енакиев очень любил своего покойного сына. Ваня пробудил в душе  Енакиева более глубокие чувства, чем братская любовь) 8. Кем же капитан Енакиев решил сделать Ваню после того, как его поставили на все виды довольствия? (Енакиев взял его к себе связным, но на самом деле он решил научить Ваню  выполнять обязанности всех номеров орудийного расчёта) (стр.173) 9. Капитан Енакиев прикомандировал Ваню к первому орудию первого взвода в  качестве запасного номера. Чем было знаменито первое орудие? (славилось меткостью и невероятной быстротой стрельбы. Наводчиком был Герой  Советского Союза Ковалёв. А ещё у них был баянист Сеня Матвеев) 10.Почему разведчики чувствовали себя злыми и раздраженными, ведь боевое  задание было выполнено как нельзя лучше? (“…ни разу не удалось покурить. А,  как известно, солдату легче обойтись без еды и без сна, чем без затяжки добрым  крепким табачком”)  11.Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожным движением руки:  поднимет руку над головой – все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку  в сторону с наклоном к земле – все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились;  махнет рукой вперед – все двигались вперед; покажет назад – все медленно  пятились назад.  12.Какой род войск в армии называли “Богом войны”? (Артиллерию)  13.Какой род войск окрестили “Царицей полей”? (Пехоту) 14.Какие профессии имели до войны Биденко и Горбунов? (До войны Биденко был  донбасским шахтером, а Горбунов – забайкальским лесорубом)  15.Что вручил  Ване командир полка перед тем, как отправить его учиться?  (Погоны капитана Енакиева.)  Ребята,   а   вам   какие   фрагменты   повести   понравились,   может   быть,   кто­нибудь прочитает полюбившийся фрагмент? Учитель Война стала общим огромным горем для всех без исключения. Капитан Енакиев в свои 32 года сделался седым. Была когда­то у него семья – мать, молодая жена, сынишка Костя. Они все трое погибли по дороге в Минск, в то страшное июньское утро сорок первого,   когда   немецкие   штурмовики   налетели   на   беззащитных   людей   –   стариков, женщин, детей, уходящих пешком по минскому шоссе. Енакиев хотел лично воспитать Ваню. Он полюбил его как родного сына. Но не случилось… Капитан Енакиев в жестоком бою вызвал огонь на себя. В кармане у него нашли записку с просьбой позаботиться о судьбе его названого сына, сделать из него хорошего солдата, а впоследствии – достойного офицера.  Отдавая Ванюшке погоны капитана Енакиева, полковник сказал (читает наизусть ученик): “ – Ты был хорошим сыном у своего родного отца с матерью. Ты был хорошим сыном у разведчиков и у орудийцев. Ты был достойным сыном капитана Енакиева – хорошим,   храбрым,   исполнительным.   И   теперь   весь   наш   артиллерийский   полк считает тебя своим сыном. Помни это. Теперь ты едешь учиться, и я надеюсь, ты не посрамишь   своего   родного   полка.   Я   уверен,   что   ты   будешь   прекрасным воспитанником, а потом прекрасным офицером…” Наверное, эти прощальные слова навсегда остались в памяти Вани Солнцева. Теперь Ваня знал, что у него есть семья. Большая семья, которая ждет его, которая в него верит, которая на него надеется. С этой мыслью направляться в Суворовское училище было легче. Просмотр фрагмента  из художественного фильма “Сын полка” (Свердловская киностудия, 1981г,  режиссер  Г.Кузнецов)  Учитель  Вот мы и перелистали еще раз страницы повести В.П.Катаева “Сын полка”.   Произведениями   детской   военной   прозы.   (Ч.Айтматов   “Ранние   журавли”, В.Астафьев “Где­то гремит война”, Н.Думбадзе “Я вижу солнце”, В.Козлов “Юрка Гусь”, А.Лиханов “Русские мальчики” и другие произведения) Учитель 70   лет   назад   отгремели   последние   залпы   Великой   Отечественной   войны.   Какую страшную цену заплатил наш народ за эту Победу! Почти из каждого дома, из каждой семьи ушли на фронт и не вернулись отцы, мужья, сыновья и дочери, братья и сестры. Эта   война   покалечила   тысячи   и   тысячи   человеческих   судеб,   не   щадя   никого:   ни женщин, ни стариков, ни детей. Ваше домашнее задание написать сочинение о ваших прадедушках и прабабушках, участниках   ВОВ.   Вы   спросите   своих   родных   о   тех   событиях,  перелистаете   семейные альбомы   с   фотографиями,   подержите   в   руках   “карточки”   (как   тогда   называли фотографии) своих прадедов и прабабушек, пристально вглядитесь в их лица, с трепетом разворачивая   бережно   хранящиеся   ордена   и  медали.      Вы   прикоснетесь   к   истории,  к истории   своей   семьи,   а   значит,   и   к   истории   нашей   страны.   Именно   вам   передавать семейные реликвии следующему поколению.  Вы оставите следующему поколению документальные рассказы и воспоминания.  Учитель Война и дети. Нет, наверное, ничего более противоестественного, чем соединение этих   изначально   враждебных   друг   другу   понятий.   Война   лишила   детей   детства, обрушилась   на   них   тяжким   грузом,   колоссальным   потрясением,   травмировав   их неокрепшие   души.   Только   начинающие   жить,   они   вынуждены   были   слишком   рано взрослеть, принимать на свои неокрепшие плечи все тяготы военного времени.  “Мы   оказались   тем   поколением   подростков,   которые   на   другой   день   войны шагнули сразу из мира детства в пучину военной жизни, в многострадальную тыловую действительность, потребовавшую от нас далеко не детской зрелости и мужества”, – как  верно сказал о своем поколении военных мальчишек Чингиз Айтматов.  Именно   это   поколение   мальчишек   и   девчонок   наравне   со   взрослыми   гибло   под снарядами и бомбами, умирало от голода и холода, отдавало все свои силы для Победы. Оно выстояло и победило в этой жестокой войне! В салюте Победы 1945 года есть и всполохи, что зажжены мальчишками военной поры. Если  война   коснулась  твоей   семьи,  если   ты   знаешь,  какой  ценой   досталась   нам Победа,   если   ты   гордишься   своей   историей,   своей   страной,   своей   семьей,   если   ты помнишь, сделай “Георгиевскую ленточку” символом твоей памяти — прикрепи ее на лацкан одежды, повяжи на руку  или на сумку. Черно­оранжевые   цвета   Георгиевской   ленты   стали   в   России   символом   военной доблести и славы.  На экране – видеоклип “Главный праздник”. Учитель Что в наших силах сделать, чтобы память о той страшной войне не стиралась с  годами? (Проводится итоговая рефлексия с целью проанализировать и  интерпретировать полученную информацию, выразить свое отношение к  услышанному и увиденному) Учитель Сколько   же   их,   безродных   мальчишек,   прошедших   сквозь   горнило   войны, испытавших   горечь   потерь,   познавших   великую   боль,   объединило   общее   горе. Суворовское и нахимовское братство пронесли они через всю свою жизнь. Эти мальчишки стали настоящими. Настоящими мужчинами, доблестными воинами, настоящими людьми. А иначе и быть не могло. Приближается   70­ая   весна…   В   парках   и   скверах   играют     малыши,   повсюду слышится детский смех. Да, понятия “детство” и “война” – несовместимые понятия. Хочу прочесть вам стихотворение Сергея Поделкова, которое называется “Сыну”. Не забывайте свое Отечество! Не забывайте отчий дом! Берегите своих родных! Трепетной заботой окружайте тех, кто такой ценой дал нам все то, что мы сейчас имеем. А Георгиевскую ленточку храните как символ.                              Сыну Все можно в жизни поменять, все можно: на кенаря – коня, на посох – дом. Все можно потерять неосторожно –  рассудок, время и друзей притом. Все можно позабыть – нужду и горе, и клевету, и первую любовь. Все можно дать взаймы на срок – и вскоре и хлеб, и деньги возвратятся вновь. Хочу в тебе найти единоверца, чтоб к внукам шла связующая нить: ОТЕЧЕСТВО, как собственное сердце, нельзя забыть, дать в долг иль заменить!                                                  Сергей Поделков

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…” (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…”  (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…” (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…”  (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…” (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…”  (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…” (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…”  (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…” (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…”  (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…” (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…”  (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…” (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…”  (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…” (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…”  (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…” (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…”  (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…” (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…”  (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…” (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…”  (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…” (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…”  (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…” (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…”  (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…” (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе с использованием информационно-коммуникационных технологий “Шел на Берлин Отчизны сын и сын полка…”  (по повести В.П.Катаева “Сын полка”)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018