Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры
Оценка 5

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры

Оценка 5
Мероприятия
docx
русская литература
2 кл
15.05.2018
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры
Данный сценарий разработан для проведения мероприятия в начальной школе, посвящено празднованию Дня славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая. К проведению мероприятия привлекаются учитель музыки, хор учащихся 4-х классов. Также возможно привлечение педагогов дополнительного образования. Мероприятие рассчитано на 1 час.
сценарий День славянской письменности и культуры.docx
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике.  Нам дорогой есть один праздник, Он отражает суть нашей натуры. Праздник зовется «День славянской Письменности и культуры»! Сейчас мы учимся читать По новым книгам — электронным, И в Интернете зависать, Его безбрежьем  покорённы. Истоки помним, свято чтим, И головы свои склоняем, Потомкам передать хотим Культуру нашу сохраняя. Пусть процветает наш народ, И развивается культура, Наука движется вперед, И будет жить литература! Ведущий:  24   мая   отмечается   важный   праздник,   тесно   связанный   с   историей   и культурой   России   —   День   славянской   письменности   и   культуры.   Сегодня   мы расскажем  о рождении букв, слов, родного языка, который мы слышим, на котором мы пишем и читаем. Без этого языка не было бы нашего народа, не было бы истории, великих дат и имён. Ведущий:  Вначале было слово. Человек на заре своего развития учился говорить: жестами,   звуками,   криками.   У   многих   народов   есть   мифы,   помогающие   понять значение слова, ­ что сказано, что осуществляется. Отсюда магическая сила слов. Но   человеческая   память   несовершенна.   Жизненный   опыт,   передаваемый   из поколения   в   поколение,   искажался,   забывался.   Необходимо   было   донести информацию в зримой форме. Так появилось письмо. Наши предки   ­ славяне – язычники – считали и писали посредством некоторых видов древнейшего письма. Ведущий : Один из видов письма – предметный. Славяне делали зарубки на  деревянных «памятных» дощечках или, как говорили, « на носу». «Зарубить себе на  носу» означало запомнить. Также у славян было принято  «узелковое» письмо.  Узелки завязывались по–особому, чтобы вспомнить о чём–то. Не правда ли, и мы  сейчас нередко завязываем «узелок на память»? Но такое письмо не могло  стать  «памятью» человечества. Ведущий:  О   начале   славянской   письменности   узнаем   мы   из   главной   русской летописи   —   «Повести   временных   лет».   Там   говорится   о   том,   как   однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу   послов   со   словами:   «Земля   наша   крещена,   но   нет   у   нас   учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их». Ведущий 2:   Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев — Константина (в монашестве Кирилла) и Мефодия, и «уговорил их царь и послал их в славянскую землю».  Кирилл и Мефодий, создавая славянскую азбуку, брали за образец свою, греческую, но многое им пришлось придумать и самим.  24 мая 863 года в городе Плиске(   в   те   времена   столица   Болгарии)   первоучители   словенские   огласили изобретение славянского алфавита. Сценка. Учитель: Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то  и дело приставал к старшему брату с вопросами: Кирилл. ­ А почему учитель все время говорит по­гречески? Я слышал, в лавке он  прекрасно разговаривал по­славянски. Мефодий. ­ Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому  что книги, знания – все от греков. Кирилл. ­ А почему у славян нет своих книг? Мефодий. ­ Потому что писать на славянском языке нельзя. Кирилл. ­ Как это? Вот я возьму и напишу «дом». Мефодий. ­ А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит  букв. Кирилл (кричит) ­ Так я придумаю! Учитель: В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор  братьев. Учитель. ­ Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и  пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать  на них нельзя! Кирилл. ­ Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут  писать, и не хуже, чем греки. Ведущий 1: Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать  славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал  буквицы, а из них составил азбуку. ­ Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский  книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Ведущий : Итак, Кирилл и Мефодий принялись за дело. «Буквы должны быть  красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела»,­ сразу решили братья. Ведущий : Потрудиться им пришлось немало. День за днем стояли они бок о бок и  длинными палками чертили на песке различные знаки. Стирали их, писали новые.  Ведущий : Все получалось у них легко. Азбука складывалась, как мозаичная  картина, и, наконец, Константин написал новыми красивыми буквами первую  строку: «В начале было слово». Таким образом, письменность на земле Русской  началась Священным Писанием.  Ведущий : Новый язык был выразителен, красив и музыкален. Отчего, обжигая горло, Разбирая часами подряд Сочетания «оло»и «оро» ­ «Вран» и «ворон», «молод» и «млад»? «Человек некий име два сына…» Я прислушиваюсь к словам. Открывается в них Россия, Легендарная быль славян… Сто­ро­на. Го­ло­са. До­ро­га. Я усвоил твёрдо азы: С давних лет к открытости слога Тяготел славянский язык! Ведущий:  На этом удивительно добром, певучем языке молились, просили помощи в своей нелегкой жизни и избавлении Руси от диких, жестоких врагов.  Слова умеют плакать и смеяться… Приказывать, молчать и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят. Ведущий:  Кирилл   создал   оригинальную,   хорошо   приспособленную   к   записи славянской   речи   азбуку.   Сегодня   весь   славянский   мир   пишет,   пользуясь кириллицей. Азбука — это первый в истории современной цивилизации учебник.   Ведущий : Славянская письменность была создана в 9 веке, в 862 году. Созданная  Кириллом и Мефодием азбука получила название «кириллица» в честь Кирилла.  Ученик Кирилл и брат Мефодий Создали письменность славян. Кириллицей зовут в народе, Родной язык у многих стран.   И это – чудо! Посмотри­ка: Всегда доступная для нас Опорой в жизни стала Книга, В беде поможет, не предаст.   Писали в старину руками, И в Книге воплотив мечты, Хранили за семью замками Вдали от грешной суеты.  Ученица И наряжали, как невесту, И украшали серебром. Порой был мастер неизвестным, Но помнили его добром.   Листая бережно страницы Вдруг ощущаешь связь времен, Яснее представляешь лица Уже знакомых нам имён.   Сейчас печатная машина Нам дарит миллионы книг. Для всех знакомая картина, К которой с детства ты привык.   Мы видим жизнь с телеэкрана. Компьютер, радио нас ждут. Но с Книгой расставаться рано, Ведь рукопись – бесценный труд!    Ведущий:  Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть   и   красивыми,   чтобы   человек,   едва   увидевший   их,   сразу   захотел   овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством. (Мальчик Ваня разглядывает старославянский буквы, любуется ими.) СЦЕНКА ­ О, какие буквы дивные!   Красивые, видно старинные!   Были они когда­то важны,    Теперь уже никому не нужны. (Под звуки танцевальной музыки вбегают буквы, У детей короны с буквами кириллицы.)  Ваня: (удивлённо) Вы кто?  Буквы: Я ­ буква ИЖИЦА. Я ­ ФИТА Я ­ ЮС МАЛЫЙ Я ­ ПСИ А я ЯТЬ Запомнить: как правильно нас читать. СЦЕНКА Входят буквы Аз и Буки. Аз. Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? (Аз!) Правильно, меня зовут Аз. Назовите слова, которые начинаются с меня. (Арбуз, Африка, аптека, аквариум и др.) Буки. А теперь угадайте, как меня зовут? (Буки) Буки. Верно,   меня   зовут   Буки.   Вспомните,   сколько   вкусных   слов   начинаются   с моей буквы. Назовите их. (Бублик, булочка, баранка, бутерброд, блинчик и др.) Аз. А теперь назовите нас по порядку. (Азбука) Ведущий 1. Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала аз и буки, а потом   и  науки».  С  азов  начинается   путь   каждого   из   вас   в   мир   знаний.  Ребята, вспомните пословицы о пользе учения. («Ученье — свет, а неученье — тьма», «За одного ученого двух неученых дают, да и то не берут», «Век живи — век учись») Ведущий 2. А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста! Веди. Здравствуйте, дети! Меня зовут Веди. Я все знаю, про все ведаю. Ведущий 1. Hy тогда слушай мою загадку. На полянке девчонки В белых рубашонках, В зеленых полушалках. (Березы) Ведущий 2. Продолжим знакомство со славянской азбукой. Глаголь. Здравствуйте, дети! Я буква Глаголь. Ведущий 1. Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята? (Говорить) Ведущий 2. Верно, глаголить ­ значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. В народе говорили: «Молвишь ­ не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Вот и тебе, уважаемая Глаголь, надо послушать загадку, подумать и дать правильный ответ. Заплатка на заплатке, А ни одного стежка. (Капуста) Ведущий 1. Смотрите, к нам спешит еще одна буква! Добро. Добрый день, дети! Меня зовут Добро. Ведущий   2.   Какое   у   тебя   хорошее   имя!   Доброта   —   лучшая   черта   характера человека. Чтец 1. Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Только надо очень добрым быть, Чтоб в беде друг друга не забыть. И народы будут жить дружней, Если будем мы с тобой добрей. Чтец 2. Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет. Доброта от холода согреет. Если доброта как солнце светит, Радуются взрослые и дети. Песня «Вместе весело шагать» Ведущий 1. А к нам из азбуки идет новая гостья! Люди. Здравствуйте, Дети! Я буква Люди. Люди, вы в ладу живите, Ласку и любовь несите. Лучистое солнце не делим на части, И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья Ты можешь, ты должен, Ты в силах друзьям подарить. Танец Ведущий 2. Знакомьтесь, к нам идет новая буква! Мыслете. Здравствуйте, дети! Меня зовут Мыслете. Ведущий 1. Какая мудрая буква к нам пришла! Мыслете. Я принесла вам загадки. Отгадайте их. Сидел на заборе, пел да кричал, А как все собрались, взял да замолчал. (Петух)   Сто один брат, все в один ряд. Вместе связаны стоят. (Забор) Катался колобком, Пока не стал носком. (Клубок) Три братца пошли купаться, Двое купаются, третий на берегу валяется. Искупались, вышли, на третьем повисли. (Ведра, коромысло)   Четыре брата бегут — Друг друга не догонят. (Колеса)   Была белая да седая, Пришла зеленая, молодая. (Зима, весна)   Ведущий 1. Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. Чтец 1. Мудрецам давно известно: Там, где умным мыслям тесно, Нет ни зависти, ни скуки. Мастера там на все руки. Шить, варить и рисовать, Звонко петь и танцевать. Есть буквы шипящие, Есть буквы свистящие, И только одна из них — Буква рычащая. Рцы. Здравствуйте, дети! Я буква Рцы. Недаром я собой горжусь, Ведь — я начало слова «Русь». Песня про Родину Что значит исчезли? Ну вот! Керосиновая лампа ­ это тоже старьё, Ваня: Вы красивы и веет от вас стариной, но наш алфавит стал иной, мне очень  жаль и скорбно весьма, что из нашего вы исчезли письма. Буквы: 1.           Что мы не важны,           А старые вещи вам не нужны? 2.           Но ты не выбросил её. Ваня: Это ещё бабушкина мама при свете этой лампы прадедушке писала письма на фронт. 3.           Эти вещи стали редкость,           Это память о наших предках. 4.           Нас нельзя забыть и нельзя оставить,           Нас Пушкин, Лермонтов писал,           Мы светом грамоты их путь освещали. Ну и мы такая же память,  Ведущий:  Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является  самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв ­ 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский,  до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! И каждый человек,  изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых   славянских  просветителей ­ братьев Кирилла и Мефодия. Песня «33 родных сестрицы» Простая речь, а сколько в ней ума Звучат слова не на года, а  на века. На бересте, на глиняных досках Мы записали то, что на устах. С древнейших лет и до сих пор жива Бегущая словесная строка… 27 мая  в нашей стране отмечается  День библиотеки. Попробуем представить себе,  какой бы была наша жизнь , если бы когда­то, тысячи лет назад, люди не изобрели  письмо, не придумали ,как записывать свои мысли, закреплять в документах все,  что нужно запомнить . Мы жили бы  без книг и газет. Весь накопленный людьми  опыт передавался из поколения в поколение только устно. Развитие человечества  шло бы очень медленно, буквально черепашьим шагом. Нет, совершенно невозможно представить себе нечто подобное. Библиотека ­ слово то какое, святое  Для тех, кто любит книгу, чтение в тиши, Недаром говорят: "Аптека для души". Библиотека, в том ее значение, В котором она издревле была, Что находили в ней мы вдохновенье,  И чтоб душа раскрыться здесь могла! Ведущий: Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства  мы все любим сказки. ­ Какие вы сказки знаете? А давайте проверим?  1)Девочка добрая в сказке жила, К бабушке по лесу в гости пошла. Мама красивую шапочку сшила И пирожков дать с собой не забыла. Что же за девочка­лапочка. Как зовут её? … (Красная Шапочка) 2)Я мальчишка деревянный, Вот и ключик золотой! Артемон, Пьеро, Мальвина – Дружат все они со мной. Всюду нос сую я длинный, Моё имя … (Буратино) 3)Трое их живёт в избушке, В ней три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки Кто герои этой сказки? (Три медведя) 4) В лесу тёмном на опушке, Жили дружно все в избушке. Маму дети поджидали, В домик волка не пускали. Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят) 5)Исполнила три желания,  Но старику в наказание За старухины три ошибки  Все обратно взяла (Золотая рыбка)...  6) Бабка старая, бабка древняя,  Черный кот, костяная нога, В русских сказках злодейка первая. Дети, это же (Баба Яга)...  Ведущий:   Вот и закончился наш праздник.  Надеемся, что вы осознали, с каким удивительным явлением мы встречаемся каждый день – удивительным, чудесным является   наш алфавит, наше слово и  русский язык. Хочу напомнить вам и слова Н.В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок, всё зернисто,   крупно,   как   сам   жемчуг,   и,   право,   иное   название   драгоценнее   самой вещи». Давайте же бережно относиться к русскому языку, подаренному нам нашими предками. Из поколения в поколение  трепетно, с любовью, передавалось великое слово. И нам его хранить и обогащать. Молчат гробницы, мумии и кости –  Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь.

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018