Сценарий внеклассного мероприятия"ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА"5-9 класс
Оценка 5

Сценарий внеклассного мероприятия"ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА"5-9 класс

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
5 кл—7 кл
15.04.2018
Сценарий внеклассного мероприятия"ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА"5-9 класс
Занятие посвящено 70-ти летию начала Великой Отечественной войны, подвигу советского народа и в частности великому подвигу защитников Брестской крепости. – Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же - о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый гражданилитература
литература.docx
«Так начиналась война…» Цель: показать детям героический подвиг народа в Великой Отечественной войне на примере  мужества солдат и офицеров, защищавших Брестскую крепость Задачи: привлечь внимание детей к глубокому, всестороннему изучению событий Великой  Отечественной войны; формирование патриотических качеств человека и гражданина; развитие социальной и гражданской активности, национального самосознания. Предварительная словарная работа: Фашизм – политический режим, стремящийся к полному контролю над обществом, наращивающий  военную мощь государства и решающий все конфликты с помощью военной силы. Цитадель – (от итал. citadella, буквально — маленький город), наиболее укрепленная центральная  часть крепости; сооружение крепостного типа внутри старинных городов. Крепость – укрепленный пункт, город, подготовленный к круговой обороне и длительной борьбе в  условиях осады. Гарнизон – (французское garnison, от garnir — снабжать, вооружать), воинские части, военно­ учебные заведения и учреждения, расположенные постоянно или временно в определённом  населённом пункте или районе с установленными границами. Начальником Г. является старший по  должности или при равных должностях старший по воинскому званию начальник. Бойница – это отверстие в стене, в броне, для стрельбы из ручного оружия, револьвера, пистолета  или ружья, вспомогательного оружия. Этим она отличается от амбразуры, которая предназначена для основного оружия — пушек и пулеметов. Амбразура – отверстие в стене укрепления для ведения стрельбы с укреплённой позиции из пушки,  пулемёта. Полк – основная административная войсковая единица; разделяется в пехоте на батальоны (в России  на 4, стрелковые и резервные на 2), в кавалерии на эскадроны (в России 6), в артиллерии на батареи,  хотя в последней батареи обыкновенно соединяются в бригады в дивизионы. Неистово – необычно сильно, мощно Гитлер – лидер германской фашистской (Национал­социалистской) партии, глава германского  фашистского государства (1933—45). Он был вдохновителем и одним из главных организаторов  массового истребления мирного населения и военнопленных, чудовищных зверств, совершенных  фашистами в оккупированных Германией странах и особенно на временно захваченных территориях  СССР. Сталин – советский политический, государственный, военный и партийный деятель. Руководитель  Союза Советских Социалистических республик. Мобилизация – перевод армии из мирного состояния в состояние полной готовности к участию в  военных действиях. Массовый призыв населения к участию в военных действиях. Нарком – народный комиссар Каземат – помещение в оборонительных сооружениях, защищающее находящихся в нем людей от  поражения при прямом попадании снарядов и авиационных бомб Бастион – укрепленный выступ в крепостной стене или в оборонительном валу, предназначенный для  стрельбы по противнику Пакт – соглашение, договор Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, Презентация Microsoft PowerPoint, фильмы о  начале Великой Отечественной войны. 2 1. слайд № 1 Фильм «Год 41­й – начало июня» 2. Вступительное слово воспитателя Ход занятия Как вы поняли из фильма, речь сегодня пойдёт о Великой Отечественной войне, о событиях первых  дней той страшной войны. (слайд № 2) Шестьдесят восемь раз был апрель, шестьдесят восемь праздников нового света, Шестьдесят восемь раз таял снег, отступая с приходом весны. Шестьдесят восемь лет – это миг, это чуть больше полвека, Как немного пока удалось нам прожить без войны. (слайд № 3) – Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю  всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же ­ о них  помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и  событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против  фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин. Читает ученик. (Алиев Тимур) (слайд № 4) Почему мы в XXI веке Вспоминаем прошлую войну? Даже время ­ самый лучший лекарь – Не сумеет память обмануть. Выстрелы давно отгрохотали, Новые настали времена. Сколько ты оставила печали, Страшная Великая война! 3. Основная часть. 1. Начало войны. План «Барбаросса» (слайд № 5) Немножко вернёмся в то время, что было накануне Великой Отечественной войны.  Великая страна Германия во главе со своим лидером Адольфом Гитлером, стремилась к мировому  господству, (слайд № 6) (это определение характеризует характер и политику руководителя  фашистской Германии) на пути стоял Советский Союз во главе с И.В. Сталиным. (слайд № 7) Гитлеру  необходимо было «усыпить» бдительность соседа, а Сталину получить возможность «присоединить» к СССР государства Прибалтики, часть Украины и Белоруссии, а также подготовиться к войне с  Германией, которая, как он надеялся, будет позже. И… (слайд № 8) В августе 1939 года министр  иностранных дел Германии И. фон РИББЕНТРОП и нарком иностранных дел СССР Молотов,  подписали договор о ненападении, одним из пунктов которого было: «Стороны соглашения  обязывались воздерживаться от нападения друг на друга». В сентябре 1939 г. началась Вторая Мировая война, развязала которую фашистская Германия. (слайд № 9) Больше чем через год 18 декабря 1940­го А. ГИТЛЕР подписал документ, в котором  говорилось о целях и задачах войны против СССР. Фашистское командование начало разрабатывать  так называемый план «Барбаросса» ­ план похода против Советского Союза. По плану «Барбаросса» 3 война должна была закончиться через 3 – 4 месяца: гитлеровское командование не допускало мысли,  что Советский Союз может оказать серьезное сопротивление и война затянется на четыре года. Слайд № 10 Фильм «План «Барбаросса»» (слайд № 11) Барбаросса — так прозвали германского короля и императора Священной Римской  империи ФРИДРИХА I, жившего в ХII веке. Прозвище это он получил в Италии из­за своей рыжей  бороды, в переводе с итальянского bагbа — «борода» и гоssа — «рыжая». Император был очень  воинственный, могущественный и совершил несколько захватнических походов на восток. Но славы  они ему не принесли. Прошли столетия. О ФРИДРИХЕ мало кто вспоминал. И вдруг о нём заговорили  снова. (слайд № 12) Но на этот раз имя его прозвучало не в кабинете историка, а в штабе  гитлеровского командования. Рядом с именем Барбаросса стояло слово «план». Фашисты были  уверены: то, что не удалось сделать римскому императору — завоевать страны Восточной Европы, —  удастся Гитлеру. В ночь на 22 июня 1941 года план «Барбаросса» перестал быть тайным: Фашистская Германия  приступила к осуществлению его главной части. (слайд № 13 Фильм «22 июня 1941 года») Читает ученик. (Ноздрин Олег) (слайд № 14) Они накинулись, неистово, Могильным холодом грозя, Но есть такое слово "выстоять", Когда и выстоять нельзя, (слайд № 15) И есть душа ­ она все вытерпит, И есть земля ­ она одна, Большая, добрая, сердитая, Как кровь тепла и солона. Так началось предательское нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, так началась  Великая Отечественная война советского народа против немецко­фашистских захватчиков. (слайд № 16 фильм «Священная война») (слайд № 17) Буквально с первых дней войны появились плакаты, призывающие советский народ  встать на защиту Родины. По зову Родины, по велению сердца миллионы советских людей из разных  уголков нашей многонациональной страны отправились защищать от немецко­фашистских захватчиков свой край, своих родных и близких. (слайд № 18) Читает ученик. (Фомин Антон) Сорок первый! Июнь.  Год и месяц борьбы всенародной. Даже пылью времен Затянуть эту дату нельзя. Поднималась страна И на фронт уходила поротно, Кумачовые звезды На полотнах знамен унося.  2. Брестская крепость. (слайд № 19) Первыми, кто принял на себя натиск фашистов, были бойцы пограничных застав.  Символом беспримерного мужества советского народа стал легендарный подвиг защитников  Брестской крепости. 4 (слайд № 20) Эту крепость построили почти 200 лет назад. (слайд № 21) Расположена она на  четырёх островах, со всех сторон окружена реками Буг и Мухавец, искусственными рвами, напол­ ненными водой, земляным валом. Толщина стен – полтора­два метра, подземные ходы со складами для боеприпасов и продовольствия. Повсюду бойницы, амбразуры. Советское командование перед войной  рассматривало Брестскую крепость как удобное место для расположения воинских частей. Многие ко­ мандиры жили здесь со своими семьями. (слайд № 22 и 23) В приграничную полосу напротив Брестской крепости был выдвинут целый  армейский корпус генерала Шрота ­ три пехотных дивизии, из которых одна ­ 45­я, состоящая из  отъявленных головорезов, особо любимой ГИТЛЕРОМ (она состояла из земляков фюрера и  выполняла наиболее ответственные задания). (слайд № 24) Фашисты были уверены: едва они ворвутся в крепость, навстречу им с поднятыми  руками выйдут русские офицеры и солдаты, ведь сопротивление бесполезно. (слайд № 25) Но они ошиблись. Каждый дом, каждый каземат стал грозным бастионом,  сопротивляющимся до последнего патрона. (слайд № 26 Фильм «Оборона Брестской крепости») (слайд № 27) Итак, в первый день противнику не удалось овладеть крепостью, за несколько часов,  как он рассчитывал, его штурмовые отряды были наполовину уничтожены. Гитлеровцы методически  целую неделю атаковали крепость. (слайд № 28) Советским воинам приходилось отбивать по 6­8 атак  в день. Они захватили Тереспольское, Волынское укрепления, уничтожили Восточный форт, вся же  остальная территория крепости, по­прежнему была недосягаема для врага. (слайд № 29) Стойкостью и мужеством пограничников были поражены даже враги, которые перед  этим победоносно прошли почти всю Европу. «Русские были подняты нашим огнём прямо с постели. Однако они удивительно быстро оправились,  сформировались в боевые группы позади наших прорвавшихся вперёд рот и начали организовывать  отчаянную и упорную оборону. Наши потери в людях, особенно в офицерском составе, вскоре приняли  прискорбные размеры». (слайд № 30) Немцы, штурмовавшие Брестскую крепость, были отлично осведомлены о сгоревших в  крепости продовольственных складах, и, поэтому строжайше запрещали своим солдатам брать в атаку какие бы то ни было продукты. Даже пачка галет не должна была достаться защитникам крепости.  Они рассчитывали на то, что изнурительные бои и голод заставят защитников Бреста вскоре сложить  оружие. (слайд № 31) В первый же день нападения немцы вывели из строя водопровод в крепости, отлично  зная, что на территории цитадели нет колодцев. Затем они отрезали красноармейцев от воды,  которая со всех сторон омывала острова и была видна защитникам. А дорогу к воде закрывали  пулеметы, минометы, автоматы... Расчет был чудовищно прост: можно сражаться, имея ограниченный  запас боеприпасов, можно некоторое время переносить голод, но от жажды сходят с ума. Воду в фляжках приносили отчаянные смельчаки. Из трех водоносов в лучшем случае возвращался  один, немцы реку держали под прицелом. (слайд № 32) Наиболее удачливым в этом отношении оказался юный воспитанник музкоманды Петя  КЛЫПА, ему по нескольку раз в день удавалось подбираться к реке. Петр Клыпа ­– стал одним из символов героической обороны крепости. Юный воспитанник  музыкантского взвода 333­го стрелкового полка сражался на участке у Тереспольских ворот Цитадели наравне со взрослыми до 1 июля. Он смог выбраться из крепости живым. (слайд № 33) ­ Я ­ Крепость! Я ­ Крепость! ­ уже осипшим голосом в сотый раз выкрикивал радист  МИХАЙЛОВСКИЙ и, переходя на прием, напряженно вслушивался. И вдруг услышал речь,  передаваемую по радио: (слайд № 34) «Всякое сопротивление бесполезно. Немецкое командование  ценит вашу стойкость и обещает хорошие условия в плену. Не слушайте ваших комиссаров. Сохраните  свою жизнь». (слайд № 35) Но гарнизон не вывешивал белый флаг, немцев встречал огонь из­под руин,  предложение о капитуляции гарнизон отвергал с достоинством и твердостью, каждый из защитников  крепости надеялся на то, что скоро придет помощь. Потом стало ясно: смерть придется встречать в  этих стенах. Защитники взрывали гранатами себя вместе с гитлеровцами. Раненые красноармейцы  стреляли, пока хватало сил. Немцы бросили на штурм крепости танки и тысячи автоматчиков. Но в разрушенной цитадели,  казалось, сопротивлялись сами камни. Читают дети. (Каримов Азим, Рапницкий Андрей) (слайд № 36) 5 Не раз, Не второй И не сотый От крепости немец отбит. Уже, как пчелиные соты, Все стены, а крепость ­ стоит. Ну, кто там, ну, кто там остался? (слайд № 37) Форты разбомбили дотла И доты... А стяг не шатался, А стяг не окутала мгла. И шли напролом самоходки, Горели земля и кусты... Бинтов не хватало — обмотки (слайд № 38) Пришлось разорвать на бинты. Воды — по глоточку, Но каждый «Максиму» её отдаёт, (слайд № 39) Чтоб не задохнулся от жажды, Чтоб жил, Чтоб служил Пулемёт. Пусть сил не хватает поправить Повязку и кровь утереть, Пока есть патроны ­ не вправе Никто из бойцов умереть. С. ГАВРУСЕВ (слайд № 40) О мужестве, необыкновенной стойкости и упорстве бойцов гласят их надписи на  крепостных стенах: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 20 июля 1941», «Нас было пятеро: Седов, Трутов, Боголюб, Михайлов, Селиванов. Мы приняли первый бой 22 июня  1941 года. Умрём, но не уйдём отсюда», «26 июня 1941 года. Нас было трое, нам было трудно, но мы не пали духом и умираем как герои», «Умрем, но из крепости не уйдем». «Умираем не срамя». (слайд № 41) Гитлеровцы смогли войти в крепость только после того, как все наши бойцы были убиты, тяжело ранены или захвачены в плен. (слайд № 42) Многих командиров и бойцов захватили едва живыми, без сознания. В том не было их  вины. Раненым попал в руки фашистов полковой комиссар Ефим ФОМИН. (слайд № 43) У Холмских  ворот крепости он принял первый бой, у них же закончил последний. Там его расстреляли. (слайд № 44) Среди небольшой группы уцелевших защитников крепости оказался прославленный  герой Бреста командир 44­го стрелкового полка Пётр Михайлович ГАВРИЛОВ. Это он, тяжело  больной и до крайности истощённый, принял последний бой. Оглушённый и раненный взрывом, он  попал в руки фашистов. Его показывали немецким офицерам как человека необычайной стойкости и  воли к победе. «Не смерть страшила тогда, ­ напишет через много лет Герой Советского Союза Пётр Михайлович  ГАВРИЛОВ. ­ С мыслью о ней как о неизбежной все мы, защитники крепости, давно примирились.  Тяжело было умирать безвестным, вдали от своих, окружённым и затравленным врагами. «Только бы  подороже отдать свою жизнь, ­ размышлял я, ­ это последнее, что ты можешь сделать для родной  страны, для своего народа». (слайд № 45) Брестская крепость стояла неприступным бастионом 28 дней (с 22 июня по 20 июля  1941) в глубоком тылу фашистских армий, отрезанная от всего мира, (радиосвязь была потеряна, в  первые же часы войны, и о судьбе крепости никто не знал), отбивалась от наседавших врагов. 6 Так сражалась Брестская крепость. Впервые об обороне Брестской крепости стало известно из штабного немецкого донесения,  захваченного в бумагах разгромленной части в феврале 1942 года под Орлом. День за днем  гитлеровцы фиксировали ход боев в районе Брестской крепости. (слайд № 46) Эти записи вел  командир 45­й пехотной дивизии генерал­лейтенант ШЛИППЕР. Вот только некоторые из них. (слайд № 47) «...26 июня 1941года гнездом сопротивления остался Восточный форт. Сюда  нельзя было подступиться со средствами пехоты, так как превосходный ружейный и  пулеметный огонь из глубоких окопов... скашивал каждого приближающегося. Оставалось  только одно решение ­ голодом и жаждой принудить сдаться в плен». (слайд № 48) «27 июня 1941г. От одного пленного узнали, что в Восточном форте обороняется  около 20 командиров и 370 бойцов... Воды недостаточно, но ее достают из вырытых ям. В  форте находятся также женщины и дети...» «28 июня 1941г. Продолжается обстрел Восточного форта из танков и штурмовых орудий. Без  особых успехов». (слайд № 49) «29 июня 1941г. Авиация сбрасывала 500­киллограмовые бомбы. Одна бомба  угодила в находящийся там склад с боеприпасами, что привело к взрыву всего Восточного  форта»….. Так, из записей врага, советские люди узнали, что перенесли защитники Брестской крепости.  Опубликован этот документ в 1942 г. в газете «Красная звезда». С невольным уважением писали  немецкие офицеры о стойкости и упорстве наших солдат. Заметим, что речь идет не о Сталинграде,  не о Севастополе, битвы, которые были позже, а о самых первых минутах, первых неделях войны,  когда советские люди были застигнуты врасплох. (слайд № 50) Из книги Бориса ВАСИЛЬЕВА «В списках не значился»: «На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. Совсем недалеко от Москвы: меньше  суток идет поезд… Здесь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое  помнят эти камни. Сдержанные экскурсоводы сопровождают группы по местам боёв, и вы можете  спуститься в подвалы 333­го полка, прикоснутся к оплавленным огнемётами кирпичам, пройти к  Тераспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами входа в крепость… Не спешите. Вспомните. И поклонитесь... А в музее вам покажут оружие, которое когда­то стреляло и солдатские башмаки, которые кто­то  торопливо зашнуровывал ранним утром 22 июня. Вам покажут личные вещи защитников и расскажут,  как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям и пулемётам. «Крепость не пала, крепость истекла кровью». Историки не любят легенд, но вам непременно  расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны.  На десятом, в апреле 1942 года. Почти год сражался этот человек. Год боев в неизвестности, без  соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его  имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат. (слайд № 51) Каждый год 22 июня Брестская крепость торжественно и печально отмечает начало  войны. Приезжают уцелевшие защитники, возлагаются венки, замирает почетный караул». (слайд № 52) В то ужасное утро в один и тот же час военные действия начались на всем пространстве западной границы СССР, протянувшейся на три с лишним тысячи километров от Баренцева до Черного моря. (слайд № 53) Героические страницы в летопись первых недель Великой отечественной войны вписали защитники Минска, Смоленска, Киева, Ленинграда, Одессы, Тулы, Перемышля, Могилёва, Таллина,  Лиепаи и мн.др. городов и населённых пунктов. Немцы стремились к столице Советского государства – Москве… Но это уже другая история. Читает воспитатель. (слайд № 54) На фотографии в газете Нечетко изображены 7 Бойцы, еще почти что дети, Герои мировой войны. Они снимались перед боем – В обнимку, четверо у рва. И было небо голубое, Была зеленая трава. Никто не знает их фамилий, (слайд № 55) О них ни песен нет, ни книг. Здесь чей­то сын и чей­то милый И чей­то первый ученик. Они легли на поле боя, – (слайд № 56) Жить начинавшие едва. И было небо голубое, Была зеленая трава. Забыть тот горький год неблизкий (слайд № 57) Мы никогда бы не смогли. По всей России обелиски, Как души, рвутся из земли. …Они прикрыли жизнь собою, – Жить начинавшие едва, Чтоб было небо голубое, Была зеленая трава. Итог. (слайд № 58) Оборона Брестской крепости ­ пример мужества и стойкости советского народа в  борьбе за свободу и независимость Родины, яркое проявление нерушимого единства народов СССР.  Защитники крепости ­ воины более чем 30 национальностей СССР (чеченцы, ингуши, осетины,  грузины, русские, украинцы, белорусы и т.д) ­ до конца выполнили свой долг перед Родиной,  совершили один из величайших подвигов советского народа в истории Великой Отечественной войны. ВСЕГДА ГОВОРЮ Я ТОВАРИЩУ­ДРУГУ: ТЫ БУДЕШЬ БЕССМЕРТЕН, НЕ ВЗЯТЬ ТЕБЯ СМЕРТИ,  КОГДА ТЫ ДУШОЮ, КАК КРЕПОСТЬ НАД БУГОМ,  КОГДА ЭТА КРЕПОСТЬ ЖИВЕТ В ТВОЕМ СЕРДЦЕ! Петрусь Бровка (слайд № 59 фильм о Бресте) Вопросы к детям по занятию: (слайд № 60) Скажите, дети, что вы запомнили из сегодняшнего занятия.  Когда началась Великая отечественная война? 8            Кто напал на нашу страну? Как звали лидера фашистской Германии? Кто был лидером СССР? Как назывался план нападения на СССР? Почему его так назвали? За какой срок предполагалось захватить Советский Союз? По каким трём направлениям начался захват нашей территории? Какой город оказал мужественное сопротивление в первые дни войны? Как долго длилась оборона Брестской крепости? Имена каких героев вы запомнили? Что нового для себя вы извлекли из занятия?

Сценарий внеклассного мероприятия"ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА"5-9 класс

Сценарий внеклассного мероприятия"ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА"5-9 класс

Сценарий внеклассного мероприятия"ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА"5-9 класс

Сценарий внеклассного мероприятия"ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА"5-9 класс

Сценарий внеклассного мероприятия"ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА"5-9 класс

Сценарий внеклассного мероприятия"ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА"5-9 класс

Сценарий внеклассного мероприятия"ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА"5-9 класс

Сценарий внеклассного мероприятия"ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА"5-9 класс

Сценарий внеклассного мероприятия"ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА"5-9 класс

Сценарий внеклассного мероприятия"ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА"5-9 класс

Сценарий внеклассного мероприятия"ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА"5-9 класс

Сценарий внеклассного мероприятия"ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА"5-9 класс

Сценарий внеклассного мероприятия"ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА"5-9 класс

Сценарий внеклассного мероприятия"ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА"5-9 класс

Сценарий внеклассного мероприятия"ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА"5-9 класс

Сценарий внеклассного мероприятия"ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА"5-9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018