Сценарий занятия "О доброте и милосердии" 9 класс

  • Работа в классе
  • docx
  • 03.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Короткая жизнь дана нам природой, но память о хорошо проведенной жизни остается вечно.... Цицерон Возраст 13-15 лет самый сложный. Нужно чаще говорить с детьми о доброте и милосердии. В жизни много жестокости и зла, как научить свое сердце добру. Как правильно и тактично подтолкнуть ребят к совершению добрых дел? Уметь анализировать свои поступки.
Иконка файла материала Занятие о доброте и милосердии.docx
Занятие «О доброте и милосердии» Цель   занятия: милосердии. Побудить их к хорошим поступкам и полезным делам.  Сформировать   у   подростков   правильное   представление   о   доброте   и Оформление: мультимедийное оборудование, карточки с заданием. Эпиграф: Давайте поклоняться доброте!  Давайте с думой жить о доброте:  Вся в голубой и звездной красоте,  Земля добра. Она дарит нас хлебом,  Живой водой и деревом в цвету.  Под этим вечно неспокойным небом  Давайте воевать за доброту!  Короткая жизнь дана нам природой, но память о хорошо проведенной жизни остается вечно... Цицерон Жизнь ничего не дарит без тяжелого труда и волнений. Гораций I.Вступительное слово воспитателя:  (слайд 1,2)  Ход занятия  Школьный возраст 14­16 лет ­ очень сложный период в вашей жизни. Именно в этот период активно формируется личность, возникает необходимость утверждаться в мире взрослых, лучше понять   себя,   своих   сверстников.   Именно   в   эти   годы   выясняется,   что   ты   болезненно   и   по­ настоящему одинок, что  родители тебя не понимают, а друзья совсем не такие, о которых ты всегда мечтал; и весь мир, еще вчера такой яркий и праздничный, совсем к тебе равнодушен и несправедлив. И ты изо всех сил стараешься обратить на себя внимание, казаться современным, независимым, модным, ярким. И вдруг выясняется ­ это вовсе не так легко и просто; ты яркий, а кто­то еще ярче, ты остроумный, а кто­то куда остроумнее, и тебя почти не видно.   Конечно, можно придумать еще что­то, еще как­то выделиться. Некоторые тратят на это всю жизнь, дыхание не переведут в этой гонке. А мир так ничего и не заметит.  Здесь обижаться смешно и спрашивать не с кого. И почему мир должен броситься тебе на помощь? Надо же решиться и заглянуть ему в лицо.  А    потом жить в этом мире, строить и украшать его, но, во­первых, надо понять самого себя, увидеть естественной частью этого мира. И ваши сегодняшние сомнения тоски и обиды ­ просто обязательные приметы уже начатой в вас серьезной сердечной работы. Это тяжелая работа, но другого пути нет: чтобы увидеть, надо смотреть, чтобы понять, думать.   Если   вы   не   будете   тратить   свое   сердце,   то   никогда   и   не   узнаете,   какое   оно   большое. Тема нашего разговора: Научите своё сердце добру! А эпиграфом к нашему занятию станут слова А. Чепурова (читает Катя)Сегодня мы будем говорить о доброте. Почему­то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются   быть   добрыми.   Неужели   современному   человеку   не   нужны:   сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? (Слайд 3) (Ответы детей) Что такое ДОБРОТА? Я, думаю, на этот вопрос нам ответит Лена, а как ты, Никита, думаешь? Хочется услышать мнение Олега. Что такое милосердие? (Слайд 4,5) Недавно   мы   посмотрели   фильм   «Т­34»Вспомните   о   своих   добрых   поступках,   когда   и   что совершил доброго ты, Егор? В народе всегда сочинялись поговорки и пословицы о доброте. Обратите внимание на экран «Добрые дела красят человека!» (Слайд 6) Послушайте историю, которая произошла много лет назад. Эта история произошла давным­давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу­ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”  Вопросы:  – Как вы относитесь к этому человеку?  – Как бы вы ответили на месте мудреца?  – А вот как было дальше.  Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того:   “Какая   бабочка   у   меня   в   руках,   о,мудрейший:   живая   или   мертвая?   И   тогда   мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.  – Как вы понимаете слова мудреца “Все в твоих руках?” (Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от Завистника).  ­Важно ли быть добрым? Кому это нужно? ­Если человек добрый, то его родители выполнили свой гражданский долг – они ВОСПИТАЛИ ХОРОШЕГО ЧЕЛОВЕКА! Скажите можно своё сердце научить добру? (Да; нет – а стараться это делать надо?)  – Как вы думаете, добро на земле должно жить вечно?  – Значит, можно сказать, добро – это вечная ценность?  А кто из вас себя считает добрым?  Были   ли   в   вашей   жизни   поступки,   совершенные   из   добрых   побуждений,   о   которых   вы     в последствии,  пожалели? (сделал за друга д/з, а при проверке – друг не смог объяснить)Вывод: И добро надо делать с умом. Ум без добра ­ плохо. Но и добро без ума – не лучше. (пример с аварией, с ребенком, которого отняли из семьи, поместив в д\д) Попробуйте оценить себя: II. Тест. Самооценка (Слайд 7)   Оценить себя объективно трудно, но давайте попробуем. Перед вами две колонки. В первой перечислены   положительные   качества   личности,   черты   характера,   а   во   второй   ­ отрицательные. Поставьте себе баллы от нуля до трех в зависимости от того, насколько эти качества   в   вас   развиты.   Сосчитайте   баллы   в   каждой   из   колонок.   Их  разница   подскажет, насколько объективно вы себя оцениваете: Сочувствие Жалость Бескорыстие Уважение Доброта Равнодушие Жестокость Зависть Грубость Злость III. Притча «Осколки доброты» (Слайд 8) Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались по ветру, одежда была   грязной   и   оборванной.   Она   что­то   бормотала   про   себя,   подбирая   с   песка   какие­то предметы   и   складывая   их   в   сумку.   Родители   подозвали   детей   и   велели   им   держаться   от старушки подальше.(Почему?Что насторожило или испугало родителей?)  Она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что­то поднять, она улыбнулась семье, но никто на её приветствие не ответил. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги. ­Как бы вы оценили поведение старушки? Что это? ­Поведение родителей, отдыхающих на пляже? На   свете   множество   пословиц   и   поговорок   о   доброте.   Слава,   назови   нам,   пожалуйста, пословицы о доброте.  IV. Продолжите высказывания замечательных людей (Слайд9, 10)    а) Гете: «Душа каждого человека радуется,…А.сколько за то добро, которое мы им сделали» Доброта обезоруживает большинство людей.    б) Монтень: «Если человек в течении дня        В. это единственно верное средствоуслышит одно доброе слово, увидит один        быть счастливым»  добрый поступок и сделает одно доброе дело…...    в)Руссо: «Отнимите у нашего сердца               В. и вы отнимите всю любовь к добру….....                                                 прелесть жизни»    г) если бы я все мог, то я бы ...    д) невозможно прожить без ... V. Разбор писем Д.С. Лихачева: (Слайд11) Д.С.Лихачев, ученый, писатель, публицист еще более тридцати лет назад написал книгу «Письма о добром и прекрасном». Обращены эти Письма были подрастающему поколению. Вся книга буквально пронизана добротой и мудростью. Давайте попробуем проиллюстрировать письма примерами из истории или современности, из литературных произведений или примерами из своей жизни. Письмо первое. БОЛЬШОЕ В МАЛОМ. (Слайд 12) Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна… Порой цель далека и несбыточна,   а   преступление   реально.   Стремиться   к   высокой   цели   низкими   средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом. Шамиль   Басаев   очень   любил   свою   малую   родину   –   свободную   Ичкерию   и   сражался   за   ее независимость не особо выбирая средства. Захват заложников в Бесланской школе 1 сентября 2004 года должен был продемонстрировать неугодной России, кто хозяин в Чечне. И разве сотни погибших детей не стоят высокой цели Джахата? Ведь цель оправдывает средства. Или все же нет? Письмо третье. САМОЕ БОЛЬШОЕ. (Слайд 13) Надо   быть   патриотом,   а   не   националистом.   Нет   необходимости   ненавидеть   каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим. Немецкие солдаты армии Вермахта очень любили своих матерей, жен и детей. Многие носили семейные фотографии у сердца. Любили они и свою Фатерлянд (отчизну), и своего фюрера. Во имя   этой   любви   уничтожали   города   и   села,   жгли,   расстреливали,   вешали.   Ведь   они   были патриотами своей родины. Или все же нацистами? Письмо пятое. В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ. (Слайд 14) Можно по­разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание. Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.Человек рождается и оставляет по себе память… Об этом нужно заботиться… с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И вот очень важно, какую память он о себе оставляет. Один из художников – Константин Васильев – был очень талантливым, но не востребованным при жизни мастером. Он не писал портреты знаменитостей того времени, не оформлял Дворцы съездов. Он рисовал то, что чувствует, то, что было ему близко. У него не было ни одной прижизненной выставки, свои картины он продавал задарма. В один из дней художник просто не вернулся домой – попал под поезд. Ему было всего 34 года. Но от него осталась память – его картины, которые теперь стоят по несколько тысяч долларов. Открыто два музея, посвященные творчеству   К.Васильева.   Регулярно   проводятся   выставки   его   картин.   Помните,   мы   изучали жизнь и творчество А.Вампилова – он тоже из жизни ушел молодым, но какую   память оставил о себе! Письмо седьмое. ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ.(Слайд 15) Забота скрепляет отношения между людьми. Если забота направлена только на самого себя, то вырастает эгоист. Нравственности   в   высшей   степени   свойственно   чувство   сострадания.   Добрый   поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды. Когда   несколько   лет   назад   произошел   взрыв   в   московском   метро,   вся   общественность возмутилась поступком столичных таксистов, чьи цены за перевозку раненых, а машин скорой помощи не хватало, взлетели в несколько раз. И лишь много позже выяснилось, что водителей личных автомобилей, предложивших свою бескорыстную помощь по доставке пострадавших в больницу было значительно больше, чем рвачей­таксистов.  Чтобы помочь кому­то, не обязательно быть богатым, достаточно быть добрым! Письмо сорок шестое. ПУТЯМИ ДОБРА. (Слайд 16) В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная.  Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. Поверьте мне! Студенты   одного   из   Санкт­Петербургского   университета,   как   и   их   сверстники,   не   только посещают лекции, сдают сессии, но и конечно, устраивают вечеринки с друзьями, ходят в клубы, подрабатывают в свободное от учебы время. А еще они каждую неделю собираются вместе, одеваются смешными клоунами, героями мультиков и комиксов и едут устраивать праздник в детские дома и больницы. Они дарят несчастным детям праздник, вручают подарки и сувениры,ничего не требуя взамен. Ведь подарить кому­то кусочек своего большого сердца – это так просто! (СЛАЙД 17,18,19) ­Можно ли заставить человека быть добрым?  ­Можно ли пожалеть о добром поступке? В Евангелии сказано: «…во всем как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы  с ними». Вывод: какое правило доброго человека открыли?  За добро добром плати! VI. Итог урока    На фоне песни В. Леонтьева «Мой край» каждый ученик подходит к символическому сердцу, выбирает  пожелания и зачитывает его товарищам. 1) Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание  отражается на окружающих тебя людях; 2) Помни, что существует граница между тем, чего ты хочешь и тем, что можно; 3) Проверяй свои поступки, вопрос к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? 4) Делай все так, чтобы окружающим тебя людям было хорошо. 5) Будь добрым и внимательным к людям. 6) Помогай слабым и беззащитным. 7) Помогай товарищу в беде.  8) Не делай людям зла. 9) Уважай и понимай родителей. 10) Не будь равнодушным ко злу. 11) Борись против зла, обмана, несправедливости. 12) Будь непримиримый к тому, кто пытается жить за счет других, делает зло людям. 13) Трудно тебе ­ встань и помоги другому, потому что ему также трудно. 16) Спеши делать добро. 17) Уважай старость.