Сценическая одаренность. Обобщение опыта.

  • pptx
  • 28.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СЦЕНИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ.pptx

Сценическая одаренность

Обобщение опыта.
Автор : Тарасова Г.Г. педагог доп. образования
Архив творческого объединения «Маска»

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких  интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности.  Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют  динамику развития одаренности.

в одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.

Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности.

Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

Среди  критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
1.Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
2.Степень сформированности.
3. Форма проявлений.
4.Широта проявлений в различных видах деятельности.
5.Особенности возрастного развития.

К основным видам деятельности относятся:

практическая - одаренность в ремеслах, спортивная и организационная;
теоретическая или познавательная деятельность - одаренность в области естест­венных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.
художественно-эстетическая - это хореографическая, сцени­ческая, литературно-поэтическая, изобра­зительная и музыкальная одаренность.
коммуникативная - лидерская и аттрактивная одаренность.
духовно-ценностная - одаренность, которая про­является в создании новых духовных ценно­стей и служении людям.

Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Деятельность актера, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане - на уровне актерского мастерства, сценической речи, сценического движения. Познавательном плане - на уровне интерпретации художественного произведения. Коммуникативном плане - на уровне коммуникации с автором художественного произведения и зрителями. Духовно-ценностном плане - на уровне придания смысла своей деятельности в качестве актера.

развитие деятельности по инициативе самого ребенка есть творчество. Поэтому понятия «одаренность « и «творческая одаренность» выступают как синонимы. Условно говоря, "творческая одаренность" - это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.


Существует ли "творческая одаренность" как особый вид одаренности?

Дополнительное образование
предоставляет каждому ребенку
возможность свободного выбора
образовательной области,
профиля программ, времени их
освоения, включения в разнооб-
разные виды деятельности с
учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Дополнительное образование -
процесс непрерывный. Он не
имеет фиксированных сроков
завершения и последовательно
переходит из одной стадии в
другую.
Например в театральном объе-
динении «Маска»:1 курс - «Теат-
ральная игра», два года обуче-
ния, это знакомство с разными видами театра.
2 курс - «Актерское мастерство», три года обучения
профессиональным навыкам и 3 курс - «Творческая
группа», где ребенок может реализовать себя как актер,
режиссер, конферанс и т.д.)

Индивидуально-личностная основа деятельности ЦДТ «Гном», позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Именно здесь, могут быть выделены следующие формы поучения сценически одаренных детей:

индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в театральной области (авторизованная образовательная программа «Театральная мастерская Маска»);

работа по
исследовательским
и творческим
проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, педагог или деятель культуры, специалисты высокого класса);

очно-заочная краевая школа искусств «Ступени» - театральное отделение;

каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

Система творческих конкурсов: «Русская Драма», «Театральный портал» , «Открытый занавес», «Радуга талантов», «В начале было слово…» ( городского, краевого и международного уровня);

фестивалей: «Большая перемена», фестиваль искусств имени Дмитрия Кабалевского, «Родники», «Wivа» (краевого и международного уровня);

детские научно-практические конференции и семинары.


Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. История науки и особенно искусства дает массу примеров того, что отсутствие или потеря духовности оборачивалась потерей таланта. Есть много трудностей в работе с одаренными детьми но, если удается их избежать, то область дополнительного художественного образования становится исключительно значимой для развития сценически одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути в искусстве.
  

Образцовый коллектив
« Маска»!

Спасибо за внимание!

Конец!