Сценическая одаренность
Обобщение опыта.
Автор : Тарасова Г.Г. педагог доп. образования
Архив творческого объединения «Маска»
Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
в одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.
Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности.
Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
К основным видам деятельности относятся:
практическая - одаренность в ремеслах, спортивная и организационная;
теоретическая или познавательная деятельность - одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.
художественно-эстетическая - это хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность.
коммуникативная - лидерская и аттрактивная одаренность.
духовно-ценностная - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Деятельность актера, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане - на уровне актерского мастерства, сценической речи, сценического движения. Познавательном плане - на уровне интерпретации художественного произведения. Коммуникативном плане - на уровне коммуникации с автором художественного произведения и зрителями. Духовно-ценностном плане - на уровне придания смысла своей деятельности в качестве актера.
развитие деятельности по инициативе самого ребенка есть творчество. Поэтому понятия «одаренность « и «творческая одаренность» выступают как синонимы. Условно говоря, "творческая одаренность" - это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.
Существует ли "творческая одаренность" как особый вид одаренности?
Дополнительное образование
предоставляет каждому ребенку
возможность свободного выбора
образовательной области,
профиля программ, времени их
освоения, включения в разнооб-
разные виды деятельности с
учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Дополнительное образование -
процесс непрерывный. Он не
имеет фиксированных сроков
завершения и последовательно
переходит из одной стадии в
другую.
Например в театральном объе-
динении «Маска»:1 курс - «Теат-
ральная игра», два года обуче-
ния, это знакомство с разными видами театра.
2 курс - «Актерское мастерство», три года обучения
профессиональным навыкам и 3 курс - «Творческая
группа», где ребенок может реализовать себя как актер,
режиссер, конферанс и т.д.)
Индивидуально-личностная основа деятельности ЦДТ «Гном», позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Именно здесь, могут быть выделены следующие формы поучения сценически одаренных детей:
индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в театральной области (авторизованная образовательная программа «Театральная мастерская Маска»);
работа по
исследовательским
и творческим
проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, педагог или деятель культуры, специалисты высокого класса);
Система творческих конкурсов: «Русская Драма», «Театральный портал» , «Открытый занавес», «Радуга талантов», «В начале было слово…» ( городского, краевого и международного уровня);
фестивалей: «Большая перемена», фестиваль искусств имени Дмитрия Кабалевского, «Родники», «Wivа» (краевого и международного уровня);
Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. История науки и особенно искусства дает массу примеров того, что отсутствие или потеря духовности оборачивалась потерей таланта. Есть много трудностей в работе с одаренными детьми но, если удается их избежать, то область дополнительного художественного образования становится исключительно значимой для развития сценически одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути в искусстве.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.