Находиться на сцене, реализовывать свои творческие замыслы и держать внимание аудитории - это большое мастерство.
Школы по работе актера над собой создавали такие мастера, как Дельсарт, Станиславский, М. Чехов и др. Их труды должны изучаться. Может быть педагогам, юристам, лекторам, дирижерам не надо в полной мере владеть мастерством актера, но основные законы поведения "человека на сцене" желательно, (а может, и необходимо!) знать. К.С.Станиславский говорил, что труд - первое непременное условие в работе над собой. Эта работа должна трудное сделать привычным, привычное - легким, легкое - прекрасным.
Сценические задачи.
Находиться на сцене, реализовывать
свои творческие замыслы и держать
внимание аудитории это большое
мастерство.
Школы по работе актера над собой
создавали такие мастера, как
Дельсарт, Станиславский, М. Чехов и
др. Их труды должны изучаться.
Может быть педагогам, юристам,
лекторам, дирижерам не надо в полной
мере владеть мастерством актера, но
основные законы поведения "человека
на сцене" желательно, (а может, и
необходимо!) знать.
К.С.Станиславский говорил, что труд
первое непременное условие в работе
над собой. Эта работа должна трудное
сделать привычным, привычное
легким, легкое прекрасным.
Станиславский считал, что "изучение
законов творчества способно
притупить искру вдохновения у
посредственного актера, но онораздувает эту искру в большое пламя у
подлинного художника".
Иногда очень обидно наблюдать на
сцене исполнителей, лекторов,
педагогов, которые выглядят при этом
хуже рабочих сцены, обнаруживая
полное отсутствие представления о
культуре и манере сценического
поведения. Эти качества результат
работы по овладению своим телом,
своими нервами, своим вниманием.
Они и есть то, что называют
профессионализмом. Умение "нести
себя" это не только эстетическая
сторона проблемы, ведь тело
исполнителя, как и голос, это его
"инструменты", особенно это касается
актеров, вокалистов, хотя и для
дирижера, лектора и педагога это тоже
очень важно.
Дельсарт так и говорил: "Тело
инструмент, актер инструменталист".На сцене каждое движение рук, ног,
фигуры, мимика лица все
воспринимается зрителем, создавая
имидж актера. Иногда отчетливо
видно, как неудачная "выходка"
исполнителя, лектора мгновенно
разрывает те ниточки внимания,
которые соединяют его и зал,
разрушает тот образ, который
выстраивался.
"Недостатки, которые свободно
сходят с рук в жизни, становятся
заметными перед освещенной рампой и
назойливо лезут в глаза зрителям... Это
понятно: на подмостках человеческая
жизнь показывается в узком
пространстве сценической рамки. На
эту жизнь, втиснутую в театральный
портал, смотрят в бинокли, ее
разглядывают, точно миниатюру, в
лупу. При этом от внимания зрителей
не ускользнут никакие детали, никакие
мельчайшие подробности. Если
прямые, поднимающиеся какшлагбаумы, руки с грехом пополам
терпимы в жизни, то на сцене они не
допустимы. Они придают
деревянность фигуре человека, они
превращают его в манекен. Кажется,
что у таких актеров душа такая же,
как руки деревянная. Если к этому
прибавить еще и прямой, как жердь,
спинной хребет, то получится в
полном смысле слова "дуб", а не
человек. Что может выявить такое
"дерево"? Какие переживания?" так
говорит в своей книге "Работа актера
над собой" К.С.Станиславский о том,
что всякое мастерство, а сценическое
особенно, требует выработки
соответствующей техники.
Как бы ни был хорош голос певца, но
его внешность и манеры, и сам выход
на сцену все способствует или
мешает успеху у слушателей.
К.С.Станиславский говорил: "На сцене
актер нередко глубоко и тонко
чувствует, но при передаче своегопереживания он до неузнаваемости
уродует его грубым воплощением
неподготовленного телесного
аппарата". Станиславский сравнивал
такого актера с прекрасным
музыкантом, который вынужден
играть на испорченном инструменте.
Музыкант пытается передать чудные
звуки, а фальшивые дребезжащие
струны искажают все, доставляя
артисту невыразимые муки.
Для тренировки своего физического
аппарата не может быть назначено
сроков, так как с каждым годом перед
исполнителем встают все большие
трудности в связи с возрастающими
требованиями к себе, поэтому
развитием голоса, дикции, пластики
тела и так далее надо заниматься всю
жизнь.
Актера, который не умеет донести
текст до зрителей, Станиславскийсравнивал с немым, "который
уродливым мычанием пытается
сказать любимой женщине о своем
чувстве".
В задачи нашего "букваря" не входит
работа над телом, поэтому я только
говорю о важности этой проблемы.