Структура занятия (40 минут) Вводная часть – 1 минуты;
• Основная часть:
- Теоретическая часть – 2 минут; - Практическая часть – 35 минуты;
• Заключительная часть – 2 минут.
Цель занятия: пробудить у обучающихся интерес к продолжению обучения сценическому творчеству на углубленном уровне через проверку теоретических знаний и закрепление умений, навыков актёрского мастерства в процессе работы над тренинговыми упражнениями и этюдами.
Задачи:
Образовательные:
1. Выявить и закрепить качество и уровень овладения основными знаниями, умениями и навыками, полученными ранее;
2. Обобщить учебный материал образовательной программы, как систему знаний; Развивающие:
1. Снять мышечные и психологические зажимы;
2. Создать условия для развития самостоятельной деятельности: импровизации, образного мышления, фантазии, внимания, чувства ритма посредством творческих заданий (создание образов, этюдов);
3. Закрепить навыки самоконтроля, умения взаимодействовать с партнёром, навыки работы в коллективе.
Воспитательные:
1. Создать атмосферу открытости и доверия;
2. Мотивировать к занятиям театральным творчеством;
3. Сформировать потребность в творческом росте, саморазвитии.
Методическое обеспечение занятия
Развитие творческого потенциала обучающегося невозможно без включения его в игровую деятельность. Для построения занятия используются различные игровые варианты развивающих упражнений. В основном это варианты упражнений, используемые в обучении актеров.
Данное учебное занятие предполагает использование методов, которые напрямую связаны с выявлением и закреплением навыков актерского мастерства, сценического движения и сценической речи обучающихся.
Метод игры – как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Метод усложнения заданий - от простого к сложному.
Голосовой речевой тренинг — освобождение природного голоса, формирование навыков открытого общения, систематическое совершенствование речевого аппарата, постановка правильного дыхания, чёткой дикции.
Психологическая гимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Уменьшение напряжения, снятие страхов и зажимов, развитие внимания, формирование способности выражать свои чувства, эмоции, понимать невербальное поведение других людей.
Методы мотивации и эмоционального стимулирования: доброжелательность, поощрение, игра, обращение к жизненному опыту детей, поддержка, установка на успех.
Методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.
Упражнения и творческие задания:
• «Комплимент», «Замри»;
• «Место действия»;
• «Импровизация под музыку».
Рефлексия:
Анализ данного занятия самими обучающимися проходит через упражнение «Цвет в действии», в основе которого используется метод «Шесть Шляп мышления». Метод подходит для любого креативного процесса, где важно отделять логику от эмоций и придумывать новые оригинальные идеи, которые позволяют выразить свое отношение к тому, что произошло здесь и сейчас. При выборе цвета, чтобы определить настроение студийцев, по окончанию занятия можно использовать тест
«ЦВЕТОПИСЬ»
Таблица цветов и соответствующего настроения
Цвета, соответствующие настроению: |
|
Красный |
восторженное |
Оранжевый |
радостное, теплое |
Желтый |
светлое, приятное |
Зеленый |
спокойное |
Синий |
неудовлетворительное |
Фиолетовый |
грустное тревожное |
Черный |
упадок, уныние |
Формы работы: групповая (по индивидуальному заданию).
Материалы и оборудование:
• учебная аудитория;
Техническое оснащение занятия:
• музыкальный центр;
• usb — электронный накопитель (ауди, видео, фото материалы);
Наглядно-дидактические материалы:
Карточки-задания (см. приложение №1).
Музыкальное сопровождение занятия.
Подборка музыкальных фрагментов к упражнениям:
Упражнение №1. «Импровизация под музыку»
1. Ж. БИЗЕ - ПЕСНЯ ТОРЕАДОРА;
2.С.С. ПРОКОФЬЕВ - ТАНЕЦ РЫЦАРЕЙ;
3. Ж. ОФФЕНБАХ - ПАРИЖСКИЙ БАЛЕТ (ГАЛЛОП);
4. В.А. МОЦАРТ - СИМФОНИЯ №40;
5.Ф. КРЕЙСЛЕР - РАДОСТЬ ЛЮБВИ;
6. П.И. ЧАЙКОВСКИЙ - ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ;
7. И. ШТРАУС - МАРШ РАДЕЦКОГО;
8. Р. ВАГНЕР - ПОЛЕТ ВАЛЬКИРИИ;
9. Д. ВЕРДИ — РИГОЛЕТТО;
10. М.П. МУСОРГСКИЙ - НОЧЬ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ;
11. А.И.ХАЧАТУРЯН — ВАЛЬС;
12. ЭННИО МОРРИКОНЕ — ТОККАТА;
13. В.А.МОЦАРТ - LACRIMOSA DIES ILLA;
14. И.ШТРАУС - ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ (УВЕРТЮРА);
15. Ж. БИЗЕ - КАРМЕН (СЮИТА №2 — ХАБАНЕРА).
16. И. ШТРАУС — ПОЛЬКА ТРИК-ТРАК
СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Педагог:
Здравствуйте, ребята! И я, Лебедев Роман, рад вас снова видеть в нашем клубе!
Надеюсь, что успели соскучиться по нашим занятиям. А для того, чтобы настроить наше занятие на положительный заряд энергии, предлагаю поприветствовать друг друга аплодисментами.
Обучающиеся хлопают.
А сейчас прошу вспомнить свои имена и как скажу я «1,2,3 – свое имя назови!»
Педагог: Спасибо.
Педагог: А теперь громко говорим имя соседа справа, а теперь соседа слева.
Обучающиеся громко называют свои имена
Педагог: Спасибо. Вижу, не забыли друг друга.
Игра «Комплимент».
А сейчас, я думаю, мы, с удовольствием, скажем друг другу несколько добрых и хороших слов.
Я начну..
Педагог делает комплимент справа стоящему.
И так по кругу.
Педагог: Сколько тепла я услышала в ваших словах.
С самых первых наших встреч мы часто говорили о том, кто такой оратор. Давайте еще раз обобщим ваше понимание - кто такой оратор?
Обучающиеся отвечают на вопросы:
• Что он делает на сцене.
• Какие его основные задачи.
• Что для оратора является его произведением главной задачей.
• Чем являются для оратора место действия, время, погодные условия и другое… Обучающиеся отвечают Педагог:
Правильно! Предлагаемые обстоятельства - это то, что или побуждает сиюминутное действие, или определяет его характер, эмоционально его насыщает и придает ему соответственную окраску.
Так вот сегодня мы углубимся в понятие, которое и является тем органичным и настоящим сиюминутным действием, необходимым в творчестве актёра - «ИМПРОВИЗАЦИЯ».
Теоретическая часть.
Итак, тема нашего занятия - «ИМПРОВИЗАЦИЯ».
На протяжении учебного процесса мы уже сталкивались с этим понятием, а сегодня применим в тренинге.
Так что же такое «ИМПРОВИЗАЦИЯ». Что мы пониманием под этим словом? (педагог обращается к обучающимся).
Обучающиеся дают ответы.
Педагог:
Импровизация - (от лат. improvise-без подготовки, неожиданно) это неподготовленное сиюминутное спонтанное выражение своих чувств и мыслей речи. Усвоить психологию импровизирующего — значит найти себя как художника. Импровизацию можно сравнить с изложением. Заданная тема одна, но то, как вы ее перескажете, зависит только от вас, от вашей фантазии, навыков, ощущения свободы, которые нам очень важны.
Путем соответствующих упражнений вы можете усвоить психологию и технику импровизатора.
Импровизация - это способ присутствия здесь и сейчас. Хорошая импровизация - это как ни с чем несравнимый привкус. Мы помним о нем даже, если это длилось всего несколько мгновений.
Высшая способность в творчестве - способность к импровизации. Ты все обдумывал, возможно, месяцами, а то и целый год.
Практическая часть
Педагог:
Начнём наше занятие с разминки. Подключаем нам известное понятие «магическое «если бы» и «предлагаемые обстоятельства».
1. Упражнение «Замри».
Дорогие ребята, попрошу вас двигаться хаотично, занимая всё пространство комнаты со средней скоростью прогулочного шага. По моему хлопку необходимо принять неожиданную позу, замереть в этой позе, зафиксировать ее. По моей просьбе необходимо оправдать ее целесообразным действием, реальным или беспредметным.
2. Упражнение «Место действия».
Педагог:
Усложняем задачи упражнения. Сейчас один из вас придумывает место действия и замирает в одном из образов, характерных для этого места. Ваша задача решить, кем бы вы могли быть при данных обстоятельствах и замереть в придуманном образе. Постараться не повторяться и мгновенно ориентироваться в ситуации. По моей просьбе необходимо оправдать ее целесообразным действием, реальным или беспредметным. По моему хлопку попрошу действовать вас , используя предлагаемые обстоятельства в течении 5 секунд.
Упражнение требует несколько повторений.
Обучающиеся замирают, выстраивая мизансцену.
3. Упражнение «Импровизация под музыку».
Педагог:
Настоящему оратору необходимо уметь слышать и чувствовать музыку, Улавливая не только скорость звучания, но и настроение. Сейчас каждый из вас выберет карточку с заданиями (Приложение №1). В карточке указано простейшее действие. Задача сделать это действие понятным, интересным, жизненным , добавить в него сюжет и, соответственно, все в атмосфере музыкальных тем, которые будут звучать в случайном порядке.
Одни студийцы, по очереди, выходят в центр и когда звучит музыка — начинают действовать. Другие, после завершения, угадывают.
Педагог:
Дорогие ребята, наше занятие подходит к концу. Напомните, каких понятий мы сегодня коснулись на занятии. Назовите, пожалуйста, словаассоциации к слову импровизация.
Обучающиеся дают ответы.
Сейчас я каждого из вас попрошу выбрать подушку того цвета, который отображает ваше настроение и состояние после занятия.
• Красный - восторженное;
• Оранжевый - радостное, теплое;
• Желтый - светлое, приятное;
• Зеленый - спокойное ;
• Синий - неудовлетворительное;
• Фиолетовый - грустное тревожное;
• Черный - упадок, уныние.
Педагог берёт камеру и микрофон как журналист, задаёт вопросы:
• В чем были сложности?
• Что получилось?
• Какие были чувства? Другое…… Педагог:
Спасибо за занятие, товарищи ораторы! Я хочу сказать, что вы сегодня справились с поставленными задачами. Помните, нельзя останавливаться на достигнутом, нас ждут великие дела!
До свидания. Встретимся на следующем занятии.
Приложение №1
Упражнение «Импровизация под музыку»
Варианты заданий:
Делаете стрижку |
Копаете картошку |
Играете в футбол |
В гардеробе раздаёте одежду |
Продаете мандарины |
Играете в спектакле роль медведя |
Пьёте чай |
Готовитесь к свиданию |
Делаете зарядку |
Разговариваете по телефону |
Признаётесь в любви |
Скрываетесь от погони |
Стоите в очереди |
Сочиняете стихотворение |
Играете с домашним питомцем |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.