«Су – Джок терапия в развитии мелкой моторики»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
Дошкольное образование подвергается испытаниям, педагогическим экспериментам и, естественно, актуализируется проблема безопасности образования и здоровья всех участников педагогического процесса. Практически в каждом дошкольном образовательном учреждении происходят инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ и технологий, поиск эффективных моделей организации педагогического процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Поэтому, одним из условий обеспечения качества дошкольного образования является использование здоровьесберегающих образовательных технологий, позволяющих организовать процесс воспитания и обучения без излишнего напряжения, подрывающего здоровье. Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении имеет огромное значение в процессе оптимизации двигательной активности, способствует разностороннему развитию, укреплению здоровья детей, овладению навыками самооздоровления.
Дошкольный период жизни — важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития. Несомненно, именно на этапе дошкольного возраста приоритетным является развитие мелкой моторики.
Мелкая моторика – это совокупность действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности, и для развития интеллектуальных способностей.
Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то ребѐнок умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты речевые способности, внимание, мышление, координация в пространстве, наблюдательность, память (зрительная и двигательная), воображение. Ведь области коры головного мозга, отвечающие за эти способности, связаны нервными окончаниями, находящимися на пальцах рук.
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. В настоящее время нетрадиционные формы и методы занятий с детьми привлекают все большее внимание. Су-Джок терапия - один из них, являющийся эффективным и простым.
Метод Су-Джок терапии – достижение восточной медицины, разработан корейским профессором Пак Чже Ву в 1986 году, обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой.
Су-Джок терапия («Су» — кисть, «Джок» — стопа) – нетрадиционная восточная технология оздоровления всего организма, это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает воздействие на кору головного мозга. Этот метод, раздражая рецепторы, расположенные на ладошках и стопах детей и вызывая приятные ощущения, развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие, активизирует развитие речи ребенка, позволяет эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу, способствует общему укреплению организма ребёнка. Су-Джок терапию можно и нужно использовать в профилактических и коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием.
Систематические занятия с детьми Су-Джок массажерами способствуют развитию мелкой моторики. Данный массажер представляет собой шарик или колечко с небольшими шипами на внешней стороне.
Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики и можно свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки. Это оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Делая массаж су-джок, используем следующие приёмы:
ü круговые движения шарика (колечка) между ладонями,
ü перекатывание шарика (колечка) от кончиков пальцев к основанию ладони,
ü вращение шарика (колечка) кончиками пальцев,
ü сжимание шарика (колечка) между ладонями,
ü сжимание и передача из руки в руку.
Каждое упражнение сопровождаем небольшим стишком или потешкой.
Приведём примеры игровых упражнений.
«Будь здоров!»
Чтоб здоров был пальчик наш.
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём.
И к другому перейдём.
(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке).
«Крючочки»
Как наш пальчик изловчился.
И за шарик зацепился.
Буду шарик поднимать.
Свои пальцы обучать.
(Удерживать шарик одним пальцем, обхватывать каждым пальчиком и поднимать).
«Шарик пальчиком катаю»
Шарик пальчиком катаю.
Ловкость пальцев проверяю.
Ты колючий шарик мой.
Подружись сейчас со мной.
(Шарик на ладони катать каждым пальчиком).
«Шарик»
Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу.
Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу.
(Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика).
«Пинцет»
Дружат пальчики, не тужат.
Им пинцетик очень нужен.
Эй, кто ловкий, не зевай!
Пинцетом шарик поднимай.
(Растопырить пальчики и поднимать шарик прямыми пальцами: большим - указательным, указательным - средним, средним - безымянным, безымянным - мизинцем, как пинцетом, поочередно левой и правой рукой).
«Прыжки»
Пальчик мой по кочкам, прыг.
Он хороший ученик.
(«Попрыгать» попеременно всеми пальцами: большим, указательным, средним, безымянным, и мизинцем по колючей поверхности, как по кочкам).
« Колючий ежик»
Гладь мои ладошки, ежик!
Ты колючий, ну и что же?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
(Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальчиками до колючек).
«Вышли пальчики гулять»
Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальцы из кулачков по одному),
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел (поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец),
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик много ел,
Оттого и растолстел.
Вариантов игр и упражнений с массажными шариками и кольцами может быть столько, насколько хватит фантазии детей, педагогов и родителей!
Неоспоримыми достоинствами Су–Джок терапии являются:
ü высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;
ü абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно;
ü универсальность - Су–Джок терапию могут использовать, как и педагоги в своей работе, так и родители с детьми в домашних условиях;
ü простота применения – они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях рук и стопах специальными массажными шарами, использование которых оказывает стимулирующее влияние на развитие речи.
Использование разнообразных игр и упражнений способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.
Следовательно, Су – Джок терапия способствует развитию мелкой моторики, особенно, если проводить массаж систематически.
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в профилактических и коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием.
Литература:
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
2. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство Лань, 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.