Аннотация
Раздел программы: Моделирование и формализация
Тема урока: СУБД. Запросы на выборку данных
Программа: программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы) Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой.
На данном уроке актуализируются знания учащихся о системе управления БД, её объектах, возможностях и применении в жизни и проверяются правила создания БД и запросов, позволяющих извлекать из БД интересующую пользователя информацию. Повторение материала сопровождается презентацией, которая позволяет визуализировать материал. Во второй части урока для закрепления полученных знаний предлагаются задания практической работы в MicrosoftAccess.
Урок информатики
«обобщение и систематизация знаний по темам: БД и СУБД.»
Личностные результаты:
ü способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость умения создавать информационные модели в условиях развития информационного общества;
Метапредметные результаты:
ü постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
ü рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Предметные результаты:
ü умение строить информационную структуру БД и умение «читать» её.
ü умение использовать СУБД Access для сбора, хранения и поиска информации.
ü формирование умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
ü формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
План урока
№ |
Этапы урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
Время, мин |
1. |
Организационный момент |
Приветствует учащихся. |
Приветствуют преподавателя |
1 |
2. |
Актуализация знаний |
Проводит опрос с использованием презентации |
Отвечая на вопросы, определяют базу для усвоения новых знаний |
14 |
3. |
Мотивация учащихся на
учебную деятельность. |
Организует работу по формулировке задач урока |
Слушают, осмысливают полученную информацию, формулируют задачи урока, делают краткие записи в тетради |
2 |
4 |
Закрепление полученных знаний и способов деятельности |
Организует работу учащихся за компьютерами. Способствует формированию способности к оценочным действиям |
Выполняют практическое
задание. |
25 |
5 |
Подведение итогов |
Подводит итоги работы. |
Слушают. |
2 |
6 |
Домашнее задание |
Определяет задание на дом |
Записывают в дневник задание |
1 |
I. Вопросы для повторения
1. Что такое информационные системы?
2. Плюсы внедрения ИС
Обобщая опыт использования информационных систем, можно перечислить основные выгоды от их внедрения:
Получение быстрого результата при поиске нужной информации
Освобождение сотрудников от рутинной работы
Обеспечение достоверности получаемой информации
Уменьшение затрат на производство товаров и услуг
3. Определение БД
В основе современной информационной системы лежит база данных, которая являет собой совокупность структурированных данных, предназначенных для хранения, накопления и обработки с помощью компьютеров.
4. Структурирование
Структурирование – это способ систематизации данных: выбор однотипных объектов, определение общих характеристик, их описывающих, и связей между ними.
5. Основные типы БД, их структуры
Основные типы (модели) баз данных:
Иерархические – используют структуру данных в виде деревьев;
Иерархия (от греч. – «священный» и «власть») – это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.
Логическая структура иерархической модели базы данных может быть представлена в виде дерева (рис. 1). Все объекты такой модели существуют на разных уровнях, причем, есть понятия предок и потомок. Объект предок находится ближе к корню, у каждого предка может быть один или несколько потомков, так же как их может не быть вовсе (объект 3 уровня справа). Но у каждого потомка обязательно есть предок. Те объекты, которые находятся на одном уровне и имеют общего предка, принято называть близнецами (рис. 2).
Сетевые – используют структуру в виде сети с множественными связями между данными, т. е. в виде графа.
Сетевая модель базы данных – это самая сложная модель, поскольку допускает множественные связи между объектами. Если в иерархической модели у каждого объекта может быть один предок, то у сетевой модели каждый объект может быть связан с любым количеством других объектов.
Реляционные – используют табличное представление данных;
В реляционной модели базы данных все данные можно представить в виде множества записей, которые, в свою очередь, организованы в виде электронных таблиц. Получить представление о структуре модели можно, если мы представим себе организацию информации об учащихся образовательного учреждения. Такую информацию можно представить в виде нескольких таблиц.
6. СУБД?
Комплекс программ, обеспечивающих хранение и обработку таких данных (например, обновление или сортировку) и быстрый доступ к информации по запросу, называется СУБД – системой управления базой данных.
7. Этапы развития СУБД
Теоретические разработки моделей баз данных начались в 50-е годы. В 60-е годы они получили новое развитие, в связи с появлением таких устройств внешней памяти, как жесткий диск, на которых стало возможным хранить большие объемы информации. В 70-е, 80-е годы эти разработки продолжались, и такие фирмы, как Oracle, IBM выпустили свои системы управления базами данных.
В 90-х годах прошлого столетия особое распространение получила реляционная модель баз данных. Она оказалась очень удобной для приложений, построенных на архитектуре клиент-сервер, которые используются в компьютерных сетях.
Вся система управления базами данных подразделяется на две части: клиентскую и серверную. Клиентская часть отвечает за ввод данных и представление информации для пользователя, а серверная часть отвечает за обработку запросов, идущих от пользователя и обработку информации, выдачу результата обработки.
8. Приложения для создания БД и работы с ними
Существуют специальные приложения для создания баз данных такие, как:
a. Paradox
b. Oracle
c. dBase
d. FoxPro
e. OpenOffice.org Base
f. Microsoft Office Access и т. д.
Они постоянно развиваются, появляются новые версии этих приложений, например, приложение FoxPro девятой версии работает под операционной системой Windows 7.
Ps. Существуют также специальные языки программирования для создания баз данных. К таким языкам относится SQL (Structured Query Language) – структурированный язык запросов. Он используется профессиональными разработчиками информационных ресурсов (программистами).
Для того чтобы увидеть все элементы созданной базы, щелкнем в области переходов, и мы можем отобразить все типы объектов, которые есть в нашей базе. Есть таблицы, есть запросы, есть формы и отчеты.
Следует отметить, что все объекты базы можно хранить в одном файле с расширением .accsdb .
Существуют СУБД, с помощью которых создаются крупные промышленные информационные системы. Для работы с этими системами нужны специальные знания, в том числе владение специализированными языками программирования. Для ведения личных БД и БД небольших предприятий используются более простые СУБД, работать с которыми могут обычные пользователи.
Проанализировав характеристики области применения MicrosoftAccess можно выделить следующие структуры:
ü применение в малом и среднем бизнесе (бухгалтерский учет, ввод заказов, ведение информации о клиентах, ведение информации о деловых контактах, кадрах и т.п;
ü в крупных корпорациях (приложения для рабочих групп, системы обработки информации, документооборот);
ü в качестве персональной СУБД (справочник по адресам, поваренная книга, каталоги книг, пластинок, видеофильмов и т.п.);
ü в качестве средства хранения данных, которое используется в других приложениях.
III. Практическая работа
Сейчас вам предстоит выполнить практическую работу. В которой необходимо создать БД, внести данные в форму и создать несколько запросов.
Помните о правилах поведения и безопасной работы на персональном компьютере.
IV. Подведение итогов работы. Рефлексия
V. Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.