СУБД. Запросы на выборку данных

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6. СУБД. Запросы на выборку данных.docx

Аннотация

Раздел программы: Моделирование и формализация

Тема урока: СУБД. Запросы на выборку данных

Программа: программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы) Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой.

 

На данном уроке актуализируются знания учащихся о системе управления БД, её объектах, возможностях и применении в жизни и проверяются правила создания БД и запросов, позволяющих извлекать из БД интересующую пользователя информацию. Повторение материала сопровождается презентацией, которая позволяет визуализировать материал. Во второй части урока для закрепления полученных знаний предлагаются задания практической работы в MicrosoftAccess.


 

Урок информатики

«обобщение и систематизация знаний по темам: БД и СУБД.»

Личностные результаты:

ü   способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость умения создавать информационные модели в условиях развития информационного общества;

Метапредметные результаты:

ü  постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;

ü  рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Предметные результаты:

ü  умение строить информационную структуру БД и умение «читать» её.

ü  умение использовать СУБД Access для сбора, хранения и поиска информации.

ü  формирование умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

ü  формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

 

План урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Время, мин

1.

Организационный момент

Приветствует учащихся.
Проверяет готовность учащихся к уроку

Приветствуют преподавателя

1

2.

Актуализация знаний

Проводит опрос с использованием презентации

Отвечая на вопросы, определяют базу для усвоения новых знаний

14

3.

Мотивация учащихся на учебную деятельность.
Целеполагание

Организует работу по формулировке задач урока

Слушают, осмысливают полученную информацию, формулируют задачи урока, делают краткие записи в тетради

2

4

Закрепление полученных знаний

и способов деятельности

Организует работу учащихся за компьютерами. Способствует формированию способности к оценочным действиям

Выполняют практическое задание.

25

5

Подведение итогов

Подводит итоги работы.
Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Акцентирует внимание на полученных отметках за урок

Слушают.
Проводят самооценку результатов работы.
Определяют перспективы изучения темы. Рефлексия

2

6

Домашнее задание

Определяет задание на дом

Записывают в дневник задание

1

 

 

I.             Вопросы для повторения

1.        Что такое информационные системы?

2.        Плюсы внедрения ИС

Обоб­щая опыт ис­поль­зо­ва­ния ин­фор­ма­ци­он­ных си­стем, можно пе­ре­чис­лить ос­нов­ные вы­го­ды от их внед­ре­ния:

По­лу­че­ние быст­ро­го ре­зуль­та­та при по­ис­ке нуж­ной ин­фор­ма­ции

Осво­бож­де­ние со­труд­ни­ков от ру­тин­ной ра­бо­ты

Обес­пе­че­ние до­сто­вер­но­сти по­лу­ча­е­мой ин­фор­ма­ции

Умень­ше­ние за­трат на про­из­вод­ство то­ва­ров и услуг

3.        Определение БД

В ос­но­ве со­вре­мен­ной ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мы лежит база дан­ных, ко­то­рая яв­ля­ет собой со­во­куп­ность струк­ту­ри­ро­ван­ных дан­ных, пред­на­зна­чен­ных для хра­не­ния, на­коп­ле­ния и об­ра­бот­ки с по­мо­щью ком­пью­те­ров.

4.        Структурирование

Струк­ту­ри­ро­ва­ние – это спо­соб си­сте­ма­ти­за­ции дан­ных: выбор од­но­тип­ных объ­ек­тов, опре­де­ле­ние общих ха­рак­те­ри­стик, их опи­сы­ва­ю­щих, и свя­зей между ними.

5.        Основные типы БД, их структуры

Ос­нов­ные типы (мо­де­ли) баз дан­ных:

Иерар­хи­че­ские – ис­поль­зу­ют струк­ту­ру дан­ных в виде де­ре­вьев;

Иерар­хия (от греч. – «свя­щен­ный» и «власть») – это рас­по­ло­же­ние ча­стей или эле­мен­тов це­ло­го в по­ряд­ке от выс­ше­го к низ­ше­му.

Ло­ги­че­ская струк­ту­ра иерар­хи­че­ской мо­де­ли базы дан­ных может быть пред­став­ле­на в виде де­ре­ва (рис. 1). Все объ­ек­ты такой мо­де­ли су­ще­ству­ют на раз­ных уров­нях, при­чем, есть по­ня­тия пре­док и по­то­мок. Объ­ект пре­док на­хо­дит­ся  ближе к корню, у каж­до­го пред­ка может быть один или несколь­ко по­том­ков, так же как их может не быть вовсе (объ­ект 3 уров­ня спра­ва). Но у каж­до­го по­том­ка обя­за­тель­но есть пре­док. Те объ­ек­ты, ко­то­рые на­хо­дят­ся на одном уровне и имеют об­ще­го пред­ка, при­ня­то на­зы­вать близ­не­ца­ми (рис. 2).

Се­те­вые – ис­поль­зу­ют струк­ту­ру в виде сети с мно­же­ствен­ны­ми свя­зя­ми между дан­ны­ми, т. е. в виде графа.

Се­те­вая мо­дель базы дан­ных – это  самая слож­ная мо­дель, по­сколь­ку до­пус­ка­ет мно­же­ствен­ные связи между объ­ек­та­ми. Если в иерар­хи­че­ской мо­де­ли у каж­до­го объ­ек­та может быть один пре­док, то у се­те­вой мо­де­ли каж­дый объ­ект может быть свя­зан с любым ко­ли­че­ством дру­гих объ­ек­тов.

 

 

Ре­ля­ци­он­ные – ис­поль­зу­ют таб­лич­ное пред­став­ле­ние дан­ных;

В ре­ля­ци­он­ной мо­де­ли базы дан­ных все дан­ные можно пред­ста­вить в виде мно­же­ства за­пи­сей, ко­то­рые, в свою оче­редь, ор­га­ни­зо­ва­ны в виде элек­трон­ных таб­лиц. По­лу­чить пред­став­ле­ние о струк­ту­ре мо­де­ли можно, если мы пред­ста­вим себе ор­га­ни­за­цию ин­фор­ма­ции об уча­щих­ся об­ра­зо­ва­тель­но­го учре­жде­ния. Такую ин­фор­ма­цию можно пред­ста­вить в виде несколь­ких таб­лиц.

6.        СУБД?

Ком­плекс про­грамм, обес­пе­чи­ва­ю­щих хра­не­ние и об­ра­бот­ку таких дан­ных (на­при­мер, об­нов­ле­ние или сор­ти­ров­ку) и быст­рый до­ступ к ин­фор­ма­ции по за­про­су, на­зы­ва­ет­ся СУБДси­сте­мой управ­ле­ния базой дан­ных

7.        Этапы развития СУБД   

Тео­ре­ти­че­ские раз­ра­бот­ки мо­де­лей баз дан­ных на­ча­лись в 50-е годы. В 60-е годы они по­лу­чи­ли новое раз­ви­тие, в связи с по­яв­ле­ни­ем таких устройств внеш­ней па­мя­ти, как жест­кий диск, на ко­то­рых стало воз­мож­ным хра­нить боль­шие объ­е­мы ин­фор­ма­ции. В 70-е, 80-е годы эти раз­ра­бот­ки про­дол­жа­лись, и такие фирмы, как Oracle, IBM  вы­пу­сти­ли свои си­сте­мы управ­ле­ния ба­за­ми дан­ных.

В 90-х годах про­шло­го сто­ле­тия осо­бое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла ре­ля­ци­он­ная мо­дель баз дан­ных. Она ока­за­лась очень удоб­ной для при­ло­же­ний, по­стро­ен­ных на ар­хи­тек­ту­ре кли­ент-сер­вер, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в ком­пью­тер­ных сетях.

Вся си­сте­ма управ­ле­ния ба­за­ми дан­ных под­раз­де­ля­ет­ся на две части: кли­ент­скую и сер­вер­ную. Кли­ент­ская часть от­ве­ча­ет за ввод дан­ных и пред­став­ле­ние ин­фор­ма­ции для поль­зо­ва­те­ля, а сер­вер­ная часть от­ве­ча­ет за об­ра­бот­ку за­про­сов, иду­щих от поль­зо­ва­те­ля и об­ра­бот­ку ин­фор­ма­ции, вы­да­чу ре­зуль­та­та об­ра­бот­ки.

8.                  Приложения для создания БД и работы с ними

Су­ще­ству­ют спе­ци­аль­ные при­ло­же­ния для со­зда­ния баз дан­ных такие, как:

a.       Paradox

b.      Oracle

c.       dBase

d.      FoxPro

e.       OpenOffice.org Base

f.        Microsoft Office Access и т. д.

Они по­сто­ян­но раз­ви­ва­ют­ся, по­яв­ля­ют­ся новые вер­сии этих при­ло­же­ний, на­при­мер, при­ло­же­ние FoxPro де­вя­той вер­сии ра­бо­та­ет под опе­ра­ци­он­ной си­сте­мой Windows 7.

Ps.  Су­ще­ству­ют также спе­ци­аль­ные языки про­грам­ми­ро­ва­ния для со­зда­ния баз дан­ных. К таким язы­кам от­но­сит­ся SQL (Structured Query Language) – струк­ту­ри­ро­ван­ный язык за­про­сов. Он ис­поль­зу­ет­ся про­фес­си­о­наль­ны­ми раз­ра­бот­чи­ка­ми ин­фор­ма­ци­он­ных ре­сур­сов (про­грам­ми­ста­ми).

9.    Основные объекты созданной нами в MS Access базы данных

Для того чтобы уви­деть все эле­мен­ты со­здан­ной базы, щелк­нем в об­ла­сти пе­ре­хо­дов,  и мы можем отоб­ра­зить все типы объ­ек­тов, ко­то­рые есть в нашей базе. Есть таб­ли­цы, есть за­про­сы, есть формы и от­че­ты.

Сле­ду­ет от­ме­тить, что все объ­ек­ты базы можно хра­нить в одном файле с рас­ши­ре­ни­ем .accsdb .

Существуют СУБД, с помощью которых создаются крупные промышленные информационные системы. Для работы с этими системами нужны специальные знания, в том числе владение специализированными языками программирования. Для ведения личных БД и БД небольших предприятий используются более простые СУБД, работать с которыми могут обычные пользователи.

Проанализировав характеристики области применения MicrosoftAccess можно выделить следующие структуры:

ü  применение в малом и среднем бизнесе (бухгалтерский учет, ввод заказов, ведение информации о клиентах, ведение информации о деловых контактах, кадрах и т.п;

ü  в крупных корпорациях (приложения для рабочих групп, системы обработки информации, документооборот);

ü  в качестве персональной СУБД (справочник по адресам,  поваренная книга, каталоги книг, пластинок, видеофильмов и т.п.);

ü  в качестве средства хранения данных, которое используется в других приложениях.

 

III. Практическая работа

Сейчас вам предстоит выполнить практическую работу. В которой необходимо создать БД, внести данные в форму и создать несколько запросов.

Помните о правилах поведения и безопасной работы на персональном компьютере.

 

IV. Подведение итогов работы. Рефлексия

V. Домашнее задание