Суицид-это страшное слова, но в нашем мире это реальность.Все чаще это стало встречаться среди подростков.... Не важно, просто ли ребенок хотел на взрослых, или играл, а может быть он осознанно на это пошел. В виртуальном мире стало появляться много групп, направленных на это действие, и подростки интересуются этим, но не всегда отдают отчет своим действиям....
Пути преодоления кризисных состояний учащихся в подростковом возрасте.pptx
Суицид
Пути преодоления кризисных
состояний учащихся в
подростковом возрасте
Семинар для педагогического
коллектива
Суицид
суицида
является
причиной
социально
Общей
психологическая дезадаптация, возникающая под
влиянием острых психотравмирующих ситуаций,
нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим
окружением. Однако для подростков это чаще всего
не тотальные нарушения, а нарушения общения с
близкими, с семьей.
Суицид
Внутренние суицидальные проявления включают в себя:
суицидальные мысли;
фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если
бы со мной чтонибудь случилось, и я бы умер»);
суицидальные замыслы: способы, средства и временя.
К внешним формам суицидного поведения относятся:
попытки – целенаправленные акты поведения, направленные
на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;
завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью
человека.
Суицид
Суицид подростков имеет следующие черты:
1. суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые
конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
2. конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный,
вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
3. суицидальный поступок воспринимается в романтически
героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие,
как мужественное решение и т.п.
4. суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры
на публику»;
5. суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом,
в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
6. средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 23
этажа, мало токсические вещества, тонкая веревка и т.п.).
Суицид
Общие признаки суицидального риска
Разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с
гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения
себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры
прощального характера.
Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком
окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера,
склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и
черное.
Объективная тяжесть жизненных обстоятельств:
детство, прошедшее в неблагополучной семье;
плохие отношения с близкими в данный период;
потеря дорогого человека, общественное
отвержение; тяжелое заболевание и т.д.
Снижение ресурсов личности.
Суицид
Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду
следующие:
тревожноажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с
проявлениями суеты, спешки;
затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами
катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной
агрессией;
депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей,
бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда
за себя, отчетливая
неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой,
вызывающим поведением, дерзостью;
тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и
нервнопсихическими нарушениями;
употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
Суицид
Внешние обстоятельства суицидального подростка:
неблагополучная семья: тяжелый психологический климат,
конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого
взрослого, который бы занимался подростком;
неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение,
назойливая опека, жестокость, критичность к любым
проявлениям подростка;
отсутствие у подростка друзей,
отвержение в учебной группе;
серия неудач в учебе, общении,
межличностных отношениях с
родственниками и взрослыми.
Суицид
Исследования показали
главный источник негативных переживаний – семейные
конфликты. (На это указали 50% мальчиков и 78% девочек)
частые наказания детей (Частые наказания провоцируют
развитие лживости как средства скрыть проступок).
морализаторство
взрослых.
Суицид
Роль педагога в работе с такими подростками :
Помощь в своевременном выявлении таких детей и
анамнестических
профилактика
(сбор
первичная
сведений).
Выражается в том, что, часто общаясь с ребенком, он
состояния:
увидеть признаки проблемного
может
напряжение, апатию, агрессивность и т.п.
Педагог может обратить внимание школьного врача,
родителей, администрации школы на этого подростка.
Старшему
подростку
предложить
разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его
состояние
психологу,
психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.
обратиться
советует
и
он
может
к
Суицид
Факторы личности препятствующие
совершению суицида
нереализованные творческие планы,
осознание бессмысленности самоубийства,
боязнь причинить душевную боль родным и близким,
неуверенность в надёжности выбранного способа
самоубийства,
религиозные и
социальные табу.
Суицид
Психопрофилактика суицида с учетом основных
№ п/п
Класс
Основные виды деятельности с учащимися
На что обратить внимание
видов учащихся
1
2
3
4
5
6
7
1 – 4
Становление и развитие самооценки учащихся.
Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка
В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти.
Рискованные поступки могут совершаться изза интереса к
завышена.
смерти.
5
6
7
8
9
Адаптация к среднему звену
Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной
Активизация интереса к коллективной деятельности.
сферы ребенка
Активизация интереса к эмоциональноволевой сфере
человеческой жизни
Развитие и коррекция эмоциональноволевой сферы;
Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот»
Резкое падение самооценки; повышение агрессивности,
тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении
Развитие навыков общения,
Формирование навыков само регуляции, реализация
потребности в эмоциональной поддержке со стороны
взрослых (семьи, педагогов)
Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается
Развитие навыков общения; формирование навыков само
с нестабильной самооценкой;
Активизация сферы профессиональных интересов
регуляции; первичное исследование сферы
профессиональных интересов
Активизация сферы профессиональных интересов; рост
Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к
потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и
смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей»
профильному выбору;
Обучение построению жизненных перспектив и планов с
учетом психологических знаний о себе
1011
Профессиональное самоопределение. Раздумья о любви, о
Нетрадиционные педагогические и психологические
семейных отношениях
Юношеский максимализм, идеализм, высокий уровень критики
жизненного устройства, радикальность мнений и поступков
Появление собственной внутренней философии, отношения к
жизни и ее смыслу
приемы обучения, общения, воспитания.
Готовность педагога помочь найти ответ на вопросы,
которые ставят перед ним учащиеся
Суицид
Роль родителей в профилактике
суицидальных попыток
В семьях с нормальными
взаимоотношениями суицида не
происходит. Ни на любовной почве, ни на
какой другой. Потому что ребенку есть с
кем поговорить.
Дом подростка – это модель мира. А
если мир так ужасен, как бывает иногда
обстановка в семье, то зачем жить?
(алкоголизм в семье, драки, дикая опека и
т. д.)
Суицид
Правовая ответственность
Попытка самоубийства может служить основанием для
недобровольного помещения в психиатрическую больницу
пособничество при самоубийстве, подстрекательство к
самоубийству, доведение до самоубийства и неоказание
медицинской помощи при самоубийстве может повлечь за собой
правовую ответственность (ст. 110 УК РФ).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.