Понятие эстетическое воспитания органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.
Существенный компонент эстетического воспитания и его
содержание.
Понятие эстетическое воспитания органически связано с термином
эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика
происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает
ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание
обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в
эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным
отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его
способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В
этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации
разнообразной художественноэстетической деятельности учащихся,
направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия
и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку
эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих
задатков и дарований в области искусства. Поскольку эстетическое
воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно
охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам
искусства к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой
цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и
литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной
эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в
природе, в нравственном облике и поведении человека.
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания
является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же
стороны этого развития оно должно охватывать?
Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические
потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей
общества.
Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является
развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны
охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо
научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства,
природе, окружающей жизни и поведении людей.
Существенным компонентом эстетического воспитания является
овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением
выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения
действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и
понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и
жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и
нравственноэстетическую направленность искусства.Большое место в содержании эстетического воспитания занимает
формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием
и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать
красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять
художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры
поведения.
Важным содержательным компонентом эстетического воспитания
является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их
склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и
литературе. Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого
ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве,
которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.
Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и
осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию
у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.
Как же должно осуществляться эстетическое воспитание?