Сущность и виды социального проектирования
Оценка 4.8

Сущность и виды социального проектирования

Оценка 4.8
Лекции
docx
технология
5 кл—11 кл +1
22.07.2020
Сущность и виды социального проектирования
Социальное проектирование - технология социального воспитания учащихся. Главный педагогический смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я -концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
сущность, виды соцпроектирования.docx

МБОУ Избердеевская СОШ

имени Героя Советского Союза В.В.Кораблина

 Петровского района Тамбовской области

Центр технологического образования «Политех»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на тему:

 

 

 

«Сущность и виды социального проектирования»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила Орлова Т.А.,

учитель технологии высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

Социальное проектирование - технология социального воспитания учащихся. Главный педагогический смысл этой технологии - создание условий длясоциальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяетвоспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я -концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социальноговзаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

• социально значимая, имеющая социальный эффект;

• результатом которой является создание реального (но не обязательно

вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение ипринципиально, качественно нового в его личном опыте;

• задуманная, продуманная и осуществленная подростком;

• в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, совзрослой культурой, с социумом;

• через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностейсовременного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие еёвиды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационнуюкомпоненту, как методический приём организации образовательного процесса. Неотъемлемойсоставляющейпроектированияпредставляетсямежличностное общение.

Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование».

Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов, и шагов по ее реализации. Еще проект - это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения

окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их

достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальный проект - это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществленияпланируемых действий.

В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждении

дополнительного образования детей занимает прочное место осуществляемая подруководством педагога проектная деятельность воспитанников.

Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых в УДОД:

·        Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);

• Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо

объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и

представление для широкой аудитории);

• Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальныероли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровойситуации);

•Исследовательские(результатсвязансрешениемтворческойисследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличиеосновных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

• Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути

приемов.

Цель социального проектирования:

- привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемамместного сообщества;

- включение старшеклассников в реальную практическую деятельность поразрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

- повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения

дополнительной информации;

- формированиесоциально-личностных компетенций:

навыки «разумногосоциального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальныхнавыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимыхресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальнаямобильность и т.д.;

- закрепление навыков командной работы;

Структура социального проектирования

Выступая сложным системным образованием, социальное проектированиевключает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, входе которого подросток получает и присваивает информацию о социальныхобъектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки

социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой,

заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной,часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования.

Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложностиорганизации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — практика (по навыкам, длительности, ответственности иприобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. С другой — освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия;

прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимойстороной); реализация социального проекта предполагает включение в качествепроектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы илипрактики. Для освоения подростком социальной практики или социального проектакак вида деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей исодержания деятельности.

Социальное проектирование — цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходепроектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

• социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания,сквернословие, алкоголизм);

• социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношениек клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);

• социальные институты (органы власти и управления, политическая партия,

школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

• социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный

ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровыеплощадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития — те критерии, качественные характеристики которых, с одной стороны, являются показателями степени готовности подростка к социальному проектированию, а с другой — базой, основой проектирования. Поэтапное прохождение через проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятельность подростка, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения.

Технология разработки социального проекта

План действий и этап практических шагов несут в себе логику всего социального проектирования: получение информации о социальном объекте

(познание) — проблематизация  информации — преобразование социального

объекта.

Действия

Познание→Проблематизация→Преобразование

ПРОЕКТ (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.

ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.

ШАГ №3. Определение целей и задач социальной проблемы.

ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.

ШАГ №5. Составление детального плана работы.

ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.

ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.

ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.

ШАГ №9. Составления бюджета проекта.

ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.

ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.

ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.

Последовательность шагов №№1-12 - это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся.

Дальнейшие шаги №№ 13-19 - это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников.

ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.

ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.

ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.

ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.

ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.

ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.

ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.

Два последних шага №№20, 21 - это подведение итогов работы над социальным проектом.

ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.

ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта

Основные требования к проекту

1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) - это

характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четкоопределенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатовкаждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

-этапы и конкретные сроки их реализации;

-четкие и измеряемые задачи;

-конкретные и измеряемые результаты;

-планы и графики выполнения работ;

-конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2. Целостность - общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его частьсоответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность - логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность - доказательность того, что идея проекта,

подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются

следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей

воздействия на нее.

5. Компетентность автора и персонала - адекватное выражение осведомленностиавторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владениеперсонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеспособность - определение перспектив развития проекта в дальнейшем,возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Требования к оформлению проекта

1. Проект отпечатан, аккуратно оформлен.

2. Титульная страница содержит название проекта, данные об авторах,

принадлежность учреждению/организации, год и место составления.

3. Если проект больше пяти страницу по объёму, то он имеет оглавление с

указанием разделов и нумерации страниц.

4. Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источник, если

авторы использовали литературу - в конце приложен библиографический список суказанием автора, названия книги, издательства, места и года издания.

5. Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы

разделены на смысловые абзацы.

6. Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страницчитабельного текста - описания проекта.

7. Форма написания проекта должна быть доступной и интересной.

8. Поясняющая/дополнительная документация (сценарии, анкеты, результаты

социальных опросов, отзывы, финансовые бланки и т.д.) прилагается в конце

проекта.

Ожидаемые результаты.

1. Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

2. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы воспитанникови принять их предложения по улучшению социальной ситуации.

3. Реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в местном

сообществе.

4. Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры воспитанников.

5. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

6. Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.

Типичные ошибки социального проектирования

-отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных

проектов, о работе других групп учащихся;

-переоценка воспитанниками своих сил и возможностей проектной группы;

-провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны учащихся, то есть доведения до практических результатов;

-отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и

финансирования предложенного социального проекта.

Роль педагога дополнительного образования в социальном проектировании

Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.

Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене

традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого,

наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за егопоступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку. Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этогобуфера — не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую очередь. Можно говоритьо том, что в ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в социально- педагогическую.

Технология разработки социальных проектов

Уважаемые коллеги!

Приступая к разработке социально-педагогического проекта, Вы можетевзять за основу следующий алгоритм:

1. Оцените текущее состояние, что предстоит сделать, определите направления развития, определите составляющие, подлежащие улучшению.

2. Обрисуйте ваш взгляд на перспективу решения проблемы, четко изложите взгляд, объясните, почему это важно.

3. Определите и сформулируйте проблему, которую Вы хотите решить при

реализации разрабатываемого проекта.

4. Исходя из сформулированной проблемы, определите и сформулируйте название Вашего проекта.

5. Учитывая требования, предъявляемые к цели, реалистичные, обоснованные, многообещающие, ранжируемые, диагностируемые, достижимые, опишите их.

6. В соответствие с целью проекта сформулируйте задачи, необходимые для ее достижения.

7. Определите мероприятия, необходимые для решения каждой задачи.

8. Определите, каковы критерии, позволяющие определить решение поставленных задач.

9. Выделите основные способы реализации поставленных в проекте задач.

10. Определите возможные риски, с которыми придется встретиться при разработке и реализации проекта (желательно по каждой задаче).

11. В соответствие с целью и задачами проекта обоснуйте кадровое обеспечение проекта на этапе его разработки и этапе реализации.

12. Определите сроки выполнения проекта и отдельных его этапов. Укажите этапы проекта. Назначьте ответственного за каждый этап.

Спасибо за сотрудничество!

Литература

•Аверин А.Н. Социальный эксперимент и его роль в управлении. - М., 1996

•Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным

развитием. - Минск, 1986

•Асеев В.Г., Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование.- М., 1984

•Бурков В.II., Новиков Д.А. Как управлять проектами. - М., СИНТЕГ - ГЕО, 1997

• Викторова Т.Б. Социальное проектирование - социальное действие //Дополнительное образование. - №1,2006. - С. 51-53.

• Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. -М.:МАРО, 1996

• Добров Г.М. Прогнозирование науки и техники. - М.: Наука, 1977

• Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М., 1996

• Воропаев В.И. Управление проектами в России. - М.: Алане, 1995

• Колчина М.С. Социальный проект как средство развития гражданского сознанияучащихся // Дополнительное образование. - №8, 2004 - С. 3-6.

• Лапин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф. Теория и практика социального

планирования. - М., 1975

•Носакова Т.В. Роль проектных технологий в процессе социализации личности(на примере социальной подготовки учащихся к семейной жизни) //

Дополнительное образование. - №3, 2005 - С. 41-42.

• Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и

методические проблемы / Отв.ред. Т.М.Дридзе. - М.,1994.

•Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальноепроектирование как средство становления гражданской позиции школьников //Дополнительное образование. - №10, 2005 - С. 26-29.

• Сбитнева В.Б. Возможности методики социального проектирования в

формировании лидерской позиции подростков // Внешкольник. - №12, 2006 - С. 17-19

• Социальные технологии. Толковый словарь / Под ред. В.Н.Иванова. - М-

Белгород, 1995

• Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Прометей, Юрайт, 1998

Электронные адреса опыта

http:// deptno.lipetsk.ru/eduportal/files/soeproektrukovod.doc 

линия: http://penza.fio.rU/personal/l 15/4/7/

Опытоформлениясоциальнопroрhоtеtкpт:/а/ p«eНdаsoмv строить наше

http://pedsovet.perm.ru/sections/psec

ПРИНЦИПЫ connanbHoro www.aspr.ru/page.php?id=55  п рое к 1 и рован и я

Социальное проектирование: создание системы общественного участия в

разработке и реализации

http://ano.leontief.ru/modul2.htm

стратегического плана


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ Избердеевская СОШ имени

МБОУ Избердеевская СОШ имени

Социальное проектирование - технология социального воспитания учащихся

Социальное проектирование - технология социального воспитания учащихся

Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории); •

Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории); •

Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложностиорганизации

Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложностиорганизации

Поэтапное прохождение через проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей

Поэтапное прохождение через проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей

Два последних шага №№20, 21 - это подведение итогов работы над социальным проектом

Два последних шага №№20, 21 - это подведение итогов работы над социальным проектом

Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страницчитабельного текста - описания проекта

Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страницчитабельного текста - описания проекта

Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т

Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т

Асеев В.Г., Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование

Асеев В.Г., Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование