Сущность патриотического воспитания, формы и методы воспитания патриотизма младших школьников в поселковой школе
Оценка 4.8

Сущность патриотического воспитания, формы и методы воспитания патриотизма младших школьников в поселковой школе

Оценка 4.8
docx
28.06.2022
Сущность патриотического воспитания, формы и методы  воспитания  патриотизма  младших школьников  в поселковой  школе
Сущность патриотического воспитания, формы и методы воспитания патриотизма мл. школьников.docx

Сущность патриотического воспитания, формы и методы  воспитания  патриотизма  младших школьников  в поселковой  школе

 

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в развитии личности ученика. Только на основе уровня патриотического воспитания и государственных реликвий укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Патриотизм  -  это  любовь  к  своей  Родине,  которая  проявляется  глубокими  и  сильными  человеческими  чувствами.  Это  нравственный  и  общественный  принцип  отношения  людей  к  своей  стране.  Это  и  главное  нравственное  качество,  которое  будет  рассматриваться  как  наивысшее  проявление  гражданской  и  политической  активности  людей  [34].     

Привить любовь к своей Родине желательно как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети младшего школьного возраста  должны понимать, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее.

Задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать занятия по данной тематике. Потребуется проявить не только творческий подход, но и  умение использовать на своих мероприятиях особенности культурно-исторических традиций не только той страны, в которой проживают, но и своего региона.

Одной из оптимальных форм проведения такого занятия является внеклассное мероприятие.

Целью таких занятий является введение детей в историю русской культуры, содействие принятия ими следующих качеств: любовь к своей родине, милосердие, толерантность, уважение к своей культуре.   

Учащиеся в начальной школе достаточно восприимчивы к усвоению цен-

ностей и нравственных норм, и этот факт нужно в полной мере учесть. Такие занятия помогают сформировать не только уровень патриотического воспитания, но и личность детей.

Дети  как  губка, впитывающая все новое, они просто ни дня жить не могут без новых ощущений и эмоций, запоминают их, воспроизводят, по нескольку раз пересказывая события прошедшего дня - это потребность в новых впечатлениях от каждого прожитого дня.

Воспитание подрастающего поколения - процесс многогранный. В качестве первоочередных  направлений в воспитании рассматриваются физическое  здоровье детей; интеллектуальное развитие; гражданское и патриотическое воспитание; формирование культуры личности и духовных ценностей; эстетическое и трудовое воспитание; формирование жизненных планов школьников,

подготовка к семейной жизни и др.

В ст. 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, и одной из важнейших задач названа задача патриотической воспитательной направленности - «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Одновременно в законе отмечается, что содержание образования, ориентированное на воспитание патриотизма и гражданственности, должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества [38].

Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной воспитательной работы:

- экскурсии;

- беседы;

- акции;

- классные часы;

- праздники;

- родительские собрания;

- конкурсы;

- викторины;

- встреча с интересными людьми.

Организация внеурочной деятельности детей в современной  школе всегда была и будет очень важной сферой деятельности учителя. Занятия с детьми после  уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют огромное  значение для их развития и воспитания. Занятия важны так же и для самого учителя, так как помогают сблизиться с детьми, узнать их лучше, и установить хорошие отношения.

Для воспитания патриотизма у младших школьников учитель использует разнообразные формы и методы воспитания. Немаловажной  учебной формой является игра. Игры младших школьников направлены на простое подражание социальным формам поведения. С одной стороны, в игре проявляется биологическая сущность ребенка, а с другой - готовность к социальной адаптации.

Методы воспитания можно определить как «совместность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий».

Внеурочная деятельность  может быть организована  по нескольким направлениям: 

- спортивно-оздоровительное;

- духовно-нравственное;

- общеинтеллектуальное;

- общекультурное;

- социальное.

Воспитательная работа осуществляется не только через уроки окружающего мира, литературного чтения, русского языка, технологии, музыки, изобразительного искусства, но и  через такие формы, как  факультативы, конкурсы и олимпиады, поисковые и научные исследования, встречи с интересными людьми, акции, классные часы.

По гражданско-патриотическому направлению проводятся викторины, исследовательские работы «Живая память потомков», встречи с ветеранами

ВОВ, чеченской и афганской воин.

С целью духовно-нравственного воспитания на классных часах «Мама – первое слово», «Твори добро», «Моя семья» и беседах «Хлеб всему голова», «Я и мои товарищи», «Уважай старших», раскрываются  понятия: «добро», «внимание», «отзывчивость», «милосердие», «благотворительность»  и другие положительные и отрица­тельные качества человека.

В рамках социального направления  вместе с детьми изготавливаются плакаты о добре, проводятся  акции «Пожилой человек», «День матери», «Спасибо деду за победу!», делаются подарки, изготавливаются открытки  жителям села Покосное.

В рамках военно-патриотического на­правления детям рассказывается о Беслановской школе «Беслан - три дня Ада», о семье Савичевых « Мы будем помнить тебя, Таня», о блокаде Ленинграда «Дорога жизни», проводятся занятия  «Подвиг народа мы не забудем!», «Защитники, кто они?», «Этот День Победы!».

В рамках духовно - нравственного  направления  используется программа внеурочной деятельности «Я - маленький патриот».          

В результате наблюдений, диагностики уровня воспитанности можно говорить о том, что гражданско-патриотическое воспитание становится более эффективным, если будет обеспечена системная организация патриотической работы, включающая не только учебную, но  и внеучебную деятельность.

При реализации программы «Я - маленький патриот» в детях будет заложено начало уровня патриотического воспитания.

Индивидуальные же формы патриотического воспитания ребенка осуществляются в семье. Именно семья играет важнейшую роль на всем возрастном этапе. Поэтому учитель должен установить тесный контакт с семьями младших школьников, привлечь к участию родителей в процесс патриотического воспитания детей. Проводить совместные родительские собрания с детьми на тематические темы, классные часы, праздники, акции. Все эти мероприятия сблизят детей, родителей и педагогов.

 

Выводы

 

Таким образом, успех патриотической работы в начальной школе, зависит от нравственно-психологического облика учителя, его психолого-педагогической и профессиональной подготовки, отношения к своим обязанностям, от умения плодотворно сотрудничать с родителями младших школьников.

Работа по нравственному воспитанию должна, проводится, регулярно и в системе.

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы.

Также нужно учитывать психологические особенности детей (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств и др.).

Обязательно нужно связывать воспитательно-образовательную работу с окружающей общественной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

Воспитание патриотизма начинается в семье, затем продолжается в школе, где прививаются детям такие качества, как ответственность перед страной, уважение к окружающим, своей Родине, интерес и любовь к родному краю, глубокое уважение к традициям земляков и др.

Так же необходимо воспитывать чувство любви к Родине в младших школьниках в результате тесного общения с природой, людьми родного края.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей.

На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи,  необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если са-

ми взрослые будут знать, и любить историю своей страны, своего села.

Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям младшего школьного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим селом.

В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Здесь представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя определенные личностные характеристики.

Чем полнее, глубже, ярче и содержательнее  будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенно скажутся они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Воспитательная работа даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.

 


 

Сущность патриотического воспитания, формы и методы воспитания патриотизма младших школьников в поселковой школе

Сущность патриотического воспитания, формы и методы воспитания патриотизма младших школьников в поселковой школе

Воспитание подрастающего поколения - процесс многогранный

Воспитание подрастающего поколения - процесс многогранный

С одной стороны, в игре проявляется биологическая сущность ребенка, а с другой - готовность к социальной адаптации

С одной стороны, в игре проявляется биологическая сущность ребенка, а с другой - готовность к социальной адаптации

При реализации программы «Я - маленький патриот» в детях будет заложено начало уровня патриотического воспитания

При реализации программы «Я - маленький патриот» в детях будет заложено начало уровня патриотического воспитания

На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи, необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная «малой

На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи, необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная «малой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2022