«Сущность развития профессиональной компетентности педагога работающего с обучающимися с ОВЗ»
Аннотация
В статье раскрывается сущность развития профессиональной компетентности педагога работающего с детьми с ОВЗ, анализируются различные подходы к определению понятия «компетентность педагога». Определяются ключевые компетенции учителей.
Ключевые слова: Инклюзивное образование, компетентность, профессиональная компетентность педагога, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья - одна из основных тенденций развития современной образовательной практики. Распространившиеся в России быстрыми темпами процессы интеграции опередили разработку в отечественной дефектологической науке теоретических подходов в этом направлении, а также экспериментальные исследования в этой области. В том числе неизученной оказалась проблема профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования.
Компетентность – это сложная система знаний и умений, внутренних психических состояний, свойств личности специалиста, его готовность к осуществлению коррекционно-развивающей работы, проявляющаяся при решении возникающих в практике профессионально-педагогических задач.
[3; 4; 5; 6].
Под развитием профессиональной компетентности педагогов,
работающих с обучающимися
с ОВЗ, понимается как многоуровневый процесс, поэтому требуется определенная
система, чтобы выявить механизм развития личности профессионала и организуемой
им педагогической деятельности. Реальная педагогическая практика показывает,
что у педагогов, работающих
с обучающимися с ОВЗ, компоненты профессиональнойготовности, как правило, могут
находиться на различных стадиях сформированности или отсутствовать вообще.
Динамика развития профессиональной компетентности учителя определяется сменой
репродуктивного уровня выполнения действий и операций творческим; гармонизацией
и усложнением деятельностных
и коммуникативных компонентов педагогической компетентности.
Анализ форм организации, программных и методических материалов,
свидетельствует,
что не определены оптимальные сроки и формы подготовки педагогов к новым
условиям профессиональной деятельности. Подготовка педагогов для реализации
инклюзивного образования в основном направлена на формирование знаний об особенностях
обучающихся
с нарушениями развития. При этом значительно меньше внимания обращается на
профессионально-личностную готовность педагога к работе с обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
Профессионально-личностная готовность педагога к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья должна включать профессионально-гуманистическую направленность личности, в том числе её профессионально-ценностные ориентации, профессионально-личностные качества и умения.
Профессионально-гуманистическая направленность личности проявляется в осознании педагогом гуманистических ценностей профессиональной деятельности, удовлетворенности ею, целеустремленности в овладении профессиональным мастерством, действенности и активности личности в достижении гуманистических целей и задач воспитания и обучения обучающихся.
Педагог, готовящийся работать с обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья, должен руководствоваться следующей системой
профессионально-ценностной ориентаций: признание ценности личности человека
независимо от степени тяжести его нарушения;
направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом;
осознание своей ответственности; понимание творческой сущности педагогической
деятельности с обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья и др.
Важная составляющая профессионально-личностной готовности
педагога, работающего
с лицами с ограниченными возможностями здоровья это - готовность к оказанию
помощи. Известный психолог Х. Хек-хаузен указывал, что «под оказанием помощи,
альтруистическим, или просоциальным, поведением могут пониматься любые
направленные на благополучие других людей действия» [1, с. 338]. Готовность к
оказанию помощи - интегральное личностное качество, включающее милосердие,
эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля
и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать
наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке (взрослом)
для оптимизации педагогической работы; перцептивные умения; креативность,
творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и др. Педагог
должен осознавать значимость этих качеств
и стремиться их развивать.
Педагог, работающий с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности,
контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на
изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем
арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки
релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных,
неожиданных
ситуациях. Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная
устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между
обучающимися, между обучающимися
и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации учебно-воспитательного
процесса.
Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую
деятельность
с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им
деликатности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность
служебной информации и личных тайн обучающихся.
Педагог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы и формы обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Так же необходимо создание диагностического комплекса,
направленного на выявление
ценностных ориентаций и личностных ресурсов, позволяющего отбирать педагогов,
способных решать задачи инклюзивного образования.
Можно выделить следующие условия становления профессионально-личностной готовности педагога к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
- целенаправленное развитие ценностно-смысловой сферы личности педагога;
- актуализация
и развитие качеств, создающих профессионально-личностную готовность педагога
к работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- ориентация на личностную индивидуальность каждого обучающегося, обеспечение дифференциального и индивидуально-творческого подхода.
Важно стимулировать педагога в познании себя, своих возможностей и способностей. Необходим комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня профессионально значимых качеств, чтобы, соотнеся результаты диагностики с требованиями, предъявляемыми к педагогу, работающему с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, профессионально-личностная готовность педагога к
работе с детьми
с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого
комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах. Не каждый
педагог, работающий
в общеобразовательном учреждении с нормально развивающимися детьми, способен к
работе
с обучающимися, имеющим ограниченные возможности здоровья и самопознание
выступает необходимым условием саморазвития и самообразования. Разработанные
педагогические условия будут способствовать развитию
профессионально-личностной готовности педагога к работе
с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Список литературы:
1. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: Т. 1; Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского; Предисловие Л.И. Анцыферовой, Б.М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. 408 с.
2. Яковлева, И.М.
Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми
с ограниченными возможностями здоровья // Вестник МГОПУ. Серия «Педагогика».
2009. № 6. С.
140-144.
3. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - №10. – С. 51-55.
4. Зимняя, И.А.
Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного
подхода в образовании. Авторская версия. - // Труды методологического семинара
«Россия
в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский
центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
5. Козырева, О.А. Методология моделирования профессиональной компетентности учителя // Дополнительное профессиональное образование. - 2008. - №4(50). - С.24-25
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.