«Сущность развития профессиональной компетентности педагога работающего с обучающимися с ОВЗ»
Оценка 4.9

«Сущность развития профессиональной компетентности педагога работающего с обучающимися с ОВЗ»

Оценка 4.9
docx
07.04.2020
«Сущность развития профессиональной компетентности педагога работающего с обучающимися с ОВЗ»
«Сущность развития профессиональной компетентности педагога работающего с обучающимися с ОВЗ».docx

«Сущность развития профессиональной компетентности педагога работающего с обучающимися с ОВЗ»

Аннотация

В статье раскрывается сущность развития профессиональной компетентности педагога работающего с детьми с ОВЗ, анализируются различные подходы к определению понятия «компетентность педагога». Определяются ключевые компетенции учителей.

Ключевые слова: Инклюзивное образование, компетентность, профессиональная компетентность педагога, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

 

Инклюзивное образование лиц с ограниченными воз­можностями здоровья - одна из основных тенденций развития современной образовательной практики. Рас­пространившиеся в России быстрыми темпами процессы интеграции опередили разработку в отечественной де­фектологической науке теоретических подходов в этом направлении, а также экспериментальные исследования в этой области. В том числе неизученной оказалась про­блема профессиональной компетентности педагогов, ра­ботающих в условиях инклюзивного образования.

Компетентность – это сложная система знаний и умений, внутренних психических состояний, свойств личности специалиста, его готовность к осуществлению коррекционно-развивающей работы, проявляющаяся при решении возникающих в практике профессионально-педагогических задач.

[3; 4; 5; 6]. 

Под развитием профессиональной компетентности педагогов, работающих с обучающимися
с ОВЗ, понимается как многоуровневый процесс, поэтому требуется определенная система, чтобы выявить механизм развития личности профессионала и организуемой им педагогической деятельности. Реальная педагогическая практика показывает, что у педагогов, работающих
с обучающимися с ОВЗ, компоненты профессиональнойготовности, как правило, могут находиться на различных стадиях сформированности или отсутствовать вообще. Динамика развития профессиональной компетентности учителя определяется сменой репродуктивного уровня выполнения действий и операций творческим; гармонизацией и усложнением деятельностных
и коммуникативных компонентов педагогической компетентности.

Анализ форм организации, программных и методи­ческих материалов,

сви­детельствует, что не определены опти­мальные сроки и формы подготовки педагогов к новым условиям профессиональной деятельности. Подготовка педагогов для реализации инклюзивного образования в основном направлена на формирование знаний об осо­бенностях обучающихся
с нарушениями развития. При этом значи­тельно меньше внимания обращается на
профессио­нально-личностную готовность педагога к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессионально-личностная готовность педагога к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья должна включать профессионально-гуманистичес­кую направленность личности, в том числе её профес­сионально-ценностные ориентации, профессиональ­но-личностные качества и умения.

Профессионально-гуманистическая направленность личности проявляется в осознании педагогом гуманис­тических ценностей профессиональной деятельности, удовлетворенности ею, целеустремленности в овладе­нии профессиональным мастерством, действенности и активности личности в достижении гуманистических целей и задач воспитания и обучения обучающихся.

Педагог, готовящийся работать с обучающимися с ограни­ченными возможностями здоровья, должен руководствоваться следующей системой профессионально-ценностной ориентаций: признание ценности личности человека неза­висимо от степени тяжести его нарушения;
направлен­ность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом; осознание своей ответственности; понимание творческой сущнос­ти педагогической деятельности с обучающимися
с ограничен­ными возможностями здоровья и др.

Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего
с лицами с ограничен­ными возможностями здоровья это - го­товность к оказанию помощи. Известный психолог Х. Хек-хаузен указывал, что «под оказанием помощи, альтруисти­ческим, или просоциальным, поведением могут понимать­ся любые направленные на благополучие других людей действия» [1, с. 338]. Готовность к оказанию по­мощи - интегральное личностное качество, включающее милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оп­тимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность сум­мировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке (взрослом) для оптимиза­ции педагогической работы; перцептивные умения; креа­тивность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и др. Педагог должен осознавать значимость этих качеств
и стремиться их развивать.

Педагог, работающий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролиро­вать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале уме­ния, позволяющие справляться с негативными эмоци­ями,  навыки релаксации, умение владеть собой, спо­собность адаптироваться в трудных, неожиданных
си­туациях. Самообладание педагога, его уравновешен­ность, эмоциональная устойчивость позволяют преду­предить конфликтные ситуации в отношениях между обучающимися, между обучающимися
и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации учебно-вос­питательного процесса.

Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность
с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им дели­катности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн обучающихся.

Педагог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы и формы обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Так же необходимо создание диагностиче­ского комплекса, направленного на выявление
ценно­стных ориентаций и личностных ресурсов, позволяю­щего отбирать педагогов, способных решать задачи инклюзивного образования.

Можно выделить следующие условия становления про­фессионально-личностной готовности педагога к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

- целенаправленное развитие ценностно-смысловой сферы личности педагога;

- актуализация и развитие качеств, создающих профес­сионально-личностную готовность педагога
к работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья;

- ориентация на личностную индивидуальность каждого обучающегося, обеспечение дифференциаль­ного и индивидуально-творческого подхода.

Важно стимулировать педагога в познании себя, своих возможностей и способностей. Необходим комплекс диа­гностических методик, направленных на выявление уров­ня профессионально значимых качеств, чтобы, соотнеся результаты диагностики с требованиями, предъявляемы­ми к педагогу, работающему с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, профессионально-личностная готов­ность педагога к работе с детьми
с ограниченными воз­можностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах. Не каждый педагог, работающий
в общеобразовательном учреждении с нормально разви­вающимися детьми, способен к работе
с обучающимися, име­ющим ограниченные возможности здоровья и самопознание выступает необходимым условием саморазвития и самообразования. Разработанные педагогические условия будут спо­собствовать развитию профессионально-личностной готовности педагога к работе
с обучающимися, имеющими ог­раниченные возможности здоровья.

 


Список литературы:

1. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: Т. 1; Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского; Предисловие Л.И. Анцыферовой, Б.М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. 408 с.

2. Яковлева, И.М. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми
с ограниченными возможностями здоровья // Вестник МГОПУ. Серия «Педагогика». 2009. № 6. С.
140-144.

3. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - №10. – С. 51-55.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - // Труды методологического семинара «Россия
в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

5.  Козырева, О.А. Методология моделирования профессиональной компетентности учителя // Дополнительное профессиональное образование. - 2008. - №4(50). - С.24-25


 

Сущность развития профессиональной компетентности педагога работающего с обучающимися с

Сущность развития профессиональной компетентности педагога работающего с обучающимися с

ОВЗ, компоненты профессиональнойготовности, как правило, могут находиться на различных стадиях сформированности или отсутствовать вообще

ОВЗ, компоненты профессиональнойготовности, как правило, могут находиться на различных стадиях сформированности или отсутствовать вообще

Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с лицами с ограничен­ными возможностями здоровья это - го­товность к оказанию помощи

Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с лицами с ограничен­ными возможностями здоровья это - го­товность к оказанию помощи

Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им дели­катности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность…

Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им дели­катности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность…

Не каждый педагог, работающий в общеобразовательном учреждении с нормально разви­вающимися детьми, способен к работе с обучающимися, име­ющим ограниченные возможности здоровья и самопознание выступает необходимым условием…

Не каждый педагог, работающий в общеобразовательном учреждении с нормально разви­вающимися детьми, способен к работе с обучающимися, име­ющим ограниченные возможности здоровья и самопознание выступает необходимым условием…

Козырева, О.А. Методология моделирования профессиональной компетентности учителя //

Козырева, О.А. Методология моделирования профессиональной компетентности учителя //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2020