Сущность ценообразования

  • docx
  • 25.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0025224.docx

Сущность ценообразования

 

Цена – это экономическое  понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. Цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение, обмен и потребление благ, оказание услуг. Цены при этом действуют как единый, целостный ценовой механизм.

В ценовом механизме различают две взаимодействующие части. С одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, с другой стороны – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающей частью всего ценового механизма. Оно определяет величину цены.

Различают следующие функции цен: измерительная, учетная, регулирующая, распределительная, социальная, стимулирующая, внешнеэкономическая.

Виды цен в зависимости от сфер торговли: оптовые, розничные, закупочные.

Виды цен, различающиеся степенью и способами регулирования: жестко фиксированные, твердые цены, регулируемые, договорные, свободные рыночные цены.

К другим видам цен относятся: сопоставимые или неизменные цены, реальные цены, проектные цены, лимитные цены, расчетные цены, ожидаемые цены, прейскурантные, прогнозные и плановые цены, биржевые, аукционные, комиссионные цены, мировые цены. Можно выделить цены теневого (черного) рынка.

Современная теория и практика ценообразования – это продукт длительной эволюции социально-экономических отношений общества. Безусловным достижением в ходе этой эволюции в свое время была марксистская трудовая теория стоимости, которая систематизировала и развила взгляды А. Смита.

Прагматизм рыночных отношений в их предпринимательской форме XIX веке требовал расширения анализа факторов ценообразования как в сфере производства, так и вне его. Возникла теория «предельной полезности факторов производства», согласно которой стоимость формируют все факторы производственного процесса (капитал, труд, земля). По утверждению Дж. Кларка, роль каждого фактора производства  в формировании стоимости определяется «предельным продуктом». Существенное значение для объяснения влияния вне производственных факторов на цену имеет теория «предельной полезности», которая возникла в последней трети XX в. Впоследствии принципиальные положения теории разработаны австрийской школой К. Лингером, Ф. Визером,  Б. Бем-Баверком, Л.Вальрасом, конкретизировались в подходах «кардиналистов» и «ординалистов».

В 70-е годы XIX в.. А. Маршалл  начал поиск теоретических обоснований рыночного ценообразования на основе объединения всех известных подходов. Он считал себя последователем Д. Рикардо и в своих исследованиях объединил теории издержек производства, спроса, предложения, убывающей производительности с распространенными теориями «предельной полезности».

 На практике в смешанной экономике развитых стран используются разные методы формирования цен.