Сущност УУД

  • pdf
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие 4.1. Сущность универсальных учебных действий.pdf

 

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться».

                                                                                                                                                                   А. Тоффлер.

Сущность универсальных учебных действий

 

 

Сегодня актуальна фраза: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Наши дети — это люди нового поколения, нового информационного общества. В современном мире актуально получение информации разными способами, из разных источников, умение осмыслить, переработать, освоить её. Поэтому возникает необходимость научить детей компетентностному подходу к решению данной проблемы. 

Обучение, по своей природе и по особенностям его организации, процесс достаточно сложный. С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т. е. знаний, легко и сознательно применяемых в любой ситуации. Параллельно с этим и во взаимосвязи с ним идет другой, не менее важный, процесс формирования приемов учебного труда, определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко и, более того, приобретать их самостоятельно. Фонд действенных знаний – это материал для формирования учебных умений; вместе с тем сформированные умения дают возможность пополнять этот фонд новыми знаниями.

Существует две категории учебных умений: общие и специальные. Речь пойдет об общеучебных умениях и навыках, которыми должен овладеть в ходе обучения любой учащийся.

Универсальные учебные действия 

– это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины. 

- это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

Процесс обучения не может быть успешным без вооружения учащихся системой умений и навыков учебного труда – от умений читать и писать до самостоятельного планирования работы; осуществлять самоконтроль за её выполнением и вносить последующие коррективы. Уровень обучаемости детей, темпы переработки и усвоения ими научной и технической информации и в конечном итоге   качества знаний учащихся находятся в зависимости от уровня сформированности этих умений.

Все универсальные учебные действия можно разбить на четыре группы:

 

 

 

Учебно-управленческие (организационные) - общеучебные умения, обеспечивающие планирование (определение целей и средств их достижения), организацию (создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов), контроль (сбор информации о процессе выполнения намеченных планов), регулирование (корректировка планов и процесса их реализации) и анализ (изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов) собственной учебной деятельности учащимися. В эту группу входят следующие умения и навыки:

Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности. 

Понимать последовательность действий, реализуемых при индивидуальном и коллективном выполнении учебной задачи.  Соблюдать последовательность действий при индивидуальном выполнении учебной задачи в отведенное время. 

Соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи в отведенное время. 

Соблюдать последовательность выполнения домашних учебных заданий в определенных временных границах. 

Самостоятельно (или по совету учителя) готовить рабочее место для учебных занятий в школе и дома. 

Пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами. 

Соблюдать правильную осанку на рабочем месте. 

Выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда. 

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации. 

Владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль). 

Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму. 

Вносить необходимые изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи.

Учебно-информационные умения – общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. Данную группу, в свою очередь, можно разделить на 3 подгруппы: Умения работать с письменными текстами

Бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста. 

Пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным; по ролям; вслух.  Переходить с одного вида чтения на другой. 

Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного на учебном занятии художественного, публицистического, научно-популярного текста. 

Работать с основными компонентами учебника: оглавлением; вопросами и заданиями к учебному тексту; словарем; приложениями и образцами. 

Находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку. 

Определять примерное содержание книги по ее компонентам. 

Находить необходимую книгу или статью, пользуясь рекомендательными библиографическими списками, картотеками, каталогами. 

Пользоваться библиографической карточкой 

Осуществлять библиографическое описание книги одного - двух авторов.  Различать научные, официально – деловые, публицистические и художественные письменные тексты. 

Подбирать и группировать материалы по определенной теме. 

Составлять простой план письменного текста. 

Грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты. 

Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами.  Создавать письменные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение. 

Владеть различными формами изложения: подробное - сжатое, полное – выборочное.

Умения работать с устными текстами

Понимать сказанное однократно в нормальном темпе. 

Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы в случае непонимания устного текста. 

Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные устные тексты. 

Составлять простой план устного текста. 

Создавать устные тексты различных типов. 

Выразительно говорить. 

Владеть различными видами пересказа.

Умения работать с реальными объектами как источниками информации.

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями, предложенными учителем. 

Использовать по рекомендации учителя различные виды наблюдения. 

Осуществлять качественное и количественное описание наблюдаемого объекта. 

Формировать под руководством учителя простейшие модели. 

Учебно-логические умения - общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. Умения в этой группе подразделяются в соответствии с основными мыслительными операциями:

Анализ и синтез:

Определять объект анализа и синтеза; 

Определять аспект анализа и синтеза; 

Определять компоненты объекта; 

Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;  Определять пространственные отношения компонентов объекта; 

Определять временные отношения компонентов объекта; 

Определять функциональные отношения компонентов объекта; 

Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта; 

Определять свойства объекта; 

Определять существенные признаки объекта.

Сравнение.

Определять объекты сравнения. 

Определять аспект сравнения объектов. 

Выполнять неполное однолинейное сравнение.  Выполнять неполное комплексное сравнение.  Выполнять полное однолинейное сравнение  Выполнять полное комплексное сравнение. 

Выполнять сравнение по аналогии.

Обобщение и классификация.

Осуществлять индуктивное обобщение. 

Осуществлять дедуктивное обобщение. 

Осуществлять классификацию.

Определение понятий.

Различать объем и содержание понятий. 

Различать родовое и видовое понятие. 

Осуществлять родовидовое определение понятий.

Доказательство и опровержение.

Различать компоненты доказательства. 

Осуществлять прямое индуктивное доказательство.  Осуществлять прямое дедуктивное доказательство. 

Осуществлять опровержение тезиса. 

Осуществлять опровержение аргументов.

Определение и решение проблемы.

Определять проблемы. 

Определять для решения проблем новую функцию объекта 

Комбинировать известные средства для нового решения проблем.  Формулировать гипотезу по решению проблем.

Учебно-коммуникативные умения - умения, позволяющие организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми:

Уметь выслушивать мнение других;

Умение слушать и одновременно записывать содержание   рассказа;

Владеть различными формами устных и публичных выступлений;

Уметь литературным языком излагать свои мысли;

Уметь выступать перед аудиторией;

Уметь составлять план выступления;

Уметь связно выступать по плану;

Уметь вести полемику, участвовать в дискуссии;

Уметь высказывать тезисы;

Уметь задавать уточняющие вопросы;

Уметь оценивать различные точки зрения;

Владеть приёмами риторики;

Уметь организовывать совместную деятельность; Владеть культурой речи; Уметь аргументировать, доказывать.

Приведённая классификация конкретизирует и уточняет довольно обширное понятие «универсальные учебные действия», что позволяет более целенаправленно вести работу по их формированию и развитию в процессе обучения. Любые умения формируются в систематичной деятельности, причём начинается этот процесс с углубленной диагностики.

Сформированность учебно-логических   навыков   напрямую связана с уровнем развития мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Соответственно, для диагностики эффективно использовать психологические тесты   на   развитие перечисленных мыслительных операций. А именно тест “Простые аналогии”, «Прогрессивные матрицы Равена», тест “Выделение существенных признаков”, тест “Исключение лишнего” (предметный вариант и вербальный вариант).

Для диагностики уровня сформированности учебно-информационных общеучебных   умений используются показатели скорости чтения   в   совокупности с показателем уровня усвоения прочитанного текста, а также показатели уровня усвоения (понимания) услышанного текста дифференцированно по вербальным ответам и зрительному образу. Кроме того, проводится диагностика умений работать с тестом (составление плана, конспекта, выделение ключевых слов).

Диагностика развития коммуникативных умений проводится путем экспертной оценки следующих параметров: словарный запас, литературное и логическое построение фразы, удерживание логической связи   в   построении протяженного связного текста, дифференцированно для письменного и устного варианта.

Диагностика учебно-организационных умений 

Также для диагностики могут быть использованы следующие методики:

Полученные   в   результате тестирования количественные и качественные показатели позволяют определить уровень развития учебно-логических умений, учебно-информационных и учебно-коммуникативных умений каждого ученика   в   классе и сформированность общих учебных умений класса в целом.

Универсальные учебные действия являются инструментом овладения любого учебного материала. Важно обратить внимание на работу по их формированию и развитию с самого начала школьной жизни. Ученики начальной школы стоят на этапе элементарной грамотности. Необходимо не упустить момент и создать такие условия для ребёнка, чтобы он с самого начала обучения усвоил алгоритмы, правила, приёмы, с помощью которых можно было сделать школьную жизнь насыщенной и интересной. Формирование универсальных учебных действий - специальная педагогическая задача и цель работы учителя начальных классов. «Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» — говорили древние. А наше будущее в образовании — компетентностно - ориентированный подход в обучении.

Для школы это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и формирование универсальных универсальных учебных действий, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов. 

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил определить основные пути формирования общих умений и навыков в процессе обучения:

 

Поскольку рабочая гипотеза исследования заключается в том, что проектная деятельность в начальной школе повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников, то в следующем разделе рассмотрим сущность проектной деятельности.