Люди рады свободе мысли, поскольку избавлены от необходимости каждую секунду нападать или защищаться. И это дает им больше свободы в основательном исследовании предмета обсуждения.
Есть предположение, что биохимический баланс в мозгу может меняться в зависимости от типа мышления — от того, мыслим ли мы осторожно, позитивно или креативно. Если это правда, тогда нечто подобное методу шести шляп людям совершенно необходимо, потому что мозг попросту не может поддерживать оптимальное биохимическое состояние для всех режимов мышления одновременно. Это как гольф: для каждой ситуации своя клюшка. И ни в каком уважающем себя клубе вам не позволят делать дальние и ближние удары одной и той же клюшкой.
Свобода мысли
Люди рады свободе мысли, поскольку избавлены от необходимости каждую
секунду нападать или защищаться. И это дает им больше свободы в
основательном исследовании предмета обсуждения.
Есть предположение, что биохимический баланс в мозгу может меняться в
зависимости от типа мышления — от того, мыслим ли мы осторожно,
позитивно или креативно. Если это правда, тогда нечто подобное методу
шести шляп людям совершенно необходимо, потому что мозг попросту не
может поддерживать оптимальное биохимическое состояние для всех
режимов мышления одновременно. Это как гольф: для каждой ситуации своя
клюшка. И ни в каком уважающем себя клубе вам не позволят делать дальние
и ближние удары одной и той же клюшкой.
Эмоции вносят свой вклад в мышление, влияя на восприимчивость мозга.
Когда вы в гневе, вы смотрите на вещи не так, как когда вы довольны. В
каком-то смысле шляпы служат «внешними эмоциями», настраивающими мозг
на рассмотрение вещей в том или ином ключе, а не просто с какой-то одной
точки зрения.
Шляпы служат практическим инструментом перехода из режима споров
(прав/не прав) в режим исследования вопросов в духе кооперации сторон.
Исследования систематического и основательного.
«Возможность», пожалуй, самое важное слово в мышлении. Именно сила
«возможности» обеспечила технический прогресс западной цивилизации, а
вовсе не система споров.
Очень важно отметить, что метод шести шляп не делает различий между
типами или категориями людей. Это верно, что одни люди имеют склонность
чаще носить черную шляпу, другие лучше всего себя чувствуют в белой
шляпе, а третьи отдают предпочтение зеленой. Все это большого значения не
имеет. Классификация шляп — это определенно не классификация людей.
Идея в том, что шляпа легко надевается и легко снимается. Таким образом,
ношение определенной шляпы — дело временное. Каждый должен менять
шляпы в нужное время. Сначала это может казаться чем-то необычным и
непривычным, но со временем люди пользуются шляпами все лучше и лучше.
Мы, на Западе, часто стремимся менять поведение людей, меняя их
характер. Если человек агрессивно настроен, мы стараемся сделать его менее
агрессивным по характеру. Конфуцианский подход иной: прямая фокусировка
на желательном поведении. Так же к этому подходит и метод шести шляп.
Если человек агрессивен — на здоровье. Но когда он в желтой шляпе, его
агрессия должна быть направлена на поиск позитива. Это один из аспектов
метода, делающий его применение общедоступным.
Структуру шести шляп следует рассматривать как определенные «правила
игры». Таким образом она избавляется от необходимости во внешнем
контроле. Каждый человек стремится соблюдать правила игры и чувствует
себя неловко, когда оказывается не в той шляпе.Шляпы можно использовать эпизодически, просто как средство заставить
всех членов группы хотя бы в течение короткого времени мыслить в одном
направлении. Например, в какой-то момент возникает потребность изучить
альтернативы, и тогда можно сказать: «Давайте немного посидим в зеленых
шляпах». В другое время может возникнуть потребность изучить риски,
связанные с внесенным предложением.
Шляпы можно также использовать в заранее выбранной
последовательности. Очередность может меняться в зависимости от
обсуждаемого предмета и состава участников обсуждения. В отношении
очередности использования шляп есть некоторые общие рекомендации, но
какого-то определенного «идеального» порядка нет.
Здесь я хотел лишь в самых общих чертах рассказать о том, как работает
метод параллельного мышления под названием «шесть шляп». (Более
подробно об этом методе см. в книге «Шесть шляп мышления».)
Главным преимуществом этого метода является то, что он имеет широкую
сферу применения и весьма эффективен. Это не просто теория, а
практическая система для повседневного использования. Он служит хорошей
альтернативой традиционной западной системе ведения споров и
бесформенным обсуждениям пунктов повестки дня, сводящимся к
бесцельному топтанию на месте.
В методе шести шляп параллельное мышление используется трояко:
В режиме назначенной шляпы все члены группы мыслят параллельно, в
одном направлении. Каждый думает о предмете обсуждения, а не о том, что
думают другие.
Разные мнения, даже если они противоречат друг другу, высказываются
параллельно и при необходимости впоследствии подвергаются детальному
критическому анализу.
Сами шляпы задают направления параллельного рассмотрения предмета.
Например, желтая шляпа и черная шляпа олицетворяют собой параллельно
направленные усилия на анализ проблем и анализ преимуществ. Они не
противопоставлены друг другу.
Удивительным образом использование шляп зачастую приводит прямо к
достижению результата. Однако иногда возникает необходимость в
«выработке» результата исследования или в «принятии решения». Эти
процессы, впрочем, заметно упрощаются благодаря глубокому исследованию
вопросов на этапе обсуждения.
Таким образом, практичная альтернатива прениям и дебатам существует.
Бывают ситуации, когда противостояние аргументов более уместно, но, во
всяком случае, мы не должны больше пользоваться традиционным методом
только потому, что «другого пути нет». Другой путь есть — и очень
продуктивный.и