Ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.
Своеобразие сюжетно ролевых игр.
Ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста в
развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли
(функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых
игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между
ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых
предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.
Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том,
что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и
своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей,
понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием
или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок
как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в
правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и
огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям,
животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок
удовлетворяет через игровые действия.
Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами
изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более
широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.
В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого
воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная
роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются
ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать
реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре
привлекательность, которая присуща только ей.
В сюжетноролевых играх отчётливо выступает оптимистический,
жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда
заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь
штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает
больных.
В творческой сюжетноролевой игре ребёнок активно воссоздаёт,
моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его
жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.
Средства изображения в игре.
В сюжетноролевой игре средством изображения являются роль и игровые
действия. По своему характеру они чаще всего бывают подражательными,
близкими к реальным.Большое место в развитие игры принадлежит сюжетнообразным игрушкам,
которые являются как бы вспомогательными и вместе с тем необходимыми
средствами изображения. Дети полнее отображают те или иные явления,
входят в роль, если предоставлять возможность использовать реальные
предметы: зонты, сумки, одежду посуду, условные знаки и т.п., а так же
картины, фотографии, иллюстрации, усиливающие ситуацию игры. Например,
отделы магазина обозначаются соответствующими изображениями, которые
являются как бы вывесками (фрукты, овощи, игрушки, одежда и др.). В
качестве изобразительных средств используются и театральные костюмы.
Однако сама фантазия, выдумка, способность вообразить, домыслить часто
восполняют отсутствие реальных предметов и средств изображения.
Руководство сюжетноролевой игрой
Руководство этим видом игр требует большого мастерства и
педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её,
сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности
детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание
жизни детей: расширяет их представление о труде и быте взрослых, о
взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или
иной игровой роли. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а
направлены на все более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети
черпают её содержание, на обогащение их духовного мира.
Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо
соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному
отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости,
недостаточной организованности.
Воспитатель не должен спешить, пробуждая детей к быстрому
воспроизведению в игре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий,
рассказов и т.д. Отражение окружающей жизни в игре не представляет собой
прямого воспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как
бы отстаивается в сознание и чувствах детей.
Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно
способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению
игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений.
Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись,
становились реальными отношением детей и вне игры. Руководство игрой ни в
коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест,
выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации.
Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые
детьми. Например, он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего вигре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов,
удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет завёртывать
покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец
вежливо приглашает приходить в магазин за покупками.
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого
педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он
воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех
детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих
силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей.
По окончании игры воспитатель отмечает дружные действия детей, старших
привлекают к обсуждению игры, подчеркивает положительные отношения её
участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к последующим
играм.
Педагог должен проанализировать проведённую игру, оценить её
воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего
руководства сюжетноролевыми играми детей своей группы, воспитания у них
коллективных начал.