Потребность определяется Д.Н.Узнадзе как психофизическое состояние организма, выражающее нужду в чем-либо, лежащем вне его. Если бы у организма не возникало потребностей, то он бы оставался недвижим. Потребность дает импульсы к активности, вносит в установку тенденцию перехода к активности, обусловливая этим одну из основных особенностей первичной установки - динамичность.
СВЯЗЬ ПОТРЕБНОСТИ И УСТАНОВКИ
Потребность определяется Д.Н.Узнадзе как
психофизическое состояние организма, выражающее нужду в
чемлибо, лежащем вне его. Если бы у организма не возникало
потребностей, то он бы оставался недвижим. Потребность дает
импульсы к активности, вносит в установку тенденцию
перехода к активности, обусловливая этим одну из основных
особенностей первичной установки динамичность.
Узнадзе, описывая вклад потребности в возникновение
установки, отмечает: “Среда сама по себе не дает субъекту
никакого стимула действия, если он совершенно лишен
потребности, удовлетворение которой стало бы возможно у
условиях этой среды. Среда превращается в ситуацию того или
иного нашего действия лишь сообразно тому, какой мы
обладаем потребностью, устанавливая с ней взаимоотношения”.
До тех пор, пока в среде не найдены средства удовлетворения
потребности, потребность “неиндивидуализированна”, не
наполнена, и у субъекта нет установки. А это значит, что
первично субъект никогда не подступает к действительности с
уже готовой, сложившейся установкой. “Установка возникает у
него в самом процессе воздействия этой действительности и
дает возможность переживать и осуществлять поведение
соответственно ей”.
Установку создает не только потребность и не только
объективная ситуация, но соединение их, то есть встреча
актуальной потребности и объективной ситуации. В теории
деятельности акт встречи потребности с её предметом
рассматривается как один из самых важных моментов в
становлении поведения. Встреча потребности с предметом есть
акт чрезвычайный, акт опредмечивания потребности
“наполнения” её содержанием, которое черпается из
окружающего мира. Это и переводит потребность на
психологический уровень.