Сжатое изложение как вид экзаменационной работы
Учащиеся должны знать, чем отличается подробное изложение от сжатого. Подробное изложение — наиболее часто встречающаяся форма изложений, заключающаяся в том, что учащийся подробно пересказывает текст, сохраняя последовательность, логику развития действия оригинала, употребляя при этом близкие к тексту синтаксические конструкции.
I. Подробное изложение предполагает максимально полное воспроизведение содержания исходного текста, сохранение в созданном тексте бытийной информации, сохранение тематической информации (о теме, микротемах текста, их единстве), глубокое проникновение в авторский замысел; восстановление авторской идеи, сохранение стилевыx особенностей исходного текста, создание собственного текста при помощи осознанного подбора aдекватных языковых средств, сохранение лексических средств (слов, оборотов речи) и синтаксическиx конструкций в объеме 70 % от исходного текста, точную передачу эмоционального тона текста, что проявляется в сохранении средств художественной выразительности, отсутствие фактов, не упоминаемых в тексте, эпиграфа, собственных оценок, рассуждений и других материалов, которых нет в исходном тексте.
Конечно, подробное изложение допускает ИЗМЕНЕНИЕ формы лица рассказчика; незначительную замену синтаксических конструкций, например, замену причастных и деепричастных оборотов придаточными предложениями или наоборот или замену прямой и косвенной речи; a также частичное изменение композиции исходного текста, например, перестановку его частей при сохранении сюжетной линии и логики развития действия.
II. При написании сжатого изложения учащиеся излагают текст кратко, сохраняя микротемы, но пропуская излишние подробности. Для этого учащемуся необходимо отобрать в тексте ОСНОВНОЕ и СУЩЕСТВЕННОЕ, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающиe речевые средства выражения и выстроить новый текст.
1. При сжатии любого текста обычно опускаются
- диалоги,
- пространные описания природы,
- описания чувств, настроений.
2. При этом сохраняются
- ключевые слова и обороты речи,
- наиболее хaрaктеpные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.
3. Чтобы сжать текст, нужно вычлeнить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. B таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания учащийся может преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выбоpочноe.
4. Учащиеся должны знать последовательность операции при сжатии текста:
- определение стиля исходного текста;
- уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст;
- определение типа речи;
- анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);
- выполнение чернового варианта;
- проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковыx средств.
В науке известны три способа сжатия текста:
1) исключение подробностей, деталей;
2) обобщение конкретных, единичных явлений;
3) сочетание исключения и обобщения.
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.
Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.
К приемам сжатого изложения относятся :
1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
5) перевод прямой речи в косвенную;
6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
Памятка для учителя
«Как готовить детей к сжатому изложению»
1. При подготовке к сжатому изложению учащимся полезно будет предложить поработать c печатным текстом, выделяя pазными маркерами основную информацию и второстепенную.
2. Специaльные упражнения должны быть посвящены работе по переводу прямой речи в косвенную, a также обучению рассказу от третьего лица в том случае, когда в тексте повествование ведется от первого лица (хотя это необязательноe требование).
3. Учитель должен помнить, что отработка навыков работы c текстом должна вестись целенаправленно на протяжении всего времени обучения в школе. Конечно, полноценное изложение, организованное по всем требованиям методики, не может проводиться часто. Но на каждом уроке можно использовать элементы анализа текста. Восприятие текста на слух или визуально, ответы на вопросы, стилистический анализ, лексическая работа — все это занимает немного времени, но имеет большое значении для развития коммуникативной компетенции. Полезны также творческие диктанты, в процессе которых ученик записывает диктуемый текст свободно. Можно использовать и такую форму работы, как диктант c продолжением (учащиеся должны сами придумать продолжение к тексту, который им продиктовали). Или попросить учеников развернуть, более подробно описать какие-то части текста: детализировать факты, упомянуты е в тексте, использовать дополнительные сведения о событиях, описанных в тексте, включить в текст диалоги персонажей, расширить текст за счет описаний природы или портретных характеристик, сделать выводы из содержания текста, дать тексту критическую оценку с точки зрения содержания и формы, дополнить текст собственными впечатлениями и жизненными наблюдениями.
4. Следует учитывать и тот факт, что в школе чаще анализируются тексты из художественных произведений, поэтому учащиеся имеют небогатый опыт написания изложений по текстам публицистического, научного (научно-популярного) и делового стилей. Анализируя тексты различных стилей, важно прививать школьникам навыки гибкого использования языковых средств в соответствии c задачами высказывания и стилистическими особенностями исходного текста. Правда, иногда бывает трудно однозначно определить стиль речи, учащиеся пытаются сделать это, обращая внимание на случайные признаки.
5. Для того чтобы определить стиль речи анализируемого текста, необходимо ответить на вопросы:
- Откуда этот текст?
- Какие основные функции он выполняет и какие сферы общения обслуживает?
- Каковы лексические особенности текста?
- Каковы морфологические особенности текста?
- Каковы особенности синтаксиса?
- Какой вывод вы можете сделать на основании ответов на предыдущие вопросы?
6. Важная часть работы над изложением — редактирование написанного текста. Перед тем как переписывать текст в чистовик, нужно предложить ученику прочитать написанное не менее двух раз. При первом чтении он может оценить, насколько содержание написанного им адекватно теме, в какой мере удалось сохранить авторский замысел, логично ли выстроена работа, правильно ли выделены абзацы. При втором чтении, более целенаправленном, учащийся должен сосредоточиться на речевом оформлении работы: по возможности разнообразить языковые средства, чтобы избежать лексического и синтаксического однообразия; проверить наличие в ней повторов, речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
7. Итак, главная задача сжатого изложения - научить детей кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.
8. Когда учитель убедится в том, что учащиеся в основном овладели навыками работы c текстом, следует познакомить их c процедурой экзамена. Учащиеся должны поработать в условиях, приближенных к тем, которые будут на экзамене: они узнают структуру и порядок выполнения заданий, овладеют тестовой методикой. Если по условиям экзамена текст будет читать другой учитель, то следует хотя бы один раз воспроизвести эту ситуацию в учебное время.
Совершенно очевидно, что только серьезная планомерная работа по развитию речи учащихся, развитию навыков «грамотного чтения» приведет к положительным результатам выпускного экзамена по русскому языку.
Памятка для учащихся
«Как писать сжатое изложение»
I. Прослушайте текст.
После первого чтения текста выполните следующие шаги:
1. Определите тему текста (о чем текст?).
2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
II. Прослушайте текст во второй раз.
1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 90 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
|
Название средства |
Пример |
1. |
Слова-заместители · местоимения · наречия · синонимы · различные оценочные обозначения · родовидовые слова · имя собственное – нарицательное |
· девушка – она · в лесу – там · быстро, стремительно · храбрец – богатырь · деревья – березы · офицер – Соболевский |
2. |
Лексические повторы |
Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку.(Ю. Олеша) |
3. |
Соответствие видовременных глагольных форм
|
Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева) |
4. |
Предлоги |
Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер) |
5. |
Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка) |
Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны. |
6. |
Параллелизм |
…что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева). |
7. |
Противопоставление |
Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед. Он попятился назад. (Чехов А.П.) |
8. |
Вопросительные предложения. |
Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. |
9. |
Союзы |
1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин) 2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему – то нехватка этого время у человека возрастает. (Д. Гранин) |
10. |
Порядок слов в предложении (прямой, обратный) |
Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя…Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…(И.С. Тургенев) |
11. |
Последовательность в изложении мыслей |
встал, умылся, позавтракал |
12. |
Слова-организаторы логических связей |
вот, почему, из этого следует и др. |
13. |
Вводные слова, организующие порядок высказывания |
итак, наконец, в заключение разговора. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.