Сжатое изложение как вид экзаменационной работы
Оценка 4.8

Сжатое изложение как вид экзаменационной работы

Оценка 4.8
doc
23.11.2024
Сжатое изложение как вид экзаменационной работы
Сжатое изложение как вид экзаменационной работы.doc

Сжатое изложение как вид экзаменационной работы

 

Учащиеся должны знать, чем отличается подробное изло­жение от сжатого. Подробное изложение — наиболее часто встречающаяся форма изложений, заключающаяся в том, что учащийся подробно пересказывает текст, сохраняя последо­вательность, логику развития действия оригинала, употреб­ляя при этом близкие к тексту синтаксические конструкции.

 

I. Подробное изложение предполагает максимально полное воспроизведение содержания исходного текста, сохранение в созданном тексте бытийной информации, сохранение тематической инфор­мации (о теме, микротемах текста, их единстве), глубокое проникновение в авторский замысел; восстановление авторской идеи, сохранение стилевыx особенностей исходного текста, создание собственного текста при помо­щи осознанного подбора aдекватных языковых средств, со­хранение лексических средств (слов, оборотов речи) и син­таксическиx конструкций в объеме 70 % от исходного текста, точную передачу эмоционального тона текста, что проявля­ется в сохранении средств художественной выразительнос­ти, отсутствие фактов, не упоминаемых в тексте, эпиграфа, собственных оценок, рассуждений и других материалов, ко­торых нет в исходном тексте.

Конечно, подробное изложение допускает ИЗМЕНЕНИЕ формы лица рассказчика; незначительную замену синтакси­ческих конструкций, например, замену причастных и дееп­ричастных оборотов придаточными предложениями  или наобо­рот или замену прямой и косвенной речи; a также частичное изменение композиции исходного текста, например, пере­становку его частей при сохранении сюжетной линии и логики развития действия.

 

II. При написании сжатого изложения учащиеся излагают текст кратко, сохраняя микротемы, но пропуская излишние подробности. Для этого учащемуся необходимо отобрать в тексте ОСНОВНОЕ и СУЩЕСТВЕННОЕ, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщаю­щиe речевые средства выражения и выстроить новый текст.

1. При сжатии любого текста обычно опускаются

- диалоги,

- про­странные описания природы,

- описания чувств, настроений.

2. При этом сохраняются

- ключевые слова и обороты речи,

- наиболее хaрaктеpные изобразительно-выразительные средства, при  помощи которых передается колорит исход­ного текста.

3. Чтобы сжать текст, нужно вычлeнить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно ото­брать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. B таком случае описа­ния, характеристики сменяющихся действий окажутся вто­ростепенными. При краткой передаче содержания учащий­ся может преобразовать стиль текста и его тип. Но, например,  при сжатии рассуждения необхо­димо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое из­ложение превратилось в выбоpочноe.

        4. Учащиеся должны знать последовательность операции  при сжатии текста:

-  определение стиля исходного текста;

-  уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст;

-  определение типа речи;

- анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);

-  выполнение чернового варианта;

- проверка собственного текста на сохранение связнос­ти и наличие ключевых языковыx средств.

        В науке известны три способа сжатия текста:

1) исключение подробностей, деталей;

2) обобщение конкретных, единичных явлений;

3) сочетание исключения и обобщения.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.

 

К приемам сжатого изложения относятся :

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5) перевод прямой речи в косвенную;

6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

 

 

Памятка для учителя

«Как готовить детей к сжатому изложению»

 

1.                 При подготовке к сжатому изложению учащимся полез­но будет предложить поработать c печатным текстом, выде­ляя pазными маркерами основную информацию и второстепенную.

2.                 Специaльные упражнения должны быть посвящены ра­боте по переводу прямой речи в косвенную, a также обуче­нию рассказу от третьего лица в том случае, когда в тексте повествование ведется от первого лица (хотя это необязатель­ноe требование).

3.                 Учитель должен помнить, что отработка навыков работы c текстом должна вестись целенаправленно на протяжении всего времени обучения в школе. Конечно, полноценное изложение, организованное по всем требованиям методики, не может проводиться часто. Но на каждом уроке можно ис­пользовать элементы анализа текста. Восприятие текста на слух или визуально, ответы на вопросы, стилистический ана­лиз, лексическая работа — все это занимает немного време­ни, но имеет большое значении для развития коммуникатив­ной компетенции. Полезны также творческие диктанты, в процессе которых ученик записывает диктуемый текст свободно. Можно использовать и такую форму ра­боты, как диктант c продолжением (учащиеся должны сами придумать продолжение к тексту, который им продиктова­ли). Или попросить учеников развернуть, более подробно описать какие-то части текста: детализировать факты, упо­мянуты е в тексте, использовать дополнительные сведения о событиях, описанных в тексте, включить в текст диалоги персонажей, расширить текст за счет описаний природы или портретных характеристик, сделать выводы из содержания текста, дать тексту критическую оценку с точки зрения со­держания и формы, дополнить текст собственными впечатлениями и жизненными наблюдениями.

4.                 Следует учитывать и тот факт, что в школе чаще анализи­руются тексты из художественных произведений, поэтому учащиеся имеют небогатый опыт написания изложений по текстам публицистического, научного (научно-популярного) и делового стилей. Анализируя тексты различ­ных стилей, важно прививать школьникам навыки гибкого использования языковых средств в соответствии c задачами высказывания и стилистическими особенностями исходного  текста. Правда, иногда бывает трудно однозначно опре­делить стиль речи, учащиеся пытаются сделать это, обращая внимание на случайные признаки.

5. Для того чтобы определить стиль речи анализируемого текста, необходимо ответить на вопросы:

-   Откуда этот текст?

- Какие основные функции он выполняет и какие сфе­ры общения обслуживает?

-   Каковы лексические особенности текста?

-   Каковы морфологические особенности текста?

-   Каковы особенности синтаксиса?

-  Какой вывод вы можете сделать на основании ответов на предыдущие вопросы?

           6. Важная часть работы над изложением — редактирование написанного текста. Перед тем как переписывать текст в чистовик, нужно предложить ученику прочитать написан­ное не менее двух раз. При первом чтении он может оценить, насколько содержание написанного им адекватно теме, в какой мере удалось сохранить авторский замысел, логично ли выстроена работа, правильно ли выделены абзацы. При втором чтении, более целенаправленном, учащийся должен сосредоточиться на речевом оформлении работы: по воз­можности разнообразить языковые средства, чтобы избежать лексического и синтаксического однообразия; проверить на­личие в ней повторов, речевых, грамматических, орфографи­ческих и пунктуационных ошибок.

          7. Итак, главная задача сжатого изложения - научить детей кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

8. Когда учитель убедится в том, что учащиеся в основном овладели навыками работы c текстом, следует познакомить их c процедурой экзамена. Учащиеся должны поработать в условиях, приближенных к тем, которые будут на экзамене: они узнают структуру и порядок выполнения заданий, ов­ладеют тестовой методикой. Если по условиям экзамена текст будет читать другой учитель, то следует хотя бы один раз вос­произвести эту ситуацию в учебное время.

Совершенно очевидно, что только серьезная планомер­ная работа по развитию речи учащихся, развитию навыков «грамотного чтения» приведет к положительным результа­там выпускного экзамена по русскому языку.

 

 

Памятка для учащихся
«Как писать сжатое изложение»

 

I.   Прослушайте текст.

 

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

1. Определите тему текста (о чем текст?).

2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

 

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

 

II.               Прослушайте текст во второй раз.

1.  Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

2.  Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

3.  Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

 

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

 

Объём изложения – не менее 90 слов.

 

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

Основные средства связи между предложениями в тексте

 

Название средства

Пример

 1.

Слова-заместители

·  местоимения

·  наречия

·  синонимы

·  различные оценочные обозначения

·  родовидовые слова

·  имя собственное – нарицательное

 

·         девушка – она

·         в лесу – там

·         быстро, стремительно

·         храбрец – богатырь

·         деревья – березы

·         офицер – Соболевский

2. 

Лексические повторы

Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку.(Ю. Олеша)

3. 

Соответствие видовременных глагольных форм

 

Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева)

4. 

Предлоги

Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)

5. 

Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка)

Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.

6. 

Параллелизм

…что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).

7. 

Противопоставление

Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед. Он попятился назад. (Чехов А.П.)

8. 

Вопросительные предложения.

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.

9. 

Союзы

1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин)

2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему – то нехватка этого время у человека возрастает. (Д. Гранин)

10. 

Порядок слов в предложении (прямой, обратный)

Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя…Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…(И.С. Тургенев)

11. 

Последовательность в изложении мыслей

встал, умылся, позавтракал

12. 

Слова-организаторы логических связей

вот, почему, из этого следует и др.

13. 

Вводные слова, организующие порядок высказывания

итак, наконец, в заключение разговора.

  

 


Сжатое изложение как вид экзаменационной работы

Сжатое изложение как вид экзаменационной работы

Учащиеся должны знать последовательность операции при сжатии текста: - определение стиля исходного текста; - уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на…

Учащиеся должны знать последовательность операции при сжатии текста: - определение стиля исходного текста; - уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на…

Конечно, полноценное изложение, организованное по всем требованиям методики, не может проводиться часто

Конечно, полноценное изложение, организованное по всем требованиям методики, не может проводиться часто

Когда учитель убедится в том, что учащиеся в основном овладели навыками работы c текстом, следует познакомить их c процедурой экзамена

Когда учитель убедится в том, что учащиеся в основном овладели навыками работы c текстом, следует познакомить их c процедурой экзамена

Основные средства связи между предложениями в тексте

Основные средства связи между предложениями в тексте

Порядок слов в предложении (прямой, обратный)

Порядок слов в предложении (прямой, обратный)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2024