Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном языке"
Оценка 4.8

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном языке"

Оценка 4.8
doc
20.03.2020
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном языке"
Раб.п. Родная литература.doc

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на русском родном языке» составлена на основе  следующих нормативно-правовых документов:      

- Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ.9 (ст.7,9,32)

- Федерального  государственного  образовательного  стандарта начального  общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 декабря 2010 г. №373, зарегистрирован Минюстом  России 22 декабря 2009 года, регистрационный номер17785)

- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного, среднего общего образования № 345 от 28.12.2018 г

- рабочей  программы по предмету «Литературное чтение на русском родном языке» для первой ступени обучения  составлена на основе нормативных документов:

федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009);

положения о рабочей программе предметов, курсов, модулей, в том числе внеурочной деятельности, для классов перешедших на ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО.

-Основной образовательной  программы НОО МБОУ «Лицей №121», утвержденной приказом №254-а от 31.05.2019

-Положения о рабочей программе от 30.05.2018 №183

-годового календарного графика на 2019/2020 учебный год

-учебного плана лицея на 2019/2020 учебный год

Целью обучения литературному чтению на русском родном языке в начальной школе является формирование

всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.

Главные задачи курса – формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу; совершенствование у детей навыка чтения: сознательного, беглого, выразительного; формирование способности к полноценному восприятию литературного текста; усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста.

 

 

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умения пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

 

Формы ,методы и средства оценки образовательных результатов.

 Уроки по  предмету «Литературное чтение на русском родном языке»

- уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Поэтому для оценивания учащихся на уроках по данному курсу используются вербальное поощрение, похвала, одобрение.

 

Планируемые результаты освоения программы

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

читать(вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы,основываясьнасодержаниитекста;составлятьхарактеристикуперсонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, невысказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

ориентироватьсявнравственномсодержаниипрочитанного,самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста(задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

 

Выпускник получит возможность научиться:

Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

 

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и вне учебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

 

Выпускник получит возможность научиться:

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

 

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

находить средства художественной выразительности(метафора, олицетворение, эпитет).

 

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

определять позиции героев художественного текста, позицию автор художественного текста.

 

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

 

Планируемые результаты

формирования универсальных учебных действий средствами предмета«Литературное чтение на русском родном языке»

 

Личностные качества: положительная мотивация к урокам литературного чтения на русском родном языке и к чтению книг; основы смыслообразования и самоопределения; гражданская идентичность; нравственно-этическая ориентация в читаемом; развитие дружеского отношения к другим детям; базовые эстетические чувства; рефлексия; эмоционально-личностная децентрация; способность к самооценке.

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; прогнозировать; использовать определенные учителем ориентиры действия; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль и элементарный контроль.

Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять план; ориентироваться в одной книге и в группе книг, в Интернете; устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; обосновывать свои утверждения; обобщать; классифицировать.

Коммуникативные УУД: уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; планировать учебное сотрудничество; согласовывать действия с партнером; пересказывать прочитанное; создавать текст по образцу, по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуждение).

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Круг чтения. 

Дети читают произведения Алтайских писателей и поэтов.

 

Список рекомендуемых произведений для учащихся

Атаманов Иван Алексеевич

Заяц-путешественник

Лягушка и Барбос

Ленивый воробей

Бианки Виталий Валентинович

Хитрый лис и умная уточка и другие

Власов Алексей Валентинович

Мама

Доброта

Я – солдат!

Дождик в лесу и другие

Кан Ольга Викторовна

Трудное слово СОБАКА

Покупайте облака

Мокшин Михаил Михайлович

Мы живём на Алтае

Лето

Бывшему воину и другие

Нечунаев Василий Маркович

Грамотей среди детей

Маленькие радости

Зимняя байка и другие

Новичихина Валентина Александровна

Страна Играния

Откуда берутся детии другие

Свинцов Владимир Борисович

Сказка про яблоньку

Первый снег

Нахальный лягушонок

Такмакова Ольга Владимировна

Стихи для мамочки

Летняя метель и другие

Цхай (Сорокина) Ирина Викторовна

Новогодняя сказка

История знаменитого мышонка

Гордая слива

Чебаевский Николай Николаевич

Мальчишки

Юдалевич Марк Иосифович

Алтай

Кто же съел конфеты?

Костик-хвостик и другие

 

Квин Лев Израилевич

Трусишка

Мерзликин Леонид Семёнович

Драчуны

Мокшин Михаил Михайлович

Причуды осени

Осень

Библиотека

Птичья столовая

Метелица

Московка (Матушкина) Ольга Сергеевна

Волшебная книга

Новичихина Валентина Александровна

В бабушкином огороде

Лесной проказник и другие

Ожич (Клишина) Елена Михайловна

Ради любви к искусству

Озолин Вильям Янович

О дворнике, который решил стать… дворником

Чулан

Ученик Коровкин

Как я стал для детей писать

Рождественский Роберт Иванович

Алёшкины мысли

Огромное небо

Свинцов Владимир Борисович

Усыновление; Сенька растёт (отрывки из  повести«Мой друг Сенька»)

Цветок шиповника

Ласточка

Сидоров Виктор Степанович

Димка-буксир

Тихонов Валерий Евгеньевич

Будущий форвард

Юдалевич Марк Иосифович

Если б вдруг исчезли книжки

Волшебное слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Название темы

Количество часов

Сроки проведения

1.       

М.М. Мокшин «Мой Алтай»;

М.И. Юдалевич «Алтай» .

А.И. Атаманов «Заяц-путешественник».

1

 

2.       

А.И. Атаманов «Лягушка и Барбос», «Ленивый воробей» А.В.Власов «Доброта»;

В.М.Нечунаев «Маленькие радости».

1

 

3.       

А.В.Власов «Доброта»;

В.М.Нечунаев «Маленькие радости».

1

 

4.       

В.Б.Свинцов «Первый снег»

В.Б. Свинцов «Нахальный лягушонок», «Сказка про яблоньку».

1

 

5.       

А.В. Власов «Мама»;

О.В.Такмакова «Стихи для мамочки».

В.В.Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка».

1

 

6.       

И.В.Цхай (Сорокина) «Новогодняя сказка».

И.В.Цхай (Сорокина) «История знаменитого мышонка», «Гордая слива».

1

 

7.       

В.М. Нечунаев «Зимняя байка»;

О.В.Кан «Покупайте облака».

В.М.Нечунаев «Грамотей среди детей»;

О.В.Кан «Трудное слово СОБАКА».

1

 

8.       

А.В.Власов «Я - солдат»;

М.М.Мокшин «Бывшему воину».

А.В.Власов «Дождик в лесу»;

О.В.Такмакова «Летняя метель»;

М.М.Мокшин «Лето».

1

 

9.       

М.И.Юдалевич «Кто же съел конфеты», «Костик-хвостик».

В.А.Новичихина «Откуда берутся дети», «Страна Играния».

Н.Н.Чебаевский «Мальчишки».

1

 

10.   

М.М.Мокшин «Библиотека»

М.М.Мокшин «Осень», «Причуды осени» О.С.Московка(Матушкина) «Волшебная книга».

1

 

11.   

Л.С.Мерзликин «Драчуны».

В.С.Сидоров «Димка-буксир».

1

 

12.   

В.Я.Озолин «О дворнике, который решил стать…дворником».

В.Я.Озолин «Ученик Коровкин»; В.Е.Тихонов «Будущий форвард».

В.Я.Озолин «Как я стал для детей писать», «Чулан».

1

 

13.   

В.А.Новичихина «В бабушкином огороде», «Лесной проказник» и другие стихотворения.

М.М.Мокшин «Метелица», «Птичья столовая», «Снежное царство».

1

 

14.   

В.Б.Свинцов «Усыновление» (отрывок из повести «Мой друг Сенька»).

В.Б.Свинцов «Сенька растет» (Отрывок из повести «Мой друг Сенька»).

1

 

15.   

В.Б.Свинцов «Цветок шиповника», «Ласточка».

1

 

16.   

Е.М.Ожич (Клишина) «Ради любви к искусству».

Р.И.Рождественский «Алешкины мысли», «Огромное небо».

1

 

17.   

Л.И.Квин «Трусишка».

М.И.Юдалевич «Если б вдруг исчезли книжки», «Волшебное слово».

1

 

18.   

Повторение.

1

 

 

 

 

 

 

 


Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на русском родном языке» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов : -

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на русском родном языке» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов : -

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач: 1

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач: 1

Выпускник получит возможность научиться:

Выпускник получит возможность научиться:

Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и вне учебной деятельности, в том числе…

Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и вне учебной деятельности, в том числе…

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предмета«Литературное чтение на русском родном языке»

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предмета«Литературное чтение на русском родном языке»

Мокшин Михаил Михайлович Мы живём на

Мокшин Михаил Михайлович Мы живём на

Алёшкины мысли Огромное небо

Алёшкины мысли Огромное небо

Календарно-тематическое планирование №

Календарно-тематическое планирование №

В.А.Новичихина «В бабушкином огороде», «Лесной проказник» и другие стихотворения

В.А.Новичихина «В бабушкином огороде», «Лесной проказник» и другие стихотворения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2020