Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на русском родном языке» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ.9 (ст.7,9,32)
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 декабря 2010 г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрационный номер17785)
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного, среднего общего образования № 345 от 28.12.2018 г
- рабочей программы по предмету «Литературное чтение на русском родном языке» для первой ступени обучения составлена на основе нормативных документов:
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009);
положения о рабочей программе предметов, курсов, модулей, в том числе внеурочной деятельности, для классов перешедших на ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО.
-Основной образовательной программы НОО МБОУ «Лицей №121», утвержденной приказом №254-а от 31.05.2019
-Положения о рабочей программе от 30.05.2018 №183
-годового календарного графика на 2019/2020 учебный год
-учебного плана лицея на 2019/2020 учебный год
Целью обучения литературному чтению на русском родном языке в начальной школе является формирование
всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.
Главные задачи курса – формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу; совершенствование у детей навыка чтения: сознательного, беглого, выразительного; формирование способности к полноценному восприятию литературного текста; усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста.
Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:
1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)
2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)
3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)
4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)
6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)
7. Овладение детьми умения пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
Формы ,методы и средства оценки образовательных результатов.
Уроки по предмету «Литературное чтение на русском родном языке»
- уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Поэтому для оценивания учащихся на уроках по данному курсу используются вербальное поощрение, похвала, одобрение.
Планируемые результаты освоения программы
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
читать(вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы,основываясьнасодержаниитекста;составлятьхарактеристикуперсонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, невысказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
ориентироватьсявнравственномсодержаниипрочитанного,самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста(задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и вне учебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности(метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автор художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Планируемые результаты
формирования универсальных учебных действий средствами предмета«Литературное чтение на русском родном языке»
Личностные качества: положительная мотивация к урокам литературного чтения на русском родном языке и к чтению книг; основы смыслообразования и самоопределения; гражданская идентичность; нравственно-этическая ориентация в читаемом; развитие дружеского отношения к другим детям; базовые эстетические чувства; рефлексия; эмоционально-личностная децентрация; способность к самооценке.
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; прогнозировать; использовать определенные учителем ориентиры действия; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль и элементарный контроль.
Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять план; ориентироваться в одной книге и в группе книг, в Интернете; устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; обосновывать свои утверждения; обобщать; классифицировать.
Коммуникативные УУД: уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; планировать учебное сотрудничество; согласовывать действия с партнером; пересказывать прочитанное; создавать текст по образцу, по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуждение).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Круг чтения.
Дети читают произведения Алтайских писателей и поэтов.
Список рекомендуемых произведений для учащихся
Атаманов Иван Алексеевич
Заяц-путешественник
Лягушка и Барбос
Ленивый воробей
Бианки Виталий Валентинович
Хитрый лис и умная уточка и другие
Власов Алексей Валентинович
Мама
Доброта
Я – солдат!
Дождик в лесу и другие
Кан Ольга Викторовна
Трудное слово СОБАКА
Покупайте облака
Мокшин Михаил Михайлович
Мы живём на Алтае
Лето
Бывшему воину и другие
Нечунаев Василий Маркович
Грамотей среди детей
Маленькие радости
Зимняя байка и другие
Новичихина Валентина Александровна
Страна Играния
Откуда берутся детии другие
Свинцов Владимир Борисович
Сказка про яблоньку
Первый снег
Нахальный лягушонок
Такмакова Ольга Владимировна
Стихи для мамочки
Летняя метель и другие
Цхай (Сорокина) Ирина Викторовна
Новогодняя сказка
История знаменитого мышонка
Гордая слива
Чебаевский Николай Николаевич
Мальчишки
Юдалевич Марк Иосифович
Алтай
Кто же съел конфеты?
Костик-хвостик и другие
Квин Лев Израилевич
Трусишка
Мерзликин Леонид Семёнович
Драчуны
Мокшин Михаил Михайлович
Причуды осени
Осень
Библиотека
Птичья столовая
Метелица
Московка (Матушкина) Ольга Сергеевна
Волшебная книга
Новичихина Валентина Александровна
В бабушкином огороде
Лесной проказник и другие
Ожич (Клишина) Елена Михайловна
Ради любви к искусству
Озолин Вильям Янович
О дворнике, который решил стать… дворником
Чулан
Ученик Коровкин
Как я стал для детей писать
Рождественский Роберт Иванович
Алёшкины мысли
Огромное небо
Свинцов Владимир Борисович
Усыновление; Сенька растёт (отрывки из повести«Мой друг Сенька»)
Цветок шиповника
Ласточка
Сидоров Виктор Степанович
Димка-буксир
Тихонов Валерий Евгеньевич
Будущий форвард
Юдалевич Марк Иосифович
Если б вдруг исчезли книжки
Волшебное слово
Календарно-тематическое планирование
№ |
Название темы |
Количество часов |
Сроки проведения |
1. |
М.М. Мокшин «Мой Алтай»; М.И. Юдалевич «Алтай» . А.И. Атаманов «Заяц-путешественник». |
1 |
|
2. |
А.И. Атаманов «Лягушка и Барбос», «Ленивый воробей» А.В.Власов «Доброта»; В.М.Нечунаев «Маленькие радости». |
1 |
|
3. |
А.В.Власов «Доброта»; В.М.Нечунаев «Маленькие радости». |
1 |
|
4. |
В.Б.Свинцов «Первый снег» В.Б. Свинцов «Нахальный лягушонок», «Сказка про яблоньку». |
1 |
|
5. |
А.В. Власов «Мама»; О.В.Такмакова «Стихи для мамочки». В.В.Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка». |
1 |
|
6. |
И.В.Цхай (Сорокина) «Новогодняя сказка». И.В.Цхай (Сорокина) «История знаменитого мышонка», «Гордая слива». |
1 |
|
7. |
В.М. Нечунаев «Зимняя байка»; О.В.Кан «Покупайте облака». В.М.Нечунаев «Грамотей среди детей»; О.В.Кан «Трудное слово СОБАКА». |
1 |
|
8. |
А.В.Власов «Я - солдат»; М.М.Мокшин «Бывшему воину». А.В.Власов «Дождик в лесу»; О.В.Такмакова «Летняя метель»; М.М.Мокшин «Лето». |
1 |
|
9. |
М.И.Юдалевич «Кто же съел конфеты», «Костик-хвостик». В.А.Новичихина «Откуда берутся дети», «Страна Играния». Н.Н.Чебаевский «Мальчишки». |
1 |
|
10. |
М.М.Мокшин «Библиотека» М.М.Мокшин «Осень», «Причуды осени» О.С.Московка(Матушкина) «Волшебная книга». |
1 |
|
11. |
Л.С.Мерзликин «Драчуны». В.С.Сидоров «Димка-буксир». |
1 |
|
12. |
В.Я.Озолин «О дворнике, который решил стать…дворником». В.Я.Озолин «Ученик Коровкин»; В.Е.Тихонов «Будущий форвард». В.Я.Озолин «Как я стал для детей писать», «Чулан». |
1 |
|
13. |
В.А.Новичихина «В бабушкином огороде», «Лесной проказник» и другие стихотворения. М.М.Мокшин «Метелица», «Птичья столовая», «Снежное царство». |
1 |
|
14. |
В.Б.Свинцов «Усыновление» (отрывок из повести «Мой друг Сенька»). В.Б.Свинцов «Сенька растет» (Отрывок из повести «Мой друг Сенька»). |
1 |
|
15. |
В.Б.Свинцов «Цветок шиповника», «Ласточка». |
1 |
|
16. |
Е.М.Ожич (Клишина) «Ради любви к искусству». Р.И.Рождественский «Алешкины мысли», «Огромное небо». |
1 |
|
17. |
Л.И.Квин «Трусишка». М.И.Юдалевич «Если б вдруг исчезли книжки», «Волшебное слово». |
1 |
|
18. |
Повторение. |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.