Театрализованная деятельность как средство развития речи и эмоционального интеллекта у дошкольников с ОНР
У дошкольников с ОНР нарушены все компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи, а так же познавательные процессы (восприятие, внимание, память и воображение).
Одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие речи, является театрализованная деятельность, самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна, доставляет радость и вносит разнообразие в жизнь ребенка. Является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Цель театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми ОНР является создание условий для развития речевых и творческих способностей, эмоционального интеллекта.
Работая по данной теме решаю следующие задачи:
· Активизировать и совершенствовать словарный запас, звукопроизношение, навыки связной речи, ее темп и выразительность;
· Способствовать развитию творческой художественной деятельности детей на основе фольклорных и литературных произведений;
· Воспитывать культуру речевого общения.
Первым этапом моей работы было создание предметно-развивающей игровой среды. Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок с помощью плоскостного, объёмного, теневого, настольного, пальчикового театров приобрела наборы готовых игрушек и изготовила сама. Для драматизации литературных произведений с привлечением родителей изготовила элементы костюмов сказочных героев, декораций; маски животных, эмблемы с изображением любимых литературных персонажей, приобрела яркие бантики, бусы, сумочки.
Самый «разговорчивый» вид театрализованной деятельности – это игра-драматизация. Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе сюжетно-ролевую игру и творческую деятельность детей. Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняется сюжет и язык произведений, я использую также ролевые игры на сюжеты художественных произведений, которые в целом развиваются произвольно по замыслу детей. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его внутренний мир.
Много времени уделяется рассказыванию и инсценированию сказок. Во время рассказывания необходимо показывать детям эмоции и мимику. Это помогает детям понять содержание сказки, выразить отношение к ее персонажам. Далеко не все дети могут передать характер персонажа. Но постепенно каждый ребенок может научиться сыграть любую роль.
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком. Русский фольклор нашел свое отражение в хороводных играх, поэтому большое значение необходимо уделять обучению детей народным сюжетным, подвижным и хороводным играм. Постепенно, побуждая интерес к совместному и самостоятельному проведению игр, знакомлю детей с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми. Рассматривая с ребятами иллюстрации, предметы быта и искусства, знакомлю их с национальными обычаями, фольклором.
В группе созданы необходимые условия для игр. Собрана картотека народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте – маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр.
Театрализованная деятельность – это разнообразная, интересная и содержательная деятельность, которая может включать как формы, организуемые взрослыми, так и самостоятельную творческую деятельность самих детей, тем самым формируя познавательный интерес.
С удовольствием играют в игры, основанные на тексте художественных произведений, проявляют творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев. Используют литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности.
Произведения художественной литературы и фольклора формируют познавательный интерес ребенка, открывают и объясняют детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности, развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают образцы литературного языка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Список литературы:
1. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] /М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. – М.: Просвещение, 2017 – 224 с.
2. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие - С.-Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2016.
3. Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб. : Питер, 2016. – 324 с.
4. Даль В.И.Пословицы русского народа. - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, Изд-во ННН-2017.
5. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4, 2016.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.