Цель: Сформировать знания учащихся о геометрических моделях в жизни человека. Познакомить с разновидностями мозаичных композиций. Сформировать навыки построения геометрических моделей в графическом редакторе, на примере создания мозаичных композиций.
Задачи: Образовательные
формирование навыков работы с программным обеспечением;
выбор определённого программного средства для реализации, поставленной задачи;
выработка умений и навыков решения практических задач в соответствующих программах.
Развивающие
развитие внимания, способности к анализу;
развитие логического мышления;
развитие способностей к определённым видам деятельности (дизайн, инженерная графика, программирование и т.д.)
Воспитательные
формирование самостоятельности мышления, чёткости и организованности в работе, умения контролировать свою деятельность;
работать эффективно в соответствии с располагаемым временем.
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: Закрепление изученного материала с применением современных компьютерных технологий.
Раздаточный материал: Задания к практической работе.
9-2.4 - Табличные информационные модели.ppt
Табличные информационные модели
ТАБЛИЧНЫЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
МОДЕЛИ
МОДЕЛИРОВАНИЕ И
ФОРМАЛИЗАЦИЯ
Представление
информации
в табличной форме
Представленная в таблице информация наглядна,
(наличие/отсутствие связи между объектами).
компактна и легко обозрима.
Граница Российской
Сведения о пропусках уроков
Регионы Российской
Расстояние между городами (км)
Федерации
Федерации
Дата
Страна
Название
сухопутная
образования
Город
речная
Город
10
Список
Москва Петрозаводск
№
Астраханская область
Норвегия
Архангельская область
Москва
Финляндия
Белгородская область
Петрозаводск
1076
Латвия
1 Акуленко Иван
Владимирская область
Самара
1069
Корея
2 Баранов Владимир
Вологодская область
Казань
815
Япония
3 Варнаков Олег
Воронежская область
4 Егорова Виктория
Калужская область
5 Машкова Карина
ОБЪЕКТЫ
таблице фиксируются
1
1076
1
1
2145
0
6
1891
0
27.12.1943
1
11
12
23.09.1937
1
06.01.1954
1
14.08.1944
1
23.09.1937
0
13.06.1934
05.07.1947
ОБЪЕКТЫ
ОБЪЕКТЫ
В
6
6
ОБЪЕКТЫ
ОБЪЕКТЫ
ОБЪЕКТЫ
ОБЪЕКТЫ
19
17
Граница
Число
Самара
13
1069
2145
Площадь
Месяц: январь
(тыс. км2)
Население
(тыс.чел)
озёрная морская
44,1
1006,3
Казань
0
1
18
14
587,4
1336,5
815
1
1
27,1
1511,6
1891
1
0
1524,0
29,0
631
0
1
145,7
1269,6
1
0
52,4
2378,8
6
29,9
1041,6
СВОЙСТВА
качественные
СВОЙСТВА
СВОЙСТВА
631
1
6
6
6
5
свойства
СВОЙСТВА
Табличные информационные модели
Задача о перекладывании
камней
Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат две
кучки камней, в первой из которых 3 камня, а во второй 2
камня. У каждого игрока неограниченно много камней.
Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок или
увеличивает в 3 раза число камней в какойто куче, или
добавляет 1 камень в какуюто кучу. Выигрывает игрок, после
хода которого общее число камней в двух кучах становится
не менее 16. Кто выигрывает при безошибочной игре игрок,
делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход?
Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока?
Ответ обоснуйте.
Табличные информационные модели
Задача о перекладывании
камней
1й ход: 1й игрок увеличивает в три раза число камней в
1й ход: 2й игрок увеличивает в три раза число камней в
1й ход: 1й игрок увеличивает в три раза число камней во
1й ход: 2й игрок увеличивает в три раза число камней во
1й ход: 2й игрок увеличивает в три раза число камней в
2й ход: 1й игрок увеличивает в три раза число камней в
1й ход: 2й игрок увеличивает в три раза число камней во
2й ход: 1й игрок увеличивает в три раза число камней в
2й ход: 1й игрок увеличивает в три раза число камней в
2й ход: 2й игрок увеличивает в три раза число камней в
2й ход: 1й игрок увеличивает в три раза число камней во
2й ход: 2й игрок увеличивает в три раза число камней в
2й ход: 2й игрок увеличивает в три раза число камней в
2й ход: 2й игрок увеличивает в три раза число камней в
1й ход: 2й игрок увеличивает в три раза число камней в
2й ход: 1й игрок увеличивает в три раза число камней в
2й ход: 1й игрок добавляет 1 камень в первую кучу.
1й ход: 1й игрок добавляет 1 камень в первую кучу.
1й ход: 2й игрок добавляет 1 камень в первую кучу.
1й ход: 2й игрок добавляет 1 камень во вторую кучу.
2й ход: 1й игрок добавляет 1 камень в первую кучу.
2й ход: 1й игрок добавляет 1 камень во вторую кучу.
1й ход: 1й игрок добавляет 1 камень во вторую кучу.
2й ход: 1й игрок увеличивает в три раза число камней в
Получили повторный вариант, рассматривать не будем.
первой куче.
первой куче и выигрывает.
второй куче.
второй куче и выигрывает.
первой куче.
первой куче и выигрывает.
второй куче.
первой куче и выигрывает.
первой куче и выигрывает.
первой куче и выигрывает.
второй куче.
первой куче и выигрывает.
первой куче и выигрывает.
первой куче и выигрывает.
первой куче.
первой куче и выигрывает.
первой куче.
Исходное
положение
1й игрок –
1й ход
2й игрок –
1й игрок –
2й игрок –
1й ход
2й ход
2й ход
1
3, 2, 5
2
9, 2, 11
3, 6, 9
4, 2, 6
3
27, 2, 29٧
3, 18, 21٧
12, 2, 14
4, 6, 10
5, 2, 7
4, 3, 7
3, 3, 6
9, 3, 12
4, 3, 7
4
5
36, 2, 38٧
12, 6, 18٧
15, 2, 17٧
12, 3, 15
4, 9, 13
5, 3, 8
4, 4, 8
27, 3, 30٧
36, 3, 39٧
12, 9, 21٧
15, 3, 18٧
12, 4, 16٧
Табличные информационные модели
Весовая матрица
Взвешенный граф
Одной и той же таблице могут соответствовать графы,
Таблица «Схема дорог»
E
C
D
внешне не похожие друг на друга
C
80
D
Таблица «Схема дорог»
70
60
90
B
A
B
A 50
B
50 90
Граф схемы дорог
90 80
90
A
A
C
90
50
C
A
D
D
E
E
90
60
C
80 70
70
B
A 50
B 50 90
C
Если между парой населённых пунктов существует дорога,
D
то в ячейку на пересечении соответствующих строки и
столбца записывается число, равное её длине. Пустые клетки
E
в таблице означают, что дорог между соответствующими
населёнными пунктами нет.
60
80 70
70
60
90 80
90
90
E
50
60
70
80
60
90
90
B
D
E
Табличные информационные модели
Задача о коктейлях
Три подружки Аня, Света и Настя купили различные
молочные коктейли в белом, голубом и зелёном стаканчиках.
Ане достался не белый стаканчик, а Свете не голубой. В
белом стаканчике не банановый коктейль. В голубой
стаканчик налит ванильный коктейль. Света не любит
клубничный коктейль.
Требуется выяснить, какой коктейль и в каком стаканчике
купила каждая из девочек.
Табличные информационные модели
Задача о коктейлях
У Ани не белый стаканчик, а у Светы не голубой.
Создадим две таблицы:
В белом стаканчике не банановый коктейль.
В голубом стаканчике налит ванильный коктейль.
Значит в голубом стаканчике не банановый и не клубничный
Ванильный коктейль не белом стаканчике и не в зелёном.
Следовательно в зелёном стаканчике налит банановый
Света не любит клубничный коктейль, значит у неё не белый
Значит у Насти белый стаканчик, а у Ани – голубой.
коктейль.
коктейль, а в белом – клубничный.
стаканчик, а зелёный.
Стаканчик
Белый
Голубой
Зелёный
Стаканчик
Белый
Голубой
Зелёный
Аня
0
1
0
Девочка
Света
Настя
0
0
1
1
0
0
банановый
Коктейль
ванильный клубничный
0
0
1
0
1
0
1
0
0
Ответ: Аня купила ванильный коктейль в голубом стаканчике,
Света банановый коктейль в зелёном стаканчике, Настя
клубничный коктейль в белом стаканчике.
Табличные информационные модели
Самое главное
Представленная
компактна и легко обозрима.
в
таблице информация наглядна,
Таблица типа «объект свойство» это таблица,
содержащая информацию о свойствах отдельных объектах,
принадлежащих одному классу.
Таблица типа «объект
это таблица,
содержащая информацию о некотором одном свойстве пар
объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.
объект»
Табличные информационные модели
Вопросы и задания
К какому типу относится таблица «Табель
преимущества
обеспечивают
успеваемости», расположенная в конце вашего
Постройте граф, отражающий разновидности
Соревнования по плаванию были в самом разгаре,
Два игрока играют в следующую игру. Перед ними
когда стало ясно, что первые четыре места займут
лежат две кучки камней, в первой из которых 1 камень,
Таблица стоимости перевозок устроена следующим образом: числа, стоящие на
Какие
Узнайте, в каких случаях в ячейку таблицы ставится
табличных
примеры
табличные
Приведите
информационных
В Норильске, Москве, Ростове и Пятигорске живут
мальчики из пятёрки лидеров. Их имена: Валерий,
пересечениях строк и столбцов таблиц, означают стоимость проезда между
а во второй 2 камня.
соответствующими соседними станциями.
информационные модели по сравнению со словесными
моделей, с которыми вы имеете дело:
знак «х».
четыре супружеские пары (в каждом городе одна пара).
Николай, Михаил, Игорь, Эдуард, фамилии: Симаков,
У каждого игрока неограниченно много камней.
Если пересечение строки и столбца пусто, то станции не являются соседними.
Почему мы использовали этот знак в таблице?
описаниями? Приведите пример.
Имена этих супругов: Антон, Борис, Давид, Григорий,
а) на уроках в школе;
дневника?
Чигрин, Зимин, Копылов, Блинов (имена и фамилии
Стоимость проезда по маршруту складывается из стоимостей проезда между
Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок
соседними станциями. Перевозки между населёнными пунктами A, B, C, D, F
б) в повседневной жизни.
Ольга, Мария, Светлана, Екатерина.
информационных моделей.
названы в произвольном порядке).
или увеличивает в 3 раза число камней в какойто куче,
осуществляют три компании,представившие стоимость своих услуг в табличной
Антон живёт в Норильске, Борис и Ольга супруги,
Нашлись знатоки, которые предсказали, что первое
форме. Какая компания обеспечивает минимальную стоимость проезда из А в B?
или добавляет 2 камня в какуюто кучу. Выигрывает
D
A
C
B
E
Григорий и Светлана не живут в одном городе, Мария
место займёт Копылов, второе Валерий, третье
игрок, после хода которого общее число камней в двух
A
x
50
90
живёт в Москве, Светлана в Ростове.
Чигрин, четвёртое Эдуард.
кучах становится не менее 17.
A B C D E
A B C D E
A B C D E
В каком городе проживает каждая из супружеских
Но ни один из ребят не занял того места, какое ему
50
x
B
Кто выигрывает при безошибочной игре обоих
A x
1
3
A x
4
пар?
предсказывали.
игроков игрок, делающий первый ход, или игрок,
C
90
4
2
x
B
B
2
На самом деле первое место завоевал Михаил,
делающий второй ход?
C 3
2
C 3
4
x
2
D
второе Симаков, третье Николай, четвёртое Блинов,
Каким должен быть первый ход выигрывающего
D 1
X
D 1
а Чигрин не попал в четвёрку сильнейших.
игрока?
E
2
E 1
E
90
Назовите имя и фамилию каждого из лидеров.
Ответ обоснуйте.
A x
B
C 3
D 1
E 4
90
1
x
80
X
60
60
x
4
70
x
2
80
x
70
3
4
x
2
3
4
x
3
1
X
2
x
x
3)
1
x
x
4
1)
2
2)
Табличные информационные модели
Опорный конспект
Представленная в таблице информация наглядна, компактна
и легко обозрима.
Вид таблицы
Объектсвойство
Объектобъект
Информация о
свойствах объектов
одного класса
Информация об
одном свойстве
пар объектов
разных классов
Информация освойствах объектоводного классаИнформация ободном свойствепар объектовразных классовВид таблицыОбъектсвойствоОбъектобъект
Табличные информационные модели
Источники
информации
в белом стакане
1. http://www.ekurilka.ru/products_pictures/pina%20colada_enl.jpg коктейль
–
2. http://static.etoya.ru/files/images/imgsng/part_0/5235/src/greenalien.jpg
коктейль в зелёном стакане
3. http://www.gobars.ru/i/201012/6du55.jpg коктейль в голубом стакане
4. http://slantpoetry.files.wordpress.com/2009/07/strawberry.jpg клубника
5. http://www.freakingnews.com/images/app_images/banana1.jpg банан
6. http://lifeglobe.net/media/entry/1354/51174276_986vanilla_beans_3.jpg
ваниль
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.