Таблица тональностей. Транспонирование.

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 25.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мажор Минор T II III S D VI VII t II III s d VI VII C Dm Em F G Am H7 Am H7 C Dm E7 F G (транспонирование вверх, добавление диезов) G Am Hm C D Em F#7 Em F#7 G Am H7 C D D Em F#m G A Hm C#7 Hm C#7 D Em F#7 G A A Hm C#m D E F#m G#7 F#m G#7 A Hm C#7 D E E F#m G#m A H C#m D#7 C#m D#7 E F#m G#7 A H H C#m D#m E F# G#m A#7 G#m A#7 H C#m D#7 E F# F# G#m A#m H C# D#m F7 D#m F7 F# G#m A#7 H C# (транспонирование вниз, добавление бемолей) F Gm Am B C Dm E7 Dm E7 F Gm A7 B C B Cm Dm Eb F Gm A7 Gm A7 B Cm D7 Eb F Eb Fm Gm Ab B Cm D7 Cm D7 Eb Fm G7 Ab B Ab Bm Cm Db Eb Fm G7 Fm G7 Ab Bm C7 Db Eb Db Ebm Fm Gb Ab Bm C7 Bm C7 Db Ebm F7 Gb Ab Gb Abm Bm H Db Ebm F7 Ebm F7 Gb Abm B7 H Db Как Вы уже заметили, для пущего удобства я обозначил ступени ладов не как отдельные звуки (ноты), но как аккорды, употребимые в гармонии, базирующейся на параллельных мажоре и миноре. Подавляющее большинство популярных песен гарантированно не будет содержать в своей гармонизации больше аккордов, чем в одной строчке левой или правой половины таблицы. Эти строчки можно смело назвать тональностями, а сами аккорды суть простые трезвучия, имеющие терцовое строение по законам гармонии. Наверное, Вы отметили также, что первую, четвертую и пятую ступень и в мажоре, и в миноре я обозначил буквами T, S и D соответственно - аккорды от этих ступени в гармонии считаются основными, и назваются тоникой, субдоминантой и доминантой. Например, знаменитые "три аккорда" Am, Dm и E7 в часто употребимом ля-миноре, первые в багаже всякого начинающего гитариста, ими можно гармонизовать несложную мелодию. Также, если Вы были внимательны, то должны были увидеть три ошибки в каждой строчке таблицы - аккорды седьмой ступени мажора, второй и пятой ступени минора. На самом деле, если правильно выстроить по терциям трезвучия от второй ступени минора и седьмой параллельного ему мажора, получатся одинаковые уменьшенные аккорды (например, Hm-5 в паре тональностей C-Am). В акустическом исполнении на гитаре вместо него гораздо чаще используют мажорный септаккорд (например, H7), или же иногда полууменьшенный септаккорд (к примеру, Hm7-5). Что касается употребления того же мажорного септа в качестве доминанты в миноре - эта традиция пришла к нам еще из средневековья. Тогда для построения доминанты для усиления ее функции использовался гармонический минор с увеличенной седьмой ступенью - таким образом, получался мажорный аккорд. Опять же, доминанты как в мажоре, так и в миноре очень часто достраивают до септаккорда. Транспонированием называется перенесение по высоте всего музыкального содержания произведения - мелодии и гармонии. Транспонирование часто применяют в случае невозможности или трудоемкости исполнения голосом или на каком-либо инструменте в оригинальной тональности. Минимальный шаг транспонирования составляет полтона, соответственно, возможны двенадцать различных пар тональностей мажор и минор. Как Вы могли заметить, я применил кажущуюся странной на первый взгляд логику построения таблицы - квинтовые скачки вверх и вниз. На самом деле, такое построение более чем удобно, согласовано с нотной записью и объясняет правильные обозначения звуков и аккордов в разных тональностях. Например, при транспонировании вверх по квинтам от до-мажора на каждом этапе появляется новый звук между IV и V ступенями предыдущей тональности - его обозначают при помощи диеза (увеличения), добавленного к названию V ступени. Похожая ситуация наблюдается и при повышении на квинту минора, а также транспонирования тональностей вниз (там используется знак уменьшения - бемоль). Кстати, таковы правильные обозначения ступеней в тональностях - например, в ми-мажоре аккорд C#m не стоит назвать Dbm, и уж тем более нельзя сочетать диезы и бемоли в одной тональности. Удобство такого построения таблицы заключается еще и в том, что при адаптации музыки для голоса легче всего транспонировать ее на квинту вверх или вниз (соседние строки) - в этих тональностях похожие аккорды. Вообще, наиболее употребимые пары тональностей приведены в первых пяти строчках - связано это с тем, что на гитаре аккорды основных ступеней этих тональностей легко взять в открытых позициях (без барре). Еще две часто используемые пары - Dm-F и Cm-Eb - популярны соответственно благодаря музыке джаз (на многих духовых инструментах проще играть в ре-миноре и фа-мажоре) и русской семиструнной гитаре (отличный от шестиструнки строй которой позволял легко брать аккорды до-минора). Нетрудно разглядеть, что количество строчек в таблице (13) не соответствует числу пар тональностей (12). Опять же все просто - пары тональностей F#-D#m и Gb-Ebm в рамках повсеместно применяемого равномерно-темперированного строя полностью совпадают, соответственно, могут использоваться и те, и другие обозначения. Кстати, в паре F#-D#m аккорд F7 формально должен называться E#7, а в паре Gb-Ebm вместо H логично обозначение Cb.
Иконка файла материала 1.docx
Минор t II III s d VI VII Am H7 C Dm E7 F G Мажор T II III S D VI VII C Dm Em F G Am H7 (транспонирование вверх, добавление диезов) Em F#7 G Am H7 C D G Am Hm C D Em F#7 D Em F#m G A Hm C#7 Hm C#7 D Em F#7 G A A Hm C#m D E F#m G#7 F#m G#7 A Hm C#7 D E E F#m G#m A H C#m D#7 C#m D#7 E F#m G#7 A H H C#m D#m E F# G#m  A#7 F# G#m A#m H C# D#m F7 D#m F7 F# G#m A#7 H C# (транспонирование вниз, добавление бемолей) Dm E7 F Gm A7 B C F Gm Am B C Dm E7 Gm A7 B Cm D7 Eb F B Cm Dm Eb F Gm A7 Cm D7 Eb Fm G7 Ab B Eb Fm Gm Ab B Cm D7 Ab Bm Cm Db Eb Fm G7 Fm G7 Ab Bm C7 Db Eb Db Ebm Fm Gb Ab Bm C7 Bm C7 Db Ebm F7 Gb Ab Gb Abm Bm H Db Ebm F7 Ebm F7 Gb Abm B7 H Db G#m A#7 H C#m D#7 E F#Как Вы уже заметили, для пущего удобства я обозначил ступени ладов не как отдельные  звуки (ноты), но как аккорды, употребимые в гармонии, базирующейся на параллельных  мажоре и миноре. Подавляющее большинство популярных песен гарантированно не будет  содержать в своей гармонизации больше аккордов, чем в одной строчке левой или правой  половины таблицы. Эти строчки можно смело назвать тональностями, а сами аккорды суть  простые трезвучия, имеющие терцовое строение по законам гармонии.  Наверное, Вы отметили также, что первую, четвертую и пятую ступень и в мажоре, и в  миноре я обозначил буквами T, S и D соответственно ­ аккорды от этих ступени в гармонии  считаются основными, и назваются тоникой, субдоминантой и доминантой. Например,  знаменитые "три аккорда" Am, Dm и E7 в часто употребимом ля­миноре, первые в багаже  всякого начинающего гитариста, ими можно гармонизовать несложную мелодию.  Также, если Вы были внимательны, то должны были увидеть три ошибки в каждой строчке  таблицы ­ аккорды седьмой ступени мажора, второй и пятой ступени минора. На самом деле, если правильно выстроить по терциям трезвучия от второй ступени минора и седьмой  параллельного ему мажора, получатся одинаковые уменьшенные аккорды (например, Hm­5 в паре тональностей C­Am). В акустическом исполнении на гитаре вместо него гораздо чаще  используют мажорный септаккорд (например, H7), или же иногда полууменьшенныйсептаккорд (к примеру, Hm7­5). Что касается употребления того же мажорного септа в  качестве доминанты в миноре ­ эта традиция пришла к нам еще из средневековья. Тогда для  построения доминанты для усиления ее функции использовался гармонический минор с  увеличенной седьмой ступенью ­ таким образом, получался мажорный аккорд. Опять же,  доминанты как в мажоре, так и в миноре очень часто достраивают до септаккорда.  Транспонированием называется перенесение по высоте всего музыкального содержания  произведения ­ мелодии и гармонии. Транспонирование часто применяют в случае  невозможности или трудоемкости исполнения голосом или на каком­либо инструменте в  оригинальной тональности. Минимальный шаг транспонирования составляет полтона,  соответственно, возможны двенадцать различных пар тональностей мажор и минор. Как Вы  могли заметить, я применил кажущуюся странной на первый взгляд логику построения  таблицы ­ квинтовые скачки вверх и вниз. На самом деле, такое построение более чем  удобно, согласовано с нотной записью и объясняет правильные обозначения звуков и  аккордов в разных тональностях. Например, при транспонировании вверх по квинтам от до­ мажора на каждом этапе появляется новый звук между IV и V ступенями предыдущей  тональности ­ его обозначают при помощи диеза (увеличения), добавленного к названию V  ступени. Похожая ситуация наблюдается и при повышении на квинту минора, а также  транспонирования тональностей вниз (там используется знак уменьшения ­ бемоль). Кстати,таковы правильные обозначения ступеней в тональностях ­ например, в ми­мажоре аккорд  C#m не стоит назвать Dbm, и уж тем более нельзя сочетать диезы и бемоли в одной  тональности.  Удобство такого построения таблицы заключается еще и в том, что при адаптации музыки  для голоса легче всего транспонировать ее на квинту вверх или вниз (соседние строки) ­ в  этих тональностях похожие аккорды. Вообще, наиболее употребимые пары тональностей  приведены в первых пяти строчках ­ связано это с тем, что на гитаре аккорды основных  ступеней этих тональностей легко взять в открытых позициях (без барре). Еще две часто  используемые пары ­ Dm­F и Cm­Eb ­ популярны соответственно благодаря музыке джаз (на  многих духовых инструментах проще играть в ре­миноре и фа­мажоре) и русской  семиструнной гитаре (отличный от шестиструнки строй которой позволял легко брать  аккорды до­минора).  Нетрудно разглядеть, что количество строчек в таблице (13) не соответствует числу пар  тональностей (12). Опять же все просто ­ пары тональностей F#­D#m и Gb­Ebm в рамках  повсеместно применяемого равномерно­темперированного строя полностью совпадают,  соответственно, могут использоваться и те, и другие обозначения. Кстати, в паре F#­D#mаккорд F7 формально должен называться E#7, а в паре Gb­Ebm вместо H логично  обозначение Cb.