Мажор Минор
T II III S D VI VII t II III s d VI VII
C Dm Em F G Am H7 Am H7 C Dm E7 F G
(транспонирование вверх, добавление диезов)
G Am Hm C D Em F#7 Em F#7 G Am H7 C D
D Em F#m G A Hm C#7 Hm C#7 D Em F#7 G A
A Hm C#m D E F#m G#7 F#m G#7 A Hm C#7 D E
E F#m G#m A H C#m D#7 C#m D#7 E F#m G#7 A H
H C#m D#m E F# G#m A#7 G#m A#7 H C#m D#7 E F#
F# G#m A#m H C# D#m F7 D#m F7 F# G#m A#7 H C#
(транспонирование вниз, добавление бемолей)
F Gm Am B C Dm E7 Dm E7 F Gm A7 B C
B Cm Dm Eb F Gm A7 Gm A7 B Cm D7 Eb F
Eb Fm Gm Ab B Cm D7 Cm D7 Eb Fm G7 Ab B
Ab Bm Cm Db Eb Fm G7 Fm G7 Ab Bm C7 Db Eb
Db Ebm Fm Gb Ab Bm C7 Bm C7 Db Ebm F7 Gb Ab
Gb Abm Bm H Db Ebm F7 Ebm F7 Gb Abm B7 H Db
Как Вы уже заметили, для пущего удобства я обозначил ступени ладов не как отдельные звуки (ноты), но как аккорды, употребимые в гармонии, базирующейся на параллельных мажоре и миноре. Подавляющее большинство популярных песен гарантированно не будет содержать в своей гармонизации больше аккордов, чем в одной строчке левой или правой половины таблицы. Эти строчки можно смело назвать тональностями, а сами аккорды суть простые трезвучия, имеющие терцовое строение по законам гармонии.
Наверное, Вы отметили также, что первую, четвертую и пятую ступень и в мажоре, и в миноре я обозначил буквами T, S и D соответственно - аккорды от этих ступени в гармонии считаются основными, и назваются тоникой, субдоминантой и доминантой. Например, знаменитые "три аккорда" Am, Dm и E7 в часто употребимом ля-миноре, первые в багаже всякого начинающего гитариста, ими можно гармонизовать несложную мелодию.
Также, если Вы были внимательны, то должны были увидеть три ошибки в каждой строчке таблицы - аккорды седьмой ступени мажора, второй и пятой ступени минора. На самом деле, если правильно выстроить по терциям трезвучия от второй ступени минора и седьмой параллельного ему мажора, получатся одинаковые уменьшенные аккорды (например, Hm-5 в паре тональностей C-Am). В акустическом исполнении на гитаре вместо него гораздо чаще используют мажорный септаккорд (например, H7), или же иногда полууменьшенный септаккорд (к примеру, Hm7-5). Что касается употребления того же мажорного септа в качестве доминанты в миноре - эта традиция пришла к нам еще из средневековья. Тогда для построения доминанты для усиления ее функции использовался гармонический минор с увеличенной седьмой ступенью - таким образом, получался мажорный аккорд. Опять же, доминанты как в мажоре, так и в миноре очень часто достраивают до септаккорда.
Транспонированием называется перенесение по высоте всего музыкального содержания произведения - мелодии и гармонии. Транспонирование часто применяют в случае невозможности или трудоемкости исполнения голосом или на каком-либо инструменте в оригинальной тональности. Минимальный шаг транспонирования составляет полтона, соответственно, возможны двенадцать различных пар тональностей мажор и минор. Как Вы могли заметить, я применил кажущуюся странной на первый взгляд логику построения таблицы - квинтовые скачки вверх и вниз. На самом деле, такое построение более чем удобно, согласовано с нотной записью и объясняет правильные обозначения звуков и аккордов в разных тональностях. Например, при транспонировании вверх по квинтам от до-мажора на каждом этапе появляется новый звук между IV и V ступенями предыдущей тональности - его обозначают при помощи диеза (увеличения), добавленного к названию V ступени. Похожая ситуация наблюдается и при повышении на квинту минора, а также транспонирования тональностей вниз (там используется знак уменьшения - бемоль). Кстати, таковы правильные обозначения ступеней в тональностях - например, в ми-мажоре аккорд C#m не стоит назвать Dbm, и уж тем более нельзя сочетать диезы и бемоли в одной тональности.
Удобство такого построения таблицы заключается еще и в том, что при адаптации музыки для голоса легче всего транспонировать ее на квинту вверх или вниз (соседние строки) - в этих тональностях похожие аккорды. Вообще, наиболее употребимые пары тональностей приведены в первых пяти строчках - связано это с тем, что на гитаре аккорды основных ступеней этих тональностей легко взять в открытых позициях (без барре). Еще две часто используемые пары - Dm-F и Cm-Eb - популярны соответственно благодаря музыке джаз (на многих духовых инструментах проще играть в ре-миноре и фа-мажоре) и русской семиструнной гитаре (отличный от шестиструнки строй которой позволял легко брать аккорды до-минора).
Нетрудно разглядеть, что количество строчек в таблице (13) не соответствует числу пар тональностей (12). Опять же все просто - пары тональностей F#-D#m и Gb-Ebm в рамках повсеместно применяемого равномерно-темперированного строя полностью совпадают, соответственно, могут использоваться и те, и другие обозначения. Кстати, в паре F#-D#m аккорд F7 формально должен называться E#7, а в паре Gb-Ebm вместо H логично обозначение Cb.
Минор
t II III s d VI VII
Am H7 C Dm E7 F G
Мажор
T II III S D VI VII
C Dm Em F G Am H7
(транспонирование вверх, добавление диезов)
Em F#7 G Am H7 C D
G Am Hm C D Em F#7
D Em F#m G A Hm C#7
Hm C#7 D Em F#7 G A
A Hm C#m D E F#m G#7 F#m G#7 A Hm C#7 D E
E F#m G#m A H C#m D#7 C#m D#7 E F#m G#7 A H
H C#m D#m E F# G#m
A#7
F# G#m A#m H C# D#m F7 D#m F7 F# G#m A#7 H C#
(транспонирование вниз, добавление бемолей)
Dm E7 F Gm A7 B C
F Gm Am B C Dm E7
Gm A7 B Cm D7 Eb F
B Cm Dm Eb F Gm A7
Cm D7 Eb Fm G7 Ab B
Eb Fm Gm Ab B Cm D7
Ab Bm Cm Db Eb Fm G7
Fm G7 Ab Bm C7 Db Eb
Db Ebm Fm Gb Ab Bm C7 Bm C7 Db Ebm F7 Gb Ab
Gb Abm Bm H Db Ebm F7 Ebm F7 Gb Abm B7 H Db
G#m A#7 H C#m D#7 E F#Как Вы уже заметили, для пущего удобства я обозначил ступени ладов не как отдельные
звуки (ноты), но как аккорды, употребимые в гармонии, базирующейся на параллельных
мажоре и миноре. Подавляющее большинство популярных песен гарантированно не будет
содержать в своей гармонизации больше аккордов, чем в одной строчке левой или правой
половины таблицы. Эти строчки можно смело назвать тональностями, а сами аккорды суть
простые трезвучия, имеющие терцовое строение по законам гармонии.
Наверное, Вы отметили также, что первую, четвертую и пятую ступень и в мажоре, и в
миноре я обозначил буквами T, S и D соответственно аккорды от этих ступени в гармонии
считаются основными, и назваются тоникой, субдоминантой и доминантой. Например,
знаменитые "три аккорда" Am, Dm и E7 в часто употребимом ляминоре, первые в багаже
всякого начинающего гитариста, ими можно гармонизовать несложную мелодию.
Также, если Вы были внимательны, то должны были увидеть три ошибки в каждой строчке
таблицы аккорды седьмой ступени мажора, второй и пятой ступени минора. На самом деле,
если правильно выстроить по терциям трезвучия от второй ступени минора и седьмой
параллельного ему мажора, получатся одинаковые уменьшенные аккорды (например, Hm5 в
паре тональностей CAm). В акустическом исполнении на гитаре вместо него гораздо чаще
используют мажорный септаккорд (например, H7), или же иногда полууменьшенныйсептаккорд (к примеру, Hm75). Что касается употребления того же мажорного септа в
качестве доминанты в миноре эта традиция пришла к нам еще из средневековья. Тогда для
построения доминанты для усиления ее функции использовался гармонический минор с
увеличенной седьмой ступенью таким образом, получался мажорный аккорд. Опять же,
доминанты как в мажоре, так и в миноре очень часто достраивают до септаккорда.
Транспонированием называется перенесение по высоте всего музыкального содержания
произведения мелодии и гармонии. Транспонирование часто применяют в случае
невозможности или трудоемкости исполнения голосом или на какомлибо инструменте в
оригинальной тональности. Минимальный шаг транспонирования составляет полтона,
соответственно, возможны двенадцать различных пар тональностей мажор и минор. Как Вы
могли заметить, я применил кажущуюся странной на первый взгляд логику построения
таблицы квинтовые скачки вверх и вниз. На самом деле, такое построение более чем
удобно, согласовано с нотной записью и объясняет правильные обозначения звуков и
аккордов в разных тональностях. Например, при транспонировании вверх по квинтам от до
мажора на каждом этапе появляется новый звук между IV и V ступенями предыдущей
тональности его обозначают при помощи диеза (увеличения), добавленного к названию V
ступени. Похожая ситуация наблюдается и при повышении на квинту минора, а также
транспонирования тональностей вниз (там используется знак уменьшения бемоль). Кстати,таковы правильные обозначения ступеней в тональностях например, в мимажоре аккорд
C#m не стоит назвать Dbm, и уж тем более нельзя сочетать диезы и бемоли в одной
тональности.
Удобство такого построения таблицы заключается еще и в том, что при адаптации музыки
для голоса легче всего транспонировать ее на квинту вверх или вниз (соседние строки) в
этих тональностях похожие аккорды. Вообще, наиболее употребимые пары тональностей
приведены в первых пяти строчках связано это с тем, что на гитаре аккорды основных
ступеней этих тональностей легко взять в открытых позициях (без барре). Еще две часто
используемые пары DmF и CmEb популярны соответственно благодаря музыке джаз (на
многих духовых инструментах проще играть в реминоре и фамажоре) и русской
семиструнной гитаре (отличный от шестиструнки строй которой позволял легко брать
аккорды доминора).
Нетрудно разглядеть, что количество строчек в таблице (13) не соответствует числу пар
тональностей (12). Опять же все просто пары тональностей F#D#m и GbEbm в рамках
повсеместно применяемого равномернотемперированного строя полностью совпадают,
соответственно, могут использоваться и те, и другие обозначения. Кстати, в паре F#D#mаккорд F7 формально должен называться E#7, а в паре GbEbm вместо H логично
обозначение Cb.