Технологическая карта открытого урока
«Тайны капельки воды» (Мастерская построения знаний, лаборатория)
6 класс (УМК под редакцией В.Н Латчука. ОБЖ)
Масленникова Татьяна Георгиевна,
учитель ОБЖ МБОУ «СОШ № 3»
3.02.2020г
Цели проведения мастерской
Образовательные:
1.Формирование умения аргументировать свою точку зрения, позицию;
2. Расширение знаний учащихся о правилах работы в лаборатории; обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.
Развивающие:
1.Создание условий для усвоения знаний по теме урока, развитие логического мышление обучающихся: учить наблюдать, выделять главное, ставить эксперимент, измерять, сравнивать.
2. Развитие коммуникативной культуры;
3.Развитие рефлексивных способностей.
Воспитательные:
1.Формирование самостоятельности мышления;
2. Формирование мотивации к самообучению, самосовершенствованию, развитию.
Форма взаимодействия
Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск
Оборудование:
ноутбук, проектор, экран, доска.
Магниты, раздаточный материал – формат А-4, фломастеры или карандаши, презентация к уроку, раздаточный материал «Последовательность просмотра воды под микроскопом», «Микроорганизмы в капле воды», сухое горючее, зажигалка. Опыт с лазерной указкой - Лазерная указка, образцы воды в шприцах, экран. Презентация «Тайны капельки воды».
Алгоритм проведения мастерской
Индукция – самоконструкция – социоконструкция – социализация – разрыв – творческое конструирование знания – афиширование – рефлексия.
Индукция
Слайд 1. Индуктор 1
Летом вместе каждый год,
С классом мы идём в поход,
Позабыть про суету,
Отдохнуть в родном лесу,
На природу посмотреть,
Песни у костра попеть.
Поудить на речке рыбу,
Походить по горным глыбам
Воду из ручья попить,
И с друзьями пошутить.
Ночью выспаться в палатке,
С котелка попить чай сладкий,
За спиной рюкзак носить,
По душам поговорить…
Слайд 2 Индуктор 2
Заполните 1 столбик таблицы «ЗУХ» Что я знаю о воде?
Индуктор 3.
Русские народные сказки всегда поучительны. Вспомните слова Аленушки из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с которыми она обратилась в своему брату… «Не пей водицы из лужицы – козленочком станешь».
Да и взрослые часто говорят: «Пить воду из водоемов опасно для здоровья!»
Мне всегда казалось, что в чистой прозрачной воде нет никакой опасности. Ради эксперимента я набирала в баночки воды из разных водоемов: реки, озера, лужи. Но при самом внимательном разглядывании этой воды я ничего не увидела, даже когда использовала для этого лупу. Вы сегодня Народный контроль. Перед вами 6 образцов воды из разных источников водопроводная вода, бутилированная, из пруда, из миски собаки, талый снег, сосулька. Проголосуйте за те образцы воды, в которых вы уверены, что эту воду можно пить (проводим обсуждение и голосование) – возвращаемся на рабочее место.
Образцы переданы в лабораторию.
Самоконструкция
Сегодня вы приглашены в лабораторию «Тайна одной капельки».
В нашей лаборатории собрались ученые, корреспонденты, фотожурналисты.
- Кто умеет фотографировать? - 2-3 человека - фотографируют, загружают фото в компьютер, в конце урока показывают.
- Кто напишет репортаж о сегодняшней работе? – 2-3 человека.
Остальные участники объединяются в 4 группы. Посмотрите на этикетке наименование вашей группы. Распределите роли в своей группе:
Старший лаборант- озвучивает работу своей группы, делает вывод.
Лаборант – изучает виды воды в микроскопе, зарисовывает увиденное в капле воды.
помощник лаборанта – готовить стекло с водой, заполняет таблицу.
Группы 1-4 рассказывают о проведенном исследовании.
Образец |
Прозрачность воды, цвет |
Есть ли микроорганизмы, примеси (да, нет) |
Схематичный рисунок |
|
|
|
|
1 |
5 |
3 |
Вода из аквариума (условно пруд) |
Водопроводная вода |
Вода из собачьей миски |
2 |
4 |
6 |
Снеговая вода |
Сосулька |
Вода из бутылки |
Группа Корреспонденты: 2 человека делают фото проводимых работ, готовят слайдовую презентацию.
2 - 3человека берут интервью и пишут заметку в научно-популярный журнал «По секрету всему свету» о проведенной конференции.
Социоконструкция-социализация Разрыв Творческое конструирование знания
Ваша задача подтвердить или опровергнуть предупреждения взрослых людей, сделать выводы и убедить нас.
Афиширование! Конференция день 1. Группы 1-4 рассказывают о проведенном исследовании.
Что делать если с собой нет чистой питьевой воды, а вода из источника неизвестного происхождения? – Конечно, очистить через фильтр, прокипятить.
Лаборатория 2. В чашках лежит сухой спирт, осторожно зажигаем его, Пропустите жидкость через фильтр – на нем останется мусор. Наливаем воду в пробирку и кипятим. Проводим повторное исследование капли.
Афиширование! Конференция день 2. Что произошло?
В природных условиях нет микроскопа, а увеличительное стекло не покажет нам, что содержится в воде.
Маленький фокус с лазерной указкой.
Афиширование. Представление работы корреспондентов и фотокорреспондентов
2Творческое конструирование знания
Советы туристам, отправляющимся в поход
Каждая группа составляет 2-3 правила безопасного поведения при использовании воды в природных условиях и вывешивает на доске.
Афиширование.
Рефлексия
Заверши тезис:
До начала урока я думал, что ______, а сейчас узнал ________.
Самым интересным было________.
Для себя я возьму_______
Хочу сказать_______.
Мне не понравилось _________________.
Было бы хорошо, если бы _________________.
Домашнее задание: Расскажите своим домашним о том, что вы узнали на уроке.
Спасибо всем участникам мастерской!
Я хочу, чтобы полученными сегодня знаниями вы пользовались всю жизнь!
Ссылки
Последний поход Автор: Казаков https://www.sunhome.ru/poetry/pohod
Фото найдены на страницах интернета
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.