"Тайна моего Я" коррекционное занятие для обучающихся с ОВЗ
Оценка 4.6

"Тайна моего Я" коррекционное занятие для обучающихся с ОВЗ

Оценка 4.6
docx
22.10.2024
"Тайна моего Я"  коррекционное занятие для обучающихся с ОВЗ
«Тайна моего Я» Коррекционно - развивающая программа.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Тайна моего Я»                                                                                                   

 

Коррекционно-развивающая программа

по коррекции эмоционально-волевой сферы

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Матюшина Елена Николаевна,

 педагог-психолог

 школа-интернат № 15

 г. Белова

 

 

 

 

 

 

                                                 

Содержание

 

Пояснительная записка……………………………………………………….…... 3

 

Тематическое планирование………………………………….……..…………….6

 

Содержание программы………………………………….…….…..........................7

 

Список литературы..…………………………………………….….......................9


Пояснительная записка

Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети с интеллектуальной недостаточностью часто находятся в «Плену эмоций», поскольку  не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со взрослыми и сверстниками. Обучая ребенку «взгляду со стороны», мы тем самым помогает ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение.так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

            Для решения этой задачи составлена Индивидуально-ориентированная                                        коррекционно-развивающая программа по коррекции эмоционально-волевой сферы«Тайна моего Я»

Цель :  развитие  представления о собственной ценности и ценности другого человека, укрепление чувства собственного достоинства, содействие формированию мотивации на саморазвитие, улучшение эмоционального состояния.

Задачи:

 

      обучающие:

·       научить подростка осознавать себя, как личность и индивидуальность;

·       научить анализировать степень  удовлетворенности собой и  своих достижений;

·       научить методам саморегуляции;

·       формировать навыки преодоления стресса.

 

      развивающие:

·       развивать навыки анализа чувств и мотивов своей деятельности;

·       развивать позитивной самооценки и самовыражения;

·       развивать  умение оценить свои поступки и взглянуть на себя со стороны;

·       снижать уровня личностной тревожности.

воспитывающие:

·       развивать ответственное поведения и коммуникативных навыков;

·       развивать умения уважения права других людей, как свои собственные;

·       повышатье общего уровня психологической культуры.

         Данная коррекционная программа  ориентирована на  учащихся начальной школы с умственной отсталостью.

Программа рассчитана на 16 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, Продолжительность занятия – 1 академический час.

Ожидаемые  результаты:

·       осознавать свои и чужие эмоции и чувства;

·       уметь  использовать методы саморегуляции;

·       уметь сосредоточиться в условиях стресса;

·       уметь   справиться с волнением,  страхом  и  напряжением;

·       уметь выстраивать отношения с окружающими в манере сотрудничества.

Результативность программы  зависит от соблюдения следующих общепринятых принципов:

1. Ненасилъственностъ общения.

При объяснении правил упражнения,  педагог исходит, прежде всего из желания ребенка, избегая принуждения.

2.  Самодиагностика, т. е. самораскрытие ребенка, осознание и формулирование им личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие подростку познавать себя, особенности своей личности

3.  Положительный характер обратной связи.

Поскольку ребенк с УО нуждается в поддержке, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку в преодолении агрессивности и урегулировании самооценки, снятии напряжения и релаксации.

4. Неконкурентный характер отношений.

Этот принцип будет соблюден только в том случае, если удалось создать в совместном общении атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт подростку. Занятия  строятся так, чтобы не фиксировать слабые стороны ребенка, а подчеркивать сильные, не ставить ребенка в ситуацию неспешности, а укреплять его веру в себя, давая возможность ему быть успешным и поощряя его расширить репертуар способов его поведения.

5. Включенность.

В предлагаемой программе педагог выполняет традиционную роль участника всех упражнений. Участвуя в игре, педагог, во-первых, своим примером помогает включиться в нее ребенка.

Результативность

В процессе реализации программы проводится ряд диагностических мероприятий, на основании результатов, которых делается вывод о качестве эмоционального состояния ребенка.

Содержание

Сроки

I этап

II этап

1

Шкала явной тревожности CMAS (адаптированная версия методики Дж. Тейлора. Автор А.М. Прихожин)

2

Графическая методика» кактус»

                      

                                          Тематическое планирование

Тема

Теория

Практика

Всего

1

 

Диагностика эмоциональной сферы, тревожности (Автор А.М. Прихожин)

0,3

0,7

1

2

 

Графическая методика « Кактус»

0,3

0,7

1

3

 

«Лепим» свой страх и гнев»

0,6

1,4

2

4

 «Рисуем свой страх и гнев»

0,6

1,4

2

5

 

«Имя»

0,3

0,7

1

6

 

«Моя семья»

0,6

1,4

2

7

 

 «Кого мы называем добрым»»

0,6

1,4

2

8

 

«Рисуем себя»

0,3

0,7

1

9

« Мои друзья»

0,3

0,7

1

10

Как правильно дружить

0,3

0,7

1

11

«Тренинг Мышечного расслабления»

0,3

0,7

1

12

«Храм тишины»

0,3

0,7

1

 

 

                                    Основное содержание программы.

Тема № 1. Диагностика эмоциональной сферы, тревожности (Автор А.М. Прихожан) , 1 час.

Цель:   выявление тревожности как относительно устойчивого образования. 

Тема № 2. Графическая методика « Кактус», 1 час.

  Занятие направлено на исследование эмоционально-личностной сферы ребенка При проведении диагностики  ребенку выдается простой карандаш и лист бумаги формата А4. На листе бумаги он должен нарисовать кактус таким образом , как он себе его представляет.

Тема № 3. «Лепим свой страх и гнев», 2 часа.

        Занятие направлено на развитие в себе уверенности , осознание возможной победы над тревогой, страхом, развитие моторики.

        Ребенку предлагается подвигаться по комнате , предварительно взяв кусок пластилина, представить себе , что он испытывает в настоящий момент, вылепить своё негативное чувство. Обсуждение, трансформация образа  по желанию ребенка.Рефлексия.

Тема  №  4. «Рисуем свой страх и гнев», 2 часа.

       Занятие направлено на развитие в себе уверенности , осознание возможной победы над тревогой, страхом.

       Ребенку предлагается подвигаться по комнате, представить себе , что он испытывает в настоящий момент, нарисовать своё негативное чувство.

Работа с рисунком.Рефлексия.

Тема № 5 «Имя», 1 час.

           Ребенку предлагается придумать себе имя , которое бы он хотел иметь, или оставить своё. Нужно спросить ребенка , почему ему нравится или не нравится своё имя, почему бы он хотел его поменять. Рефлексия.

Тема № 6 «Моя семья», 2 часа.

           Ребенок должен нарисовать свою семью, при этом не нужно напоминать , кто входит в состав семьи, Пусть рисует так, как он себе это представляет. Работа с рисунком. Рефлексия.

 

Тема № 7 «Кого мы называем добрым» ,2 часа.

           Предложить ребенку обсудить некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Вместе с обучающимся выработать правила того, как развить в себе эти качества. Содержание бесед закреплять в сюжетно-ролевых играх. Обсудить какие сложности возникали во время игр, с нарушением каких правил они были связаны.

Тема № 8 «Рисуем себя», 1 час.

               Ученику предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас и в прошлом. Обсудить детали рисунка, в чем   они различаются. Обговорить с ребенком, что ему нравится и не нравится в себе. Упражнение на осознание себя, как индивидуальности,  осознание различных своих сторон. Это полезно для определения того, что сменилось в ребенке  по сравнению спрошлым и что хотелось бы изменить         

  Тема № 9 « Мои друзья», 1 часа.

                 Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в виде животных , птиц, деревьев, цветов. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросить кто нарисован, почему он нарисовал именно этих людей.

Тема № 10 «Как правильно дружить» , 1 час.

              В ходе этого занятия обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются всеми участниками и оформляются в « Правила дружбы». Рефлексия.

Тема № 11 «Тренинг Мышечного расслабления», 1 час.

           В тренинге ребенок учится не только расслаблять мышцы, но и осознает состояние покоя, ненапряженности. Упражнения разделены на группы на основания тех мышц, расслаблению которых они способствуют.  При проведении упражнений используется спокойная музыка.         

Тема № 12 «Храм тишины», 1 час.

           Занятие направлено на работу с субличностями, связана с тишиной, переживание которой ведет ребенка к « Внутреннему мудрецу». Упражнение дает возможность почувствовать измерение тишины и созерцать её. Обсуждение занятия. Рефлексия.

 

Список литература

1.     Гиппенрейтер Ю.Б Продолжаем общаться с ребенком. Так.- М.:АСТ, 2011.-304 с.

2.     Гордон Т.Как привить ребенку дисциплину. Советы педагога и психолога.-М.: ЛомоносовЪ, 2010 .-336 стр.

3.     Павлов И. В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. -М.: Речь, 2008.-87 с.

4.     Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения, коррекционные программы – Ярославль, Академия развития: Академия Холдинга, 2004г.

5.     Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению, характер, коммуникабельность. – Ярославль Академия развития , 2006г.

 


Скачано с www.znanio.ru

Тайна моего Я»

Тайна моего Я»

Содержание Пояснительная записка………………………………………………………

Содержание Пояснительная записка………………………………………………………

Пояснительная записка Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний

Пояснительная записка Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний

Данная коррекционная программа ориентирована на учащихся начальной школы с умственной отсталостью

Данная коррекционная программа ориентирована на учащихся начальной школы с умственной отсталостью

Включенность. В предлагаемой программе педагог выполняет традиционную роль участника всех упражнений

Включенность. В предлагаемой программе педагог выполняет традиционную роль участника всех упражнений

Мои друзья» 0,3 0,7 1 10

Мои друзья» 0,3 0,7 1 10

Тема № 5 «Имя» , 1 час.

Тема № 5 «Имя» , 1 час.

В тренинге ребенок учится не только расслаблять мышцы, но и осознает состояние покоя, ненапряженности

В тренинге ребенок учится не только расслаблять мышцы, но и осознает состояние покоя, ненапряженности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2024