"Тайна звука"

  • pptx
  • 02.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тайна звука.ppt.pptx

Тайны звука

Кулагина Марина
Ученица 6 класса
МБОУ «СОШ № 1 «ПОЛЮС»
ГАБОВ АЛЕКСЕЙ
Ученик 4 класса «А»
МОУ «СОШ № 11»
г. Находка.
2012г.

Звук и буква — это одно и тоже?

Гипотеза:
Мы думаем, что звуков столько же сколько и букв.

КТО ПРАВ?

Сколько звуков [Ш] в пословице?

Не тот хорош, кто лицом пригож,
а тот хорош, кто для дела гож.

Чтобы ответить на вопрос, надо:

Изучить литературу.
Спросить у учителя русского языка.
Определить, сколько звуков встречается в пословице.
Сделать выводы.
Создать творческую работу.

Из литературы мы узнали…

Звуки речи изучает фонетика.
Звуки речи делятся на гласные и согласные.
Гласные состоят только из голоса.
В каждом согласном есть шум.
Есть сонорные согласные.
Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твердыми и мягкими. Большинство из них образуют пары.
Буква обозначает звук.
Необходимо различать звук и букву.
Буквы составляют алфавит.
В русском алфавите 33буквы: 10 гласных,21 согласная и две буквы- ь и ъ,- которые не обозначают звуков.

Учитель рассказал о двойной роли букв е, ё, ю, я.

Буквы е, ё, ю, я после согласной обозначают один гласный звук
[Э], [О], [У], [А].

Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласной, разделительных ъ и ь обозначают по два звука —
[ЙЭ], [ЙО], [ЙУ], [ЙА].

Верное решение:

Звонкий согласный может заменяться парным ему глухим на конце слова или перед глухим согласным.
Глухой согласный может заменяться парным звонким перед звонким согласным.
Вот и получилось, что звуков [Ш] – 4.

Мы — не буквы, мы — звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы — не буквы, мы — звуки речи.
Произносят и слышат нас.


Пригласил как- то Карандаш в гости звуки и поставил 33 стула.

Какая началась неразбериха!

15 мягких согласных не нашли себе места, стулья с буквами Ъ и Ь знак никто не занимал, а неразлучные со дня рождения звуки
[Й'А], [Й'У], [Й'О], [Й'Э]
не знали,
то ли им садиться вместе с буквами
Я, Ю, Е, Ё,
то ли расстаться и сесть на разные стулья.

Поправил дело Маркер.
Он добавил ещё 10 стульев и на всех 42 обозначил в квадратных скобках звуки.
А Карандаш понял, что отношения между звуками и буквами не такие простые, как может показаться на первый взгляд.

Наши выводы:

Звук и буква не одно и тоже.
В алфавите 33 буквы, но 42 звука.
Письменная речь не может точно копировать устную.
Звуки слышим, а буквы пишем.

Литература:

В.Волина Русский язык. Учимся играя, Екатеринбург «Арго», 1996 г.

А.О.Орг Олимпиады по русскому языку: кн. для учителя - М.: Просвещение, 2005.- 158 с.

В.Цвынтарный Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем, С-П «Лань» 2000 г.