«Тактические особенности прохождения дистанции 500м. на примере гребцов каноистов высокой квалификации»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основное содержание тактики в любом виде спорта состоит в использовании таких способов ведения состязания, которые позволяют спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности (физические, технические, психические) и с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника /26/. На современном этапе развития гребного спорта, уровень подготовки гребцов в плане развития физических и морально-волевых качеств, приблизился к своему пределу /18/, так как методы, средства тренировки, учебно-тренировочные сборы, создают приблизительно равные условия для всех спортсменов. Здесь возрастает роль тактической подготовки, так как в условиях соревновательной деятельности побеждать своих соперников могут те спортсмены, которые обладают не только сильными морально - волевыми качествами, высокой работоспособностью, но и совершенной тактикой / 24; 26/. Следовательно, тема исследования является актуальной.
Иконка файла материала 251948.doc
\ «Тактические особенности прохождения дистанции 500м. на примере гребцов каноистов высокой квалификации» Оглавление Введение Глава 1. Литературный обзор Основы  тактики и тактической подготовки гребцов 1.1. Понятие о тактике: определения и варианты 1.2.    Структура спортивной тактики                                                   1.3. Совершенствование тактической подготовленности Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 3.1. Результаты измерений                                                                        3.2. Анализ полученных результатов Выводы Практические рекомендации Список литературы Приложения 3 5 23 28 36 37 38 422 Введение3 Актуальность.   Анализ   соревнований   показывает,   что   высокие спортивные результаты и их дальнейшее повышение прямо зависит от уровня физической,   тактической,   технической   и   других   видов   подготовки спортсмена,   от   качества   проводимых   тренировочных   занятий.   Все   эти стороны   тренировочного   процесса   спортсменов   органически   сочетаются, дополняют и обуславливают друг друга /4; 6/. Основное   содержание   тактики   в   любом   виде   спорта   состоит   в использовании   таких   способов   ведения   состязания,   которые   позволяют спортсмену   с   наибольшей   эффективностью   реализовать   свои   возможности (физические,   технические,   психические)   и   с   наименьшими   издержками преодолеть сопротивление соперника /26/.  На   современном   этапе   развития   гребного   спорта,   уровень   подготовки гребцов   в   плане   развития   физических   и   морально­волевых   качеств, приблизился к своему пределу /18/, так как методы, средства тренировки, учебно­тренировочные  сборы,  создают  приблизительно   равные  условия  для всех спортсменов. Здесь возрастает роль тактической подготовки, так как в условиях соревновательной деятельности побеждать своих соперников могут те спортсмены, которые обладают не только сильными морально ­ волевыми качествами, высокой работоспособностью, но и совершенной тактикой / 24; 26/. Следовательно, тема исследования является актуальной. Гипотеза   исследования.   Предполагается,   что     выявление   наиболее эффективного   тактического   варианта   прохождения   соревновательной  повысить   результативность   соревновательной дистанции   позволит деятельности высококвалифицированных гребцов на каноэ. Цель  –   исследование   тактических   вариантов   прохождения соревновательной дистанции 500м. гребцами­каноистами.4 Задачи исследования: 1. Изучить научно­методическую литературу и определить современные тенденции   развития,   средства   и   приемы   тактической   подготовки высококвалифицированных гребцов. 2. Исследовать динамику скорости лодки С­1 ­  в процессе прохождения соревновательной дистанции 500м. 3.   Показать   эффективность   тактической   особенности   изменений скорости на дистанции у гребцов высокой спортивной квалификации. Объект   исследования.   Учебно­тренировочный   процесс квалифицированных гребцов. Предмет   исследования.   Тактические   особенности   и   характеристики прохождения соревновательной дистанции спортсменами – гребцами в ходе участия в финальных заездах в одиночках на дистанции 500 метров. Теоретическая значимость работы заключается в дополнении теории и методики   подготовки   гребцов   высокой   квалификации   новыми   данными   о построении этапа непосредственной подготовки к соревнованиям различного уровня   в   гребле   на   дистанции   500   м,   основанными   на   учете   скоростных, темповых и технических характеристик учебно­тренировочного процесса. Практическая значимость заключается в том, что определение ведущих скоростно­темповых   и  технических   показателей   высококвалифицированных спортсменов   позволят   конкретизировать   процесс   подготовки   гребцов   к соревнованиям различного уровня.5 Глава 1.  Литературный обзор Основы тактики и тактической подготовки гребцов 1.1. Понятие о тактике: определения и варианты Спортивная тактика – совокупность форм и способов борьбы за победу в соревнованиях.   Смысл   тактики   состоит   в   использовании   таких   способов ведения   состязания,   которые   позволяют   спортсмену   с   наибольшей эффективностью   реализовать   свои   возможности   (физические,   технические, психические)   и   с   наименьшими   издержками   преодолеть   сопротивление соперника /14; 30/.  Понятие спортивной тактики тесно связано с понятием соревновательная деятельность, ­ деятельность спортсмена в условиях соревнований. Тактика занимает промежуточное положение между техникой спортивных движений и стратегией спортивной борьбы /24/. Двигательные проявления спортивной тактики составляют – тактический вариант,   тактическую   комбинацию   и   тактический   ход   –   одиночное тактическое   действие   или   двигательное   переключение   (однократное, целенаправленное изменение режима двигательной деятельности). Выбор тактики в видах спорта циклического характера зависит от того, какая из двух задач стоит перед спортсменом или командой: ­ показать наилучший для себя результат («тактика рекордов»);  ­ победить (попасть в число призёров, финалистов) независимо от того, какой будет показан результат («тактика победы»).  Первый случай имеет непосредственное отношение к биомеханическим основам   тактики   циклических   локомоций.   В   видах   спорта   циклического6 характера   тактические   варианты   отличаются   друг   от   друга,   прежде   всего, динамикой   скорости   передвижения   по   дистанции.   Имеют   определенное значение   и   двигательные   переключения,   совершаемые   при   неизменной скорости. Изменение длины и частоты шагов, переход с "одной структуры движений на другую (например, переход с попеременного хода на лыжах на одновременный), или поочередное включение различных мышечных групп. Основная   биомеханическая   проблема   тактики   в   видах   спорта циклического характера состоит в том, чтобы научиться выбирать наиболее выгодный   вариант   раскладки   (изменения   скорости   по   дистанции)   при наиболее выгодном сочетании длины и частоты шагов /3/. Выбор   оптимального   варианта   тактики   зависит   от   многих   факторов: длины   дистанции,   уровня   тренированности,   метеорологических   условий.   У спринтеров   и   стайеров   рациональные   тактические   варианты   неодинаковы. Недостаточно подготовленные в физическом отношении спортсмены должны распределять свои силы иначе и, как правило, более равномерно, чем хорошо тренированные. При переменном рельефе трассы, ненастной погоде, в жару и вообще в усложненных экологических условиях тактика должна быть иной, чем в нормальных  условиях. Кроме того,  на  выбор  тактического  варианта влияют   психологические   факторы.   Например,   один   из   участников   заезда может попытаться навязать свою тактику другим гребцам. Многообразием факторов оптимизации, по­видимому, и объясняется тот факт, что на сегодняшний день нет ясных, представлений об оптимальных тактических вариантах в видах спорта циклического характера. При   изучении   тактики   этих   видов   спорта   анализируют   деятельность спортсменов   в   условиях   соревнований   либо   проводят   специальные лабораторные   исследования   с   целью   моделирования   соревновательной деятельности. По   результатам   регистрации   внешней   картины   соревновательной деятельности   составляют   таблицы   и   строят   спидограммы   ­   графики,7 отражающие динамику скорости передвижения спортсмена по дистанции. Ту же форму, что и спидограмма, имеет кривая линейного отклонения скорости передвижения   от   среднедистанционной.   Линейное   отклонение   удобно выражать   в   процентах.   Для   этого   разность   между   скоростью   на   отрезке дистанции и среднедистанционной скоростью делят на среднедистанционную скорость и умножают на 100%.  В   результате   анализа   спидограмм   предложено   несколько   способов классификации динамики дистанционной скорости. Макаров А. Н. выделяет восемь вариантов раскладки в беге на средние и длинные дистанции, Маслов В. И.­ четыре варианта раскладки в плавании Шторас В. П. обнаружили пять вариантов раскладки в академической гребле; Борилкевич В. и Калиниченко А. ­ семь типов раскладки в беге. Поскольку   ни   одна   из   классификаций   не   имеет   существенных преимуществ   перед   другими,   целесообразно   их   объединить.   В   результате можно   выделить   девять   основных   вариантов   динамики   дистанционной скорости. Вариант   первый:   скорость   передвижения   по   дистанции   практически неизменна   от   старта   до   финиша.   Михайлов   В.   В.   считает   раскладку равномерной,   когда   отклонение   скорости   от   средне   дистанционной   не превышает 3%. Эта точка зрения получила широкое распространение. Вместе с тем понятно, что граница между равномерной и переменными раскладками ­ в   значительной   мере   вопрос   традиции,   которая   может   со   временем изменяться. По­видимому, с правилом ±3% и сегодня можно согласиться, если речь идет   о   спортсменах   сравнительно   невысокой   квалификации.   Но,   как показывает   анализ   протоколов   олимпийских   игр   и   чемпионатов   мира,   у спортсменов высшей квалификации колебания скорости часто не выходят за пределы ±3%. Очевидно, это не может означать, что в современном спорте высших достижений все спортсмены демонстрируют однотипную динамику8   На   основании   анализа   литературных   источников   и скорости. соревновательных   раскладок   последних   лет   предлагается   относить   к равномерным   только   те   раскладки,   где   отклонение   скорости   от   средне дистанционной   меньше   ±1%   (при   этом   участок   стартового   разгона   не учитывается). В этом случае у спортсменов любой квалификации отчетливо выявляются   наряду   с   равномерной   раскладкой   еще   восемь   перечисленных ниже вариантов динамики соревновательной скорости. Вариант   второй:     скорость   передвижения   постепенно   или   скачками уменьшается   на   протяжении   всей   дистанции,   за   исключением   стартового разгона. Вариант   третий:   скорость   передвижения   по   дистанции   неоднократно увеличивается   и   уменьшается.   Характеризуя   этот   вариант   раскладки, особенно важно указывать степень вариативности. Вариант четвертый: скорость выше средней в начале и в конце дистанции и ниже средней ­ в середине дистанции. Вариант   пятый:   скорость   постепенно   или   скачками   увеличивается   на протяжении всей дистанции. Вариант шестой: скорость постоянна на первой половине дистанции и затем постепенно снижается вплоть до финиша.  Вариант   седьмой:   после   короткого   стартового   разгона   скорость уменьшается   на   протяжении   почти   всей   дистанции,  затем   увеличивается   в конце ее. Вариант   восьмой:   скорость   превышает   среднедистанционную   в   начале дистанции, затем снижается и остается неизменной до финиша. Вариант девятый: скорость постоянна в начале и середине дистанции и увеличивается в конце ее. Некоторые   из   тактических   вариантов   раскладки   скорости   не   только наблюдались во время соревнований, но и исследовались экспериментально с целью определения их рациональности и эффективности (Кононенков В.П.,Костенко К.В.,; Якунин Н.А.  , Лебедев Ю.А., ). Эти показатели оцениваются либо по результату соревнований, либо по экономичности /27; 26/. 9 1.2  Структура спортивной тактики Тактическая   подготовленность   в   теории   и   практике   спортивной тренировки   понимается,     как   умение   спортсмена   грамотно   построить   ход борьбы   с   учетом   особенностей   вида   спорта,   своих   индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий /23; 27/. Уровень   тактической   подготовленности   спортсмена   зависит   от овладения им средствами, формами и видами тактики данного вида спорта. Средствами спортивной тактики являются все технические приемы и способы их   выполнения,   формами   ­   индивидуальные,   групповые   и   командные действия,   видами   ­   наступательная,   оборонительная   и   контратакующая тактика. Тактика определяется основными стратегическими задачами: ­   участием   спортсмена   в   серии   соревнований   с   целью   подготовки   и успешного   выступления   в   главных   соревнованиях   сезона   (задачи перспективного характера); ­ с участием в отдельных соревнованиях или же в конкретном поединке, схватке, заезде, заплыве, игре и т. д. (задачи локального характера).  Тактические   задачи   связаны   с   нахождением   и   использованием эффективных путей решения стратегических задач /14/. В   зависимости   от   специфики   вида   спорта,   квалификации   спортсмена,   тактика   может   носить   возникшей   в   соревнованиях, ситуации, алгоритмический, вероятностный и эвристический характер.  Алгоритмическая   тактика   строится   на   заранее   запланированных10 действиях   и   их   преднамеренной   реализации.   Такая   тактика   особенно характерна   для   видов   спорта   с   минимальной   вариативностью   тактических решений   ­   плавания,   гребли,   конькобежного   спорта,   тяжелой   атлетики, метаний и др.  Вероятностная   тактика   предполагает   преднамеренно   экспромтные действия,   в   которых   планируется   лишь   определенное   начало;   варианты действий зависят от конкретных реакций противника и партнеров, ситуации, складывающейся в соревнованиях.  Эвристическая   тактика   строится   на   экспромтном   реагировании спортсменов   в   зависимости   от   создавшейся   ситуации   в   ходе соревновательного поединка (Келлер В.С., 1995).  Вероятностная   и   эвристическая   тактика   особенно   характерны   для спортивных единоборств и игр. Она применяется в групповых велосипедных гонках на шоссе и треке, спринтерской гонке на треке, а в отдельных случаях, и в сложно­координационных видах спорта. В основе тактической подготовленности отдельных спортсменов и целых команд лежит:  ­   владение   современными   средствами,   формами   и   видами   тактики данного вида спорта; ­   соответствие   тактики   уровню   развития   конкретного   вида   спорта   с оптимальной для него структурой соревновательной деятельности; ­   соответствие   тактического   плана   особенностям   конкретного соревнования   (состоянию   мест   соревнований,   характеру   судейства, поведению болельщиков и т. п.); ­   увязывание   тактики   с   другими   сторонами   подготовленности   ­ технической, психологической, физической, интеллектуальной;  ­   учет   при   разработке   тактического   плана   технико­тактических   и функциональных возможностей партнеров (в командных видах спорта);  ­   знание   тактических   действий   сильнейших   спортсменов,   основных11 соперников, их тактических и физических возможностей, уровня психической подготовленности;  ­   вариативность   тактики   в   зависимости   от   характера   технических   и тактических действий соперников и партнеров, хода спортивной борьбы. В   видах   спорта   циклического   характера,   связанных   с   проявлением выносливости, наиболее целесообразным с точки зрения энергообеспечения работы   является   равномерное   прохождение   соревновательной   дистанции, например, в гребле.  Многие   тренеры,   разрабатывая   тактическую   схему   преодоления дистанции в плавании, беге на средние и длинные дистанции, ориентируют спортсменов прежде всего на необходимость выдерживать рекордный график, предполагающий сохранение равномерной скорости на отдельных отрезках / 20/.  Такой   подход   часто   оказывается   наиболее   правильным,   так   как исключает   неоправданную   реакцию   спортсмена   на   неожиданные   действия соперников,   что   особенно   важно   в   командных   дисциплинах.   Влияние индивидуальных   особенностей   подготовленности   спортсменов   на   тактику прохождения   соревновательных   дистанций   в   различных   видах   спорта убедительно демонстрируют экспериментальные данные /6; 10/. Высказываясь в пользу равномерного распределения сил на дистанции, Михайлов В.В. рекомендует учитывать в то же время возможные ситуации. В тех случаях, когда спортсмены соревнуются на отдельных дорожках с ровной поверхностью   (плавание,   гребной   спорт),   относительно   равномерное прохождение дистанции дает наибольший эффект.  Когда же несколько спортсменов соревнуются на одной дорожке (бег 800 м     и   более,   групповые   гонки   в   велосипедном   спорте   ­   шоссе   и   трек), стремление   занять   наиболее   удобное   место   с   аэродинамической   позиции, особенности   трассы   и   т.   п.   требуют   постоянных   тактических   маневров   и, естественно, изменения скорости на различных участках дистанции.12 Потери в экономичности работы (Аганянц Е.К. и др., 2001), связанные с резкими   ускорениями,   которые   иногда   позволяют   себе   спортсмены   при прохождении   соревновательных   дистанций,   могут   быть   компенсированы психологическим преимуществом, которое получает спортсмен, неожиданно для соперников резко увеличивающий скорость. Однако нужно подчеркнуть, что этот прием под силу только исключительно хорошо подготовленным в функциональном отношении спортсменам и командам; он целесообразен лишь в том случае, если подготовка к нему не снижает скорости продвижения и если   после   окончания   ускорения   спортсмен   или   команда   в   состоянии сохранить оптимальный темп и ритм работы. Особенности   физической   подготовленности   спортсменов   могут оказаться   решающими   при   выборе   рациональной   тактики.   Так,   гребцы   ­ каноисты   с   преимущественным   развитием   скоростно­силовых   качеств ориентируются прежде всего на стартовый компонент при прохождении 500 м;   гребцы   с   доминирующим   развитием   специальной   выносливости   ­   на финишный   компонент,   а   спортсмены   с   относительно   пропорциональным развитием   этих   качеств   стремятся   к   относительно   равномерному прохождению дистанции. Всестороннее   овладение   всеми   основными   средствами,   формами   и видами   тактической   борьбы   особенно   важно   в   спортивных   играх,   где недостатки  в тактической подготовленности  отдельных спортсменов  могут существенно   снизить   эффективность   групповых   и   командных   действий. Однако   разносторонняя   тактическая   подготовленность   не   должна отрицательно   сказываться   на   индивидуальной   тактической   манере   ведения борьбы.  Выдающихся   спортсменов,   особенно   специализирующихся   в   играх, единоборствах,   некоторых   сложно   координационных   и   циклических   видах спорта, отличает яркая индивидуальная манера ведения борьбы, основанная на   максимальном   использовании   своих   физических,   технических,13 психологических и интеллектуальных возможностей /21/.  Важным   показателем   спортивного   мастерства   является   активность тактических действий. Спортсмен высокой квалификации умеет навязывать сопернику   свою   волю,   оказывать   на   него   психологическое   давление разнообразием   и   эффективностью   своих   действий,   выдержкой,   волей   к победе,   уверенностью   в   успехе.   Особое   значение   активность   тактических действий приобретает в тех видах спорта, в которых имеют место прямое взаимодействие   соперников   (в   футболе,   хоккее,   баскетболе,   всех   видах борьбы   и   др.),   неожиданные   ситуации,   требующие   адекватного   технико­ тактического решения (в парусном, горнолыжном спорте). Активность в играх и   единоборствах   является   важным   показателем   тактической подготовленности   при   ведении   как   наступательных,  так   и  оборонительных действий. В   командных   видах   спорта   важной   стороной   тактической подготовленности спортсменов является уровень взаимодействия партнеров в   Именно   от   эффективности групповых   и   командных   действиях. взаимодействия,   умелого   сочетания   отработанных   тактических   схем   с нестандартными   решениями,   использования   индивидуальных   возможностей каждого спортсмена для достижения конечного результата зависит, например, эффективность комбинаций в спортивных играх. 1.3.  Совершенствование тактической подготовленности Содержание   процесса   тактической   подготовки   определяется   наличием различных фаз в структуре тактических действий, требующих теоретических знаний   техники   и   тактики   спортивной   борьбы,   способностей   к прогнозированию соревновательных ситуаций и их анализу, умения выбирать14 и   реализовывать   оптимальные   технико­тактические   решения   в   условиях жесткой конкуренции /7/. В   соответствии   с   этим   процесс   тактического   совершенствования предусматривает   несколько   относительно   самостоятельных   разделов   и направлений, в совокупности обеспечивающих разностороннюю тактическую подготовленность.    В первую очередь следует выделить овладение знаниями общих основ тактики спорта, положений, форм, видов и средств тактики конкретного вида спорта,   тенденций   развития   соревновательной   деятельности,   правил соревнований и особенностей судейства. Эти знания являются необходимой основой   для   практического   освоения   эффективных   технико­тактических действий и их реализации в условиях соревновательной борьбы. Знания по тактике приобретаются с помощью широкого круга методов. В их числе анализ соревновательной деятельности выдающихся спортсменов по результатам   наблюдений   в   процессе   соревнований,   изучение   кино­   и видеоматериалов,   специальной   литературы,   беседы   с   тренерами   и спортсменами высокого класса и др. Важнейшим   разделом   тактической   подготовки   является   овладение практическими элементами спортивной тактики: ­ целесообразными средствами и способами соревновательных действий, обусловливающими эффективность соревновательной борьбы; ­ способами рационального распределения сил в процессе соревнований; ­ приемами психологического воздействия на соперников и маскировки собственных намерений /23, 24/. Эффективность   овладения   практическими   элементами   спортивной тактики   определяется   уровнем   технической   подготовленности   спортсмена (Платонов В.Н., 2005). Чем шире объем технических навыков и умений, тем больше   возможности   спортсмена   в   освоении   и   реализации   эффективных вариантов   спортивной   тактики.   Матвеев   Л.   П.   отмечает,   что   «основные15 элементы   спортивной   тактики   представляют   собой   не   что   иное,   как соединение   спортивной   техники   с   целесообразным   способом   ее использования, соответствующим конкретной соревновательной ситуации, т. е.   являются   тактическими   формами   применения   спортивной   техники. Следует   иметь   в   виду,   что   элементы   тактики   всегда   крупнее   элементов техники:   первые   включают   в   себя   вторые   в   качестве   своих   компонентов, объединяя их в определенном порядке ­ в форме целесообразных способов ведения состязания...».  Именно необходимость этого единства технических и. тактических   элементов   соревновательных   действий   должна   постоянно учитываться в процессе тактического совершенствования. Овладение   элементами   спортивной   тактики   осуществляется,   прежде всего,   с   помощью   практических   методов.   Например,   в   видах   спорта циклического характера таким методом является многократное выполнение соревновательных   упражнений   в   строгом   соответствии   с   разработанной тактической   схемой   и   при   постоянном   контроле   эффективности   скорость   и   время двигательных   действий.   При   этом   учитываются:   прохождения   дистанций   и   их   отрезков,   темп   движении,   расстояние, преодолеваемое в результате одного цикла, и т. д. /31/. Келлер   В.   С.   рекомендует   методы,   основанные   на   использовании   позволяющих специальных   организационно­методических   приемов, моделировать тактику действий, характерную для единоборств и спортивных игр:   тренировку   без   противника;   тренировку   с   условным   противником; тренировку с партнером; тренировку с противником. Метод тренировки без противника применяется для овладения основами технико­тактических   действий,   обучения   активному   и   сознательному   их анализу.   Специфическими   средствами   в   этом   случае   являются   основные положения и движения, передвижения, имитационные упражнения, различные их сочетания. Метод тренировки с условным противником предполагает использование16 вспомогательных   снарядов   и   приспособлений:   мишеней,   манекенов, различных   тренажерных   устройств,   моделей   противника   с   программным управлением и т. п. Это позволяет отрабатывать дистанционные, временные, ритмические   характеристики   действий,   развивать   и   совершенствовать зрительно­двигательные и кинестетические ощущения. Данный метод может успешно   применяться   для   развития   специфических   качеств   и   при моделировании соревновательной деятельности. Метод   тренировки   с   партнером—основной   для   овладения   тактикой действий.   Партнер   в   данном   случае   является   активным   помощником. Основные   средства   при   использовании   этого   метода:   парные   и   групповые упражнения,   которые   отличаются   большим   разнообразием   и   направлены преимущественно на совершенствование тактики. Метод тренировки с противником применяется для детальной отработки тактики действий, тактического совершенствования с учетом индивидуальных   воспитания   умения   использовать   свои особенностей   спортсменов, возможности в различных тактических ситуациях, создаваемых противником. Этот   метод   позволяет   совершенствовать   тактику   действий   в   условиях информационного и временного дефицита  для  решения тактических  задач,   быстро   изменяющихся пространственно­временной   неопределенности, ситуаций.   Такие   условия   создают   определенный   эмоциональный   фон   и высокую   напряженность,   характерные   для   деятельности   в   условиях соревнований. Выбор того или иного тактического варианта, его отработка и реализация в   соревновательной   деятельности   обусловлены   уровнем   технического мастерства спортсмена и развития его двигательных качеств, возможностями важнейших     функциональных   систем   (Дубровский   В.И.,   2005),   морально­ волевой   и   психической   подготовленностью.   Поэтому   процесс   овладения элементами   спортивной   тактики   с   помощью   практических   методов   можно рассматривать как своего рода объединяющее начало по отношению к другимсоставляющим спортивного мастерства /31/. 17 Для   спортсменов,   специализирующихся   в   видах   спорта   циклического характера,   система   упражнений   и   методических   приемов   становления спортивной тактики включает следующие компоненты /23/: 1) создание облегчающих условий при освоении рациональных вариантов распределения сил на дистанции (лидирование, корректирующая информация о скорости передвижения, темпе движений и т. п.); 2)   создание   условий,   усложняющих   реализацию   оптимального тактического   плана   при   закреплении   тактических   навыков   (выполнение заданий в непривычных условиях, введение дополнительных помех); 3)  выдерживание   тактической  схемы   при  существенной  вариативности пространственно­временных   и   динамических   характеристик   движений   или, наоборот,   неожиданное   изменение   тактики   по   дополнительному   сигналу, либо в связи с резко изменившейся ситуацией; 4) реализация оптимальной тактической схемы при работе в условиях значительного и постоянно прогрессирующего утомления. Аналогичные системы могут быть легко разработаны для любого вида спорта. Важным разделом тактической подготовки является изучение техники и тактики,   психических   и   физических   возможностей   основных   соперников   и партнеров,   особенностей   предстоящих   соревнований.   Данный   раздел подготовки приобретает процессе значение особое       в     высококвалифицированных   спортсменов   к   главным   соревнованиям, характеризующимся высокой конкуренцией и плотностью результатов. В   первую   очередь   следует   изучать   технико­тактические   возможности спортсменов   и   команд.   Это   особенно   важно   в   спортивных   играх   и единоборствах, а также в таких видах спорта, где результат связан с наличием прямого противоборства (например, в индивидуальной велосипедной гонке на шоссе, спринтерской гонке на треке). При изучении возможностей соперников18 в этих видах спорта основное внимание следует обращать на излюбленные действия,   тактические   приемы   и   комбинации,   применяемые   в   различных   особенности   варьирования   средствами   и   методами ситуациях, соревновательной борьбы в зависимости от условий соревнований и т. п. Информация   о   предполагаемых   соперниках   может   быть   получена   с помощью   просмотра   и   анализа   результатов   соревнований,   рассказов спортсменов и тренеров, анализа личного опыта.   Сбор информации следует   с   разбором   и   анализом   технико­тактических, вести   систематически,   физических,   психических   и   других   возможностей   соперника,   изучением сильных   и   слабых   сторон   его   подготовленности,   стиля   и   манеры   ведения соревновательной борьбы в различных условиях.  Особое внимание необходимо обращать на изучение тех качеств, приемов и   действий,  которые   могут   оказать   решающее   влияние   на   ход   спортивной борьбы и позволяют прогнозировать дальнейшие действия соперника должны дополняться   оценкой   применяемых   ими   приемов   и   действий   в   ходе конкретного   соревнования.   Необходимо   помнить,   что   каждый   этап подготовки привносит что­то новое в технико­тактическую оснащенность и физическую подготовленность спортсмена и даже хорошее знание соперника не гарантирует от его неожиданных эффективных действий. Важным   разделом   тактической   подготовки   является   оценка   условий соревнований   и   выбор   в   соответствии   с   ней   технико­тактической   схемы ведения соревновательной борьбы. Климатические   особенности   мест   соревнований,   состояние   погоды, оборудование   баз   и   т.   п.   могут   оказать   решающее   влияние   на   исход спортивной борьбы в различных видах спорта. Изучение и учет климатических и   погодных   условий   могут   иметь   решающее   значение   для   реализации эффективных технико­тактических схем ведения соревновательной борьбы и достижения высоких результатов во всех дисциплинах парусного и гребного спорта /19/.19 На   основе   полученных   знаний   о   состоянии   мест   соревнований, возможностях соперников, учета собственных возможностей и состояния в момент конкретных соревнований, а также учета соревновательной борьбы прогнозируется   рациональная   тактика   спортсмена   или   команды.   Обычно выделяют два уровня прогнозирования:   а)   прогнозирование   основных   форм,   средств   и   видов   тактики соперников,   а   также   собственных   технико­тактических   планов,   наиболее вероятных ситуаций, которые могут сложиться в ходе всего соревнования и конкретных стартов, встреч, поединков; б) оперативное прогнозирование действий соперника и своих действий в отдельные моменты соревновательной борьбы. Важным   разделом   тактической   подготовки   является   разработка индивидуальных   моделей   тактических   действий   с   учетом   особенностей конкретных   соревнований,   возможностей   основных   соперников   и   умения реализовывать их в зависимости от хода соревновательной борьбы. При   создании   индивидуальных   моделей   тактических   действий необходимо руководствоваться: ­   осознанием   собственной   технико­тактической   оснащенности, достоинств и недостатков подготовки; ­пониманием   взаимосвязи   между   подготавливающими   действиями   и основными средствами ведения соревновательной борьбы; ­   осознанием   необходимости   выдержки   и   разумного   риска,   знанием вариантов   поведения   в   различные   моменты   поединка,   умением   проводить разминку и регулировать психическое состояние; ­   способностью   противодействовать   различным   по   стилю   и   силам соперникам; ­   пониманием   психологической   и   тактической   специфики соревновательной борьбы; ­ четким представлением о целях подготовки, участия в соревнованиях, в20 отдельном поединке, о возможности и реальности достижения поставленной цели. При   совершенствовании   рациональных   моделей   ведения   тактической борьбы  спортсмен должен отрабатывать  ее элементы  и  составные  части, а также   всю   схему   тактической   борьбы   в   подготовительных,  контрольных   и подводящих соревнованиях. При этом нужно создавать в этих соревнованиях условия,   максимально   близкие   к   тем,   которые   будут   в   главных соревнованиях. Особенно это относится к составу соперников, их технико­ тактической оснащенности в спортивных играх и единоборствах. Детально разработанные модели оказываются наиболее эффективными в соревнованиях   с   хорошо   знакомыми   соперниками,   а   также   в   большинстве циклических,  скоростно­силовых  и сложно­координационных  видов  спорта, где соревновательные действия соперников строго детерминированы. Что же касается спортивных игр, единоборств, ряда дисциплин велосипедного спорта (индивидуальные гонки на шоссе и треке, спринтерская гонка), то здесь не удается   предвидеть   все   возможные   варианты   развертывания   спортивной борьбы. Поэтому в процессе тактической подготовки следует разрабатывать несколько   моделей   тактических   действий,   которые   могли   бы   быть реализованы в зависимости от условий, сложившихся в конкретном поединке. Одновременно   следует   предусматривать   и   возможность   оперативной требованиям коррекции   разработанных   моделей, соревновательной ситуации, что обусловливает лабильность, вариативность и адекватной     в   конечном   счете   эффективность   применяющихся   моделей.   Способность интуитивно   находить   и   реализовывать   правильные   решения   в   сложных   и вариативных   условиях   спортивной   борьбы,   тесно   связана   с   творческими возможностями   спортсмена,   особенностями   его   мышления,   своеобразным талантом.   Эти   возможности,     совершенствуются   в   процессе   приобретения спортивного   опыта,   в   результате   многочисленных   встреч   с   различными   по манере   ведения   соревновательной   борьбы   соперниками,   разнообразной,проникнутой творческой атмосферой тренировочной деятельности. В   структуре   подготовленности   спортсменов   следует   выделять   ряд 21 относительно   самостоятельных   сторон,   имеющих   существенные   признаки: психологическую, техническую,   физическую,     тактическую, интеллектуальную. Многие  выделяют еще и интегральную подготовленность, критерием   которой   является   слаженность   и   эффективность   комплексного   в   совокупности проявления   всех   многообразных   составляющих, определяющих   успешность   соревновательной   деятельности.   Подобное дифференцирование   составляющих   спортивного   мастерства   позволяет систематизировать средства и методы их совершенствования, но необходимо учитывать,   что   ни   одна   из   сторон   подготовленности   не   проявляется изолированно,   они   объединяются   в   сложный   комплекс,   при   этом   они взаимосвязаны и взаимозависимы.   Например, с одной стороны, техническая подготовленность спортсмена определяется   уровнем   развития   физических   качеств   ­   силы,   гибкости, быстроты, координационных способностей . С другой стороны, выносливость тесно   связана   с   экономичностью   техники,   психологической   способностью противостоять   утомлению.     Вместе   с   тем,   тактическая   подготовленность определяется   умением   применять   технические   приемы   в   условиях соревнований   /23/.     Таким   образом,   в   современных   условиях   значимость   когда   физическая технической   подготовки   спортсменов   высока: подготовленность квалифицированных спортсменов находится на примерно одинаковом   уровне,   проблема   повышения   технического   и   тактического мастерства приобретает решающее значение. Спортивно­техническое   мастерство   ­   это   умение   в   совершенстве выполнять   упражнения   с   максимально   возможной   результативностью. Технической подготовкой спортсмена принято называть обучение его технике движений и действий, служащих средством ведения спортивной борьбы или средством тренировки, и доведение их до необходимой степени совершенства.22 В технической подготовке спортсмена выделяют познавательную сторону ­ приобретение   суммы   знаний,   умений   и   навыков   и   преобразовательную   ­ совершенствование   двигательных   действий,   обеспечивающих   выполнение спортсменом биомеханически целесообразной системы движений в различных соревновательных   условиях   /16/.       В   свою   очередь   "под   биомеханически целесообразным"   следует   понимать   такой   комплекс   (систему)   движений, который   организован   в   соответствии   с   анатомо­функциональными особенностями   моторного   аппарата   и   позволяет   с   максимальной эффективностью   использовать   присущие   ему   рабочие   механизмы   в конкретных   условиях   решаемой   двигательной   задачи   (Опалев   М.А.,   2004). Рассматривая   педагогический   аспект   исследования   техники,   Боген   М.М. определяет   технику   двигательного   действия   как   описание   (модель) оптимального   решения   двигательной   задачи,   обоснованное   требованиями биомеханики   и   психологии,   включающее   набор   основных   опорных   точек, необходимых и достаточных для формирования двигательного действия. Изучение техники и тактики с точки зрения спортивно­педагогической науки перспективно, так как позволяет выявить основополагающие элементы техники,   установить   ведущие   параметры   движений   для   сознательного (целенаправленного)   развития   спортивных   двигательных   способностей.  Для формирования   эффективной   системы   управления   процессом   технической подготовки   необходимо   определить   биомеханически   адекватную   технику движений (Гребенников А.М., 2000), лимитирующие факторы, оптимальную взаимосвязь спортивной техники с уровнем развития физических качеств и способы   педагогических   воздействий,   содействующих   качественному   и надежному ее воспроизведению в условиях соревновательной деятельности. Таким образом, проблема совершенствования технической и тактической подготовки гребцов связана, во­первых, с вопросами изучения эффективности гребных   движений,   во­вторых,   с   методикой   обучения   двигательным действиям   и,   в­третьих,   с   эффективностью   реализации   их   в   условияхсоревнований. 23 Хорошей иллюстрацией взаимосвязи техники и тактики гребли  является работа Белова Ю.В. , который  исследовал динамику основных характеристик техники   гребцов   при   ступенчатом   программируемом   повышении   скорости гребли.   Регистрировались   основные   характеристики   техники   (средняя скорость, темп и прокат) на отрезке 50 метров с ходу у 15 гребцов на каноэ различной  .  Установлено,   что   динамика   гребцов   различной   квалификации существенно отличается. На   минимальной   скорости   гребли   спортсмены   более   высокой квалификации демонстрируют большие величины проката, темпа  и скорости передвижения. Вместе с тем, прирост скорости у всех категорий обследуемых сопровождался   снижением   проката   при   одновременном   увеличении   темпа. Однако,   темпы   снижения   проката   у   высоко   квалифицированных   гребцов значительно меньше, чем у перворазрядников. У последних, повышение темпа почти полностью нейтрализуется снижением проката, а повышение скорости гребли   почти   не   происходит.   Таким   образом,   одной   из   важнейших закономерностей   индивидуальной   динамики   является   умение высококвалифицированных   гребцов   сохранять   величину   проката   по   мере увеличения скорости. Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования Целью  данного   исследования:   выявить   наиболее   оптимальные тактические   варианты   прохождения   соревновательной   дистанции     500м. гребцами­каноистами. Задачи исследования 1. Изучить научно­методическую литературу и определить современные тенденции   развития,   средства   и   приемы   тактической   подготовкивысококвалифицированных гребцов. 24 2. Исследовать динамику скорости лодки С­1 ­  в процессе прохождения соревновательной дистанции 500м. гребцами –каноистами. 3.   Показать   эффективность   тактических   особенностей   и   изменения скорости лодки  на дистанции 500м. у гребцов­каноистов высокой спортивной квалификации. Методы исследования Для решения поставленных задач использовались следующие методы  исследования:  1. Анализ научно­методической литературы. 2. Видеомагнитоскопия 3. Хронометраж 4. Педагогические наблюдения. 5. Педагогический эксперимент. 6. Математическая обработка результатов исследования. Анализ научно­методической литературы Данный   метод   сбора   первичной   информации,   который   основан   на изучении специальной литературы по теме исследования, проводился с целью выяснения состояния изучаемой проблемы.  Анализ   литературы   позволил   определить   направление   работы, сформулировать задачи настоящего исследования и выбрать пути их решения. С его помощью было определено состояние изучаемой проблемы в настоящее время.  В   процессе   работы   над   выбранной   проблемой   рассматривались источники, освещающие вопросы об основных понятиях спортивной тактики, особенностях тактической подготовки в гребном спорте, а также различные тактические   варианты   прохождения   дистанции   в   гребле   на   байдарках.   Вчастности,   нами   были   изучены   учебники,   статьи   в   периодической   печати, учебно­методические   пособия,   программы   спортивной   подготовки   по 25 гребному спорту и пр.  Видеомагнитоскопия Данный метод исследования дал возможность оценить уровень  тактической подготовленности высококвалифицированных гребцов, а также  тактические варианты прохождения соревновательной дистанции.  Метод видеомагнитоскопия применяется для регистрации  быстропротекающих процессов и явлений, которые в большинстве случаев  невозможно зафиксировать при помощи зрительных анализаторов субъекта  исследования. Оптическая регистрация движений дает возможность оценить  правильность выполняемых движений, их соответствие заранее определенным эталонам.  Применение видеоаппаратуры дало возможность эффективно получить  информацию о тактических действий высококвалифицированных гребцов при  прохождении дистанции 500м. Хронометраж Хронометраж   производился   при   помощи   секундомера   QQ   43J001   и позволил   определить   временные   характеристики   прохождения   различных отрезков соревновательной дистанции 500м С­1.  Педагогические наблюдения Проводилось с целью подтверждения полученных в исследовании  данных реальными технико­тактическими действиями гребцов, что позволяло  дополнительно оценить достоверность сделанных выводов. Педагогический эксперимент Проводимый педагогический эксперимент был направлен на вычисление скорости лодки гребцов на отрезках соревновательной дистанции 500м. В   нем   участвовала   группа   действующих   спортсменов   высокойквалификации.   В   конце   педагогического   эксперимента   индивидуальные показатели   испытуемых сравнивались между собой для оценки полученных 26 результатов. Математическая обработка результатов исследования проводилась по  стандартным методикам, принятым в области физической культуры и спорта. Организация  исследования Исследование   проводилось   на   гребном   канале   «Крылатское»   в   июне­ июле   2014   года   в   период   проведения   учебно­тренировочных   сборов   и27 соревнований сильнейших гребцов на каноэ.  В исследовании приняли участие 6 действующих гребцов каноистов высокой квалификации (ЗМС, МСМК и МС).   Фиксировались   результаты   гребцов­каноистов   на   контрольных прохождениях   дистанции   500м.   Регистрация   и   запись   прохождения соревновательной   дистанции   осуществлялась   с   помощью   видеокамеры­ CANON  XF300.   В   ходе   исследования   у   каждого   из   участников   были проанализированы   тактические   особенности   прохождения   ими соревновательной   дистанции,   а  именно   динамику   средней   скорости   лодки, динамика темпа гребли и подробное хронометрирование прохождения всех отрезков дистанции от старта до финиша. В конце эксперимента спортсмены участвовали в Чемпионате России.28 Глава 3.  Результаты исследования и их обсуждение Обобщенные   результаты   исследования   динамики   средней   скорости гребцов­каноистов на дистанции 500 метров в финальных заездах показаны на рис.1. Рис.1 Динамика средней скорости лодки С­1 на дистанции 500м. на 10 отрезках по 50м. (м/с) На   данном   рисунке   видно,   что   тактика   прохождения   дистанции   у каждого   гребца   своя.   Мы   можем   наблюдать,   что   спортсмены   по­разному29 распределили   силы   на   дистанции.   Так   лидер   и   финалисты   2,3,4,5 продемонстрировали   примерно   одинаковую   тактическую   модель прохождения дистанции. Чего нельзя сказать о финалисте 6: на протяжении прохождения первых восьми отрезков дистанции, его скорость равномерно снижалась. И только на последних двух – произошло повышение скорости, что в совокупности не позволило показать высокий результат. Рис.2 Динамика темпа гребли на дистанции 500м, для 10 отрезков по 50м. (Т) На данном рисунке мы наблюдаем темп участников заезда. У каждого участника свой темп, который имеет не существенные различия. Это говорит о том, что у лидера и у финалиста 2 и 3 гребок мощнее, чем у их конкурентов. И только у финалиста 2 показатели темпа гребли на первом и втором отрезке дистанции гораздо выше, чем у всех остальных спортсменов.30 Рис.3 Динамика показателей проката лодки на дистанции 500м для 10 отрезков по 50м.  На   рис.3   отображена   динамика   проката   лодки   всех   участников   на каждом 500­метровом отрезке. Мы видим, что у лидера и финалиста 2 и 3 более высокий прокат лодки, чем у финалистов 4,5,6. У лидера и финалиста 2 динамика показателей проката лодки практически совпадает, в то время как финалист 3 показал достаточно неравномерное прохождение дистанции.31 Рис.4 Средние показатели скорости лодки на дистанции 500м. (м/с) Сравнивая средние показатели скорости прохождения соревновательной дистанции, мы видим, что лидеры продемонстрировали примерно одинаковые результаты. Показатели финалистов 4 и 5 не значительно ниже показателей лидеров, показатель финалиста 6  ниже показателя лидера  на 0,31с .32 Рис.5 Средние показатели темпа гребли на дистанции 500м.  Из   рис.5   видно,   что   средние   показатели   темпа   гребли   при прохождении соревновательной дистанции практически у всех спортсменов примерно   одинаковы,   лишь   финалист   2   показал   высокий   уровень   темпа гребли.  Рис.6 Показатели прохождения дистанции 500м. (мин)33 Рассматривая   рис.   6   мы   видим,   что   призеры   показали   результат   с разницей в доли секунды. А  финалист 6 отстал от лидера  на 8,2 секунды, а от финалиста   5   –   на   5,4   секунды.   Нужно   также   отметить,   что   финалист   6 отставал от своих соперников по всей дистанции. Можно предположить, что он имеет более низкий уровень подготовленности, чем его конкуренты.                 Анализ   полученных   данных,   характеризующих   изменение   средней скорости гребцов различного уровня по мере прохождения соревновательной дистанции,   позволяет   определить   особенности   тактики   спортсменов, занявших призовые места, по сравнению с финалистами (4­6 место).     Полученные   результаты   были   проанализированы   на   основе классификации вариантов раскладки сил на дистанции (Уткин В.Л., 1984): 1 вариант ­ скорость  передвижения  по  дистанции  практически  не изменена от старта до финиша; 2 вариант   ­   скорость   передвижения   постепенно   или   скачками уменьшается       на       протяжении       всей     дистанции,       за     исключением стартового разгона; 3 вариант   ­     скорость       передвижения       по       дистанции неоднократно увеличивается и уменьшается; 4 вариант ­ скорость выше средней в начале и в конце дистанции и ниже средней в середине дистанции; 5 вариант   ­   скорость   передвижения   постепенно   или   скачками увеличивается на протяжении всей дистанции; 6 вариант ­ скорость постоянна на первой половине дистанции и затем постепенно снижается вплоть до финиша; 7 вариант ­  скорость   превышает  среднедистанционную   в  начале дистанции, затем снижается и остается неизменной до финиша; 8 вариант       —         после         короткого         стартового         разгона   почти   всей   дистанции,   затем скорость   уменьшается   на   протяжении   увеличивается  в конце;34 9 вариант   ­   скорость   постоянна   в   начале   и   середине   дистанции, затем снижается и остается неизменной до финиша. Исходя   из   предложенной   классификации,  рисунок   тактического построения   соревновательной   дистанции   гребцов­лидеров   более   всего соответствует четвертому варианту:  скорость лодки в начале и на финишном отрезке   –   выше   средней,   а   на   дистанции   –   ниже.   Динамика   скорости   на дистанции у гребцов­каноистов, занявших 4­6 место в заездах, существенно отличается и может быть отнесена к седьмому варианту, ­ когда нарастание скорости   на   стартовом   участке   дистанции,   сменяется   её   постепенным падением,  вплоть до финиша, и только на самом финише опять наблюдается нарастание скорости. Таким образом, лидеры существенно отличаются более равномерным по скорости тактическим вариантом прохождением соревновательной дистанции. В основе этого преимущества лежит, по­видимому, более высокий уровень специальной   физической   подготовленности   –   специальной   и   силовой выносливости   гребцов,   а   также   большой   опыт   участия   в   соревнованиях, который позволяет определить и реализовать наиболее успешный тактический вариант   прохождения   соревновательной   дистанции   в   финальных   заездах   в гребле на каноэ. В  конце   эксперимента   спортсмены  участвовали   в  Чемпионате  России. Можно отметить что все из участников придерживались своего тактического плана прохождения соревновательной дистанции. Наблюдения за финальными заездами   гребцов   и   беседы   с   участниками   финалов   позволяют   нам предполагать,   что   у   финалистов   стремление   удержаться   за   лидерами   на стартовых   отрезках   дистанции   во   многих   случаях   превышает   их потенциальные двигательные возможности и приводит к прогрессирующему утомлению   уже   на   первых   отрезках.   Это   вызывает   падение   скорости   и отставание   от     лидеров.     Лидеры,   в   свою   очередь,   заинтересованы   в навязывании высокой скорости и темпа гребли на стартовых отрезках, чтоявляется   для   них   наиболее   выгодным   с  тактических   позиций.  Имея   более высокий физический потенциал они сохраняют лидерство до финиша. 35 Определенный   интерес закономерностей соревновательной тактики квалифицированных гребцов на каноэ различного   для   выявления   уровня   спортивного   мастерства   представляет   динамика   основных характеристик техники гребли – темпа гребковых движений  и проката лодки   Характерным в   процессе   преодоления   соревновательной   дистанции.   признаком   техники   лидеров   являются   отчетливо   обозначенные   зоны соревновательной  дистанции  ­ стартовый  разгон,  дистанционный   участок  и финишная   зона.   Характеристики   темпа   и   проката   изменяются   постепенно, плавно – без резких скачков и провалов. Характеристики   темпа   и   проката   гребцов,   занявших   4­6   места   ­ финалистов, изменяются на соревновательной дистанции иным образом. Для них   характерны   периодические   колебания   проката   лодки   на   протяжении дистанционного участка (середина дистанции) при этом, величины проката на этом участке в сравнении с лидерами ­ значительно ниже, что указывает на явное   снижение   эффективности   гребковых   движений   уже   на   середине дистанции.36 Выводы 1.   На   основании   изучения   научно­методической   литературы   было выявленно   ,что   тактическое   мастерство   квалифицированного   спортсмена­ гребца в гребле на каноэ представляет собой сложную, многокомпонентную и многоуровневую   структуру,   которая   развивается   и   формируется   на протяжении всей спортивной карьеры. Тактическая подготовленность зависит от   многих   факторов,   наиболее   важные   из   них   –   это   высокий   уровень специальной   физической   подготовленности,   эффективная   техника   гребли, посредством которой реализуются все тактические действия, а также, опыт гребца   участия   в   соревнованиях   и   организация   процесса   тактической подготовки   (определение   задач,   выбор   средств   тренировки,   контроля   и оценки эффективности). 2.   Анализ тактики прохождения гребцами соревновательной дистанции показал, что спортсмены­призёры или лидеры в финальных заездах применяют иной тактический вариант, чем гребцы­финалисты, занявшие 4­6 место. Он характеризуется   большей   равномерностью   средней   скорости   на   дистанции, так   коэффициент   вариативности     средней   скорости   гребли     у   лидеров составил  ±2,3%, а у финалистов ­ ± 3,8%, следовательно, по этому критерию лидеры более чем в 1,5 раза превосходят финалистов. Навязывая высокий темп и скорость на стартовом участке соревновательной дистанции лидеры сохраняют своё преимущество до финиша. 3.  Динамика основных характеристик техники гребли – темпа гребковых37 движений     и   проката   лодки   в   процессе   преодоления   соревновательной дистанции у гребцов на каноэ, занявшим 1­3 место (лидеров) существенно отличается   от   динамики   темпа   и   проката   гребцов,   занявших   4­6   места   – (финалистов). Характерным признаком техники лидеров являются отчетливо обозначенные зоны соревновательной дистанции, постепенность и плавность изменений и более высокая эффективность гребковых движений на середине дистанции. Практические рекомендации Упражнения   по   тактической   подготовке   или   совершенствованию тактических навыков квалифицированных гребцов. Выполняются в группе из 4­5 лодок примерно одного уровня подготовленности.  1.  Отработка стартового разгона с задачей «сесть» на волну лидирующей лодки. Перед выполнением определяют лидирующую лодку, лодку, которой ставиться задача  и  лодки,  которые будут затруднять  (мешать)  выполнение поставленной задачи; то же, но с попеременной сменой лидера; ­ то же, но с задачей лидеру сдерживать скорость гонки, чтобы дать условно отставшей лодке возможность догнать группу. 2.   Лидирование:   с задачей ­ уйти от лодки «севшей» на волну   при одной,   двух,   трех   и   более   лодках   –   соперниках;   ­     то   же,   с   задачей одновременного отрыва от группы двух лодок лидеров; ­   то же, с задачей смены лидера, «сесть» на волну лидеру и обойти его; ­   то же, с задачей лидеру сохранять отрыв, не подпуская к себе соперников; ­  то же, с задачей отставшим попеременно лидируя, догнать ушедшую вперед лодку; ­   то же, с задачей отрыва от группы двумя лодками попеременно лидируя.   3.     Отработка   ситуаций   «навала»   на   поворотном   буе,   с   различными вариантами выхода из «навала» для продолжения гонки и задачами типа – пропустить и «сесть» на волну, пропустить и лидировать  вдвоем, прижать38 соперника к бую и дать возможность другим членам команды обогнуть его первыми и т д.  4.     Отработка   тактики   прохождения   соревновательной   дистанции   в целом, с задачами:   мощный старт и удержание лидирующего положения до финиша;   равномерное прохождение с высокой скоростью;   хороший старт, дистанционная гребля (не лидируя) и мощный затяжной финиш для победы в гонке и т. п.  Список использованной литературы 1. Аганянц,   Е.К.   Очерки   по   физиологии   спорта:   учебное   пособие   для высших   учебных   заведений   физической   культуры   /   Под   ред.   Е.К. Аганянц. – Краснодар: Экоинвест, 2001. – 204с. 2. Ашмарин,   Б.А.   Теория   и   методика   педагогических   исследований   в физическом   воспитании:   пособие   для   студентов,   аспирантов   и преподавателей институтов физической культуры/Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 233с. 3. Бальсевич,   В.К.   Онтокинезиология   человека/   В.К.   Бальсевич.–М.: ТиПФК, 2000. ­ 276с. 4.Бойко,   В.В.   Целенаправленное   развитие   двигательных   способностей человека/ В.В.Бойко. ­ М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с., ил. 5. Борилкевич   В.   Выбор   тактики   /   Борилкевич   В.,   Калиниченко   А.   // Легкая атлетика. ­ 1977. ­ N 9. ­ С. 12 6. Быков,   А.И.   Планирование   предсоревновательного   этапа   подготовки высококвалифицированных   гребцов­каноистов   к   отборочным   турам: учебно­методическое пособие/ А.И Быков, Ю.И. Костюк.– Краснодар: КГАФК, 2003. – 30с.39 7. Вайнбаум, Я.С. Динамика факторов СФП при становлении спортивной формы гребцов на байдарках и каноэ/ Я.С. Вайнбаум, А.И. Жилкин, В.И. Дытченко// "Гребной спорт": Ежегодник. ­ М.:ФиС, 1984. ­с.31­33.  8. Вайцеховский,   С.М.   Книга   тренера   /С.М.   Вайцеховский   ­   М.: Физкультура и спорт, 1971.­312с. 9. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1985. ­ 176с. 10.Гребенников, А.М. Методика силовой подготовки гребцов на байдарках этапа   углубленной  спортивной  специализации:  Автореф…  дисс. канд. пед. наук. – Волгоград, 2000. – 23с. 11.Гребля на байдарках и каноэ: Правила соревнований / Составители С.С. Уваров ,В.П. Силаев:Федерация гребли на байдарках и каноэ России. – М., 2001. – 49с. 12.Гребля   на   байдарках   и   каноэ:   Примерная   программа   спортивной   школ, подготовки специализированных   детско­юношеских  школ  олимпийского  резерва. ­   детско­юношеских   для   спортивных М: Советский спорт, 2004. ­ 120с. 13.Гребной спорт: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Т.В. Михайлова, А.Ф. Комаров, Е.В. Долгова, И.С. Епишев; под ред. Т.В. Михайловой. – М.: Академия, 2006. – 400с. 14.Динер, В.Л.Основы теории и методики физического воспитания : учеб. пособие для физкультур. вузов: Доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре, спорту и туризму / В.Л. Динер; КГАФК. ­ 2­е изд., доп. ­ Краснодар, 1999. ­ 240с.  15.Дольник,   Ю.А.   Оценка   специальной   работоспособности   в   гребле   на байдарках   и   каноэ   методом   педагогического   тестирования   /Ю.А. Дольник, Ю.В. Ганженко// Методика и техника подготовки гребцов: Сб. науч. тр. ЛНИИФК. ­ Л., 1978. ­ С. 89­93. 16.Донской,   Д.Д.   Биомеханика:   учебник   для   институтов   физической40 культуры / Д.Д.Донской, В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 26с. 17.Дубровский, В.И. Спортивная физиология : учеб. для сред. и высш. учеб. заведений по физ. культуре : рек. Гос. ком. РФ по физ. культуре, спорту и туризму / В.И. Дубровский. ­ М.: Владос, 2005. ­ 462с. 18.Ежова,   Н.В.   Построение   годичного   цикла   подготовки высококвалифицированных   гребцов   на   байдарках   и   каноэ:   учебное пособие/ Н.М. Ежова. – Малаховка: МГАФК, 2000. – 52с. 19.Емчук, И.Ф. Управление специальной подготовкой гребца /И.Ф. Емчук, Н.В. Жмарев. ­ М.: Физкультура и спорт, 1970. ­ 91с. 20.Жмарев, Н.В. Тренировка гребцов/Жмарев Н.В. ­ М.: ФиС, 1981. ­ 111с. 21.Земляков,   Методические   рекомендации   по   управлению   В.Е. тренировочным   процессом   гребцов­байдарочников   и   каноистов   при подготовке к соревнованиям/ В.Е. Земляков. – Херсон: Херсонск. ф­л Одесск. технолог, ин­та им. М.В.Ломоносова, 1979. – 63с. 22.Земляков, В.Е. Этапы развития техники гребли на байдарках // Гребной спорт: Ежегодник. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – С. 41­43. 23.Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: учеб. пособие для ин. физ. культуры/ Л.П.Матвеев ­  Киев:  Олимпийская литература, 1999.­ 320с.  24.Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: 4­е изд., испр. и. доп. / Л.П. Матвеев. — Санкт­Петербург: «Лань», 2005. ­ 384с. 25.Нарскин,   Г.И.  Годичный   макроцикл   в   системе   подготовки высококвалифицированных   гребцов   на   байдарках   [Текст]   /   Г.   И. Нарскин,   А.   Г.   Нарскин,   А.   В.   Шантарович   //   Актуальные   проблемы физического воспитания, спорта и туризма : материалы II Междунар. науч.­практ. конф., 9­10 октября 2008 г, г. Мозырь / М­во образования Республики Беларусь; МГПУ им. И.П. Шамякина. ­ Мозырь, 2008. ­ С. 122­124.41 26. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая   теория   и   ее   практические   приложения   /В.Н.   Платонов.   ­   К.: Олимпийская литература, 2004. ­ 808с.  27. Спортивная метрология : учеб. для ин­тов физ. культуры : доп. Ком. по физ. культуре и спорту / под ред. В.М. Зациорского. ­ М.: ФиС, 1982. ­ 256с.  28. Теория   и   методика   физической   культуры:   Учеб.   /   Под   ред.   Ю.Ф. Курамшина. – 4­е изд., стереотип. ­ М.: Советский спорт, 2010.­464с. 29. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физкультуры. I том /Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. 2­е изд. ­ М.: ФиС, 1976. ­ 304с. 30.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. ­10­е изд., испр. ­ М.: Издательский центр «Академия», 2012. ­ 480с. Приложения Приложение 1 Средне групповые  характеристики статистических параметров прохождения соревновательной дистанции 500 м гребцами на каноэ Показатели средней скорости лодки при прохождении соревновательной дистанции 500м по 10 отрезкам (м/с) Таблица 142 Лидер Лидер Лидер Финалист Финалист Финалист 1 4,41 4,54 4,42 4,31 4,27 4,25 4,24 4,24 4,26 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 4,35 2 4,46 4,56 4,42 4,37 4,23 4,25 4,22 4,22 4,23 4,20 3 4,40 4,50 4,40 4,30 4,30 4,20 4,20 4,22 4,24 4,27 1 4,47 4,52 4,45 4,35 4,27 4,20 4,15 4,10 4,05 4,00 2 4,41 4,52 4,39 4,27 4,21 4,14 4,10 4,08 4,09 4,13 3 4,30 4,25 4,20 4,10 4,00 3,95 3,86 3,75 3,80 3,95 Таблица 2 Показатели темп гребли при прохождении соревновательной дистанции 500м43 по 10 отрезкам (ц/мин) Лидер Лидер Лидер Финалист Финалист Финалист 1 59 57 55 54 53 53 53 54 55 56 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 63 63 58 56 55 54 53 54 55 55 3 59 57 56 55 54 52 52 53 54 56 1 59 58 57 55 54 53 52 53 53 54 2 55 56 55 55 54 54 53 53 53 54 3 54 55 54 54 53 53 52 53 3 5444 Таблица 3 Показатели проката лодки при прохождении соревновательной дистанции 500м по 10 отрезкам Лидер Лидер Лидер Финалист Финалист Финалист 1 4,47 4,72 4,74 4,78 4,80 4,78 4,79 4,64 4,60 2 4,47 4,72 4,74 4,78 4,71 4,70 4,75 4,63 4,60 3 4,47 4,72 4,74 4,78 4,80 4,78 4,79 4,64 4,60 1 2 3 4 5 6 7 8 9        10 4,64 4,64 4,64 1 4,45 4,64 4,60 4,61 4,63 4,67 4,66 4,58 4,56 4,59 2 4,45 4,64 4,60 4,61 4,63 4,67 4,66 4,58 4,56 4,59 3 4,45 4,64 4,60 4,61 4,63 4,67 4,66 4,58 4,56 4,5945 Таблица 4 Средние показатели  лидеров и финалистов в гребле на каноэ при прохождении дистанции 500 м Группа Лидеры Группа Финалистов 1 2 3 4 5 6 Средняя величина скорости, м/с Средний темп гребли Средний  прокат  лодки Средний результат на   500   м, мин. с. 4,33 4,32 4,3 4,26 4,23 4,02 54,9 56,6 54,8 54,8 54,2 53,5 4,701 4,69 4,663 4,6 4,59 4,553 1.55,5 1,55,92 1,56,23 1,57,66 1.58,25 2,03,734647 Исполнитель выпускной квалификационной Работы                                                                       _________(Тихомиров И.Д.)   Научный руководитель к.п.н. доцент                                                              ____________(Долгова Е.В.) Заведующий кафедрой ТиМ гребного и парусного спорта к.п.н. профессор                                                       __________(Михайлова Т.В,) Дата защиты                                                             «___»____________20__г. Оценка за защиту                                                      ______________       Председатель государственнойАттестационной комиссии                                     ___________(_____________) 48