Урок теории по волейболу для 6-х классов
Тема урока физкультуры: «Тактика свободного нападения».
Учитель: Гаджиев Магомед Загидович, учитель физкультуры МБОУ СОШ №3
Цели и задачи урока физической культуры в школе:
Оздоровительные:
Создать условия для снятия напряжения и расслабления кистей рук.
Образовательные:
Ознакомить с основными приемами тактики.
Систематизировать основные понятия, полученные при изучение данной темы;
Подтвердить полученные умения и навыки.
Воспитательные:
Воспитывать дисциплинированность, коллективизм, любовь к спорту.
Тип урока физ-ры: комбинированный.
Место проведения урока физкультуры: учебный класс.
Инвентарь и оборудование для проведения открытого урока по физкультуре: мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки, тетрадь, ручка.
Ход урока
Водная часть
1. Приветствия учителя.
2. Сообщение задач урока.
2.Актуализация и мотивация учебной деятельности
Общее понятие тактики, тактическая подготовка. Задачи тактической подготовки.
Формирование тактических умений начинается с первых шагов обучения волейболу — с развития у занимающихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности, а также умений, специфичных для игровой деятельности. Сюда относится умение принять правильное решение и быстро выполнить его, умение взаимодействовать с партнерами, умение наблюдать за игрой и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия и др.
Обучение тактике происходит в тесной взаимосвязи с обучением технике. Это проявляется не только в том, что при обучении техническому приему занимающимся сообщается его тактическое назначение в игре. Неразрывная связь тактики с техникой выражается и в том, что уже во время выполнения специальных (подготовительных и подводящих) упражнений у занимающихся формируются тактические умения, связанные с изучаемым техническим приемом. Процесс формирования тактических умений значительно усиливается в тех случаях, когда при проведении упражнений по технике создаются определенные условия их выполнения. Характерным для таких условий является то, что направление полета мяча и характер перемещения занимающихся в упражнениях в известной степени соответствуют направлению полета мяча и перемещению игроков в игре в волейбол. Наиболее полного выражения формирование тактических умений достигает в упражнениях по тактике, в учебных играх и соревнованиях по волейболу.
3.Изучение нового материала
Работа с тетрадями (запись основных определений и тактик в волейболе)
Тактика – это совокупность средств и приемов, умелая и разумная организация действий необходимых для достижения поставленных целей, в нашем случае победы над соперником.
Тактика в волейболе – организация спортивной борьбы с помощью определенных индивидуальных, групповых и командных действий. При этом все действия игроков делятся на две основные категории: тактические действия в защите и в нападении.
Тактическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов в сложной игровой обстановке при помощи тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации соревновательной деятельности спортсменов в игровых видах спорта.
Высокий уровень тактической подготовленности волейболистов характеризуется:
— развитым тактическим мышлением (умение анализировать игру, быстро переключаться с одних действий на другие, умение прогнозировать и быстро решать двигательные задачи);
— постоянной соревновательной активностью (она достигается за счет максимального напряжения волевых и физических возможностей спортсменов и управление ею осуществляется самим игроком, тренером или лидером команды);
— хорошей ориентировкой на площадке и взаимодействием с партнерами;
— эффективным использованием технических приемов;
— вариативностью тактических действий.
Основными задачами тактической подготовки волейболистов являются:
1. Развитие психофизиологических способностей и физических качеств
2. Приобретение тактических знаний (общие основы теории тактики волейбола, анализ тактических действий, основы взаимодействия 2-х, 3-х, 4-х игроков, тактика сильнейших спортсменов и команд и др.).
3. Обучение практическому использованию приемов, элементов, вариантов тактики.
4. Совершенствование тактического умения с учетом игровых функций волейболистов.
5. Формирование умения быстро переходить от нападения к защите и наоборот.
6. Формирование умения эффективно использовать технические приемы и тактические действия в различных игровых ситуациях.
7. Изучение применяемых игровых систем в защите и нападении и их вариантов.
8. Изучение команд соперника (технико-тактическая и волевая подготовленность)
9. Анализ участия в соревнованиях.
Тактика нападающего удара разнообразна и связана непосредственно от комбинаций, проводимых на площадке.
1). «Взлет» (рис. А) .Комбинация, в которой активное участие принимают два игрока – связующий и нападающий первого темпа (редко – два нападающих первого темпа). Нападающий игрок выполняет удар по восходящему после передачи мячу – на взлете. Комбинация рассчитана на опережение блокирующего соперника, который либо не успевает к месту атаки, либо не поверил в возможность атаки первым темпом. Впрочем, и неорганизованный блок при такой комбинации – уже успех. Удары на «взлете» можно проводить как впереди связующего игрока, так и с его передач за голову.
2). «Прострел» (рис.Б). Комбинация также для двоих. Ее отличие от первой только в том, что быстрая передача имеет настильную траекторию из-за большего расстояния между связующим и нападающим первого темпа. Особенно эффективны, но крайне редко применяемые, удары с прострельных передач из глубины площадки. И «взлет» и «прострел» являются важнейшими составными частями групповых взаимодействий в атаке, где участвуют два или более нападающих игрока.
3). «Заслон» (рис.В). В комбинации участвуют два нападающих и связующий игрок. Суть комбинации в том, что нападающий второго темпа выполняет удар с невысокой передачи в том же месте и на том же игроке соперника, который прыгал на блок с нападающим первого темпа, имитирующим атаку. Нападающий первого темпа в известном смысле маскирует, заслоняет атаку второго темпа – отсюда и название комбинации: «заслон». Если блокирующий игрок, предвидя атаку второго темпа, не прыгает с нападающим первого темпа, то передача следует именно этому игроку.
4). «Эшелон» (рис.Г). Почти такая же комбинация, но на-падающий второго темпа разбегается из глубины площадки (в очередь за игроком первого темпа), часто нанося удар по «отведенному» от сетки мячу. Если в атаке участвует игрок второй линии, эту комбинацию называют «пайп».
Физкультминутка (комплекс упражнений для кистей рук)
Записать условные обозначения в тетрадь
4.Закрепление полученных знаний
Работа в группах с карточками (объяснить тактику каждого вида)
5.Заключительная часть урока.
Подведение итогов урока: Беседа с обучающимися по вопросу: «Какие виды комбинаций свободного нападения вы знаете»? « Что такое тактика и тактическая подготовка?»
6. Домашнее задание:1) выполнить поднимание и опускание туловища из
положения лежа: мал.- 2х20р., дев.- 2х15р.;
2) выполнить приседание: мал.-2х20р., дев.-2х15р.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.