Танец, воплощенный в металле (хореографический материал в златоустовской гравюре): лекция с иллюстративным материалом
Оценка 4.9

Танец, воплощенный в металле (хореографический материал в златоустовской гравюре): лекция с иллюстративным материалом

Оценка 4.9
Лекции
docx
искусство +2
7 кл—11 кл +1
03.05.2020
Танец, воплощенный в металле (хореографический материал в златоустовской гравюре):  лекция с иллюстративным материалом
В лекция автор в доступной форме знакомит аудиторию с уникальным видом искусства - златоустовской гравюрой на стали. Лекция иллюстрирована, что облегчает ее восприятие, а также воспитывает эстетический вкус и развивает эмоциональность
Танец воплощенный металл.docx

Леонтьева И.А.

Танец, воплощенный в металле

(хореографический материал в златоустовской гравюре):

лекция с иллюстративным материалом

 

Златоустовская художественная гравюра на стали ¾ искусство народное, самобытное,  накопившее за свою полуторавековую историю богатые традиции. Многие поколения граверов, рисовальщиков, чеканщиков, клинковых кузнецов и других мастеров постепенно, по крупицам, сложили все то, что называют златоустовской гравюрой на стали.

Златоустовская гравюра на стали своеобразный и редкий вид прикладного искусства, которое появилось как искусство украшения клинков, но в дальнейшем получило развитие в иных формах.

Специфика златоустовской гравюры в том, что наряду с традиционным орнаментом на ней появляются картины уральской природы, охоты, быта. В ХХ веке предприятие перешло на выпуск стальных пластин, имевших выгравированные пейзажи или копии с популярных картин русских художников, создавались также настенные тарелки и иные бытовые изделия с живописными картинами.

В конце 1950-х 1960-х годах идет поиск новых форм гравюры: появляются стаканчики, блокноты, приборы для вина, шкатулки. В эти годы Г.М. Берсенев  вернул  в  гравюру  орнамент,  А.И. Боронников,  А.И. Кузьмичев, Г.В. Драгун, Л.Н. Валиев используют для украшения изделий уральские пейзажи, охотничьи сюжеты. Но в серийное производство идет ограниченный ассортимент: ножи для бумаги, вешалки, рамки для фотографий, пластины.

В 19701980-е годы основу выпускаемых изделий составили настенные  панно  и  подносы.  Ведущие  авторы  М. Антипов,  В. Тарынин,  О  Аверкин, Н. Лохтачева, А. Богачев украшали свои изделия уральскими мотивами, орнаментами. В 1970–1980-е годы создаются условия для развития уникальных образцов. Техника пейзажей на панно получает дальнейшее развитие.

В самобытном искусстве Златоустовской гравюры на стали используются чудесные свойства металла, которые выявляются путем специальной обработки. Применяемые для оформления чистое золото, серебро, никель придают гравюре неповторимую прелесть, изящество, красоту.

Златоустовская гравюра на стали переживает свое второе рождение и пользуется большой популярностью как в России, так и в других странах и неизменно экспонируется на крупнейших выставках и ярмарках мира!  По большому счету, златоустовская гравюра начала XXI века это и высокое мастерство, и профессионализм и творческий подход, но также глубокие исследования, системное изучение технологии и искусства художественной обработки металла и сопутствующих материалов.

Златоустовские мастера создали свой неповторимый стиль декорирования, в их руках холодный металл превращается в произведения художественного творчества. Благородная красота златоустовской гравюры ¾ настоящий бренд Челябинской области. Этот самобытный художественный промысел достоин восхищения и еще большего признания в мире.

Для ознакомления с творчеством златоустовских мастеров на стали предлагаются  гравюры ― панно, на которых отражается хореографический материал русского народного танца, его пластичность и напевность.

 Художники, создавая такие панно, отказываются от всего того, что несло в себе элементы натурализма, вычурности и перегруженности изделий изобразительными мотивами либо орнаментом. Золотые силуэты изображенных на панно танцующих людей в их композициях четко читаются на глубоких черных матовых фонах. Рисунки лаконичны, но художники сумели в каждом из своих рисунков выразить пластику и динамику движения, настроение, скупо, но достаточно убедительно сказать о месте и времени действия.

Это  высокохудожественные эксклюзивные изделия выполненные руками искусных мастеров в стиле златоустовской гравюры с элементами хореографии. 

Панно «Хоровод» выполнено на стали, с использованием техник гравировка, травление, синение, никелирование, золочение (рис. 1).

 

http://www.zlatoust.ru/images/zg/028.jpg

Рисунок 1 ¾ Сувенир «Хоровод». 1970. Сталь, гравировка, травление, синение, никелирование, золочение. Автор Л. Валиев

 

Эта гравюра ― невероятной красоты уральская природа, искусно переданная атмосфера танца и напева. Панно передает русский народный танец: два кольца хоровод: на первом плане фигуры хоровода девушек изображены в технике золочения, на втором ¾ в технике травления. Для изображения фона использована техника синения и никелирования.

Хорово́д — древний народный круговой массовый танец-игра. Танцоры движутся кругом, взявшись за руки. Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. 

В некоторых хороводах участники за  руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами. Фигуры могут образовываться одними девушками, или парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть разнообразно выстроены.   В нашем случае танцуют девушки на первом плане, но присутствует две линии хоровода (юноши на втором плане), несомкнутые, возможно, что эти две линии движутся в противоположных направлениях.      

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласую свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности ¾ «завивание капустки»,  «заплетение плетня». На панно Л. Валиева «Хоровод» изображен как раз такой орнаментальный хоровод.

Другая гравюра с невероятной красоты уральской природой и искусно переданной атмосферой танца и напева ― панно «С милым по воду» (рис. 2).

http://www.zlatoust.ru/images/zg/030.jpg

Рисунок 2 ¾ Декоративное блюдо «С милым по воду». Фрагмент. 1973. Сталь, гравировка, травление, никелирование, синение, золочение. Автор Г. Берсенев

 

На гравюре Г. Берсенева «С милым по воду» на фоне уральской деревни и звезд, пробивающихся на утреннем темном небосводе, изображена влюбленная пара, которая вышла не только ради дела, но чтобы порадоваться встрече и раннему утру. Вся эта красота и девственность природы, влюбленности и заигрывания, танцующая походка девушки с коромыслом и ее милого, играющего на балалайке, переданы художником с особой тщательностью на стали с использованием техник гравировка, травление, никелирование, синение, золочение. На панно балалайка «звучит», а пара «застыла»  в плавном движении.

Сюжет «С милым по воду» можно охарактеризовать как «парная пляска». Парную пляску исполняют в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. Содержание парной пляски ― сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски, но в нашем случае это утренняя прогулка по воду двух влюбленных. В основном парные пляски очень лиричны. Они не имеют строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения. Она ровная по темпу.

Не менее талантливо и искусно художник создал репродукцию картины в виде гравюры по металлу с применением техник травления, чернения и золочения и никелирования и синения на прекрасной гравюре «Весна» (рис. 3).

Рисунок 3 ¾ Гравюра «Весна». Габаритные размеры гравюры: 110×218 мм. Технология: гравирование, травление, никелирование, золочение, синение.

Эта гравюра рельефна и создает реалистичное ощущение нахождения в чарующем, головокружительном танце на фоне крупных хлопьев запоздалого снега в начале весны…. Весна, изображена как кружащаяся в танце девушка; подол платья и развевающийся шарф передают поворот фигуры в танце,  руки дополняют танцевальное па, а вихри снежинок. Повторяющие движение фигуры, делают лаконичное изображение танца еще более динамичным и одновременно плавным, очаровывающим….

Этот сюжет можно охарактеризовать как «одиночная пляска» ¾ такая пляска  основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могут передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д. Одиночная пляска начинается с движения по кругу ¾ проходки ¾ или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте ¾ с выходки. Это начало пляски, затем следует её развитие и пляска достигает кульминации, и следует финал.

Достаточно интересна, хотя и выглядит «лубочной» гравюра «Гармонист»: на фоне деревьев изображены фигуры играющего гармониста и двух его танцующих подружек (рис. 4).

Рисунок 4 ¾ Гармонист. Антиквариат: 12-373. Описание: Подпись: Златоуст 1976, диаметр 18 см.

Декоративная тарелка выполнена златоустовским художником в техниках гравировки на стали, травление, никелирование, синение, золочение.

Этот сюжет можноохарактеризовать как элемент «групповой пляски». В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имеет установленное построение. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Все фигуры пляса круговые: исполняются против часовой стрелки.

Во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Вы удивитесь, насколько точно златоустовские мастера сумели передать ту атмосферу родной природы и народного танца… Без единой краски и даже без кисти, они работали твердыми инструментами, которые, не смотря на свою внешнюю топорность, позволили создать столь тонкий, безукоризненный шедевр. А учитывая, что эти работы выполнены вручную, то каждая из этих гравюр может вполне считаться произведением искусства, украсит любую коллекцию и может послужить прекрасным подарком.

Обращение к реалистическим сюжетам в недрах декоративно- прикладногo искусства требовало большого художественного и эстетического вкуса. Мера реальности изображаемого, масштаб соотношения значительности сюжета к размеру украшаемой поверхности (чтобы украшение не затмило вещь, оставалось второстепенным) все это очень тонко выдержано в работах златоустовских мастеров, что особенно проявляется на гравюрах с хореографическими элементами.

Златоустовская гравюра остается уникальным искусством, настоящим уральским брендом.

Рекомендуемая литература 

 

1.       Абольская, Т.И. Златоустовское художественное оружие ХIХ века / Т.И. Абольская.  ― Л.: Художник РСФСР, 1986. ¾ 160 с.

2.       Глинкин, М. Златоустовская гравюра на стали / М. Глинкин. ― Челябинск: Южно-Уральское книж. изд-во, 1976. ― 192 с.

3.       Златоустовская гравюра на стали [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://www.naurale.com/items/?id=1617&page=items#.VU2zf_Dp2dM (дата обращения: 20.12.2019).

4.       Художественное оружие Златоуста XIX ¾ начала ХХ века: Каталог. Вступительная  статья Б. Миллера. ― Л., 1990.

5.       Никифорова, Л.Г. Златоустовская гравюра на стали (Прошлое и настоящее) / Л.Г. Никифорова. ¾ Магнитогорск: МГПИ,
1992 [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://www.zlatoust.ru/a/nikiforova/ (дата обращения: 20.12.2019).


 

6.       Скачано с www.znanio.ru

Леонтьева И.А. Танец, воплощенный в металле (хореографический материал в златоустовской гравюре ): лекция с иллюстративным материалом

Леонтьева И.А. Танец, воплощенный в металле (хореографический материал в златоустовской гравюре ): лекция с иллюстративным материалом

Техника пейзажей на панно получает дальнейшее развитие

Техника пейзажей на панно получает дальнейшее развитие

Это высокохудожественные эксклюзивные изделия выполненные руками искусных мастеров в стиле златоустовской гравюры с элементами хореографии

Это высокохудожественные эксклюзивные изделия выполненные руками искусных мастеров в стиле златоустовской гравюры с элементами хореографии

В нашем случае танцуют девушки на первом плане, но присутствует две линии хоровода (юноши на втором плане), несомкнутые, возможно, что эти две линии движутся в…

В нашем случае танцуют девушки на первом плане, но присутствует две линии хоровода (юноши на втором плане), несомкнутые, возможно, что эти две линии движутся в…

На панно балалайка «звучит», а пара «застыла» в плавном движении

На панно балалайка «звучит», а пара «застыла» в плавном движении

Эта гравюра рельефна и создает реалистичное ощущение нахождения в чарующем, головокружительном танце на фоне крупных хлопьев запоздалого снега в начале весны…

Эта гравюра рельефна и создает реалистичное ощущение нахождения в чарующем, головокружительном танце на фоне крупных хлопьев запоздалого снега в начале весны…

Декоративная тарелка выполнена златоустовским художником в техниках гравировки на стали, травление, никелирование, синение, золочение

Декоративная тарелка выполнена златоустовским художником в техниках гравировки на стали, травление, никелирование, синение, золочение

Рекомендуемая литература 1

Рекомендуемая литература 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020