Основные методы и приёмы при организации работы со школьниками с ОВЗ
на уроках изобразительного искусства
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
3. Активные методы рефлексии. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
На уроках рисования учитель может использовать в своей работе такие методы, как нетрадиционные техники рисования. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Например, аппликация из макарон, монотипия, рваная аппликация из газет и журналов и т.д., использование шаблонов и трафаретов.
Среди различных форм и методов обучения на уроках рисования весьма эффективно использовать педагогический рисунок. Ребята много рисуют вместе с учителем. Им очень нравится повторять поэтапно за учителем. Такая работа у детей с ОВЗ, как правило, получается очень успешно.
Во время урока необходимо проводить обходы: иногда хвалить, иногда помочь ученику. В конце урока организовать выставку работы учащихся у доски, здесь очень важно похвалить всех ребят, ни в коем случае не критиковать работы. Дети учатся не сравнивать рисунки друг с другом, а подмечать особенности изобразительных приёмов каждого, найти изюминку в чьём - либо рисунке. Такие методы повышают самооценку ученика с ограниченными возможностями здоровья, придают уверенность, мотивируют на успешное выполнение следующего задания. Любые задания должны соответствовать возрастным особенностям детей, быть понятными и выполнимыми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.