Пояснительная записка
Зарождение математики произошло от потребностей человека решать проблемы быта и существования, постепенно математика стала развиваться как самостоятельная наука.
Решение
уравнений и неравенств имеет особое место и в 21 веке. 
Уравнения и неравенства  могли решать еще в
глубокой древности, чтобы решить уравнение учёным приходилось делать большие
вычисления. Неравенствами  занимались
такие известные математики как Эйлер, Виет, Ньютон, Гаусс. 
      В повседневной жизни, экономике, сельском
хозяйстве, металлургии и т.д. нам приходится решать задачи с помощью уравнений
и неравенств. 
Уравнения и неравенства  расширяют умственный
кругозор, повышают интерес к математике, углубляется понимание изучаемого,
повышают   культура и осознание роли математики в современном обществе. 
     В структуре изучаемой дисциплины «Алгебра и начала
математического анализа; геометрия» выделяется следующий  раздел: «Уравнения и неравенства». Содержание
раздела «Уравнения и неравенства» включает тему урока «Уравнение и
неравенства с модулями » .
В результате изучения данной темы студент должен
Знать:
-определение уравнения, неравенства, модуля;
-виды уравнений и неравенств;
-свойства модуля;
-способы решения уравнений и неравенств с модулями;
Уметь:
-определять основные свойства модуля при решении уравнений и неравенств;
-применять способы решения уравнений и неравенств с модулями;
Тема урока : Уравнение и неравенства с модулями
Образовательная цель:
-закрепление навыков решения уравнений и неравенств, содержащих модуль, традиционными способами;
-формирование навыков решения их, используя свойства модуля;
Развивающая цель:
-развитие продуктивного мышления и навыков самоконтроля в процессе выполнения упражнений;
-развитие умений логически мыслить и аргументировано отстаивать свои убеждения.
Воспитательная цель:
-воспитывать информационную культуру и культуру общения, готовить обучающихся к
жизни в современном информационном обществе
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: практическая работа
Методические приемы:
-самостоятельная работа (тест);
-практический- решение математических задач.
Оборудование и наглядные средства обучения: компьютерный класс с ОС Windows 8 и пакетом программ Microsoft Office 2010 (10 ПК), мультимедийный проектор, интерактивная доска SmartBoard, программа Notebook, колонки, демонстрационный и раздаточный материал, презентация в Notebook, в Power Point.
Методическая цель: способы активизации мыслительной деятельности студентов
Ход урока:
I.Организационный момент: Подготовка учащихся к уроку
(проверка отсутствующих на уроке, наличие тетрадей)
– Сегодня на уроке мы повторим и закрепим умения решать уравнения и неравенства с модулем, а также узнаем о некоторых утверждениях, применение которых позволит упростить решение некоторых из них.
II. Актуализация опорных знаний
1.Решите пример устно и выберите правильный ответ
1. Какому
промежутку принадлежит сумма корней уравнения  ?
?
1) (10;+ )
)
2) [ 10 ; 30 ]
3) ( – – 10 )
– 10 )
4) [ – 10; 10 ).
Ответ: 2.
2. Найти сумму
целых решений неравенства 
 .
.
1) 20
2) –12
3) 12 5) –20.
Ответ: –20.
3. На каком
рисунке изображен график функции у =  ?
?
| 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
Ответ: третий рисунок.
2.Дайте определение понятие модуль.
«Модуль» (от лат. modulus-мера) ввёл английский математик Р. Котес (1682–1716). Знак модуля – немецкий математик (в 1841г.) К. Вейерштрасс (1815–1897).
Модуль числа a  есть расстояние от нуля до точки a, 
Модуль разности двух чисел равен расстоянию между точками числовой прямой, соответствующим этим точкам.

Используя определение модуля и его геометрический смысл, можно решить простейшие уравнения и неравенства с модулем. Простейшие уравнения и неравенства удобно решать с помощью равносильных преобразований: возведение в квадрат и т.д.
3.По таблице расскажите о классификации уравнений и неравенств с модулем.
| 
 | Уравнения | 
 | Неравенства | 
| 1 | 
 | 1 | 
 | 
| 2 | 
 | 2 | 
 | 
| 3 | 
 | 3 | 
 Совокупность двух систем f ≥ 0, f < 0 , | 
| 4 | Два модуля 
 | 4 | Два модуля 
 | 
| 5 | Несколько модулей. Метод промежутков. Находим корни подмодульных выражений. Определим знак каждого подмодульного выражения. Составим совокупность нескольких систем. | 6 | Замена переменной. Обозначим │f(x)│ = t, t≥ 0 Полезны формулы 
 | 
ΙΙΙ. Практическая часть.
1.Решите уравнение:
1. (x - 2)2 - 8│x -2│+ 15 = 0
Решение. │x -2│= t, t >0

Ответ {-3; -1; 5; 7}
2. x2 + │x │- 6 = 0 (учащиеся решают самостоятельно).
Решение. │x │= t, t >0
t2 + t - 6 = 0, t1 = -3, t2 = 2, │x │= 2, x1 = -2, x2 = 2
Ответ x1 = -2, x2 = 2
3. x2 -│x │- 12 ≥ 0
Решение. │x │= t, t >0

4.
  +
+ 
Решение
1. 
2. 
3. 
 ,
, ;
;  ;
;  ;
 ;  ;
;  .
.
2. 
| 
 | + | – | – | – | – | – | + | 
| 
 | + | + | + | – | + | + | + | 
| 
 | + | + | – | – | – | + | + | 
Легко заметить, что на первом и седьмом, втором и шестом, третьем и пятом промежутках модули имеют равные знаки.
1. x  , x
, x ,
,  +2
+2 –3
–3 = 0, –3 =
–3
 = 0, –3 =
–3 
2.  , –
, – +2
+2 –3
–3 = 0 , 2
 = 0 , 2 +10
+10 +12 = 0
+12 = 0  Первый
корень является решением, второй – нет.
 Первый
корень является решением, второй – нет.
3.  ;1);
;1); . –
. – +2
+2 
  . Первый корень
не является решением, второй – является.
. Первый корень
не является решением, второй – является.
4. 
Ответ:  .
.
Объяснение учителя.
– Большой пример? А еще больше его решение. Посмотрите внимательно “ пристальным взглядом”. Что заметили? (что сумма выражений, стоящих слева, равна выражению, стоящему справа)
Если  или
или , т.е.
, т.е.  .
.
Докажем, что это
равенство верно, если  .
.
Доказательство:  , так как
, так как  – верно,
если
– верно,
если  .
.
– На дополнительном материале к уроку ( на столе у учащихся) написаны утверждения, которые облегчат решение некоторых уравнений и неравенств, содержащих модуль. Перепишите их в тетрадь и попробуйте, если возможно, применять их при решении примеров.
1.  .
.
2. ,
,
3. 

4. 
5. 
6.  решений
нет.
 решений
нет.
7.  .
.
8.  .
.
9. 
2.Решите неравенство:


Ответ (-∞;-4] U [-1; +∞)
2)  (учащиеся решают
самостоятельно, проверка по слайду).
 (учащиеся решают
самостоятельно, проверка по слайду).

1.Самостоятельная работа (по вариантам)
Вариант №1.
1. │-x2 + x - 1│= │-x2 + 2x + 3│,

Ответ {-4; 2; -0,5}
2. (x - 2)2 - 8│x -2│+ 15 = 0
Решение. │x -2│= t, t >0

Ответ {-3; -1; 5; 7}
 Вариант №2.
Вариант №2. 
1.│x + x2 - 3│≤ │x - 2 + 2x2│
Решение. (x + x2 - 3 + x - 2 + 2x2)(x + x2 - 3 - x + 2 - 2x2) ≤ 0
(2x + 3x2 - 5)(-x2 - 1) ≤ 0, (2x + 3x2 - 5)(x2 + 1) ≥ 0, (2x + 3x2 - 5) ≥ 0

2. Пример №2. x2 + │x │- 6 = 0 (учащиеся решают самостоятельно).
Решение. │x │= t, t >0
t2 + t - 6 = 0, t1 = -3, t2 = 2, │x │= 2, x1 = -2, x2 = 2
Ответ x1 = -2, x2 = 2
Вариант №3.
1.│3x - 1│< │2x - 5│ (учащиеся решают самостоятельно).
(3x - 1 + 2x - 5) (3x - 1 - 2x + 5) < 0, (5x - 6)(x + 4) < 0, -4 < x < 1,2
Ответ (-4; 1,2)
2.. x2 -│x │- 12 ≥ 0
Решение. │x │= t, t >0

Вариант № 4.
1.2│x - 1│- 3│x + 4│= 1
Решение. x1 = 1, x2 = -4

2.│ x2 - 2x│+ │x - 1│≤ x2
Решение. │ (x - 2)x│+ │x - 1│≤ x2
x1 = 0, x2 = 2, x3 = 1

2.ТЕСТ.( http://egemaximum.ru/test-po-teme-modul-prostejshie-uravneniya-s-modulem/)







V. Итоги урока: выставление оценок
Домашняя работа
Решите уравнения методом
Замена переменной.
1) (x - 2)2 - 8│x - 2│+ 15 = 0,
2) x2 + │x│- 6 = 0,
3) x2 - 2x - 5│x - 1│+ 5 = 0.
4) x2 - │x│- 12 ≥ 0,
5) 20 - 3x2 + 11│x │> 0,
6) x2 - 2x + 1 < 2│x - 1│.


Интернет-ресурсы:
www.ziimag.narod.ru - персональный сайт автора Мордковича А. Г. "Практика развивающего обучения".
www.math.ru -Интернет - поддержка учителей математики.
www.it-n.ru-Сеть творческих учителей. Материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе:
– библиотека готовых учебных проектов с применением ИКТ, а также различные проектные идеи, на основе которых можно разработать свой собственный проект;
– библиотека методик проведения уроков использованием разнообразных электронных
ресурсов;
– руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения в учебном процессе;
– подборка ссылок на интересные аналитические и тематические статьи для педагогов.
www.exponenta.ru -Образовательный математический сайт. Содержит материалы по работе с математическими пакетами Mathcad, MATLAB, Mathematica, Maple и др. Методические разработки, примеры решения задач, выполненные с использованием математических пакетов. Форум и консультации для студентов и школьников.
http:school-collection.edu -Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) к учебникам.
http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», -тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.