Методическая разработка урока по математике Уравнения и неравенства с модулем"
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по математике Уравнения и неравенства с модулем"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика
11 кл
08.10.2021
Методическая разработка урока по математике Уравнения и неравенства с модулем"
Зарождение математики произошло от потребностей человека решать проблемы быта и существования, постепенно математика стала развиваться как самостоятельная наука. Решение уравнений и неравенств имеет особое место и в 21 веке. Уравнения и неравенства могли решать еще в глубокой древности, чтобы решить уравнение учёным приходилось делать большие вычисления. Неравенствами занимались такие известные математики как Эйлер, Виет, Ньютон, Гаусс. В повседневной жизни, экономике, сельском хозяйстве, металлургии и т.д. нам приходится решать задачи с помощью уравнений и неравенств. Уравнения и неравенства расширяют умственный кругозор, повышают интерес к математике, углубляется понимание изучаемого, повышают культура и осознание роли математики в современном обществе. В структуре изучаемой дисциплины «Алгебра и начала математического анализа; геометрия» выделяется следующий раздел: «Уравнения и неравенства». Содержание раздела «Уравнения и неравенства» включает тему урока «Уравнение и неравенства с модулями » . В результате изучения данной темы студент должен Знать: -определение уравнения, неравенства, модуля; -виды уравнений и неравенств; -свойства модуля; -способы решения уравнений и неравенств с модулями
Уравнения и неравенства с модулем.docx

Пояснительная записка

Зарождение математики произошло от потребностей человека решать проблемы быта и существования, постепенно математика стала развиваться как самостоятельная наука. 

Решение уравнений и неравенств имеет особое место и в 21 веке. 
Уравнения и неравенства  могли решать еще в глубокой древности, чтобы решить уравнение учёным приходилось делать большие вычисления. Неравенствами  занимались такие известные математики как Эйлер, Виет, Ньютон, Гаусс. 
      В повседневной жизни, экономике, сельском хозяйстве, металлургии и т.д. нам приходится решать задачи с помощью уравнений и неравенств. 
Уравнения и неравенства  расширяют умственный кругозор, повышают интерес к математике, углубляется понимание изучаемого, повышают   культура и осознание роли математики в современном обществе. 
     В структуре изучаемой дисциплины «Алгебра и начала математического анализа; геометрия» выделяется следующий  раздел: «Уравнения и неравенства». Содержание раздела «Уравнения и неравенства» включает тему урока «Уравнение и неравенства с модулями » .

В результате изучения данной темы студент должен

Знать:

-определение уравнения, неравенства, модуля;

-виды уравнений и неравенств;

-свойства модуля;

-способы решения  уравнений и неравенств с модулями;

Уметь:

-определять основные свойства модуля при решении уравнений и неравенств;

-применять способы решения уравнений и неравенств с модулями;

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока : Уравнение и неравенства с модулями

Образовательная цель: 

-закрепление навыков решения уравнений и неравенств, содержащих модуль, традиционными способами;

-формирование навыков решения их, используя свойства модуля;

Развивающая цель

-развитие продуктивного мышления и навыков самоконтроля в  процессе выполнения упражнений;

-развитие умений логически мыслить и аргументировано отстаивать  свои убеждения.

Воспитательная цель

-воспитывать информационную культуру и культуру общения, готовить обучающихся к            

жизни в современном информационном обществе

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока:  практическая работа

 

Методические приемы:

-самостоятельная работа (тест);

-практический- решение математических задач.

 

Оборудование и наглядные средства обучения: компьютерный класс с ОС Windows 8 и пакетом программ Microsoft Office 2010 (10 ПК), мультимедийный проектор, интерактивная доска SmartBoard, программа Notebook, колонки, демонстрационный и раздаточный материал, презентация  в Notebook, в Power Point.

 

Методическая цель: способы активизации мыслительной деятельности студентов

Ход урока:

I.Организационный момент: Подготовка учащихся к уроку                          

(проверка отсутствующих на уроке, наличие тетрадей)

– Сегодня на уроке мы повторим и закрепим умения решать уравнения и неравенства с модулем, а также узнаем о некоторых утверждениях, применение которых позволит упростить решение некоторых из них. 

II. Актуализация опорных знаний

1.Решите пример устно и выберите правильный ответ

1. Какому промежутку принадлежит сумма корней уравнения http://festival.1september.ru/articles/213321/img2.gif?

1) (10;+http://festival.1september.ru/articles/213321/img3.gif)
2) [ 10 ; 30 ]
3) ( –http://festival.1september.ru/articles/213321/img4.gif– 10 )
4) [ – 10; 10 ).

Ответ: 2.

2. Найти сумму целых решений неравенства http://festival.1september.ru/articles/213321/img5.gifhttp://festival.1september.ru/articles/213321/img6.gif.

1) 20
2) –12
3) 12 5) –20.

Ответ: –20.

3. На каком рисунке изображен график функции у = http://festival.1september.ru/articles/213321/img7.gif?

http://festival.1september.ru/articles/213321/img91.gif

http://festival.1september.ru/articles/213321/img92.gif

http://festival.1september.ru/articles/213321/img93.gif

http://festival.1september.ru/articles/213321/img94.gif

Ответ: третий рисунок.

2.Дайте определение понятие модуль.

«Модуль» (от лат. modulus-мера)  ввёл английский математик Р. Котес  (1682–1716). Знак модуля – немецкий математик (в 1841г.) К. Вейерштрасс (1815–1897).

Модуль числа a  есть расстояние от нуля до точки a, рис.1

Модуль разности двух чисел равен расстоянию между точками числовой прямой, соответствующим этим точкам.

рис.2

Используя определение модуля и его  геометрический смысл, можно решить простейшие уравнения и неравенства с модулем. Простейшие уравнения и неравенства удобно решать с помощью равносильных преобразований:  возведение в квадрат и т.д.

3.По таблице расскажите о классификации уравнений и неравенств с модулем.

 

Уравнения

 

Неравенства

1

рис.3

1

рис.5

2

рис.4

2

рис.6

3

рис.7

3

рис.9

Совокупность двух систем f ≥ 0, f < 0 ,

4

Два модуля

рис.8

4

Два модуля

рис.10

5

Несколько модулей.

Метод промежутков.

Находим корни подмодульных выражений.

Определим знак каждого подмодульного выражения.

Составим  совокупность нескольких систем.

6

Замена переменной.

Обозначим │f(x)│ = t, t≥ 0

Полезны формулы

рис.11

ΙΙΙ. Практическая часть.

1.Решите уравнение:

1. (x - 2)2 - 8│x -2│+ 15 = 0

Решение.  │x -2│= t, t >0

рис.44

Ответ {-3; -1; 5; 7}

2. x2 + │x │- 6 = 0 (учащиеся решают самостоятельно).

Решение.  │x │= t, t >0

t2 + t - 6 = 0, t1 = -3, t2 = 2, │x │= 2, x1 = -2, x2 = 2

Ответ  x1 = -2, x2 = 2

3. x2 -│x │- 12 ≥ 0

Решение.  │x │= t, t >0

рис.45

4.

 http://festival.1september.ru/articles/213321/img8.gifhttp://festival.1september.ru/articles/213321/img9.gif

Решение

1. http://festival.1september.ru/articles/213321/img10.gif
2. http://festival.1september.ru/articles/213321/img11.gif
3. http://festival.1september.ru/articles/213321/img12.gif

http://festival.1september.ru/articles/213321/img13.gif,http://festival.1september.ru/articles/213321/img14.gifhttp://festival.1september.ru/articles/213321/img15.gifhttp://festival.1september.ru/articles/213321/img16.gif ; http://festival.1september.ru/articles/213321/img17.gifhttp://festival.1september.ru/articles/213321/img18.gif.

2. http://festival.1september.ru/articles/213321/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/213321/img25.gif

+

+

http://festival.1september.ru/articles/213321/img26.gif

+

+

+

+

+

+

http://festival.1september.ru/articles/213321/img27.gif

+

+

+

+

Легко заметить, что на первом и седьмом, втором и шестом, третьем и пятом промежутках модули имеют равные знаки.

1. x http://festival.1september.ru/articles/213321/img28.gif, xhttp://festival.1september.ru/articles/213321/img29.gifhttp://festival.1september.ru/articles/213321/img31.gif+2http://festival.1september.ru/articles/213321/img32.gif–3http://festival.1september.ru/articles/213321/img33.gif = 0, –3 = –3 http://festival.1september.ru/articles/213321/img30.gif

2. http://festival.1september.ru/articles/213321/img35.gif, –http://festival.1september.ru/articles/213321/img36.gif+2http://festival.1september.ru/articles/213321/img37.gif–3http://festival.1september.ru/articles/213321/img38.gif = 0 , 2http://festival.1september.ru/articles/213321/img39.gif+10http://festival.1september.ru/articles/213321/img40.gif+12 = 0 http://festival.1september.ru/articles/213321/img42.gif Первый корень является решением, второй – нет.

3. http://festival.1september.ru/articles/213321/img43.gif;1);http://festival.1september.ru/articles/213321/img44.gif. –http://festival.1september.ru/articles/213321/img45.gif+2http://festival.1september.ru/articles/213321/img46.gif http://festival.1september.ru/articles/213321/img47.gif. Первый корень не является решением, второй – является.

4. http://festival.1september.ru/articles/213321/img48.gif

Ответ: http://festival.1september.ru/articles/213321/img49.gif.

Объяснение учителя.

– Большой пример? А еще больше его решение. Посмотрите внимательно “ пристальным взглядом”. Что заметили? (что сумма выражений, стоящих слева, равна выражению, стоящему справа)

Если http://festival.1september.ru/articles/213321/img50.gifилиhttp://festival.1september.ru/articles/213321/img51.gif, т.е. http://festival.1september.ru/articles/213321/img52.gif.

Докажем, что это равенство верно, если http://festival.1september.ru/articles/213321/img53.gif.

Доказательство: http://festival.1september.ru/articles/213321/img54.gif, так как http://festival.1september.ru/articles/213321/img55.gif– верно, если http://festival.1september.ru/articles/213321/img56.gif.

– На дополнительном материале к уроку ( на столе у учащихся) написаны утверждения, которые облегчат решение некоторых уравнений и неравенств, содержащих модуль. Перепишите их в тетрадь и попробуйте, если возможно, применять их при решении примеров.

1. http://festival.1september.ru/articles/213321/img58.gif.

2.http://festival.1september.ru/articles/213321/img59.gif,

3. http://festival.1september.ru/articles/213321/img60.gifhttp://festival.1september.ru/articles/213321/img61.gif

4. http://festival.1september.ru/articles/213321/img62.gif

5. http://festival.1september.ru/articles/213321/img63.gif

6. http://festival.1september.ru/articles/213321/img64.gif решений нет.

7. http://festival.1september.ru/articles/213321/img65.gif.

8. http://festival.1september.ru/articles/213321/img66.gif.

9. http://festival.1september.ru/articles/213321/img67.gif

2.Решите неравенство:

рис.33

рис.34

Ответ (-∞;-4] U [-1; +∞)

2) рис.35 (учащиеся решают самостоятельно, проверка по слайду).

рис.36

 

ΙV. Закрепление пройденного материала.

1.Самостоятельная работа (по вариантам)

Вариант №1.

1. │-x2 + x - 1│= │-x2 + 2x + 3│,

рис.38

Ответ {-4; 2; -0,5}

2. (x - 2)2 - 8│x -2│+ 15 = 0

Решение.  │x -2│= t, t >0

рис.44

Ответ {-3; -1; 5; 7}

рис.39Вариант №2. 

1.│x + x2 - 3│≤ │x - 2 + 2x2

Решение. (x + x2 - 3 + x - 2 + 2x2)(x + x2 - 3 - x + 2 - 2x2) ≤ 0

(2x + 3x2 - 5)(-x2 - 1) ≤ 0, (2x + 3x2 - 5)(x2 + 1) ≥ 0, (2x + 3x2 - 5) ≥ 0

рис.40

2. Пример №2. x2 + │x │- 6 = 0 (учащиеся решают самостоятельно).

Решение.  │x │= t, t >0

t2 + t - 6 = 0, t1 = -3, t2 = 2, │x │= 2, x1 = -2, x2 = 2

Ответ  x1 = -2, x2 = 2

 

Вариант №3.

1.│3x - 1│< │2x - 5│ (учащиеся решают самостоятельно).

(3x - 1 + 2x - 5) (3x - 1 - 2x + 5) < 0, (5x - 6)(x + 4) < 0, -4 < x < 1,2

Ответ (-4; 1,2)

 

2.. x2 -│x │- 12 ≥ 0

Решение.  │x │= t, t >0

рис.45

Вариант № 4.

1.2│x - 1│- 3│x + 4│= 1

Решение. x1 = 1, x2 = -4

рис.41

2.│ x2 - 2x│+ │x - 1│≤ x2

Решение. │ (x - 2)x│+ │x - 1│≤ x2

x1 = 0, x2 = 2, x3 = 1

рис.42

 

2.ТЕСТ.( http://egemaximum.ru/test-po-teme-modul-prostejshie-uravneniya-s-modulem/)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Итоги урока: выставление оценок

Домашняя работа

Решите уравнения методом

Замена переменной.

1) (x - 2)2 - 8│x - 2│+ 15 = 0,

2) x2 + │x│- 6 = 0,

3) x2 - 2x - 5│x - 1│+ 5 = 0.

4) x2 - │x│- 12 ≥ 0,

5) 20 - 3x2 + 11│x │> 0,

6) x2 - 2x + 1 < 2│x - 1│.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Интернет-ресурсы:

www.ziimag.narod.ru - персональный сайт автора Мордковича А. Г. "Практика развивающего обучения".

www.math.ru -Интернет - поддержка учителей математики.

www.it-n.ru-Сеть творческих учителей. Материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе:

– библиотека готовых учебных проектов с применением ИКТ, а также различные проектные идеи, на основе которых можно разработать свой собственный проект;

– библиотека методик проведения уроков использованием разнообразных электронных

ресурсов;

– руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения в учебном процессе;

– подборка ссылок на интересные аналитические и тематические статьи для педагогов.

www.exponenta.ru -Образовательный математический сайт. Содержит материалы по работе с математическими пакетами Mathcad, MATLAB, Mathematica, Maple и др. Методические разработки, примеры решения задач, выполненные с использованием математических пакетов. Форум и консультации для студентов и школьников.

http:school-collection.edu -Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) к учебникам.

http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», -тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк  тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений.


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Зарождение математики произошло от потребностей человека решать проблемы быта и существования, постепенно математика стала развиваться как самостоятельная наука

Пояснительная записка Зарождение математики произошло от потребностей человека решать проблемы быта и существования, постепенно математика стала развиваться как самостоятельная наука

Тема урока : Уравнение и неравенства с модулями

Тема урока : Уравнение и неравенства с модулями

Ответ: 2. 2. Найти сумму целых решений неравенства

Ответ: 2. 2. Найти сумму целых решений неравенства

Используя определение модуля и его геометрический смысл, можно решить простейшие уравнения и неравенства с модулем

Используя определение модуля и его геометрический смысл, можно решить простейшие уравнения и неравенства с модулем

Ответ x 1 = -2, x 2 = 2 3

Ответ x 1 = -2, x 2 = 2 3

Если или , т.е. . Докажем, что это равенство верно, если

Если или , т.е. . Докажем, что это равенство верно, если

V . Закрепление пройденного материала

V . Закрепление пройденного материала

Решение. │ (x - 2)x│+ │x - 1│≤ x 2 x 1 = 0, x 2 = 2, x 3 = 1 2

Решение. │ (x - 2)x│+ │x - 1│≤ x 2 x 1 = 0, x 2 = 2, x 3 = 1 2

V . Итоги урока: выставление оценок

V . Итоги урока: выставление оценок

Методическая разработка урока по математике Уравнения и неравенства с модулем"

Методическая разработка урока по математике Уравнения и неравенства с модулем"

Интернет-ресурсы: www.ziimag

Интернет-ресурсы: www.ziimag
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2021