Театр! Нет на свете искусства, более понятного и родного для ребенка. Ведь театральное представление — это сплошная игра, а пространство игры для ребенка намного роднее и понятнее, чем сложный и серьезный мир взрослых. Поэтому малыши всех возрастов с удовольствием включаются в домашние представления!
Изготовление различных видов театров.docx
Тема: Изготовление различных видов театров
Задачи:
знакомство с историей возникновения театров используемых с детьми дошкольного
возраста, классификацией театров;
изготовление различных видов театров
Раскрыть особенности влияния театрализованной игры на развитие дошкольника
Ход:
Театр! Нет на свете искусства, более понятного и родного для ребенка. Ведь
театральное представление — это сплошная игра, а пространство игры для ребенка
намного роднее и понятнее, чем сложный и серьезный мир взрослых. Поэтому
малыши всех возрастов с удовольствием включаются в домашние представления! А
родителям того и надо: ведь игра в театр — это и замечательное комплексное
развивающее занятие, и повод весело провести время всей семьей.
История возникновения театра
Когда появляется на свет театр? Кажется, театрализованные действа
являются неотъемлемой частью культуры человечества с самого ее зарождения: в
какую бы древность мы ни заглянули, в ней найдутся элементы перевоплощения,
игры. Охотничьи обряды «пещерной» древности, ритуальные танцы, шаманские
камлания, пышные празднества в Древнем Египте и Месопотамии, греческие
вакханалии, римские торжества, средневековые религиозные мистерии — везде
присутствует доля перевоплощения, театральной игры.
Первоначально все театрализованные зрелища носили сакральный смысл, но
уже в Древней Греции возникает и достигает невиданных высот и светский театр,
целью которого было поучение и воспитание граждан. Греческая традиция была
продолжена и в Древнем Риме — правда, акцент сместился с воспитания на
увеселение, развлечение публики.
В Средние века (как в Европе, так и в России) продолжают развиваться две
ветви театрального искусства — религиозная и светская, однако светский театр,
осуждаемый Церковью, уходит глубоко «в народ». Появляются бродячие
театральные труппы, которые по праздникам развлекали народ примитивными
фарсами, часто — с острым социальным подтекстом: высмеивались богачи,
правители, духовные лица и т. д. В русских землях таких лицедеев называли
скоморохами, а любимым героем был Петрушка — простой парень «из народа»,
который в коротких сценках высмеивал и наказывал самых разных
высокопоставленных «обидчиков».
Театр приходит домой
Домашний же театр появляется в России только в XVII веке, при царе
Алексее Михайловиче. Царь, жаждавший новых увеселений, создал в своей резиденции театр по образцу европейских, где драматическое искусство
развивалось не в пример быстрее нашего. Первый же спектакль в новом театре имел
огромный успех — несмотря на то, что шел он целых 10 часов, зрители досмотрели
представление до конца и остались очень довольны.
Новая царская забава быстро стала популярной среди знати: многие бояре
устраивают у себя крепостные театры, формируя труппы из талантливых крестьян.
Впрочем, сами владельцы далеко не сразу стали участвовать в представлениях —
поначалу лицедейство полагалось занятием, не подходящим для знатного человека.
Однако понемногу и сами дворяне включаются в игру: сначала появляются балы
маскарады, потом — семейные спектакли на религиозные (Рождество, Пасха) или
светские темы. Сценарии для домашнего театра писал, например, Лев Толстой —
причем в его сценках роли царские и боярские отдавались крестьянам, а простой
люд играла барская семья. К концу XIX века домашние театрализованные сценки
стали привычным способом проведения досуга для образованных дворянских семей.
Почему же домашний театр приобрел такую популярность в дворянской
среде? Они разглядели в нем то, что увидели раньше древние греки: большие
возможности для воспитания души и ума, для нравственного роста, культурного
развития. Ведь театр и взрослых, и детей приобщает к огромному миру литературы
и музыки, развивает тонкий вкус, художественное мышление, умение сопереживать,
уверенность в себе — те качества, без которых невозможно представить себе
психологически здорового и культурного человека.
Каким бывает домашний театр?
С тех пор прошло много лет. Домашний театр пережил трудные времена
забвения, а затем возродился, словно феникс — в самых различных формах.
Сегодня многие семьи устраивают дома игровые или кукольные представления. И
если с традиционным театром все понятно: нужно набрать актеров, сшить костюмы
(или подругому условно обозначить роли), отрепетировать и сыграть
представление — то многообразие домашних кукольных театров требует
отдельного рассмотрения.
Театральные куклы бывают разными. В профессиональном театре кукол чаще
всего можно встретить куклумарионетку и подвижную тростевую куклу, но для
домашнего использования они мало пригодны — управлять такими куклами
сложно, да и сделать их непросто. В домашних представлениях участвуют, чаще
всего, куклы попроще:
неподвижная тростевая кукла — кукла (или даже обыкновенная
мягкая игрушка), закрепленная на трости так, чтобы ее можно было выводить изза
ширмы;
куклаперчатка;
бибабо — примитивная куколка с головой, которая надевается на
палец, и свободно висящим платьицем (такую куклу очень просто сделать из любого
платочка);
кукла для театра теней — искусно вырезанная плоская фигурка на
тонкой тросточке.
Подробнее о видах и способах изготовления всех этих кукол можно почитать
«Пальчиковый театр».
в книге Каждый из типов кукол подходит для постановки разных спектаклей.
Например, куклыперчатки прекрасно подходят для импровизационных спектаклей,
«обыгрывающих» сценки из жизни семьи, с помощью простых тростевых кукол
можно сыграть рождественское представление, а театр теней замечательно
подходит для постановки таинственных и немного страшных историй. Впрочем, все
зависит только от фантазии актеров и режиссеров. Ведь самое главное в домашнем
театре — это свободное творчество и доброе, дружеское общение всех членов
семьи. Играйте в театр почаще, это отличный повод собраться вместе!
Влияние театрализованной игры на развитие дошкольника
Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на развитие
детей дошкольного возраста невозможно. Такая деятельность способствует:
усвоению и закреплению детьми учебного материала; развитию речи и мелкой
моторики; формированию коммуникативных навыков; развитию творческих
способностей, выявлению талантов малышей; формированию умения
взаимодействовать с окружающими; становлению чувствительноэмоциональной
сферы; появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге;
воспитанию эстетического вкуса; развитию таких личностных качеств, как
целеустремленность, воля, инициативность и другие. Виды театров в ДОУ Таким
образом, организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании
решает целей ряд образовательных и воспитательных целей. Кроме того,
способствует реализации требований государственного стандарта, так как
благодаря такой форме педагогической работы, дети учатся самостоятельно
выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество. Какие
же виды театров в детском саду возможно организовать?
В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками
такую деятельность, как: настольный театр; стендовый; верховой; наручный;
напольный; театр живой куклы.
В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды.
Подробнее о каждом из них расскажем ниже. Стендовый театр Стендовый театр
представляет собой какуюлибо поверхность, на которую крепятся фигурки
персонажи и декорации. К такому виду относятся: Театр на фланелеграфе (доске,
обтянутой тканью). Для организации такого вида деятельности потребуется
промышленный или изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки
персонажи выбранного художественного произведения, на которых необходимо с
обратной стороны прикрепить липучки. Таким образом, по мере развития сюжета,
ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.
Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид,
только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные
полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают
самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного
экрана для зрительного или музыкального зала. Теневой театр в садах — самый
загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют
в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая
вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров
экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется
«театр живых теней».
Настольный театр
Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность
проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи
должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все
необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же бывает настольный театр в
детском саду: Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в
какомлибо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые
детали и можно начинать спектакль. Магнитный представляет собой металлическую
доску с магнитами — персонажами какойлибо сказки. Театр из природного
материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких
персонажей в ящике с песком.
«Наручный» театр К этому виду относится театрализованная деятельность,
для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или
игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском
саду: пальчиковый; перчаточный. Что необходимо для того, чтобы организовать
такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер
зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще
всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут
принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить
пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и
других материалов. Что говорит о вас форма лица? Почему врачи рекомендуют
спать на левом боку? 11 признаков, что вас посетил ангелхранитель «Перчаточных
кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе
необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.). Важно отметить, что
пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую
моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на
формирование речи детей. Верховой театр Что представляет собой верховой театр?
Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его
особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который
ими управляет. Бывают следующего вида: В тростевом театре используются куклы,
которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который
управляет персонажами, спрятан за ширмой. Большую популярность приобретает
театр «Бибабо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются
на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким
образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.
Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой
игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого
понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а
на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского
спектакля малышикукловоды держат персонажей из ложек за ручку. Напольный
театр В напольном театре используются куклымарионетки. Сделать их
самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в
специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид
театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши
еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки
«ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению
положительных эмоций у дошкольников. Театр живой куклы Но чаще других
организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность можно
провести в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, изучению
иностранного языка, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого»
театра может быть посвящена какомулибо празднику, например, Масленице или
Новому году. Различают следующие виды описанной игровой деятельности: театр
масок; театр куколвеликанов. Последний проводится чаще всего как досуговая
деятельность в ДОУ. Роли куколвеликанов выполняют либо взрослые, либо
старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей. Тогда,
как театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие
воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог
может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся
малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей.
Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут самостоятельно
под руководством педагога, например, на занятиях по художественно
эстетическому развитию или во время досуговой деятельности.
Театр для дошкольников
Театр для дошкольников
Театр для дошкольников
Театр для дошкольников
Театр для дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.